- Когда появилась философия?
- Общие сведения
- Формирование древнегреческой философии в VI-V веке до н э.
- Философия древнего мира (Древней Греции)
- Характерные черты
- Расцвет Древнегреческой философии
- Особенности философии античного мира
- Периоды философии Древней Греции
- Греческий натурфилософский
- Классический, или афинский
- Эллинистический римский
- Проблемы
- Представители
- Анаксимандр
- Фалес
- Анаксимен
- Ксенофан
- Зенон
- Мелисс
- Анаксагор
- Демокрит
- Первые философские школы Древней Греции и их идеи
- Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг до н.э.)
- Школа элатов
- Милетская школа
- Школа Гераклита Эфесского
- Школа пифагорейцев
- Школа атомистов
- Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)
- Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг до н.э.)
- Платон и его Академия (427 – 347 гг до н.э.)
- Учение Аристотеля (384 год до н э.)
- Эпикуреизм (306 год до н э.)
- Школа скептиков (IV век до н.э.)
- Школа стоиков (IV век до н э. – II век н э.)
- Характеристика античной философии 3-ьего периода
Когда появилась философия?
принято считать, что философия зародилась приблизительно — в 7-6 веках до нашей эры в Древней Греции и одновременно в Древнем Китае и Индии. Некоторые ученые считают, что философия восходит к Древнему Египту. Одно можно сказать наверняка, египетская цивилизация оказала огромное влияние на греческую цивилизацию.
Общие сведения
Философия буквально означает «любовь к мудрости». Это форма познания мира, которая разработала систему общих характеристик, знаний и познаний о человеческом существовании, об отношениях между человеком и миром. Наука занимается изучением общих закономерностей развития общества и мира, изучением категорий и моральных ценностей, процесса познания и мышления.
Первое использование слова «философия» встречается в трудах Геродота и Фукидида, в современном смысле этот термин употреблял Сократ.
Античная философия формировалась на основе мистерий (греческое учение VI века до нашей эры, связанное с именем певца Орфея) и философских традиций мыслителей, политиков и общественных деятелей. Существенное влияние на обучение оказали мудрецы и жрецы Месопотамии, Египта и древних восточных стран.
В первые века философия в основном изучалась и писалась на греческом языке. Начиная со II-I веков до н.э литература Н.С также писалась на латыни. Многие тексты также были переведены на сирийский и арабский языки, что позволило сохранить произведения в переводах, в то время как греческие оригиналы были утеряны.
Специфика и особенности античной философии заключаются в следующем:
- он синкретичен: проблемы не разделяются на отдельные проблемы, как во второй момент, а «сливаются» в одну. При этом исследовались различные проблемы: этические, эстетические, правовые, политические и т.д.
- он космоцентричен и пантеистичен: он охватывает Космос в целом вместе с человеком и исходит из Космоса. В то же время существование соседей для человека признавалось естественным. Сам человек тоже был частью природы, он ничем не выделялся.
- Наука функциональна: философы пытались ответить на фундаментальные вопросы, чтобы помочь людям.
- Философия в древности многого достигла на концептуальном уровне: логика этого времени — это логика общих понятий.
- У античной философии была своя этика — этика добродетели (в отличие от более поздней этики долга и ценностей). Философское мировоззрение основывалось на идее, что человек наделен как добродетелями, так и пороками.
примечательно, что греческие и римские философы в древности были оторваны от физического труда. Со временем возник отдельный, независимый слой общества, культурно образованный.
Формирование древнегреческой философии в VI-V веке до н э.
Первой философской школой Древней Греции считается школа мыслителя Фалеса в городе Милет. Отсюда и название этой школы — милетская. Первая школа философов отличалась тем, что включала мир в целом, не отделяя живые вещества от неживых.
- Фалес. Этот философ был первым, кто открыл созвездие Большой Медведицы и установил, что свет луны, падающей на землю, является его отражением. Согласно учению Фалеса, все вокруг нас состоит из воды. Его тезис: «Все без воды и все в воде». Вода — это одушевленная субстанция, которая, как и космос, наделена одушевленными силами. Фалес выдвинул идею об одностороннем правлении природы, то есть порождении единого целого. Современники называли это натурфилософией.
