- Биография Пифагора Самосского
- Происхождение
- Детство
- Семья и юность
- Воспитание и образование
- Школы знаний
- Пифагорейский союз и его развал
- Мистика и возвращение домой
- Основные достижения
- Последние годы жизни
- Страшный конец
- Особенности философского учения Пифагора
- Основные положения философии пифагорейцев
- Что есть число по своей природе?
- Нумерология Пифагора или учение о числах
- Что такое настоящая семейная пара?
- Откуда множество?
- Пифагорейское учение о вселенной
- Гармония сфер
- Понятие души в пифагореизме
- Математика и религия пифагорейцев
- Космогонические теории пифагорейцев
- Арифметика
- Астрономия
- Интересные факты
Биография Пифагора Самосского
Пифагор Самосский известен большинству людей как выдающийся математик древности, создатель знакомой всем нам с детства таблицы умножения. Но он также был величайшим мистиком, создателем религиозно-философской школы. У него было много последователей, благодаря которым его идеи получили широкую известность во всем мире.
Пифагор родился около 580 г до н.э в семье ювелира Мнесарха на острове Самос, расположенном в прибрежной зоне Малой Азии. В 18 лет будущий философ покинул отцовский дом и отправился путешествовать по странам Ближнего Востока. Он провел много лет в Египте, где сумел объединить тайные знания, которыми обладали египетские жрецы.
Пифагор вернулся в свой родной город Самос не скоро — когда ему было 56 лет. Но он пробыл на родине недолго и предпочел переехать жить в Италию, где в 535 г до н.э основал свое первое научное и философское сообщество. Вскоре после этого подобные организации, благодаря усилиям последователей Пифагора, возникли в других частях страны.
Пифагор и его последователи занимались не только математикой и философией, но также принимали участие в политической жизни Италии и даже на некоторое время установили свое господство во многих ее городах. Но у великого философа было много противников и злых людей. Из-за восстания, организованного антипифагорейцами, многие сторонники Пифагора погибли. Да и сам он, по разным версиям, тоже был убит или оставлен в городе Метапонте, где прожил до конца своих дней.
Происхождение
Судя по краткой биографии Пифагора, его жизнь была полна удивительных событий и современники считали его едва ли не самым выдающимся ученым всех времен и народов, посвященным всем тайнам Вселенной.
Исторические свидетельства происхождения Пифагора сохранились. Его отцом был Мнесарко, уроженец Тира, получивший гражданство Самоса, и мать Парфениса или Питаиды, которая приходилась родственницей Анкею, основателю греческой колонии на Самосе.
Детство
Ребенок рос любознательным, всеми любимым. Педагог мальчика преподавал риторику, музыку, письмо. Он изучал поэзию, гомеровскую «Илиаду» и «Одиссею» заучивал наизусть стихи.
Семья и юность
невозможно определить точную дату рождения Пифагора; судить о нем и его жизни в целом можно только по рукописным источникам об учении философа, первый из которых появился только через 200 лет после его смерти. Предполагается, что Пифагор родился около 570 г до н.э на греческом острове Самос. Папа, его звали Мнесарх, был каменотесом. Мать звали Партенида. Известно, что он происходил из знатной семьи, предок которой основал греческую колонию на Самосе.
Согласно одной из легенд, когда Пифагору было 18 лет, он покинул свой дом и отправился в Египет, чтобы получить мудрость от местных священников. Там будущий философ 20 лет изучал медицину и математику. Затем он был схвачен персидским правителем Камбисом и доставлен в Вавилон. В плену Пифагор провел еще 12 лет, часто общаясь с волшебниками, и только после этого вернулся на родной Самос. Уже тогда местные жители признали 56-летнего Пифагора самым мудрым человеком в мире.
Вернувшись на родину, Пифагор начал проповедовать свои идеи и учения. Вскоре о нем заговорила вся Греция. Люди из разных уголков страны приезжали на Самос, чтобы увидеть и услышать самого мудрого философа. Со временем Пифагор начал заниматься общественными делами. Устав от растущего внимания и унылой работы, он снова покидает остров и отправляется в южную Италию.
Воспитание и образование
Уже в раннем возрасте Пифагор проявлял интерес к различным наукам и искусству. Его первого учителя звали Гермодаманте. Он заложил в будущего ученого основы музыки, живописи и грамматики, а также заставил заучивать наизусть отрывки из Одиссеи Гомера и Илиады.
Когда Пифагору было 18 лет, он решил отправиться в Египет, чтобы получить еще больше знаний и опыта. Это был серьезный шаг в его биографии, но не суждено было сбыться. Пифагор не мог попасть в Египет, потому что он был закрыт для греков.
