Бог Дионис — история, символ, жезл, праздники

Мифы о Дионисе и его ипостаси

Мифы о Дионисе ярко отразили переход эллинского общества от скотоводства к земледелию, важнейшей отраслью которого было виноградарство. На смену животным богам пришли гуманизированные божества, изменились формы их поклонения. В период племенной системы поклонение животным существовало в наиболее распространенной форме. Среди звероподобных божеств был бог Дионис, которому поклонялись в образе быка и козла. Поклонники Диониса были похожи на него, носили шкуры и маски. Позже, когда бог-козел Дионис стал антропоморфным божеством, его поклонники стали концептуализироваться как изображающие товарищей Диониса: сатиров с козлиными ногами.

До открытия микенской культуры исследователи полагали, что Дионис прибыл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ неистовых танцев, захватывающей музыки и чрезмерного опьянения казался чуждым ясному уму и трезвому нраву древних греков. Однако ахейские надписи указывают на то, что греки знали Диониса еще до Троянской войны.

Согласно речи Котта, цитируемой Цицероном, было пять Дионисов:

  • Сын Зевса и Персефоны.
  • Сын Нила, он убил Нису.
  • Сын Кабира, царя Азии, в честь субботних праздников.
  • Сын Зевса и Симелы, в его честь Орфические мистерии.
  • Сын Нисы и Фионы, основатель Trieteris.

Исследователь древности А.Ф. Лосев в своем труде «Мифология греков и римлян» выделяет трех Дионисов, но не столько по их генеалогии или биографии, сколько исходя из этапов развития человеческого сознания и общества.

Питер Пауль Рубенс, Смерть Семелы, 1636 г

  • Первый Дионис — Загрей, растерзанный титанами. «Загрей из всех персонажей мифа в этой фазе наиболее близок к внутреннему смыслу героизма и является для того времени, так сказать, символом героизма вообще. Загрей, которого древние называли первым Дионисом, является внутренним принципом героизма строгого патриархата, так как здесь сконцентрированная сила стихий (Титанов) впервые соединилась с достаточно волевым индивидуумом мужского пола », — пишет Лосев. Здесь Дионис. -Загрей предстает вовсе не как стихийное начало, а наоборот, принцип, который борется со стихиями, отделяется от нее и погибает, но в своей смерти присоединяется к титаническому принципу, одухотворяя его.
  • «Второй Дионис — сын Зевса и Семелы .. он не только все еще борется с безголосой стихией, как первый Дионис — Загрей, но он уже борется с ней в самом героизме, он является ферментом для жизни и эксплуатирует героев которые уже преодолели внешнюю стихию и обратились к личной жизни и подвигам среди самих героев. Этот второй Дионис — тот же принцип героизма в период очень зрелого патриархата, каким был Загрей в его начальный период ». Таким образом, второй Дионис также борется со стихиями, как и первый, но уже с элементами внутри себя — со своим собственным безумием и, следовательно, в то же время является символом этого элемента согласно диалектическому принципу единства и борьбы противоположностей.
  • Третий Дионис «т е. Иакх, этот знаменитый элевсинец Иакх, воплотивший в себе как восстановление древнего матриархального Диониса, так и субъективизм и имманентизм раннего периода цивилизации или той чудесной переходной эпохи, когда рухнула патриархальная олимпийская мифология и зародилась мифология согласно жизненным благам бытие индивида, освобожденного от муниципально-родовых властей «мы находим с точки зрения Лосева в седьмом веке до н э пытается больше отделить себя от природы, но, напротив,» индивидуальная человеческая личность уже есть настолько развиты, что сталкиваются с проблемой охвата открывшегося ему пространства и проблемой содержания этого космоса в пределах его полностью внутреннего, интимного благополучия».

Рождение и воспитание

Отцом Диониса был верховный бог Зевс, а матерью — смертная женщина Семела. История рождения ребенка необычна, как и многие греческие мифы. Жена Зевса Гера узнала, что муж ей изменяет. Он решил побаловать своего соперника хитростью, потому что не хотел, чтобы на свет родился внебрачный сын. Появившись в образе путешественника, он внушил Семеле идею о том, что возлюбленный должен явиться ей во всем божественном великолепии — чтобы доказать свою божественность.

