- Аристотель: биография, факты из жизни
- Детство и юность
- Формирование мировоззрения и философских идей
- Образование
- Платоновский период
- Обучение в Афинах
- За пределами Афин
- Жизнь в Ассосе
- Пребывание у Гермия
- Аристотель — воспитатель Александра Македонского
- О воспитаннике Аристотеля
- Создание философской школы
- Обвинение и преследования
- Личная жизнь
- Последние годы жизни Аристотеля
- Смерть
- Основные идеи философского учения Аристотеля
- Бог как перводвигатель
- Идея души
- Теория познания и логика
- Законы логики Аристотеля:
- Телеология Аристотеля
- Физика, космология, биология
- Этические взгляды Аристотеля и учение о добродетелях
- Список произведений философа
- Топ малоизвестных фактов о древнегреческом учёном
Аристотель: биография, факты из жизни
Древний философ родился во фракийском городе Стагире, который тогда был колонией Греции. Ученые определили год рождения Аристотеля — 384 г до н.э.
Его родители греки. В те времена люди считали себя потомками богов. Так было и с отцом Аристотеля Никомахом: он привел свою семью к богу медицины Асклепию. Он служил врачом при королевском дворе — дед Александра Великого. Мать также происходила из знатной греческой семьи.
Отец не только лечил людей, но и писал медицинские труды. Он стал первым учителем своего сына. Однако в 15 лет мальчик остался без родителей и оказался на попечении дальних родственников. Затем Аристотель начал самостоятельную жизнь.
Детство и юность
Аристотель родился в македонском городе Стагира в 384 или 383 году до нашей эры в семье врача Никомаха, который служил при дворе царя Аминты III. Его отец был с острова Андрос, а мать будущего философа — Фестис — из Эвбойки Халкиды. Семья отца была одной из старейших в Элладе. Никомах настаивал на том, чтобы Аристотель и остальные дети получали образование с раннего возраста, что считалось нормальным для благородных семей того времени. Благородное происхождение его отца и высокий статус отца сослужили ему хорошую службу, когда его родители умерли в 369 году до нашей эры. Аристотеля усыновил муж своей старшей сестры, которую звали Проксен. Именно он настоял на том, чтобы племянник продолжил учебу, и всячески способствовал этому. От своего отца Аристотель унаследовал интерес к медицине, биологии и естественным наукам. Проводя много времени при дворе Аминта III, мальчик общался со своим сыном Филиппом, который впоследствии стал новым царем Македонии под именем Филиппа II.
Отец оставил сыну изрядную сумму денег, которую он пошел учить Аристотеля. Просено купил мальчику книги, в том числе и самые редкие. Наставник и ученик были очень близки, и Аристотель пронес эту дружбу через всю свою жизнь. После того, как его опекун скончался, он пошел на все, чтобы семье Проксена ни в чем не было нужды.
Формирование мировоззрения и философских идей
Отец Аристотеля написал несколько очерков по медицине, которые мальчик прочитал в юности. Также среди наследия Никомаха были его личные наблюдения, описывающие органическую и неорганическую природу. Эти композиции способствовали формированию мировоззрения мальчика, которое продолжало развиваться под влиянием следующих факторов:
- Аристотель постоянно слушал рассказы о Сократе, Платоне и других афинских мудрецах при дворе и в его семье.
- Проксен заставил мальчика прочитать много книг по естественной истории и передать свои личные знания и мудрость.
- Переехав в Афины в 367 г до н.э., Аристотель начал изучать труды Платона.
- Он также знал философские сочинения других греческих философов и мудрецов.
- Продолжая свое образование, Аристотель учился в Афинах, центре политической, социальной, культурной и научной жизни Древней Греции.
Аристотель обладал острым умом и прекрасной памятью и весьма скептически относился к философским концепциям и идеям Платона. Юноша не поддался обаянию древнегреческого, несмотря на то, что в детстве восхищался Платоном и считал его своим учителем.