Оставаясь на острове Лесбос, Пифагор начал изучать физику, медицину, диалектику и другие науки у Терекида Сиросского. Прожив на острове несколько лет, он захотел посетить Милет, где еще жил знаменитый философ Фалес, создавший первую философскую школу в Греции.
Вскоре Пифагор стал одним из самых культурных и известных людей своего времени. Однако через некоторое время в биографии мудреца происходят резкие изменения, с началом Персидской войны.
Пифагор попадает в вавилонский плен и долгое время живет в неволе.
Школы знаний
Египет был центром мифических знаний, отсюда Пифагор в 18 лет
лет он отправился туда, чтобы продолжить свое обучение. Когда я узнал, что грекам не разрешен въезд в страну, я остановился на острове Лесбос. Ферекид Сироский давал ему уроки космогонии, передавал тайные знания финикийцев на несколько лет.
Пифагор изучил науки у египетских жрецов, открыл ему тайные знания, посвятил его в священство. В Египте он провел двадцать два года просветленным. Вероятно, в эти годы он побывал в Израиле и там познал мудрость, изучил Каббалу. Затем мудрец посетил в городе Милет Фалеса, создавшего первую философскую школу.
Пифагорейский союз и его развал
В Италии у Пифагора было не меньше последователей. Люди были в восторге от аскетического образа жизни и нравственных идей философа, которые он старательно продвигал в массы. В результате ученики Пифагора сформировали целый религиозный орден, который со временем обрел популярность у многих итальянцев и даже пришел к власти, но ненадолго. Помимо последователей, у Пифагора были и враги, не разделявшие идей мыслителя. Следовательно, посредством кровавых восстаний им удалось свергнуть союз пифагорейцев.
Мистика и возвращение домой
Из-за того, что в Вавилоне были популярны астрология и мистицизм, Пифагор пристрастился к изучению различных мистических тайн, обычаев и сверхъестественных явлений. Вся биография Пифагора наполнена исследованиями и решениями всевозможных загадок и секретов, привлекших его внимание.
Находясь в плену более 10 лет, он неожиданно получает личное освобождение от персидского царя, который не понаслышке знал мудрость греческого ученого.
Освободившись, Пифагор немедленно возвращается на родину, чтобы рассказать своим соотечественникам о полученных им знаниях.
Основные достижения
Пифагор считал, что в основе всего лежит число, и изучение мира означает изучение чисел, которые им управляют. Он был великим математиком и создал одну из самых известных теорем: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов. Считается, что сам Пифагор не доказал эту теорему, он только передал знания людям. И весьма успешно! В настоящее время в современном научном мире существует уже более 300 доказательств теоремы Пифагора, которая приобрела фундаментальное значение для геометрии.
Другой фундаментальной работой греческого философа была «таблица умножения», или таблица умножения. Это актуально для миллионов людей во всем мире и сегодня. Помимо математики, Пифагор много времени уделял нумерологии, философии и астрономии. Некоторые источники говорят, что он был одним из первых ученых, установивших, что Земля круглая.
Он много говорил о космосе, различных режимах движения небесных сфер и светил, затмениях, отклонениях от правильного движения, эксцентриситетах, эпициклах и дифферентах.
Он пытался донести до своих учеников: «Зрелище небосвода и движущихся по нему светил чудесно для тех, кто способен видеть порядок в этом движении, причастность к первозданному и понятному — числам и пропорциям».
Пифагор учил, что Солнце и другие звезды являются богами и в них преобладает тепло — причина жизни.
Пифагор также сказал, что движутся не только планеты, но и неподвижные звезды, но они движутся и совершают собственное вращение так же, как и Вселенная, то есть не постепенно, а вращаются на месте, как дрель.
Книги, касающиеся природы, государства и образования, приписываются Пифагору, но большая часть его произведений не сохранилась. Великий философ практически ничего не писал, свое учение предпочитал передавать устно и не признавал их всех, а только избранных и «просвещенных» личностей. Кстати, именно на одном из уроков Пифагор познакомился со своей будущей женой, которую назвали Феано. Предполагается, что ему было уже за 50 или даже за 60 лет. В браке у пары родилось двое детей, сын и дочь, их точные имена неизвестны.
Таблица Пифагора
Последние годы жизни
Также нет точных сведений о том, как Пифагор прожил остаток своих дней. Это касается и его смерти, которая окружена множеством мифов. По одной из версий (считавшейся приоритетной) причиной смерти великого философа должны были стать кровавые восстания на юге Италии, когда злой ученый решил свергнуть свой пифагорейский союз, убив не только своих последователей, но и самого себя. Некоторые источники предполагают, что Пифагор бежал от восстания в одном из священных храмов, заперся там без еды и воды, а затем вовсе исчез.
