Дионис — бог виноделия в греческой мифологии, описание царства бога вина и веселья

Немного об имени

Начнем с того, что древнегреческий бог Дионис имел в Элладе другие имена: Вакх и Вакх. Но в Риме его называли другим именем: Либер.

Но, как и у большинства богов, у него были не только настоящие имена, но и прозвища. Считалось, что лишний раз вспоминать Бога не стоит, чтобы не привлекать излишнее внимание к своей скромной персоне. Чаще всего его называли:

  • Апатурия,
  • Дигон (буквально — рожденный дважды),
  • Анфий,
  • Ленивый,
  • Целовать,
  • Ойнос (буквально — вино),
  • Снятие кожи,
  • Эгобол.

И это далеко не полный список псевдонимов — он гораздо шире. Судя по всему, греки часто вспоминали о боге, но избегали лишний раз использовать настоящее имя бога Дионис.

Рождение Диониса

Все источники сообщают, что Зевс был отцом Диониса. Но с мамой все не так просто. Самые древние мифы указывают на то, что матерью Диониса могла быть Персефона или Деметра. Обе эти богини имеют прямое отношение к элементам земли и миру мертвых. Однако в более поздней и широко распространенной версии мифа смертная женщина, дочь фиванского царя Семелы, названа матерью Диониса. Ревнивая богиня Гера, узнав о грядущем предательстве мужа, решила наказать Семелу и вселила в нее идею просить Зевса явиться на ближайшее свидание во всей своей божественной силе. Однако сила божественного грома и молнии, возвестившая, что Зевс сожгла Семелу, владыке Олимпа удалось только выхватить из пламени ее еще не родившееся дитя. Поскольку ребенок был недоношенным, Зевс вшил его себе в бедро и выполнил до положенного срока. Чтобы скрыть сына от Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание нимфам.

Однако гнев мстительной богини снова поразил Диониса. Гера послала безумие Диониса, который заставил его бегать по миру в окружении менад и пьяных сатиров, посылая такое же безумие противникам своего культа. В этом сюжете древние греки отразили ту же двойственность природы: иногда ласковую и щедрую, иногда жестокую и беспощадную. Но даже в самых диких своих проявлениях Дионис приносит людям определенную пользу: он позволяет им освободиться от рутины и скуки и сдаться первобытному огню, скрытому в каждом из них.

Значение Диониса в греческом пантеоне

Дионис был самым молодым из двенадцати богов Олимпа и самым близким к человеку божеством: в конце концов, он родился от земной женщины и вырос на земле. Появление в общественном сознании греков образа Диониса означало серьезное изменение повседневной жизни и социальной структуры. Старшее поколение олимпийцев в целом покровительствовало привилегированным слоям общества.

  • Зевс, олицетворявший закон, порядок и традиции, был связан с правителями;
  • Арес и Афина — с военным сословием;
  • Аполлон — с философами, учеными, поэтами и племенной аристократией.

Обычные люди тоже искали покровителей среди божеств. Торговцы, моряки, ростовщики и воры стали поклоняться Гермесу. И крестьяне сделали Диониса своим богом. Таким образом, можно сказать, что противостояние «Аполлон-Дионис» возникло в Древней Греции и было связано с противостоянием двух социальных классов.

Распространение культа

У греков песня Диониса слилась с культом фригийского Сабатия. В Риме Дионису поклонялись под именем Вакх (отсюда и название — Вакханалия), а также Вакх. Врумалия, или оргии, которые проводились в честь бога плодородия, были похожи на шабаш ведьм:

  • Участники выпили огромное количество вина, которое освободило их.
  • Музыка приводила к состоянию экстаза, граничащему с безумием.
  • Особое влияние атмосфера оказывала на женщин, которых называли менадами («сумасшедшими») или вакханками.

Вакханалии в Италии и в Риме вначале проводились редко, в них участвовали только женщины. Потом праздники стали проходить 5 раз в месяц, к ним присоединились мужчины. Версии оргии Рании исполнялись с опорой на тьму, они включали дикие танцы, ритуальные совокупления. Произошла смерть Вакха, символизируемая быком. Жертвенное животное разрезали на куски, а мясо оставалось теплым.

Дионисизм распространился по Греции в VIII-VII вв. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. Культ должен был освободить душу от всего бренного, объединить ее с космическим принципом и продемонстрировать бессмертие. Но все чаще праздники превращались в сумасшедшие оргии с неистовыми страстями (отсюда и негативный оттенок этого слова).