На Аристотеля сильно повлияла среда, в которой он вырос. С ранних лет Аристотель привык жить великолепно, ни в чем себе не отказывать. Поэтому его кодекс поведения отличался от образа жизни древнегреческих философов и историков.
Прежде всего, Аристотель делал то, что хотел, не терпя никаких ограничений. Он ел и пил все, что хотел, он одевался совершенно не так, как другие греки, он любил женщин, он тратил на них много денег. При этом он не слишком ценил женщин и совершенно не скрывал этого факта.
Отказ от аскетического образа жизни философа, к которому так привыкли афиняне, отдалил жителей Афин от Аристотеля. Они отказались признать его истинным философом, не считая его таким же, как Платон. Последний, однако, несмотря ни на что, воздал должное острому уму и идеям Аристотеля.
Такой образ жизни привел к тому, что грек потратил состояние, оставшееся от отца. Биографы Аристотеля говорят, что философ решил стать наркоманом. То есть начать собирать лечебные травы и делать зелья на продажу. По другой версии, Аристотель не тратил состояние, а занимался лекарствами и снадобьями, потому что хотел помочь больным. Скорее всего, это вызвало появление слухов о том, что Аристотель тратил все свои деньги на выпивку и женщин.
Образование
В 367 г до н.э., в возрасте 17 лет, Аристотель переехал в Афины, чтобы продолжить свое образование в Академии Платона, которая была главным учебным заведением Древней Греции. Здесь он встретил Платона, считающегося ключевой фигурой в истории западной философии. Аристотель всегда признавал авторитет Платона, учение которого внесло большой вклад в формирование трудов философа. Будучи студентом, Аристотель стал учителем в Академии, где он оставался преподавателем в течение 20 лет в возрасте 37 лет .
Аристотель (справа) и Платон (слева) на знаменитой картине Рафаэля «Афинская школа»
Пока Аристотель учился в Академии, король Македонии Филипп II вел войну с рядом греческих городов-государств, включая Афины. Аристотель покинул Афины около 348 г до н.э., вскоре после смерти Платона. Причиной отказа было разочарование в руководстве Академией после того, как контроль перешел от Платона к его племяннику Спевсиппу. Также предполагается, что Аристотель, возможно, опасался антимакедонских настроений в Афинах в то время из-за завоеваний своего друга Филиппа II. В связи с этим некоторые историки считают, что Аристотель мог покинуть Афины до смерти Платона.
Платоновский период
Два великих грека уже встретились, когда Аристотель сформировал свою собственную философскую концепцию, а Платон уже был известен в эллинском мире. Его авторитет был неоспорим, но это не мешало Аристотелю критиковать своего учителя, спорить с ним и любить его. Помимо Платона, Аристотелю было 17 лет, и это было наполнено разными событиями. Студента часто упрекали в неблагодарности к Платону, но сам Аристотель говорил, что был вынужден выступить против своего учителя. В его стихах и сочинениях биографы находят подтверждение этой версии.
В одном из своих произведений Аристотель сказал, что ради истины ему пришлось критиковать Платона и оспаривать его тезисы. Более того, в любой полемике ученик всегда уважительно относился к учителю. Остальные стали смешными. Например, старший софист Исократ, в лице которого Аристотель осуждал всех софистов и высмеивал их.
Почти двадцать лет ученик проучился в Платоновской академии. В то время его практически не интересовала политическая жизнь Афин. После смерти Платона в 347 г до н.э. Аристотель и Ксенократ решили покинуть город, поскольку владение и управление Академией перешло в руки Спевсиппа.
Обучение в Афинах
Семнадцатилетний мальчик едет в Афины, изучает ораторское искусство в школе риторики. Не здесь ли родился ваш знаменитый афоризм «Ясность — главное достоинство слова»? В течение 20 лет он был учеником и преподавателем Академии Платона, известного древнегреческого философа.