- Анаксимандр. Земля, согласно его учению, представляет собой невесомое тело, парящее в воздухе. Современный мир сформировался из морских отложений на границе между водой и побережьем. Согласно учению Анаксимандра, вселенная умирает, чтобы возродиться.
- Другой представитель школы Майлза, Анаксимен, ввел понятие апейрона — неопределенного начала. Он понимает, что воздух наполняет все живое и неживое. Человеческая душа тоже состоит из воздуха. Если воздух выпускается, он распадается на пламя и эфир, согласно философу, по мере того как он сгущается, воздух сначала превращается в облака, затем в ветер и камни.
- Среди философов Древней Греции первого периода становления выделялся Гераклит Эфесский. Он происходил из аристократической семьи, но покинул свой дом и отправился со своими учениками в горы. Гераклит считал огонь основой всего сущего. Человеческая душа, горящая вечно, тоже создана из огня. «Судьба мудреца — быть вечно наполненным огнем поиска истины», — утверждал философ. Один из самых известных тезисов Гераклита: «все течет, все меняется». Подобно философам школы Майлза, Гераклит считал, что вселенная умирает, чтобы возродиться. Основное отличие его философии состоит в том, что все живое вещество рождается в огне и превращается в огонь.
Гераклит создал новое понятие в философии — «Логос» — своеобразный свод законов, созданный божественными силами. Логос, иными словами, голос космоса, но, несмотря на то, что люди его слышали, они его не понимают и не принимают. Все живые существа могут меняться, но суть Логоса всегда остается неизменной.
- Пифагор. Этот древнегреческий философ и математик основал свою школу в Кротоне. Пифагорейцы считали, что государством должен править человек с благородным сердцем. Мыслитель считал, что все существующее основано на числах. Ученый также известен тем, что доказал свои геометрические и математические теоремы. Таблица умножения используется с древних времен до наших дней.
Философия древнего мира (Древней Греции)
Отсюда философия Древней Греции. Этот период в истории философии, пожалуй, один из самых загадочных и завораживающих. Это называют золотым веком цивилизации. Часто возникает вопрос, как и почему философы того времени породили столько гениальных идей, мыслей и гипотез? Например, гипотеза о том, что мир состоит из элементарных частиц.
Античная философия — это философское направление, которое развивалось более тысячи лет с конца VII века до нашей эры до VI века нашей эры.
Характерные черты
В чем цель философствования? Цель этой деятельности заключается в самой деятельности. Что становится предметом античного философствования? Сюжет — тайны космоса и самой Вселенной. Первоначальным вопросом становится поиск арха, то есть происхождения всего сущего, субстанции. Направление античного философствования связано со спецификой философского мировоззрения, в основе которого лежал космоцентризм. Космоцентризм — это признание первенства естественной реальности. Для греков красота была синонимом природы. Методом познания, к которому они прибегли, было абстрактное мышление, то есть работа мышления в пространстве, где нет чувственных образов. Именно они разрабатывают теоретические (логические) операции абстракции, обобщения, анализа, синтеза, индукции и дедукции.
Характерные черты античной философии:
- функциональный — пытается помочь людям в их жизни, философы той эпохи пытались найти ответы на кардинальные вопросы жизни.
- космоцентрический — охватывает весь Космос вместе с человеческим миром;
- имеет свою этику — этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в развитии их этика достигла необычайные высоты;
Расцвет Древнегреческой философии
В период V-IV вв. До н.э в Древней Греции развивались точные и естественные науки. Примечательно, что это развитие происходит на фоне мифологии и религии.
Особенности философии античного мира
Античная философия имела ряд характерных черт, которые отличали ее от других философских течений.
- Для этой философии характерен синкретизм, то есть единство важнейших проблем, и в этом ее отличие от более поздних философских школ.
- Для такой философии также характерен космоцентризм: согласно ей, космос связан с человеком множеством неразрывных звеньев.
- В античной философии практически не было философских законов, многое в ней было развито на уровне понятий.
- В нем большое значение имела логика, и ее развитием занимались ведущие философы того времени, в том числе Сократ и Аристотель.
Периоды философии Древней Греции
его принято делить на несколько периодов.
- Первый период — ранний (до V в. До н.э.). Он делится на натуралистический (в нем важнейшее место отводилось космическому принципу и природе, когда человек не был главной идеей философии) и гуманистический (в нем главное место занимал человек и его проблемы, в основном этического характера).