Празднование быстро приобрело дурную славу, так как для них планировались заговоры и преступления.

В результате они были запрещены везде, за исключением некоторых случаев, специально одобренных Сенатом. Кровавые жертвы были заменены приношением плодов урожая. Постепенно вакханалии превратились в праздники урожая.

Символика, соратники бога виноделия

Древние картины и скульптуры донесли образ Вакха до наших дней, каким его представляли в то время поклонники. Это безбородый молодой человек, черты его мягкие, женственные. Важнейший атрибут его силы — посох (тирс), увенчанный сосновой шишкой, фаллический символ творческого начала. Были и другие:

  • Виноградная лоза — знак плодородия, символ профессии винодела.
  • Плющ — помогает от сильной интоксикации.
  • Чаша — выпив содержимое, человек забыл о божественном происхождении своей души. Для исцеления нужна была чаша разума, которая вернула бы память и желание вернуться на небеса.
  • Пантера, рысь, тигр — животные помнят, что культ имеет восточные корни.

Силен — постоянный товарищ, наставник, наставник Диониса и великий учитель, который обучил Диониса не только виноделию, но и пчеловодству, а также передал свои знания в этом искусстве. Часто на буксире была Мельпомена (муза трагедии).

Менады также были товарищами Диониса, следовавшими за ним в толпе. Свита была одета в оленьи шкуры, из-под которых были видны полуобнаженные тела похотливых девушек. Менады украсили себя виноградными листьями, держа в руках атрибут своего бога: тирсу (палку), оплетенную плющом. Волосы вакханок были спутаны, а вместо пояса висели задушенные змеи. В безумной радости женщины выкрикивали имя своего хозяина. Именно вакханалии положили начало театральному искусству, поэтому на сцене каждого античного театра в те времена стояла статуя Диониса.

В лесных долинах и горных склонах вакханки ловили и терзали диких животных, чтобы напиться их крови. Приносились и человеческие жертвы: детей таскали в лес, били головами о камни, рвали их плоть зубами. Таким образом они общались с божеством. С помощью тирса из скал высекали мед и молоко. Они привели с собой женщин, сделав их жрицами своего культа.

Диониса часто изображали в виде быка, символа земледелия и плодородия. Греки почитали природу, сельчанам было важно плодородие. Богатый урожай, по их мнению, служил символом милости богов.

Свершения Диониса, согласно мифам

После того, как Гера лишила его разума, бог вина отправился в путешествие в Сирию и Египет, посетил Индию, Малую Азию и, наконец, вернулся в Грецию. Повсюду он учил людей выращивать ягоды и превращать их в опьяняющий напиток. Этим подвиги Диониса не ограничились. Бог веселья не всегда был милым: согласно легендам, он мог пустить под откос тех, кто отказывался признать его богом, и даже убить, когда он выходил из себя. Миф гласит, что царь Ликург убил своего сына, думая, что он выкорчевывает виноградную лозу.

Сошествие в Аид — это следующий подвиг, совершенный великим богом, и не для удовольствия. Он спустился в царство мертвых, чтобы забрать свою мать. Он торжественно вывел Семелу из Аида и занял свое место на Олимпе. Она получила новое имя — Феона.

Однажды красивый молодой человек попал в плен к пиратам, случайно увидевшим его на берегу. Они заковали Диониса в цепи, хотели отправиться в Азию и продать его в рабство. Однако бог вырвался из цепей, превратил мачты корабля в змею, и лоза опутала корабль. Сам пленник явился в образе льва и медведя. В ужасе пираты бросились в море, где превратились в дельфинов.

Вся жизнь Вакха была связана с женщинами. Конечно, он также был прекрасным любовником, соблазнявшим множество красивых женщин. Например, это было связано с богиней Афродитой, в результате чего родился Приап, бог полей и садов. Красавица бросила сына, потому что он был крайне уродлив. Огромный фаллос Приапа постоянно находился в состоянии эрекции. Став взрослым, он тоже пытался соблазнить своего отца.

Среди его близких были довольно странные люди. Например, дочь титана Авра. Она родила от романа с покровителем близнецов. Он съел одного из детей (девочку), но мальчик был спасен: богиня Артемида отвела его в город Элевсин, где он стал богом мистерий Иакхом.