Но, будучи учеником Платона, как философ, Аристотель не во всем был с ним согласен, он отстаивал свои позиции. Это вызвало очень волнующие и жаркие дискуссии. По свидетельству современников, Платон иногда избегал даже встреч со своим учеником.
Позже в своем труде «О философии» Аристотель подверг критике учение Платона. Весь мир знает это сравнение с фразой «Платон — мой друг, но правда дороже».
За пределами Афин
Греки отправились в Малую Азию, где остались в городе Атаррея, которым правил тиран Гермия. Он был учеником Аристотеля, воспитанным на его идеях и философии. Гермия, как и ее учитель, стремилась освободить греческие города-государства в Малой Азии от владычества Персии. Некоторые современники Аристотеля считают, что философ пришел к тирану не с личным визитом, а с дипломатической миссией.
Тиран Гермия вскоре был убит по приказу персидского царя Артаксеркса. Убийство Гермии стало тяжелым ударом для Аристотеля, потерявшего не только друга и ученика, но и союзника в борьбе за независимость полиса. Позже он посвятил ему два стихотворения, в которых воспел добродетели Эрмио.
В Атарни Аристотель провел три года, женился на приемной дочери Гермии — Пифии, сблизившейся с ней после смерти отца. Вместе с ней, спасаясь от персов, Аристотель бежал из Атарреи на остров Лесбос в городе Митилини. В браке философ с Пифием прожил всю свою жизнь, прожив несколько лет. У пары родилась дочь, которую назвали в честь матери. В это время в Афины вернулся друг Аристотеля Ксенократ. Пребывание на Лесбосе длилось недолго. Вскоре философ получил письмо от Филиппа II, который после смерти своего отца стал главой Македонии. Филипп пригласил Аристотеля быть наставником его сына Александра.
Жизнь в Ассосе
Аристотель покидает Афины после смерти мастера (347 г до н.э.). Он уезжает в город Ассос (ныне Турция).
Здесь он уже 3 года читает лекции, сближаясь с правителем города: молодой человек женится на своей приемной дочери Пифии, которая вскоре родила дочь.
Но первая жена умерла. Аристотель снова женится. На этот раз его избранница — слуга. С ней философ воспитывает девочку и общего ребенка.
Пребывание у Гермия
После смерти Платона, умершего в 347 г до н.э., Аристотель с Ксенократом и двумя другими учениками уезжает в Ассос, прибрежный город, простирающийся перед р. Лесбос. Мудрый старый учитель посоветовал молодым людям помириться с правителем Эйса и Атарнеа Эрмио, который был известен своим необузданным нравом.
Находясь в Ассосе, Аристотель получил благосклонность правителя-тирана. Гермия уважал философа и интересовался его учением. Результатом их сближения стал брак мыслителя с приемной дочерью и внучкой правителя Пифии. Здесь Аристотель прожил около трех лет.
Аристотель — воспитатель Александра Македонского
В 343 г до н.э царь Македонии Филипп II предлагает ученому стать наставником своего наследника — юного Александра, в будущем — великого полководца.
В течение 8 лет Аристотель обучал его истории, географии, политике, став его наставником в вопросах жизни. После восшествия на престол студента Аристотель снова уезжает в Афины.
О воспитаннике Аристотеля
Биография Аристотеля вкратце показывает, что влияние греческого философа на характер его ученика и образ его мыслей, за которым впоследствии закрепилась слава величайшего полководца, было огромным.
Аристотель, умело умерив страсть души своего протеже, наставил юношу на серьезные мысли, пробудил благородное стремление к подвигам и славе, привил любовь к Илиаде, книге Гомера, сопровождавшей македонца на протяжении всей его жизни. Александр получил классическое образование, в котором упор делался на изучение политики и этики. К тому же молодой полководец хорошо разбирался в литературе, медицине и философии.