- Второй период — классический (5-6 вв. До н.э.). В этот период развивались системы Платона и Аристотеля. После них наступил период эллинистических систем. Они сосредоточились на моральных качествах человека и проблемах, связанных с моралью общества и человека.
- Последний период — это философия эллинизма. Он разделен на ранний эллинистический период (4-1 век до н.э.) и поздний эллинистический период 1 век до н.э. — 4 век)
Греческий натурфилософский
его еще называют досократическим, космологическим. Само название «натурфилософы» переводится как «философы природы».
Общей чертой античной философии этого периода является переход от космогонии к немифологическим, рационализированным учениям, поиск начала и изучение устройства мира, его происхождения в единой «природа-человек-боги» система, а природа космоса определила природу человека. Проблемы этики и эстетики не поднимались.
Школы естественной философии включают:
- Милеская: Ее основателем был Фалес. Представители считали, что все (боги, природа, человек) имеет общее происхождение (вода, воздух, другие вещества).
- Элеаты: существование непрерывно, вечно, одно и нерушимо. Можно только изучать бытие, а изучение возможно только умом, который знает истину, а чувства формируют мнение, которое может не отражать текущее положение дел.
- Пифагорейцы: сам Пифагор считал мир стабильным целым, подчиняющимся законам числа и гармонии.
Школы формировались в Малой Азии, затем в Италии, в городах-государствах. Названия школ были получены от городов, в которых они были созданы, или от имен основателей.
Классический, или афинский
это считается расцветом древней философии, ориентированной на Афины. В то время ученые перешли от вопросов о природе вещей к проблемам этики и морали, вопросам человеческой мысли и проблемам общества. Также существует систематизация учений и систем.
Основными древнегреческими мыслителями и школами являются:
- Софисты: переводится как «мудрецы». Их называют «профессиональными философами», потому что они обучают логике, ораторскому искусству и другим наукам за плату и считают особенно важным уметь убедить слушателей, даже если выраженная идея ложна. К основным характеристикам школы также относятся отрицание старых норм и критика религии, признание человека мерилом всего, свободного и независимого, внимание к проблемам общества, человека и повседневной жизни. Софисты не оставили ни единого учения, но пробудили интерес к человеку и критическое мышление.
- Сократ: считается основателем классической философии. Он изучал внутренний мир человека, считал, что главное — знания и разум, но учения софистов были слишком поверхностными. Принципы Сократа включают самопознание и признание незнания как стимула к обучению, существование более высокого, Универсального Разума, небольшая часть которого — человеческий. Сократ передавал знания и получал новые в процессе устной беседы со студентами и оппонентами.
- Платон: Ученик Сократа, он проповедовал его идеи и основал школу в афинском пригороде — Академию. В основе его учения лежала концепция «единого» (основы реальности и бытия), разума и души, а также поиск взаимосвязи между материальным и идеальным, бытием и мыслью. Платон считал, что мир делится на реальный (материальный, изменчивый и несовершенный) и мир идей (первичные образы, понятные разуму). Каждый объект несет в себе свою идею, материальные объекты могут возникать только как подобия идеала и обладать собственными характеристиками.
- Аристотель: ученик Платона, который позже стал наставником Александра Великого и основал свою школу. Он развивал идеи учителя, хотя многие его мысли критиковал: например, считал, что нужно созерцать не абстрактные, а реальные образы, наблюдать мир.
Эллинистический римский
Речь идет о периоде с 3 века до н.э до 3 века до н.э. Название происходит от названий греческого государства Эллада и Рим. В этот период развивались как греческая, так и римская школы, на учение оказали влияние традиции и идеи покоренных народов Восточной и Северной Африки.
Философия в первую очередь задумана как учение, ответственное за развитие норм и правил жизни; после этого объектом изучения становится познание божественного.
В это время развиваются старые школы и появляются новые. Основные направления:
- Цинизм. Известные кинотеатры — Антисфен (ученик Сократа) и его ученик Диоген. Первые считали, что философия должна быть ближе к природе, а жизнь должна быть упрощена, богатство и роскошь должны быть удалены. Более того, философ не признавал правительство и государство и считал разум единственной ценностью. Диоген прославил направление философской мысли и самого учителя.