Покровительница счастливых праздников также имела законную жену. Это Ариадна, показавшая Тесею выход из лабиринта. От девушки ушел ее возлюбленный, что очень огорчило ее. Но Дионису удалось утешить красавицу, которую он взял в жены.

По другой версии, Дионис попросил Артемиду, целомудренную богиню охоты, убить девушку, которая ему понравилась за то, что она вышла замуж за Тесея. После замужества со смертным она могла принадлежать ему только после смерти. Артемида пустила стрелу в красавицу, затем воскресла и стала женой покровительницы плодородия. В браке она родила сына Фоанта. Видя, как счастлив его сын, Зевс сделал молодым людям подарок: он сделал Ариадну бессмертной.

Мифы приписывают Вакху любящую победу над Гермафродитом (сыном Гермеса и Афродиты).

Основные мифологические сюжеты, связанные с Дионисом

Мстительный и жестокий характер Диониса проявляется в тех сюжетах, в которых он встречает противников своего культа. Конечно, в Греции не все очень приветствовали дионисийские праздники, сопровождаемые пьянством, развратом и кровавыми жертвами. Известно, что греческие, а затем и римские власти пытались превратить дикие шествия в более нравственные и тихие праздники урожая.

Борьба властей с культом Диониса отражена в мифах о царе Ликурге, на которого бог послал безумие, в результате чего он убил своего сына, думая, что тот срезал виноградную лозу; и в истории о трех дочерях царя Мини, которые проигнорировали дионисийские праздники и таким образом превратились в летучих мышей. Миф о Дионисе и тирренских пиратах, подробно переданный Гомером и Овидием, дошел до наших дней. Пираты приняли Диониса за простого смертного и похитили его, чтобы продать в рабство. Однако цепи выпали из рук странного молодого человека. Только тогда воры поняли, что они схватили бога. Но капитан корабля настоял на том, чтобы как можно скорее добраться до ближайшего невольничьего рынка и продать пленного. Затем воздух вокруг корабля внезапно наполнился запахом вина, виноградной лозы и плюща, внезапно обернувшего деревья и оборудование, и сам юноша начал превращаться в хищных животных — то льва, то медведя. Напуганные пираты начали прыгать в море и в воде превратились в дельфинов.

Однако Дионис был в хорошем настроении и часто помогал людям. Например, он забрал свою мать Семелу из царства Аида и вознес ее на небеса. Желая помочь людям, Дионис дал Икарию виноградную лозу и научил их выращивать. Именно Дионис дал царю Мидасу возможность превращать все, чего он не касался, в золото. И когда царь понял, что умрет от голода и жажды, если не избавится от божественного дара, Дионис омыл его в водах Патокла, смыв его новую способность с Мидаса.

Как и любое божество плодородия, Дионис был связан со многими женщинами и стал отцом многих, иногда весьма причудливых, детей. Его возлюбленной была Афродита, которая родила Диониса Приапа — бога садов и полей — и Гименея — божества брака. Козлоногий бог Пан родился от связи между Дионисом и нимфой Дриопой. Кроме того, Дионис был отцом Якха — бога мистерий, рожденного от Абры (позже образы Диониса и Иакха слились в единое целое, отсюда и римское имя бога виноделия — «Вакх»). Почти все сыновья Диониса так или иначе были связаны с хтоническими силами земли и земледельческими культами.

Какова его функция?

Теперь стоит понять, кто является покровителем древнего бога греков Диониса. С одной стороны, здесь все достаточно просто: он бог виноделия и виноградарства. Не зря его почти всегда изображают с кратером или амфорой, наполненной вином. Но кроме того, Дионис также считается покровителем театра, религиозного экстаза и вдохновения. По некоторым данным, он также является богом плодородия.

Какова функция бога Диониса

интересно, что самые ранние упоминания о Боге встречаются на глиняных табличках, датируемых 15 веком до нашей эры, однако настоящую популярность Дионис приобрел гораздо позже — примерно в 5-7 веках нашей эры, когда почти закончился распад могучей империи и сами люди погибли.

Бог виноградарства и изготовления вина

Дионису молили об обильном урожае винограда. Кроме того, Бог научил людей делать вино. Первым, кто научился готовить этот алкогольный напиток, был Икариос: Дионис хотел поблагодарить его за гостеприимство. Пастух отправился в путешествие по Аттике и раскрыл рецепт вина остальным жителям Древней Греции.