Создание философской школы
Биография Аристотеля вот уже более десяти лет связана с созданием его философской школы:
- Учебное заведение называлось Лицей, как и соседний храм.
- Обучение в то время было нормальным — в виде бесед на прогулках.
- По широте изучаемых вопросов, связанных с обучением в лицее, учебное заведение можно приравнять к университету.
Обвинение и преследования
В 323 г до н.э после смерти Александра Македонского в Афинах произошло восстание, провозгласившее освобождение от македонского владычества. Мятежные демократы призвали к изгнанию вражеских войск из страны. Затем Аристотеля обвинили в нечестии.
Основанием для претензии послужил гимн «Добродетель», написанный им в честь Эрмия почти двадцать лет назад. Прокуратура настаивала на том, что стиль композиции был похож на гимны Аполлону, а злой царь Атарреи не заслужил такого почитания.
Но гимн, вероятно, был подходящим предлогом для разжигания политического преследования ученого, главной причиной которого была его тесная связь с македонским правителем. Кроме того, философ не имел афинского гражданства и соответствующих политических прав.
Юридически даже основанный им лицей мыслителю не принадлежал (школа в завещании не упоминалась). Боясь повторить судьбу Сократа, Аристотель покинул Афины и со своей второй женой и детьми переехал в Халкиду на Эвбею, где поселился в доме своей матери.
Личная жизнь
О характере ученого можно судить по некоторым воспоминаниям его современников. По словам преданных последователей Платона, Аристотель не сдерживал своих эмоций, когда дело доходило до философских споров. Однажды мыслитель так сильно поссорился с наставником, что Платон стал избегать случайной встречи с учеником.
О личной жизни мыслителя потомкам осталось мало информации. Известно, что у Аристотеля было две жены и двое детей. В 347 г до н.э., в возрасте 37 лет, Аристотель женился на Пифии, приемной дочери близкого друга Гермии, тирана Туза Троадского. У Аристотеля и Пифии была дочь Пифия. После смерти первой жены философ стал жить со слугой Герпеллисом, который дал ему наследника: мальчика Никомаха.
Последние годы жизни Аристотеля
После безвременной кончины Александра Македонского в Афинах вспыхнуло восстание против македонского владычества. Знали ли афиняне, кто такой Аристотель и как он прославился? Они знали, что он был ученым, у которого не было гражданства, поэтому никаких политических прав и даже права на школу, которую он создал.
Его обвиняли в его прошлой связи с македонскими правителями. Чтобы избежать репрессалий, философ уезжает с семьей на родину своей матери в Эвбею Халкиду. В следующем году он умирает от тяжелой болезни желудка или от отравления.
Таким образом, годы жизни Аристотеля приходились на тяжелый момент борьбы греческих правителей за власть. Он прожил 62 года (с 384 по 322 г до н.э).
так складывалась жизнь этого незаурядного человека. Современники оставили весьма контрастные описания его внешности. Мы известны скульптурами и картинами великих художников Аристотеля. Его портрет есть в учебниках и энциклопедиях.
Но Аристотель — прежде всего ученый, внесший вклад в основы многих наук. Поэтому биография мыслителя не будет полной без перечисления его достижений.
Смерть
После смерти Александра Македонского в Афинах усиливаются восстания против македонского правления, и самого Аристотеля, как бывшего учителя Александра, обвиняют в атеизме. Философ уезжает из Афин, так как предполагал возможность повторения судьбы Сократа — отравления. Фраза, которую он произнес: «Я хочу спасти афинян от нового преступления против философии», стала известной цитатой.
Мыслитель переезжает в город Халкис на острове Эвия. Чтобы показать Аристотелю свою поддержку, за ним следует огромное количество его учеников. Но философ недолго прожил на чужбине. Через 2 месяца после переселения он умирает в возрасте 62 лет от тяжелой болезни желудка, которая недавно поразила его.