Во время встречи Зевс поклялся выполнить любую просьбу Семелы и не смог нарушить свое обещание. Он появился среди сверкающих молний, ​​убивших женщину и сожгших ее дом. Но богу удалось выхватить недоношенного ребенка из пламени, а затем зашить его себе в бедро. Через 3 месяца она «родила» ребенка, разорвали швы на ноге. Местом рождения ребенка был Наксос, где его воспитывали нимфы.

По другой версии, чтобы избежать мести Геры, ребенка доверили ее тете и ее мужу Афаманту. Они вырастили юного бога девочкой, но это не помогло защитить его. Ревнивая богиня послала безумие Афаманту и убила ее сына. Его жена вместе с Дионисом и его вторым сыном бросились в залив. Зевс превратил Диониса в ребенка и был воспитан нимфами Нисейской долины.

Был еще один воспитатель: Силен. Именно он открыл юноше секреты приготовления хмельного напитка из винограда, научил разбираться в природе. В награду за их труды Зевс переместил нимф в небо — теперь они представляют собой скопления звезд возле Альдебарана (Иаде). Бог виноделия в греческой мифологии также известен под множеством других псевдонимов:

  • Вакх.
  • Загрей.
  • Либер.
  • Хорей.
  • Вакх.
  • Огород.

Исследователи считают, что миф о рождении Зевса дал Вакху место на Олимпе. Дионис в сознании людей того времени был веселым, но непокорным. Развлечения были его обычным времяпрепровождением. Но временами молодой человек становился очень неприятным и легко сводил с ума тех, кто его не уважал.

Классическая версия

Традиционно Дионис считается сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его жена Гера в гневе решила уничтожить Семелу и, приняв вид скитальца, или Бероя, кормилицы Семелы, вдохновила ее увидеть свою возлюбленную во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова явился Семеле, он спросил его, готов ли он исполнить любое его желание. Зевс поклялся на водах Стикса, что исполнит его, и боги не могут нарушить такую ​​клятву. Семела попросила его обнять ее так, как она обнимает Эру. Зевс был вынужден подчиниться, появившись в огне молнии, и Семела была мгновенно охвачена огнем. Зевсу удалось вырвать недоношенный плод из ее чрева, вшить его обратно в бедро и успешно донести до срока. Таким образом, Дионис родился из бедра Зевса. Когда Зевса мучили роды, Посейдон угостил его тунцом.

он родился шесть месяцев, а оставшееся время потратил Зевс. Родился на Наксосе и воспитывался местными нимфами. Или он родился на склонах Дракана (Крит).

Альтернативные версии

По легенде жителей Бразии (Лаконии) Семела родила сына Зевсу, Кадм запер ее в бочке вместе с Дионисом. Бразио бросил бочку на землю, Семела умерла, а Дионис воскрес, Ино стала его кормилицей, вырастив его в пещере.

Младенчество и юность Диониса

Но одно дело — родить ребенка, совсем другое — уберечь его. Воспитанный горьким опытом, Зевс не рискует брать сына на Олимп второй раз, а прячет его среди людей, поручив воспитание Диониса своей тете, королеве Орхомена Ино. В то же время он приказывает царице воспитать Бога вместе с мужем как девочку, одеться в женскую одежду, научить их танцевать, таким образом пытаясь сбить с толку жену.

Пока это помогло. Но затем Гера открыла свое убежище и послала безумие мужу Ино. Некогда спокойный и осторожный Афаман в приступе ярости убил своего старшего сына и сбросил его жену и второго ребенка со скалы. Дионису чудом удалось спастись. Пришлось искать для него новый дом.

Это оказалась таинственная гора Ниса, де в пещере мудрая Селена взяла воспитание юного бога, а местные нимфы окружили их своим вниманием. Именно там сатир, много лет мудрый, открыл Дионису тайны природы и в то же время научил его делать вино.

Именно в долине Монте-Ниса будущий покровитель виноделия достиг совершеннолетия. Но почему-то никто не торопился везти его на Олимп. Как и в будущем Геракл, рожденный от смертной женщины, Дионису еще предстояло доказать, что он достоин быть олимпийским богом, а до этого он был изгоем, странником, который был вынужден понять свое предназначение и исполнить волю могущественный отец.

Значение Диониса в греческом пантеоне

Дионис был самым молодым из двенадцати богов Олимпа и самым близким к человеку божеством: в конце концов, он родился от земной женщины и вырос на земле. Появление в общественном сознании греков образа Диониса означало серьезное изменение повседневной жизни и социальной структуры. Старшее поколение олимпийцев в целом покровительствовало привилегированным слоям общества.