- Скептицизм. Основателем является Пирро д’Элиде, на которого повлиял Демокрит, аскеты и сектанты, которых мудрец встретил во время кампании Александра Великого в Азии. Основная идея потока — это текучесть всего сущего: все меняется, ничто не останавливается. Будучи несовершенным, человек не может понять правду, а потому должен просто жить, пытаясь сохранить внутренний мир.
- Эпикурейство. Известные представители — Эпикур и Лукреций Кар (автор «О природе вещей»). Первые считали, что смерть не страшна (когда есть жизнь, нет смерти, когда есть смерть, нет человека), а знание — это результат понимания чувственного опыта. Следовательно, центральная мысль — гедонизм — желание доставить удовольствие. Наивысшее благо — это освобождение от страданий и постоянное чувство удовольствия, этого можно достичь разумно и нравственно, с уважением к богам.
- Стоицизм. Представители — Цицерон, Плутарх, Сенека, Марк Аврелий. Для стоика идеальный ученый — бесстрастный и бесстрастный ученый с сильной волей. Главной целью человека было признано счастье, ну — все, что направлено на сохранение человека. Философы призывали жить в гармонии с сознанием и природой, не причинять вреда другим и стараться улучшить свое положение. Например, Марк Аврелий считал, что все люди равны от рождения и должны принимать участие в управлении страной, при нем положение женщин и рабов улучшилось.
- Неоплатонизм. Появившийся в III веке самый влиятельный философ — основатель Плотин, само направление основано на идеях Платона. Основная идея учения — наличие некоего трансцендентного принципа (Единого), «падение» нашего мира (пространства) от Единого, недоверие к материальным формам, которые являются «тюрьмой для души». Цель направления — окончательное слияние с Единой божественной сущностью, возвращение к источнику. Последний античный философ Боэций принадлежал к течению.
После неоплатонизма появилась христианская философия. Его главной задачей было противостояние философским тенденциям, развитым в то время, для утверждения их господства.
Античная философия оказала огромное влияние на жизнь и развитие науки не только своего времени, но и последующих столетий. Он прошел долгий путь от первых попыток поставить во главу интересов природу, человека и общество до мыслей о необходимости слиться с Высшим Божественным Единым, отказаться от оболочки тела.
Проблемы
Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологический; гносеологический; методологические; эстетический; Логические; этический; политический; юридический.
В античной философии знание считается: эмпирическим; чувственный; рациональный; логично.
В античной философии развивается проблема логики; Сократ, Платон и Аристотель внесли большой вклад в его исследования.
Социальные проблемы в античной философии включают широкий круг тем: государство и право; Опера; проверить; Война и мир; пожелания и интересы властей; разделение собственности на компанию.
Согласно древним философам, идеальный правитель должен обладать такими качествами, как знание истины, красоты, добра; мудрость, отвага, справедливость, остроумие; он должен иметь разумный баланс всех человеческих способностей.
Античная философия оказала большое влияние на последующую философскую мысль, культуру и развитие человеческой цивилизации.
Представители
Основные представители античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.
Анаксимандр
Он написал научный очерк «О природе» в 547 году до нашей эры. NS. Он был первым, кто ввел понятие законов природы. Ученому приписывают авторство первого закона сохранения, относящегося к материи.
Его взгляды на астрономию предполагают, что небесные тела на самом деле не материальные образования, а окна, через которые виден огонь.
Этот философ не только хотел понять мир, но и объяснить, как он родился. Анаксимандр утверждал, что развитие Вселенной происходит без участия богов. Он считал, что основу Вселенной составляет пчелиная железа, которая постоянно движется, как вихрь, разделяясь на противоположности.
Фалес
Этот философ считается первым древнегреческим философом. Он родился в 640 г и умер в 548 г до н.э. Его считают родоначальником всей европейской науки.
Уже в пятом веке его имя использовалось как имя нарицательное для характеристики мудрецов. Он родился в богатой семье и много путешествовал. Он известен своим участием в политической деятельности, направленной на объединение ионических городов перед лицом захватчиков.
Работы этого философа не сохранились. Информация об этом дошла до нас благодаря трудам древних историков.
Анаксимен
Этот философ считал, что все состоит из воздуха и что разнообразие предметов и явлений связано с тем, что он по-разному сгущается. Он сравнил свойства воздуха с водой и увидел следующие преимущества:
- в отличие от воды, которая занимает ограниченный объем, воздух имеет неограниченное распространение;
- Анаксимен сравнил весь мир с живым существом, которое нуждается в воздухе.