После смерти наставника его школой «Лицей» руководил преданный ученик Теофраст, развивавший учение Аристотеля по ботанике, музыке и истории философии. Также он позаботился о сохранении произведений мыслителя.
Основные идеи философского учения Аристотеля
Прежде всего, Аристотель утверждал, что существует множество наук, которые можно разделить на три категории: теоретические (физика, математика и «первая философия», т.е метафизика), практические (этика и политика) и творческие.
Размышляя о причинах всего сущего, он вывел теорию четырех «истоков»:
- Материя — это то, из чего сделаны окружающие предметы. Материя вечна, она не может появиться из ниоткуда или исчезнуть в ничто. Материя пассивна и инертна. Бесформенная материя — это ничто. И материя получает свой первичный дизайн в виде пяти первичных элементов: воздуха, воды, огня, земли и эфира.
- Форма — это суть предметов, их внешний вид, побуждение и цель. Следовательно, бытие всего — это сплав материи и формы.
- Производящая причина — это момент времени, с которого вещь начинает свое существование. Согласно Аристотелю, самая главная причина — это Бог.
- Цель или конечная причина — это то, для чего существует вещь. Конечная и высшая цель всего — хорошо.
Аристотель ввел понятия «действие» и «сила». Первое — это активная реализация чего-либо. Вторая — сила, способная на это. Это рассуждение возникает как ответ на парадокс, предложенный философами элейской школы. Элейцы утверждали, что существование может возникнуть из ничего или небытия. Аристотель показал, что оба невозможны: существование уже существует, поэтому оно не может быть рождено из ничего; более того, ничто не может возникнуть из ничего. Следовательно, согласно Аристотелю, возникновения и становления вообще не существует.
Аристотель, по сути, был первым мыслителем, который ввел в философию категории: более общие концепции, выражающие свойства и отношения явлений реальности. Аристотель разработал целую иерархию категорий, где «сущность» или «субстанция» была главной, а остальные категории считались его атрибутами.
Такими знаками являются количество, качество, отношение, действие, время, страдание, одержимость и т.д. Впоследствии система категорий была упрощена Аристотелем.
Аристотель определил такие понятия, как «пространство» и «время». При этом он создал две интерпретации этих понятий: первая определяет пространство и время как независимые сущности, а вторая рассматривает их как системы отношений между предметами и явлениями. Споры по поводу определения пространства и времени, начатые еще Аристотелем, продолжаются и сегодня.
Аристотель первым четко разделил материальные объекты на четыре основных типа:
- Неодушевленные предметы, неорганический мир;
- Установки;
- Животные;
- Человек.
Аристотель также пытался доказать существование Бога в космологических терминах. По его словам, Бог — это первичная сущность, которая дает начало всем другим объектам и явлениям в космосе, первичный двигатель, который инициирует все процессы в мире. Ведь, по его словам, все объекты, процессы и явления имеют начало: последовательность причин не может быть бесконечной. И это начало должно быть единым, так как все процессы во Вселенной взаимосвязаны.
Аристотель также исследовал идею души. Большинство древних культур, почти все религии и культы мира имели об этом представления. Однако понимание его сути было другим. Аристотель указывал, что это нечто связанное с телом, но само по себе бестелесное и нематериальное. Это также дало более точное понимание «души», считая ее «энтелехией» тела. Под «энтелехией» Аристотель обычно имел в виду некую внутреннюю силу чего-либо, которая действует как потенциальная цель и конечный смысл; например, «энтелехия» позволяет маленькому семени вырасти в большое дерево.
Душа выражается в «элементах», таких как внимание, эмоции, память, идеи, ощущения, концепции и т.д. Более мелкие и более конкретные элементы состоят из более общих элементов: например, ощущения могут складываться в общее восприятие, а восприятия — в представление о мире в целом… Таким образом, Аристотеля можно назвать первым психологом в мире смысл современного слова.