  • Зевс, олицетворявший закон, порядок и традиции, был связан с правителями;
  • Арес и Афина — с военным сословием;
  • Аполлон — с философами, учеными, поэтами и племенной аристократией.

Обычные люди тоже искали покровителей среди божеств. Торговцы, моряки, ростовщики и воры стали поклоняться Гермесу. И крестьяне сделали Диониса своим богом. Таким образом, можно сказать, что противостояние «Аполлон-Дионис» возникло в Древней Греции и было связано с противостоянием двух социальных классов.

Почитание в Древней Греции

Культ Диониса начал распространяться повсеместно, начиная с VIII-VII веков. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. В это время начали появляться крупные города (города-государства), развивалась демократия. Постепенно местные боги были изгнаны. Как покровитель земледелия и плодородия, Вакх произвел впечатление на представителей простого народа, которые почитали его на вершине Аполлона, защитника родовых аристократов. Дионису было посвящено несколько важных обрядов. Все они означали веселье и включали:

  • Торжественные шествия.
  • Конкурс поэтов.
  • Пить вино.
  • Показы одежды.

Уже в это время приходилось петь веселые песни, проводились хоровые конкурсы. В Древней Греции фестивали проходили в марте-апреле и назывались Дионисией.

В январе-феврале состоялся спектакль «Ленеас», в том числе представление комедии «Piccole Dionisie» (деревня) в декабре с повторениями трагедий, ранее разыгранных во время городских праздников.

Распространение культа

У греков песня Диониса слилась с культом фригийского Сабатия. В Риме Дионису поклонялись под именем Вакх (отсюда и название — Вакханалия), а также Вакх. Врумалия, или оргии, которые проводились в честь бога плодородия, были похожи на шабаш ведьм:

  • Участники выпили огромное количество вина, которое освободило их.
  • Музыка приводила к состоянию экстаза, граничащему с безумием.
  • Особое влияние атмосфера оказывала на женщин, которых называли менадами («сумасшедшими») или вакханками.

Вакханалии в Италии и в Риме вначале проводились редко, в них участвовали только женщины. Потом праздники стали проходить 5 раз в месяц, к ним присоединились мужчины. Версии оргии Рании исполнялись с опорой на тьму, они включали дикие танцы, ритуальные совокупления. Произошла смерть Вакха, символизируемая быком. Жертвенное животное разрезали на куски, а мясо оставалось теплым.

Дионисизм распространился по Греции в VIII-VII вв. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. Культ должен был освободить душу от всего бренного, объединить ее с космическим принципом и продемонстрировать бессмертие. Но все чаще праздники превращались в сумасшедшие оргии с неистовыми страстями (отсюда и негативный оттенок этого слова).

Празднование быстро приобрело дурную славу, так как для них планировались заговоры и преступления.

В результате они были запрещены везде, за исключением некоторых случаев, специально одобренных Сенатом. Кровавые жертвы были заменены приношением плодов урожая. Постепенно вакханалии превратились в праздники урожая.

Свершения Диониса, согласно мифам

После того, как Гера лишила его разума, бог вина отправился в путешествие в Сирию и Египет, посетил Индию, Малую Азию и, наконец, вернулся в Грецию. Повсюду он учил людей выращивать ягоды и превращать их в опьяняющий напиток. Этим подвиги Диониса не ограничились. Бог веселья не всегда был милым: согласно легендам, он мог пустить под откос тех, кто отказывался признать его богом, и даже убить, когда он выходил из себя. Миф гласит, что царь Ликург убил своего сына, думая, что он выкорчевывает виноградную лозу.

Сошествие в Аид — это следующий подвиг, совершенный великим богом, и не для удовольствия. Он спустился в царство мертвых, чтобы забрать свою мать. Он торжественно вывел Семелу из Аида и занял свое место на Олимпе. Она получила новое имя — Феона.

Однажды красивый молодой человек попал в плен к пиратам, случайно увидевшим его на берегу. Они заковали Диониса в цепи, хотели отправиться в Азию и продать его в рабство. Однако бог вырвался из цепей, превратил мачты корабля в змею, и лоза опутала корабль. Сам пленник явился в образе льва и медведя. В ужасе пираты бросились в море, где превратились в дельфинов.