  • Покровитель винодельческих регионов и бог различных видов вина — В Древней Греции разные сорта винограда выращивали в разных регионах, поэтому вина, произведенные в разных частях страны, могли в большей или меньшей степени отличаться друг от друга по цвету, запаху и вкус. Кроме того, культ Диониса не был полностью одинаковым в разных областях, например, могли быть различия в обрядах жертвоприношений или в особенностях празднования праздников в честь Бога.
  • Святой покровитель торговцев вином — Дионис покровительствовал производителям и торговцам вином, защищал их от воров и защищал от недобросовестных покупателей.

Бог питья вина, развлечений и празднеств

  • Бог питья вина (пожалуйста). Почти ни один древнегреческий фестиваль или фестиваль (даже тот, который не почитал Диониса) не обходился без вина. Этот вкусный алкогольный напиток пили на светских мероприятиях, на домашних вечеринках и в тавернах.
  • Бог питья вина (для крепкого здоровья) — многие недуги древние греки лечили бокалом вина на ночь. Считалось, что напиток помогает от бессонницы.
  • Бог опьянения — Дионис был богом опьянения не только потому, что он был создателем вина, но также потому, что это божество спонсировало безумие, заблуждения и галлюцинации.

Бог безумия, иллюзий и галлюцинаций

Неясный ум, иллюзии или галлюцинации были побочными эффектами чрезмерного употребления вина. Вот почему Дионис покровительствовал этим государствам.

Бог фруктов и различной растительности

  • Бог фруктов (в общем смысле)
  • Бог винограда
  • Бог отдельных фруктов (инжир, яблоки и т.д.)

Мифы о Дионисе и его ипостаси

Мифы о Дионисе ярко отразили переход эллинского общества от скотоводства к земледелию, важнейшей отраслью которого было виноградарство. На смену животным богам пришли гуманизированные божества, изменились формы их поклонения. В период племенной системы поклонение животным существовало в наиболее распространенной форме. Среди звероподобных божеств был бог Дионис, которому поклонялись в образе быка и козла. Поклонники Диониса были похожи на него, носили шкуры и маски. Позже, когда бог-козел Дионис стал антропоморфным божеством, его поклонники стали концептуализироваться как изображающие товарищей Диониса: сатиров с козлиными ногами.

До открытия микенской культуры исследователи полагали, что Дионис прибыл в Грецию из варварских земель, поскольку его экстатический культ неистовых танцев, захватывающей музыки и чрезмерного опьянения казался чуждым ясному уму и трезвому нраву древних греков. Однако ахейские надписи указывают на то, что греки знали Диониса еще до Троянской войны.

Согласно речи Котта, цитируемой Цицероном, было пять Дионисов:

  • Сын Зевса и Персефоны.
  • Сын Нила, он убил Нису.
  • Сын Кабира, царя Азии, в честь субботних праздников.
  • Сын Зевса и Симелы, в его честь Орфические мистерии.
  • Сын Нисы и Фионы, основатель Trieteris.

Исследователь древности А.Ф. Лосев в своем труде «Мифология греков и римлян» выделяет трех Дионисов, но не столько по их генеалогии или биографии, сколько исходя из этапов развития человеческого сознания и общества.