Отдельным направлением исследований Аристотеля является этика, понятие которой он также ввел в науку. Под этикой он имел в виду учение о добродетелях, присущих человеческому характеру и поступкам.
Аристотель разделил добродетели на моральные, или этические, и ментальные, или дианоэтические. Первые приобретаются через опыт и выражаются в разумной середине между крайностями; эти добродетели — кротость, умеренность, щедрость, отвага, дружелюбие, справедливость и т д. Вторые добродетели, умственные, приобретаются через обучение.
Работы Аристотеля также посвящены политике. Согласно философу, политика — это то, что отличает человека от других животных. Аристотель даже был уверен, что у человека от рождения есть инстинкт, который ведет его к общественной жизни. Этому способствует то, что каждый человек ограничен в своих возможностях и только сосуществование позволяет ему выжить. Люди объединяются в группы, в которых каждый занимает определенное место по своим жизненным навыкам.
Аристотель был одним из первых ученых, которые не только признали сферичность Земли, но и попытались доказать это на основе формы тени, которую она отбрасывала на Луну. Аристотель также продемонстрировал сферическую форму Луны. Он также пытался определить окружность Земли, основываясь на работах древнегреческих математиков; однако он ошибся почти дважды: он получил цифру в 71 200 км, в то время как реальная длина экватора составляет чуть более 40 000 км.
Бог как перводвигатель
Согласно заключению Аристотеля, движение мира — это единый процесс. Но ничего не происходит само по себе. А Бог — первопричина всего земного движения. Главный двигатель — это Бог, субстрат, который создает все остальное, иными словами, является причиной и принципом всего сущего на земле. Но это ни в коем случае не тот Бог, о котором нам говорит религия (христианство или ислам, хотя человек, недостаточно знакомый с этой теорией Аристотеля, может все понять в ином свете). Этот принцип, скорее всего, напоминает четкий алгоритм движения всего и взаимосвязь между категориальными процессами, которые заканчиваются и начинаются снова. Регулярность расписана по дням и часам. Аналогом этой закономерности может быть курс фатализма (вера в судьбу в неизбежность того, что должно произойти) с оттенками детерминизма. Бог проявляет в себе чистую форму и первую сущность. Божественность — сверхчувствительная, всеобъемлющая сущность. В теории познания по Аристотелю Божественность занимает первое место.
Идея души
Душа, согласно Аристотелю, представляет собой своего рода субстанцию, тесно связанную с физическим организмом, который выполняет и выполняет регулирующую функцию. Тело и душа, по мнению философа, неотделимы друг от друга. Душа в свое время также является источником (вероятно, аккумулирующим энергию в оболочке тела). Душа подобна форме, упорядоченной, гармоничной. Бытует мнение, что Аристотель соотносит душу и в какой-то мере отождествляет ее с сознанием и его деятельностью. Будучи центром всего естественного человеческого тела, душа имеет не только регулирующую природу, но также обладает аналитическим функционалом. Душа — это одновременно и центр, и кульминация, и причина, средство и естественный разум, данные человеку.
Теория познания и логика
Аристотель считал, что у знания есть цель бытия. В примате познания чувственность и ощущения имеют значительный характер. Бытие похоже на замороженную воду в стакане. Если разбить стакан, вода сохранит форму. Таким образом, существо способно брать предметы за основу, копируя их в человеческое сознание, таким образом познавая, обращая внимание на все мелочи и нюансы. Чем ближе форма (бытие, копия) к реальному объекту или явлению, тем совершеннее знание и лучше познавательный характер.
Аристотель также известен как основоположник логики. И он, развивая концепцию теории познания, углубляя ее, создал так называемую классическую логику. Здесь Аристотель выковал формат мышления. Понятие, суждение, умозаключение — классическая схема основы логического мышления, созданная Аристотелем.