Другая версия связана с человеком, которому Пифагор отказался преподавать свое знаменитое учение. Отказавшись, не сумев справиться с чувством ненависти, он поджег академию ученого. Он умер в огне, спасая своих учеников. По другим данным, все пошло наоборот: студенты сами ценой своей жизни вытащили философа из огня. Осознав, что произошло, он не смог справиться со смертью своих последователей и покончил с собой. Это произошло предположительно в 490 г до н.э. Тогда Пифагору было 80-90 лет. На протяжении почти пяти веков в одном из городов южной Италии его могила считалась местной достопримечательностью. А последователи философа «пифагорейцы» на протяжении многих веков передавали его учение из уст в уста, собирая их в сборники, благодаря которым мир узнал и до сих пор помнит труды великого древнегреческого мыслителя Пифагора.
Страшный конец
Предположительно в 510 г до н.э пифагорейский союз как политическая сила вызвал ненависть народа, что привело к разрушению школы. Философ переехал в Метапон. Существует легенда о смерти мудреца Самоса. Был
80 лет, когда разъяренная толпа подожгла школу. Чтобы спасти учителя, ученики даже образовали тропинку из своих тел, но это его не спасло.
Особенности философского учения Пифагора
Философское учение Пифагора состоит из двух частей: научного подхода к познанию мира и проповедуемого им оккультного образа жизни. Он медитировал на освобождении души через физическое и моральное очищение через тайное учение. Философ основал мистическое учение о цикле переселения души. Вечная душа, по мнению ученого, переносится с небес в тело животного или человека. И он перемещается от тела к телу, пока душа не заслуживает права вернуться на небеса.
Пифагор сформулировал серию учений своей школы: о поведении, цикле человеческих жизней, жертвоприношениях, пище и погребениях.
Пифагорейцы выдвинули идею количественных моделей в развитии мира. А это, в свою очередь, способствовало развитию физических, математических, географических и астрономических знаний. Пифагор учил, что мир и вещи основаны на числах. Он разработал числовые соотношения, которые нашли применение во всех сферах человеческой деятельности.
Основные положения философии пифагорейцев
«Начало всему — вечные числа”.
Впервые пифагорейцы отошли от концепции, которая рассматривала элементы как первый принцип. Число — это первое ментальное, несенсорное, хотя и не полностью ментальное определение.
Числа по своей природе ограничены и безграничны. Без них не было бы ничего и не было бы порядка, гармонии (то есть согласованности разных). Число — это суть всего, а гармония чисел — причина мирового порядка. Следовательно, всякий, кто хочет знать все, должен понимать природу чисел и их гармонию.
Что есть число по своей природе?
Монада — единство, единое (вспомним, на знание которого ориентировались все философы-фалесы) или неопределенное единство. Именно потому, что каждое число само по себе является монадой — каждое число — это единица, единица. Ведь «два» — это не ползучие «один» и «один», а «два», даже «три» и так далее
Диада — Различие или Двойственность. Очень важно, чтобы эти определения не случались случайным образом, а были сделаны пифагорейцами по мере необходимости в соответствии с предыдущими определениями. Диада — это не монада плюс еще одна монада, потому что откуда взялась другая монада? Диада — это отличие монады от самой себя, это различимая единица, или различимая единица, или определение неопределенного. Кто дает это определение? Сама монада определяет себя как диаду. Для того, чтобы было два, две монады не нужны. Нужно только, чтобы сама монада выделялась, становилась более определенной.
Нумерология Пифагора или учение о числах
1. Единство (Монада) — символ целостности, неделимости и самодостаточности. Он воплощает гармоничное сочетание противоположностей в единое целое, поскольку он одновременно мужчина и женщина, начало и конец, дух и материя. Его основные атрибуты: рудиментарный разум, первичная идея, мысль, гермафродит, вечность.
Пифагор утверждал, что Монада олицетворяет вселенский хаос, из которого все, что когда-либо было, есть и родится. У него нет начала и конца, прошлого и будущего, потому что ему присущи вечность и неизменность. Это число одновременно есть и небытие, альфа и омега. Все исходит из этого, и все входит в него. Другие обозначения, придуманные пифагорейцами для Единства: Солнце, Бездна, Лета, Трон Юпитера.
2. Два (Дуада) — символизирует двойственность, неравенство, изменчивость, нестабильность, а также борьбу или сочетание противоположных принципов. Это число приносит во Вселенную конфликт, разделяя ее на добро и зло, свет и тьму, инь и янь. Благодаря Дуаде этот мир находится в постоянном движении и противостоянии. Но с другой стороны, Двойка не допускает застоя: она заставляет двигаться, совершенствоваться, развиваться, бороться за что-то новое.