Философ считал, что основой души каждого человека является воздух, и считал, что количество миров бесконечно.
Ксенофан
Аристотель высоко оценил вклад этого ученого в философию: он посвятил ему отдельный трактат. Этот человек оставил о себе тяжелое впечатление. Одни считали его материалистом, другие богословом. Были и те, кто считал, что его достижения относятся к области культуры, а не философии.
Этот философ подверг сомнению религию своего времени, но он не был атеистом. Его точка зрения заключалась в том, что Бог пантеистичен и един.
В его взглядах были материалистические взгляды.
Зенон
Он активно изучал концепции движения, пространства и множества. Он отметил их внутреннюю несостоятельность. Известен созданием апорий, подтверждающих это.
Мелисс
Известен своим философским трактатом «О природе». Он занимался политикой и пользовался большим уважением. Он был военачальником и в его активе были победы в боях.
Анаксагор
Он учил, что мир состоит из вечных элементов, которые он назвал семенами. Он утверждал, что они создают все разнообразие в мире. Он считал, что ими управляет Космический Разум.
Демокрит
Этот философ был первым, кто предложил учение об атомах как основе природы. Его считают основоположником материализма. Он отрицал существование богов.
Естественная философия кажется трудной для понимания. Однако это был необходимый этап в развитии науки.
Первые философские школы Древней Греции и их идеи
Первые досократические философские школы Древней Греции возникли в VII-V вв. До н.э в первых городах-государствах Древней Греции, которые были в формировании. Самые известные ранние философские школы Древней Греции включают следующие пять школ:
Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг до н.э.)
Пифагор (ок. 570 — 497 до н.э.), философ и математик, в юности слушал Анаксимандра, посетил Египет и Вавилон, где изучил математику и астрономию. Около 532 г до н.э в городе Кротоне он основал «Пифагорейский союз» — нечто среднее между школой философии и тайным обществом. У членов профсоюза было общее имущество и общий распорядок дня, включая музыку, гимнастику и науку. Обучение в школе длилось 15 лет.
Пифагорейцы также придерживались идеи изначальной материи, которую они считали числом. Они сделали числа абсолютными и обожествленными. Пифагор разработал математическое объяснение мировой гармонии на основе числа, меры и пропорции. Он считал, что все, что происходит в мире, регулируется определенными математическими соотношениями; задача философа — выявить эти отношения. Пифагор называл себя философом, а своих учеников — математиками, потому что их обучение начиналось с изучения чисел.
Гераклит Эфесский (ок. 544–480 до н. Э.) Считал огонь источником — вечным и божественным элементом, который управляет всем. Гераклит считал, что мир находится в вечном движении, которое состоит из борьбы противоположностей: холода и тепла, жизни и смерти и т.д. Он назвал эту борьбу Логосом — одним законом для всего сущего, эквивалентным огню.
Ксенофан Колофонский (род. 570 г до н.э.) — философ и поэт, во многом предопределивший учение элеатов. Ксенофан впервые разделил знание на «истинное» и «разумное», аргументируя это тем, что человек не может полностью познать истину (то есть это было в основе скептицизма). Он также отрицал существование антропоморфных греческих богов и верил в существование только одного Бога, неотделимого от мира.
Школа элатов
Школа Эйлата была сосредоточена на объяснении природы мира и существования человека в этом мире. Основные философы этой школы — Зенон, Ксенофан и Парменид.
- Ксенофан, философ и поэт, был одним из первых, кто заговорил о подвижности Вселенной. Он также критиковал религию древних греков. Он также высмеивал гадалок и гадалок, называя их мошенниками.
- Приемный сын Парменида Зенон разработал теорию «мира мнений», в которой главная роль принадлежит движению и числу. Этот мыслитель пытается устранить все непонятное методом исключения.
- Парменид утверждал, что в мире нет ничего, кроме бытия. Философ считал, что критерием всего является разум, а все чувствительное имеет размытые границы и не подлежит глубокому пониманию.
Милетская школа
Первые философы были жителями города Милета на границе Востока и Азии (территория современной Турции). Философы Милета (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр) обосновали первые гипотезы происхождения мира.