Законы логики Аристотеля:
- Закон о личности
- Закон противоречия
- Третий закон исключен
В наше время многие философские, научные и даже теологические концепции и теории построены на трех законах логики, выведенных Аристотелем.
Телеология Аристотеля
Чтобы объяснить процессы движения, изменения и развития, происходящие в мире, Аристотель вводит четыре класса причин: материальные, формальные, действующие и объективные: «Все… причины делятся на четыре совершенно очевидных типа. Звуки слова в слогах, материя продуктов, огонь, земля и все эти элементы тел, части целого, предпосылки для вывода — все это причины этих вещей в том смысле, из чего они сделаны; более того, одни из них суть причины как субстрат (например, часть), другие — как сущность бытия вещи (таковы целое, связь и форма). С другой стороны, семя, целитель, советчик и вообще то, что действует, — все это причины в том смысле, от которых исходит начало изменения или покоя. А остальное — причины в смысле цели и выгоды для другого, потому что «то, для чего» должно быть лучшим, а цель — для другого, и не имеет значения, является ли это подлинной выгодой или очевидным преимуществом ». Следовательно, причина, по которой статуя возникла из бронзы, — это, во-первых, сама бронза (материальная причина), во-вторых, деятельность скульптора (действующая причина), и, в-третьих, форма, которую бронза приобрела в результате работы скульптора деятельность (формальный разум), и, в-четвертых, цель, которую ставил перед собой скульптор (конечная причина или «для чего», как сказал Аристотель). Конечная и намеренная причина получила название телеологии (от греческого «телос» — цель).
Физика, космология, биология
Аристотель оставил потомкам физику в наследство, существовавшую чуть меньше духа тысячелетий и опровергнутую только в начале 16 века известным итальянским ученым Г. Галилеем. Правда, слово «физика» понималось им шире, чем принято сейчас, и включало в себя биологию, так что оно было синонимом современного понятия «естественная история». Физика была основана на том принципе, что сила является причиной движения тел (Аристотель даже не подозревал о свойстве инерции). Более того, он отказался от христианско-демократического бланка и заполнил пространство «эфиром» — сплошной средой, не имеющей гравитации и других физических свойств. В физике Аристотеля каждое тело имеет естественную форму движения. Для земных тел это естественное движение — это движение по прямой к центру космоса (то есть к центру Земли), если они тяжелые (такие как земля, вода и сложные тела, частью которых они являются), или от центра к периферии, если они легкие (огонь, воздух и т д.). В небесном мире над Луной вечное равномерное круговое движение естественно. Неистовое движение земных тел происходит под действием силы.
Древние греки предполагали, что Земля имеет сферическую форму (вспомните этимологию слова «антиподы» — люди, идущие к нам вверх ногами по противоположной стороне земного шара), а Аристотель впервые в истории попытался измерить диаметр Земли, получив результат, вдвое превышающий фактическое значение. Надлунный мир, как и у Платона, у Аристотеля — это вечный, неподвижный и неизменный мир.
Аристотель внес большой вклад в становление биологии как науки. В своих биологических трудах он описал 495 видов различных живых существ, в том числе 160 видов птиц, 120 видов рыб, 60 видов млекопитающих и столько же видов насекомых. Существование некоторых видов живых существ, описанных Аристотелем, было подтверждено только в начале 19 века известным естествоиспытателем Ж. Кювье.
Логика. Аристотель — создатель логики как науки о правильном мышлении. (Правда, он сам называл это «Аналитикой», а название «Логика» получило в середине XI века). Его первая логическая работа «О софистических опровержениях» была посвящена борьбе с уловками софистов: учителя домашних заданий, которые бродят по Греции, дают уроки детям богатых, но не слишком образованных греков и обманывают их с помощью преднамеренных логика ошибок (софистика), чтобы привлечь больше денег на уроки. Аристотель проанализировал наиболее распространенные уловки софистов, указав, на каких ошибках они основаны, а позже в работах «Первый аналитический» и «Второй аналитический» создал теорию правильного дедуктивного мышления (так называемую силлогистику). Лишь в середине XIX века были заложены основы современной символической логики, не основанной на аристотелевских принципах.