Питер Пауль Рубенс, Смерть Семелы, 1636 г

  • Первый Дионис — Загрей, растерзанный титанами. «Загрей из всех персонажей мифа в этой фазе наиболее близок к внутреннему смыслу героизма и является для того времени, так сказать, символом героизма вообще. Загрей, которого древние называли первым Дионисом, является внутренним принципом героизма строгого патриархата, так как здесь сконцентрированная сила стихий (Титанов) впервые соединилась с достаточно волевым индивидуумом мужского пола », — пишет Лосев. Здесь Дионис. -Загрей предстает вовсе не как стихийное начало, а наоборот, принцип, который борется со стихиями, отделяется от нее и погибает, но в своей смерти присоединяется к титаническому принципу, одухотворяя его.
  • «Второй Дионис — сын Зевса и Семелы .. он не только все еще борется с безголосой стихией, как первый Дионис — Загрей, но он уже борется с ней в самом героизме, он является ферментом для жизни и эксплуатирует героев которые уже преодолели внешнюю стихию и обратились к личной жизни и подвигам среди самих героев. Этот второй Дионис — тот же принцип героизма в период очень зрелого патриархата, каким был Загрей в его начальный период ». Таким образом, второй Дионис также борется со стихиями, как и первый, но уже с элементами внутри себя — со своим собственным безумием и, следовательно, в то же время является символом этого элемента согласно диалектическому принципу единства и борьбы противоположностей.
  • Третий Дионис «т е. Иакх, этот знаменитый элевсинец Иакх, воплотивший в себе как восстановление древнего матриархального Диониса, так и субъективизм и имманентизм раннего периода цивилизации или той чудесной переходной эпохи, когда рухнула патриархальная олимпийская мифология и зародилась мифология согласно жизненным благам бытие индивида, освобожденного от муниципально-родовых властей «мы находим с точки зрения Лосева в седьмом веке до н э пытается больше отделить себя от природы, но, напротив,» индивидуальная человеческая личность уже есть настолько развиты, что сталкиваются с проблемой охвата открывшегося ему пространства и проблемой содержания этого космоса в пределах его полностью внутреннего, интимного благополучия».

Таким образом, Дионис-Загрей-Яхус (Вакх), по сути, превращается в свою противоположность, переходя от борьбы с элементарными силами природы к их воплощению в себе. Однако в наше время эти образы во многом слились воедино. Здесь Дионис предстает перед нами как целостность, история развития всего сознания, собранная в одной точке.

Дионис — сын Зевса

Традиционно Дионис считается сыном Зевса и Семелы, дочери Кадма и Гармонии. Узнав, что Семела ждет ребенка от Зевса, его жена Гера решила уничтожить Семелу и, приняв облик путешественницы, вдохновила ее уговорить своего возлюбленного явиться ей во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова явился Семеле, он спросил его, готов ли он исполнить любое его желание. Зевс поклялся на водах Стикса, что исполнит его, и даже боги не могут нарушить такую ​​клятву. Семела попросила его обнять ее так, как она обнимает Эру. Зевс был вынужден извлечь недоношенный плод из ее чрева, который он вшил ей в бедро и успешно выполнил это. Таким образом, Дионис родился из бедра Зевса.

Диодор Сицилийский, напротив, интерпретирует эту версию более реалистично, объясняя, что мы можем говорить о созвучии слова бедро с названием города Мероэ. Μερόη — Мероэ, город на территории современного Судана, который стал столицей государства Куш после опустошения Напаты (Джебель-Баркал) Псамметихом II.

Удивительная история рождения Диониса из бедра Зевса, вероятно, происходит от созвучия слова «бедро» с названием города Мероэ: согласно Геродоту (II, 146), Зевс сразу после рождения сшил Диониса в бедро и пронесли в Эфиопию, то есть .. в царство Куш, расположенное к югу от Египта, в верховьях Нила. В том же источнике (II, 29) говорится, что жители Мероэ признают только двух богов: Зевса (Амона) и Диониса (Осириса). Согласно Гелиодору, в пантеоне мероев главное место занимала триада, которую он отождествляет с Гелием, Селеной и Дионисом. Мероей (Μερόη), а не из бедра (μηρού) Зевса. Вы также можете вспомнить аналогичную еврейскую формулу: «из колена Давида». На мой взгляд, кредит очевиден. В этом отношении созвучие греческих терминов γόνυ («колено») и γονή («сын») не кажется удивительным.

Чтобы защитить своего сына от гнева Геры, Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы Ино и его жене Атаманте, королю Орхомена, где они начали воспитывать молодого бога как девушку, чтобы Гера не нашла его. Но жена Зевса послала безумие Афаманту, в порыве которого Афамант убил своего сына, он попытался убить Диониса, и для этого Ино и его второму сыну пришлось прыгнуть в море, куда их взяли Нереиды. Тогда Зевс превратил Диониса в козла, а Гермес отвел его к нимфам в Нису (город Бейт-Шеан, Ниса-Скитополис, в Израиле). Нимфы укрыли его от Геры, прикрыв колыбель ветками плюща. В награду за воспитание сына Зевс перенес нимф на небо, так, согласно мифу, в созвездии Тельца рядом со звездой Альдебаран на небе Иади появилось скопление звезд. Там наставник молодого бога Силена открыл Дионису тайны природы и научил его делать вино.