Фалес (около 640 — 560 гг. До н.э.) — основатель школы Майлза, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов, считавший, что мир состоит из воды, имея в виду не ту субстанцию, которую мы привыкли видеть, но некий материальный элемент.
Великие успехи в развитии абстрактной мысли были достигнуты в философии Анаксимандра (610 — 540 гг. До н.э.), ученика Фалеса, который видел происхождение мира в «айпероне» — бесконечной и неопределенной субстанции, вечной, неизмеримой, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которой все будет преобразовано. Более того, он был первым, кто вывел закон сохранения материи (фактически, он открыл атомную структуру материи): все живые существа, все предметы состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуются новые вещи и живые организмы, а также он был первым, кто выдвинул идею происхождения человека в результате эволюции от других животных (он предвосхитил учение Чарльза Дарвина).
Анаксимен (546 — 526 гг. До н.э.) — ученик Анаксимандра, он видел начало всего, что существует в воздухе. Он выдвинул идею, что все вещества на Земле являются результатом разной концентрации воздуха (воздух при сжатии превращается сначала в воду, затем в ил, затем в землю, камень и т.д.).
Школа Гераклита Эфесского
В этот период город Эфес находился на границе Европы и Азии. С этим городом связана жизнь философа Гераклита (вторая половина VI — первая половина V века до нашей эры). Он был человеком из аристократической семьи, отказавшимся от власти ради созерцательного образа жизни. Он выдвинул гипотезу о происхождении мира как об огне. Важно отметить, что в данном случае речь идет не о материале, субстрате, из которого все создано, а о веществе. Единственный известный труд Гераклита называется «О природе» (как и другие философы до Сократа).
Гераклит не только ставит проблему единства мира. Его учение призвано объяснить факт самого разнообразия вещей. Какова система границ, для которой вещь имеет качественную определенность? Это то, что есть? Почему? Сегодня мы можем, основываясь на знаниях естествознания, легко ответить на этот вопрос (о границах качественного определения вещи). А 2500 лет назад, чтобы поставить хотя бы одну такую проблему, человеку нужно было обладать незаурядным умом.
Гераклит говорил, что война — отец всего и мать всего. Речь идет о взаимодействии противоположных принципов. Он говорил образно, и его современники думали, что он призывает к войне. Еще одна известная метафора — известная поговорка о том, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды. «Все течет, все меняется!» — сказал Гераклит. Следовательно, источником становления является борьба противоположных принципов. Впоследствии это станет целым учением, основой диалектики. Гераклит был основоположником диалектики.
У Гераклита было много критиков. Его теория не нашла поддержки у современников. Гераклита понимала не только толпа, но и сами философы. Наиболее авторитетными ее противниками были философы Элеи (если уж говорить об «авторитете» древних философов).
Школа пифагорейцев
Пифагорейцы — сторонники и последователи древнегреческого философа и математика Пифагора (вторая половина VI — начало V века до н.э.) считали, что число является первопричиной всего (вся окружающая действительность, все происходящее можно сократить к числу и измеряется числами). Они отстаивали познание мира по числам (они рассматривали познание по числам как промежуточное средство между чувственным и идеалистическим сознанием), они рассматривали единство как мельчайшую частицу всего и стремились определить «протокатегории», которые демонстрируют диалектическое единство мир (четный — нечетный, светлый — темный, прямой — изогнутый, правый — левый, мужской — женский и т д.).
Заслуга пифагорейцев в том, что они заложили основы теории чисел, разработали принципы арифметики и нашли математические решения многих геометрических задач. Они обратили внимание на то, что если в музыкальном инструменте длина струн относительно друг друга составляет 1: 2, 2: 3 и 3: 4, то можно получить такие музыкальные интервалы, как октава, квинта и четвертая. В соответствии с историей древнеримского философа Боэция, Пифагор пришел к мысли о главенстве числа, заметив, что одновременные удары молотков разных размеров производят гармоничные созвучия. Поскольку вес молотов можно измерить, количество (число) правит миром. Они искали такие отношения в геометрии и астрономии. На основании этих «исследований» они пришли к выводу, что небесные тела тоже находятся в музыкальной гармонии.