Вся жизнь Вакха была связана с женщинами. Конечно, он также был прекрасным любовником, соблазнявшим множество красивых женщин. Например, это было связано с богиней Афродитой, в результате чего родился Приап, бог полей и садов. Красавица бросила сына, потому что он был крайне уродлив. Огромный фаллос Приапа постоянно находился в состоянии эрекции. Став взрослым, он тоже пытался соблазнить своего отца.

Среди его близких были довольно странные люди. Например, дочь титана Авра. Она родила от романа с покровителем близнецов. Он съел одного из детей (девочку), но мальчик был спасен: богиня Артемида отвела его в город Элевсин, где он стал богом мистерий Иакхом.

Покровительница счастливых праздников также имела законную жену. Это Ариадна, показавшая Тесею выход из лабиринта. От девушки ушел ее возлюбленный, что очень огорчило ее. Но Дионису удалось утешить красавицу, которую он взял в жены.

По другой версии, Дионис попросил Артемиду, целомудренную богиню охоты, убить девушку, которая ему понравилась за то, что она вышла замуж за Тесея. После замужества со смертным она могла принадлежать ему только после смерти. Артемида пустила стрелу в красавицу, затем воскресла и стала женой покровительницы плодородия. В браке она родила сына Фоанта. Видя, как счастлив его сын, Зевс сделал молодым людям подарок: он сделал Ариадну бессмертной.

Индийский поход

Он вел кампанию против Индии и вернулся через три года, поэтому они приносят ему «трехлетние жертвы» и каждые 3 года проводят вакхические вечеринки. Он был первым, кто построил мост через Евфрат недалеко от города Зевгма, где хранилась веревка из виноградных лоз и плюща. Мегасфен говорил о почитании Диониса в Индии. По некоторым данным, во время войны в Индии он был убит Персеем и похоронен.

Сошествие в Аид

Дионис спустился в Аид через болота Альциона, и Полимн показал ему спуск. Из Аида он привез свою мать Семелу, которая стала богиней Фионой.

Плен у Тирренских пиратов

Во время путешествия Диониса на трире из Икарии в Наксос он был похищен тирренскими пиратами (включая Алкимедонте и Акет), которых он ненароком нанял.

Но они миновали Наксос, приковали Диониса цепями и направились в Азию, желая продать его в рабство. Однако сами цепи выпали из рук Диониса, и Дионис превратил деревья и весла в змею, наполнив корабль ветвями лозы и плюща и песнями флейт. Он появился на мосту в образе медведя и льва. Пираты от страха нырнули в море и превратились в дельфинов

Брак с Ариадной

Дионис и Ариадна
Дионис и Ариадна

Ариадна — дочь критского царя Миноса, с помощью нити, которую афинскому герою Тесею удалось выбраться из лабиринта. На острове Наксос, по дороге в Афины, герой предательски бросил девушку. Ариадна была готова к самоубийству, но Дионис спас ее, взяв в жены. Ради своего младшего сына Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.

По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда герой спал на Наксосе, и сказал, что боги назвали его Ариадной, Дионисом, как его жену. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.

Другие предания

Помимо вина, Дионис изобрел «пиво».

Дионис и сопровождавшие его женщины сначала выкрикнули «Эвою» на горе в Мессении, которую называли Евой.

Диониса почитали арабы. Когда бог сбежал в Египет, он превратился в козла.

Предпринял поход против гигантов вместе с Гефестом и сатирами на ослах, ослы, услышав гигантов, взревели и убежали. Для этого ослов помещают в небо.

Согласно Еврипиду, Зевс создал призрак Диониса из эфира и передал его Гере.

Персонажи, связанные с Дионисом

Возлюбленные Диониса

  • Адонис.
  • Ампель.
  • Бероя.
  • Гермафродит.
  • Девственная плева.
  • И к слову о. (редкая версия)
  • Лаон.
  • Эригона (дочь Икарии).

Потомство Диониса

  • Гермес Хтоний. От Афродиты (версия).
  • Девственная плева. От Афродиты (версия).
  • Деянира. Из Алфеи (версия).
  • Дидима (Джиобак — один из них). От Авры.
  • Комус (Комус).
  • Коричневый. (версия)
  • Нарчия. От Фиской.
  • Приап. От Афродиты или Хионы, или от нимфы.
  • Сатир и Телета. Из Никеи.
  • Поклонник. (Аргонавт)
  • Фионео.
  • Покупатель. От Арефирии, Хтонофилы или Ариадны.
  • Фоант, Стафил, Энопион и Пепареф, а также Эуримедонте и Эниеус. От Арианны.
  • Благотворительная деятельность. От Корониса или Афродиты (версия).