Однако Гера не оставила юного полубога в покое, теперь она вселила безумие в самого Диониса. Он оставил воспитавших его нимф и скитался по землям Египта и Сирии. Дионис пересек Египет, Индию, Малую Азию, пересек Геллеспонт, попал во Фракию и оттуда достиг своих родных Фив в Греции. Куда бы ни приходил этот бог, он везде учил людей выращивать виноград, но его сопровождали безумие и насилие. Кстати, леопард как атрибут Диониса, а также шкура леопарда, которую он использует в качестве плаща, очевидно, также имеют свои корни в Египте. Он был частью египетского облачения жрецов.

Безумный герой, он в ярости совершил убийство и сам сводил с ума тех, кто его отвергал и не признавал безумным богом. Затем, согласно одной из версий мифа, царь Ликург, отвергнувший Диониса, убил своего сына в припадке безумия топором, убежденный, что он срубает виноградную лозу Диониса. Даже дочери Мини, короля Пенфея, были изрублены безумными вакханками. Та же мать несчастного, Агава, была среди этих женщин: она смотрела на окровавленную голову своего сына на тирсе, уверенная, что это голова льва. В Аргосе Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и начали пожирать их плоть.

Дионис спустился в Аид через болото Альциона, и Полимн показал ему спуск. Из Аида он привез свою мать Семелу, которая стала богиней Фионой.

Дионис — бык


Сергей Соломко «Вакх»

Куда бы он ни шел, его сопровождали вакханки и менады. Дионис и сопровождавшие его женщины вскрикнули от радости: «Эвоэ». Отсюда эпитеты Диониса «Эван» и «Эвий» («шумный»; древнегреческий Βρόμιος Εὔιος), от древнегреческого. εὖα, призывное восклицание (Evius / Evoy / Evgius / Euhius) «ликующий».

С этим божеством традиционно ассоциируются виноград и вино, деревья, хлеб. Но, видимо, эти более поздние атрибуты вторичны. Главным символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был бык.

Диониса часто изображали в виде быка или человека с рогами, в основном это касалось Диониса Старшего или Диониса Загрея. В древнегреческой мифологии он был божеством мистерий. Загрей — это эпитет Диониса, который иногда применялся к Аиду. Дионис Загрей почитался как сын Завса и Персефоны или Аида и Персефоны. По словам Деда Панополитана, Зевс посетил Персефону в виде змеи и она подарила ему рогатого ребенка — Загрея, то есть Диониса. За ним ухаживала Деметра, мать Персефоны, богини плодородия. Однако орфики считали, что младенца кормила сама Персефона, а Эсхил в «Сизифе» называет его сыном Аида. Лосев А.Ф в «Мифологии греков и римлян» пишет: «На монетах IV века до н.э. Н.С да Прас мы встречаем изображение женщины, ласкающей змея Зевса, в ней нетрудно узнать Персефону».

Есть древние изображения Диониса в ипостаси быка, например, на одной из дошедших до нас фигурок он изображен одетым в шкуру быка, у которого голова, рога и копыта повернуты назад. В другом он изображен в виде ребенка с головой быка и венцом из винограда вокруг его тела. К Богу относились такие эпитеты, как «рожденный от коровы», «бык», «бычий образ», «бычья голова», «бычья голова», «бычьи рога», «рогоносец», «два рога».

Дионис Загрей

Согласно мифу, едва успев родиться, новорожденный Загрей сел на трон своего отца Зевса. Действительно, Загрей наделен здесь всей силой Зевса. Прямое отождествление Загрея с Зевсом неоднократно встречается в источниках, даже очень поздних, например, у Аристида. Однако титаны-заговорщики напали на божественное дитя, глядя в зеркало. В этом им помогла Гера, которая дарами уничтожила стражников и с помощью погремушек и зеркала выманила ребенка с престола. Некоторое время Дионису удавалось убегать от преследователей, превращаясь в Зевса, затем в Крона, затем в юношу, затем в льва, затем в лошадь, затем в змею. Когда божественное дитя приняло форму быка, титаны достигли его и разорвали на куски. Они поместили семь частей тела в сосуд-треногу, варили, жарили и ели, таким образом участвуя в божественности. Неповрежденным осталось только сердце Диониса, то есть сама сущность Бога.Титаны, съевшие его плоть, были сожжены ударом молнии Зевса, и из этого пепла, смешанного с кровью Бога, родился человеческий род , который выделяется дерзостью титанов и страданиями Диониса.