Пифагорейцы считали, что развитие мира было цикличным и что все события повторялись с определенной периодичностью («возвращением»). Другими словами, пифагорейцы считали, что в мире ничего нового не происходит, что через определенный промежуток времени все события в точности повторятся. Они приписывали числам мистические свойства и считали, что числа могут даже определять духовные качества человека.
Школа атомистов
Атомисты представляют собой материалистическую философскую школу, философы которой (Демокрит, Левкипп) рассматривали микроскопические частицы — «атомы» как «строительный материал», «первый кирпич» всего. Левкипп считается основоположником атомизма (5 век до н.э.). О Левкиппе известно немного: он был родом из Милета и продолжил натурфилософскую традицию, связанную с этим городом. На него повлияли Парменид и Зенон. Утверждалось, что Левкипп — воображаемый человек, которого никогда не существовало. Возможно, в основе этого суждения лежал тот факт, что о Левкиппе практически ничего не известно. Хотя такое мнение существует, более надежным кажется то, что Левкипп все еще реальный человек. Ученик и соратник Левкиппа Демокрита (ок. 470 или 370 до н. Э.) Считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита»).
В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
- весь материальный мир состоит из атомов;
- атом — мельчайшая частица, «первый кирпичик» всего сущего;
- атом неделим (это положение опровергнуто наукой только в наши дни);
- атомы имеют разные размеры (от самых маленьких до самых больших), разные формы (круглые, продолговатые, изогнутые, «с крючками» и т д);
- между атомами есть пространство, полное пустоты;
- атомы находятся в вечном движении;
- происходит круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из одних и тех же атомов возникают новые живые организмы и объекты материального мира;
- атомы нельзя «увидеть» с помощью чувственного познания.
Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)
Так называлась группа философов, преподававших науку и ораторское искусство за плату. Школа софистов сформировалась в V веке. ДО ХРИСТА и длилась почти до конца Римской империи. Софисты подчеркивали практическое значение философии, они подводили ее к проблемам человека и общества.
Протагор сформулировал основные тезисы софистов: а) человек есть мера всего; б) всякая истина относительна и субъективна; в) моральные нормы также относительны и в случае неэффективности заменяются другими. Горгиас отрицал существование «ничего», а Гипус провозгласил, что все люди равны по своей природе.
Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг до н.э.)
Сократ (469 — 399 до н.э.) сделал человеческую совесть, мысль и духовный мир центром своего учения. Он отождествлял знание с добром и считал незнание первопричиной зла и человеческих пороков. Сократ утверждал, что знание не может быть передано в конечной форме, поэтому он предложил своим ученикам собственный способ понимания истины через аргумент и иронический (майевтический) диалог).
В начале четвертого века. ДО ХРИСТА некоторые ученики Сократа основали свои собственные школы, названные «Сократическими»:
- мегарская школа, основанная Евклидом, объединила учение Парменида о существе и идею Сократа о добре, тождественном добродетели. Евклид считал, что есть только добро, называемое Разумом (Разумом) или Богом; нет ничего против.
- элидо-эретрийская школа, основанная Федоном, была похожа на мегарскую школу и не создавала принципиально новых идей.
- школа Кирены, основанная Аристиппом, утверждала, что человек находится в плену своих ощущений, которых может быть только два: удовольствие и боль. Киренаики верили, что удовольствие — цель человеческой жизни, счастье — это совокупность удовольствия, а мудрость — способность подчинять удовольствие своей рациональной воле.
- Циничная школа была основана Антисфеном, но самым известным ее представителем был Диоген. Циники видели единственное благо человека в его внутренней свободе и считали все нормы и правила пустой условностью. Счастье для циников означало скромную жизнь, умеренную работу, воздержание как от удовольствий, так и от страданий.
Платон и его Академия (427 – 347 гг до н.э.)
Самым талантливым учеником Сократа был Платон (427–347 гг. До н.э.). Философская система Платона — первая в античности, где присутствуют все основные разделы: онтология, эпистемология, этика, эстетика и учение о государстве. Его методом философствования была диалектика: искусство задавать и решать вопросы, давая точные определения вещей. Платона считают основоположником объективного идеализма, поскольку он первым из греческих философов разделил понятия «материальный» и «идеальный».