Этические взгляды Аристотеля и учение о добродетелях
Понятие «этика» (от греческого этоса) также было введено Аристотелем для систематизации обозначения совокупности добродетелей, проявляющихся в характере личности. Чтобы различать такие понятия, как хорошее и плохое, хорошее и плохое и так далее. Кроме того, чтобы различать более тонкие духовные аспекты морали в жизни общества. Этика, созданная Аристотелем, была обязана подчеркивать природу добродетелей в человеке, тем самым направляя его на «истинный путь». Этические добродетели играют роль свойства характера и темперамента человека, их еще иногда называют душевными качествами.
Аристотель классифицирует добродетели на:
- Моральные добродетели воплощают в себе состояние нормы. Утверждайте: во всем, что вам нужно знать, когда остановиться. Сам Аристотель утверждает, что «.. моральные добродетели — это средний путь между избытком и недостатком». К моральным добродетелям относятся: кротость, великодушие, величие, умеренность, отвага, великодушие и т.д.
- Разумные добродетели появляются и развиваются параллельно с интеллектуальным развитием.
Список произведений философа
События биографии Аристотеля неотделимы от компиляции многих научных трудов с его стороны. Список его работ огромен; ему также приписывают много работ, но их истинное авторство не установлено; или их ранее приписывали Аристотелю, но сегодня ученым удалось установить настоящих авторов.
Произведения, характерные для Аристотеля, собраны в так называемом «аристотелевском корпусе».
Вот некоторые из этих произведений:
- «Категории»;
- «Об интерпретации»;
- «Физика»;
- «Про небо»;
- «Метеорология»;
- «История животных»;
- «О душе»;
- «Политика».
Топ малоизвестных фактов о древнегреческом учёном
Биография Аристотеля известна большинству людей только в очень общем виде. На самом деле мало кто представляет, каким был великий философ при жизни и как именно он пришел к своим научным идеям.
Вот несколько фактов из его жизни:
- Современники сообщают, что у Аристотеля были короткие ноги, было определенное нарушение речи.
- Он также любил носить красочную одежду и много колец и украшений; он осторожно подстриг свою бороду.
- Платон очень не одобрял стиль одежды Аристотеля и весь его образ жизни.
- У Аристотеля были странные привычки; чтобы не заснуть слишком долго, он ложился спать с бронзовым мячом в руках: во время сна хватка ослабла, мяч упал в металлический таз, и возникший звук разбудил философа.
- Учение Аристотеля было полностью забыто европейской культурой в «темные века» раннего средневековья. Но поначалу арабы относились к нему с особым уважением, они сохранили, изучали и развивали его учение. Именно арабская наука возродила наследие Аристотеля и позже передала его европейским ученым.
- При обсуждении правильного построения государства Аристотель уделял особое внимание среднему классу. Ее развитие, по мнению философа, позволит избежать двух крайностей: олигархии как власти богатого меньшинства, заботящейся только о собственном благополучии, и «демократии» как власти бедных и невежественных, заботящейся только о себе с удовлетворением нижних желаний.
- Аристотель считал, что метеки (иностранцы) не могут называться гражданами страны и имеют гражданские права; в то же время сам Аристотель в Афинах был лишь знаком.
- Аристотель считал, что органом мысли является сердце, а мозг производит только кровь. Теперь мы знаем, что все устроено с точностью до наоборот.
- Когда Александр Македонский завоевал новую территорию, по просьбе Аристотеля он собрал для него образцы почвы из этой местности.
- Аристотель написал некоторые из своих работ для ученых, а другие — для широкой публики; поэтому Аристотеля можно назвать первым мировым популяризатором науки.