Мы видим здесь миф о двойственной природе человека — животной (титаны) и божественной (божественное дитя), которые неотделимы друг от друга, так же как Зевс не мог отделить прах титанов от праха Диониса, который они съели. Этот миф открывает нам каббалистический мифолог о падении божественной искры — семени Зевса, воплощенного в его сыне Загре.

Судьба сердца Диониса по-разному описывается в разных мифах. Афина спасла его сердце, и Аполлон похоронил его в Дельфах, собрав части тела в вазу, согласно Каллимаху и Эйфориону в Цеце. В некоторых мифах говорится, что Зевс проглотил это сердце и через Семелу дал своему сыну второе рождение. В другой легенде сердце было растерто в порошок, из которого был получен краситель для Семелы. Где-то Дионис считается незаконнорожденным сыном Зевса и Деметры. В этой версии мать собрала части малыша и оживила их. Где-то считалось, что возродился сам Дионис. Также была легенда, что Загрей призрачно существовал в Аиде до тех пор, пока Дионис не воссоединился с ним во время его спуска в Аид. Лосев А.Ф пишет, что вполне возможно, что Загрей был исторической фигурой и что Крит давно знал дикого охотника Загрея, хтонического демона или демона охоты (т.е охотника за душами, отсюда и название «Ловец, Охотник») в манере знаменитого Актеона. Только позже, возможно, этот Загрей был отождествлен с Дионисом, также охотником и богом душ, и был поставлен в сыновние отношения с Зевсом, богом жизни, или с Аидом, богом душ мертвых.

Мы можем верить в историчность Загрея или нет, до нас не дошло никаких доказательств этого, но связь Загрея с Аидом, с которым он иногда отождествляется, а иногда и считается сыном Аида и Персефоны, очень любопытна. На эту связь указывает и Крис Даунинг в своей книге «Ариадна — любительница лабиринтов», где он говорит об Ариадне — невесте, а затем и жене Диониса: «Ариадна — невеста смерти. Культ Ариадны на юге Италии, по-видимому, состоит в основном из ритуалов, которые служат приготовлением к смерти. Идти на смерть как невеста, как на смерть, как на более совершенную жизнь ». Вполне вероятно, что именно через Ариадну связаны образы Загрея и Диониса.

В то же время интересно, что на самом деле и здесь, и Дионис-Загрей приобретают столь ярко выраженный андрогинный характер. Сам Дионис гораздо ближе к женскому началу, он часто теряется там, где необходимо проявить мужские черты, и входит в ситуацию, проявляя вовсе не героизм, а животные инстинкты (эпизод с пиратами). «Такой Дионис вряд ли мог быть особенно враждебным Титанам, поскольку Титаны .. также очень мало отличались от универсального женского божества матриархата и в любом случае были его второстепенными представителями… Титаномахия, гигантомахия, тифония, бесконечные дуэли богов и героев со всевозможными монстрами и призраками — все это одно из самых характерных отличий мифологии металла от развитой земледельческой и пастушеской эпохи. «Борьба Загрея с титанами, насколько можно судить, является примером такой борьбы могущественной человеческой индивидуальности и стихий», — пишет А.Ф. Лосев. То есть в синкретическом образе Диониса-Загрея мы видим оба архетипа сына Великой Матери, архетип героя, а точнее борца, раздираемого слугами Великой Матери Природы — титанами.

Дионис и Осирис

Видимо, из-за символической связи Диониса и быка, возникшей в результате совмещения его образа с образом Загрея, возникло поверье, что именно Дионис был первым, кто запрягал быков на плуг. До этого времени, по легенде, люди тянули плуг вручную. Поэтому Дионис изображается так же, как Минотавр с головой быка, что, согласно большинству интерпретаций, означает победу животных инстинктов над человеческим началом, но в то же время порабощает животное начало и запрягает его в плуг — заставляя его обрабатывать землю и быть полезным. Здесь миф о Дионисе неожиданно соотносится с мифом об Осирисе. Осирис также был богом плодородия, именно он, по легенде, обучал людей земледелию, в том числе выращиванию винограда. Осирис несколько раз упоминался древними авторами. Согласно Геродоту, это бог, которого египтяне отождествляли с греческим Дионисом. По словам Тибулла, Осирис был первым, кто построил плуг и научил людей сельскому хозяйству. Любопытно, что и Осирис, и Дионис запрягают быков в плуг, то есть заставляют их подчиняться и работать. Я отмечаю, что голова животного (бык) Диониса также отсылает нас к Древнему Египту, где многие боги обладали этим аспектом. И в мифе о раздираемом Дионисе-Загрее мы видим много параллелей с мифом об Осирисе.