В 386 г до н.э. Платон основал собственное учебное заведение в пригороде Афин — Академию, просуществовавшую почти тысячу лет. Обучение в Академии было бесплатным. Помимо философии, студенты изучали геометрию, арифметику, астрономию и музыкальную гармонию. Академия считалась крупнейшим научным и математическим центром своего времени, поскольку Платон считал математику неотъемлемой частью философского знания. Он также передал свои идеи о структуре справедливого общества своим ученикам.
Учение Аристотеля (384 год до н э.)
Аристотель — величайший ученик Платона и талантливый учитель в его Академии. Аристотель заложил основы психологии, этики и логики; сделал первую классификацию наук, выделив в отдельное направление метафизику (чистую философию). В зрелом возрасте он критиковал платоновское учение об идеях, объявляя материальный мир (природу) первичной реальностью, которая ничем не предопределена.
В 335 г до н.э. Аристотель открыл свою школу, или лицей, недалеко от Афин, где он преподавал уроки для студентов и широкой публики. Некоторые из («акроаматических») произведений Аристотеля — это записи, которые он использовал в обучении. Аристотелю и его ученикам удалось собрать в лицее огромное количество научных материалов по истории, философии, биологии и политике.
Эллинистический период характеризовался сосуществованием и соперничеством различных философских течений. Из них наиболее значительными являются стоицизм и эпикуреизм.
Эпикуреизм (306 год до н э.)
Эпикурейцы продолжили атомистическое учение Демокрита. Эпикур, основатель школы, на ее основе выдвинул новую теорию движения атомов. По ее словам, возможно произвольное отклонение атомов от заданной траектории, что Эпикур сравнивал со свободой человеческой воли. В 306 г до н.э он открыл школу в Афинах под названием «Сад
Эпикурейский », где он жил со своими собратьями. Эпикурейская теория познания основана на ощущениях. Они считали ощущения критерием истины, дающим истинное знание. Эпикурейская этика основана на концепции« удовольствия ». Человеческое счастье, согласно для них оно состояло из: а) ощущения удовольствия; б) освобождения от страданий и страха смерти. Удовольствие означало, прежде всего, физическое здоровье, безмятежность духа, спокойный и созерцательный образ жизни. Ведущим представителем эпикурейства был римский поэт и философ Тито Лукреций Карон.
Школа скептиков (IV век до н.э.)
Эта школа возникла в 4 веке до нашей эры как реакция на предыдущие учения, провозгласившие всемогущество научного и философского знания. На Пирра, основателя школы, оказали влияние взгляды Демокрита, софистов и киренаиков, а также учения индийских аскетов (он познакомился с ним во время азиатского похода Александра Великого).
Скептики считали невозможным постичь истину, т.е познание сути вещей, поскольку человеческое знание весьма относительно. Они видели путь к счастью в добродетельной жизни, воздержании от осуждения и достижении атараксии (безмятежности, внутреннего покоя).
Школа стоиков (IV век до н э. – II век н э.)
Стоическая школа, просуществовавшая шесть веков, делится на античную (конец IV — III вв. До н.э.), среднюю (II — I века до н.э.) и римскую (1-2 века до н.э.).
Зенон был основателем школы, но наиболее известными из них являются последние стоики Эпиктет и Марк Аврелий.
Стоики разделили всех людей на мудрецов, которые действуют по разуму, и глупцов, которые следуют своим желаниям и инстинктам. Этика стоиков состояла из следующих тезисов: а) жить в гармонии с природой и довольствоваться малым; б) следовать добродетели и чувству долга; в) спокойно переносить удары судьбы и бороться за душевное спокойствие.
Характеристика античной философии 3-ьего периода
Самые известные мыслители этого времени — Платон и Аристотель. Платон отвергал идеи материализма Демокрита, говоря о бытии как о совокупности бестелесных идей и о чувственных вещах в мире «становления» — мире, в котором все постоянно меняется. При этом он не считал себя чем-то уникальным, но считал его составленным из целого множества идей, объединяющих трансцендентное единство. Платон ввел понятие «материя», назвав материю началом всего изменчивого. Кроме того, Платон много внимания уделял понятию государства и месту, которое в нем занимает человек.
Аристотель частично продолжал идеи Платона, а частично критиковал их. В отличие от Платона материя Аристотеля поддается моделированию, и материя делима. Именно Аристотель ввел понятие формальной логики, а также сформулировал критерии, по которым может быть изучен материал.