Побежденные Дионисом

  • Альпос.
  • Спросите (великан). Очарованный Дионис, побежденный Гермесом.
  • Эврит (великан).
  • Ликург (сын Дрианта). Дионис вселил в него безумие.
  • Оронт.
  • Пенфей. Растерзанный вакханками.
  • Ret (гигант).
  • Сифон, царь Фракии.
  • Тирренские пираты.

Спутники Диониса

  • Бассариди.
  • Вакханки.
  • Иади.
  • Корибанти.
  • Мелия.
  • Менады.
  • Мималлон.
  • Сатиры.
  • Титулы

Какова его функция?

Теперь стоит понять, кто является покровителем древнего бога греков Диониса. С одной стороны, здесь все достаточно просто: он бог виноделия и виноградарства. Не зря его почти всегда изображают с кратером или амфорой, наполненной вином. Но кроме того, Дионис также считается покровителем театра, религиозного экстаза и вдохновения. По некоторым данным, он также является богом плодородия.

Какова функция бога Диониса

интересно, что самые ранние упоминания о Боге встречаются на глиняных табличках, датируемых 15 веком до нашей эры, однако настоящую популярность Дионис приобрел гораздо позже — примерно в 5-7 веках нашей эры, когда почти закончился распад могучей империи и сами люди погибли.

Бог виноградарства и изготовления вина

Дионису молили об обильном урожае винограда. Кроме того, Бог научил людей делать вино. Первым, кто научился готовить этот алкогольный напиток, был Икариос: Дионис хотел поблагодарить его за гостеприимство. Пастух отправился в путешествие по Аттике и раскрыл рецепт вина остальным жителям Древней Греции.

  • Покровитель винодельческих регионов и бог различных видов вина — В Древней Греции разные сорта винограда выращивали в разных регионах, поэтому вина, произведенные в разных частях страны, могли в большей или меньшей степени отличаться друг от друга по цвету, запаху и вкус. Кроме того, культ Диониса не был полностью одинаковым в разных областях, например, могли быть различия в обрядах жертвоприношений или в особенностях празднования праздников в честь Бога.
  • Святой покровитель торговцев вином — Дионис покровительствовал производителям и торговцам вином, защищал их от воров и защищал от недобросовестных покупателей.

Бог питья вина, развлечений и празднеств

  • Бог питья вина (пожалуйста). Почти ни один древнегреческий фестиваль или фестиваль (даже тот, который не почитал Диониса) не обходился без вина. Этот вкусный алкогольный напиток пили на светских мероприятиях, на домашних вечеринках и в тавернах.
  • Бог питья вина (для крепкого здоровья) — многие недуги древние греки лечили бокалом вина на ночь. Считалось, что напиток помогает от бессонницы.
  • Бог опьянения — Дионис был богом опьянения не только потому, что он был создателем вина, но также потому, что это божество спонсировало безумие, заблуждения и галлюцинации.

Бог безумия, иллюзий и галлюцинаций

Неясный ум, иллюзии или галлюцинации были побочными эффектами чрезмерного употребления вина. Вот почему Дионис покровительствовал этим государствам.

Бог фруктов и различной растительности

  • Бог фруктов (в общем смысле)
  • Бог винограда
  • Бог отдельных фруктов (инжир, яблоки и т.д.)

Бог театральных постановок и хоровых песен

  • Трагические театральные постановки. Трагедии разыгрывались в театрах во время гуляний в честь бога Диониса.
  • Юмористические театральные постановки. Комедии тоже были неотъемлемой частью таких фестивалей.
  • Хоровые песни (диферамби) и танцы. Песни и хоровые танцы были частью всех театральных представлений.

Бог гомосексуальности и женственности

  • Бог маскировки и женственности
  • Бог гомосексуализма и женственности

Бог виноделия любил юношу по имени Ампель, но он трагически погиб. Дионис превратил тело возлюбленной в виноградную лозу. Вот почему Бог покровительствует гомосексуалистам и их отношениям.

 

Оцените статью
Блог о Греции