Итак, египтяне говорят, что под именем Диониса греки знают бога, которого они называют Осирисом. Говорят, что этот бог обошел всю обитаемую землю, изобрел вино и научил выращивать виноград: за это доброе дело он был, по мнению всех, удостоен бессмертия.

Однако эта связь действительно настолько неожиданна, потому что Дионис, как мы уже говорили, тоже прошел через смерть и возрождение. «Темная сторона проявления всех дионисических форм, с которой мы вдруг сталкиваемся, свидетельствует о том, что они возникли не в поверхностной игре бытия, а в его глубинах. Сам Дионис, возносящий жизнь к вершине экстаза, — страдающий бог. Открытия, которые он принес, связаны с движениями внутреннего мира, в котором он живет. Но где бы ни обнажились эти глубины, там, наряду с поворотным моментом и рождением, возникает ужас и появляются руины », — пишет Лин Коуэн.

Другие животные Диониса

Дионис тоже принял облик козла. На связь с козой, а также на связь с производительной силой и природой указывают постоянные спутники Диониса — сатира, и именно благодаря этой связи возник такой театральный жанр, как трагедия. Изначально это были только театрализованные представления в честь Диониса, а само слово буквально переводится как «песня козла». Именно Дионису в образе козла иногда приписывают изобретение вина. В одной из фракийских деревень, согласно греческой народной легенде, жила старая грустная бездомная коза. Однако осенью с ним произошли удивительные перемены: он стал радостно прыгать и игриво цепляться за прохожих. В таком состоянии коза оставалась какое-то время, затем снова впала в уныние. Крестьяне заинтересовались неожиданными перепадами настроения козла и стали следовать за ним. Оказалось, что после прогулки по винограднику и съедания оставшихся гроздей настроение животного изменилось в лучшую сторону. Как правило, на полях оставался раздавленный и грязный виноград. Виноградный сок перебродил и превратился в хмельное вино. От него напилась коза. Люди пробовали это лакомство и ощутили на себе действие алкоголя. Коза была признана изобретателем вина и провозглашена богом .

Помимо быка как главного животного, символически связанного с Дионисом, и козы, в мифах относительно этого бога фигурируют хищные кошки, такие как гепарды и львы, медведи и змеи.

Праздники Диониса

Образ Диониса был бы неполным без упоминания фестивалей в его честь, которых было четыре в год, и все они были связаны с периодами созревания и сбора урожая винограда.

Торжества — это шествия, мистерии, жертвоприношения. Дионисий для эллинов — это возможность собираться, пить вино, есть мясо (кости, внутренности, жир приносились в жертву, остальное ели сами дарители), совершать необходимые обряды.

Главным символом Диониса во время этих мистерий было изображение фаллоса.

Греки не обходились без шуток и грязных песен, иногда и без оргий. Считалось, что Дионис был этим очень доволен.

Центральное место занимали обряды хвалебных песен: восхваление Диониса под аккомпанемент флейты или цитры.

В части гуляний также были изображены сцены из жизни богов. Из этого наследия впоследствии возник древнегреческий театр и все европейское актерское искусство.

Дионисийские праздники — это факт, к которому в древности относились с глубоким уважением. Ходила легенда о дочерях короля Мини, которые слишком рьяно относились к работе и не хотели, чтобы их отвлекала семья и дети на разгул и веселье.

Дионис, рассерженный этими приоритетами, наказал их безумием, в спешке которого Миниады разорвали своих собственных детей, как диких животных.

Культ бога виноделия прошел долгий тернистый путь, установился он с трудом, это прослеживается в мифологии, но, в конце концов, Дионис занял почетное место в армии богов.

это символ природы, природных сил и, как следствие, природы человека, это роднит его с людьми, его поклонение позволило человеку почувствовать себя свободным от любых социальных ограничений и ощутить собственные преимущества.

 

Оцените статью
Блог о Греции