В отличие от Монады, олицетворяющей мужское начало (или отца), диада символизирует женщину (или мать). Пифагор называл ее богиней Исидой, Венерой, Луной, матерью и женой Юпитера. Он подчеркнул, что Двойка олицетворяет невежество, но в то же время является прародительницей мудрости. Поскольку ошибки, допущенные из-за незнания, заставляют развиваться, они подталкивают к приобретению новых знаний и навыков.
3. Тройка (Триада) — олицетворяет стабильность, стабильность и равновесие между духом, разумом и душой. В материальном мире и в человеческих отношениях это число приносит такие благоприятные качества, как терпение, чувство долга, дружбу, преданность, верность. Следует подчеркнуть, что треугольник, отражающий физические свойства Триады, является наиболее устойчивой геометрической фигурой.
Пифагор считал тройку священным числом. Потому что в нем есть сочетание Монады и Диады — мужского и женского начала. Пифагорейцы утверждали, что Триада отражает творческий аспект Бога, сотворяющего из себя многочисленные миры. Это число заложено в качествах планеты Сатурн, которой она управляет во времени. Тройка мудро использует опыт, накопленный в настоящем, а потому умело управляет будущим и меняет его по своему усмотрению.
4. Четверка (Тетрада) — символ природы и совершенства. Это число способствует проявлению любой идеи в материальном мире, помогает воплощать мечты в реальность. Многие природные явления воплощают в себе свойства Тетрады, проявляющиеся через нее. Например, четыре стихии, четыре стороны света, четыре сезона. Четверка привносит в окружающий мир завершенность, уравновешенность и гармонию. Согласно Пифагору, человеческая душа также находится под влиянием Тетрады, которая включает в себя: разум, эмоции, знания и мнение.
Основные принципы Четверки: «сила природы», «совершенствование», «сила», «гармония». Любая независимая система для успешного функционирования должна содержать тетраду. Среди планет Меркурий наделен свойствами Четверки, которые символизируют развитый интеллект, движение и развитие. Потому что это число заключает в себе чудесную способность познать Бога с помощью разума и логических рассуждений.
5. Пятерка (Пентада) — олицетворяет бодрость, здоровье, оптимизм, стойкость. Это число изображается в виде пентаграммы и является символом совершенной человеческой души. Потому что все души, в отличие от физических тел, совершенны. Ключевые слова, характеризующие пятерку, проявленную на физическом плане: «мир», «примирение», «душа», «дружелюбие», «доброта». Наиболее важные качества, показанные в этом выпуске, позволяют человеку быть в гармонии с собой и окружающим миром.
Согласно древним мистическим учениям, Пятерка является символом пятого элемента: эфира. Эфир легко проникает сквозь землю, огонь, воду и воздух, но при этом считается независимым от них. Поэтому по качеству он более прочный и прочный. Так что пифагорейцы сознательно связывали это число с жизнью, со способностью выживать и приспосабливаться к любым условиям.
6. Шесть (Hexad) — олицетворяет совершенство формы, гармонию физического мира. Ключевые слова, которыми можно охарактеризовать это число: «свадьба», «дом», «уют», «уют», «красота», «достаток». На Hexad повлияли предметы роскоши, украшения и любые предметы, созданные для создания комфорта и красоты в доме.
Геометрические фигуры, изображающие Шесть, представляют собой два соединенных друг с другом треугольника. Один треугольник символизирует мужское начало, второй — женское. Пифагор считал, что Шестерка олицетворяет земную любовь, союз двух людей, семейные ценности. Положительное влияние этого числа чрезвычайно важно для человеческого счастья. Но желательно, чтобы его проявление было умеренным. Поскольку чрезмерное влияние Гексады, по мнению Пифагора, приводит к укоренению души, он отрывает ее от божественных корней. Недаром три шесть считается числом дьявола.
7. Семерка (Гептада) — символизирует духовность, религию, приоритет души над телом. Ключевые слова, которыми можно охарактеризовать это число: «вера», «удача», «божественная помощь», «поддержка высших сил», «духовность». Пифагорейцы очень уважали и почитали гептаду. По их мнению, он олицетворяет истинную религиозность, связь человека с божественным началом.
Семерка образована комбинацией Трех (разум, дух и душа) и Четверки (материальный мир). В этом выпуске мистическая природа человека проявляется на физическом плане и раскрывается во всей полноте с помощью религии, интуиции и творческих способностей. Пифагор назвал Семь числом Космического Закона, проповедуемого семью великими духами, стоящими перед престолом Господа. Это священное число, проявляющееся во многих природных явлениях: семь цветов радуги, семь нот.
8. Восемь (Огдоада) — считалось пифагорейцами священным числом, содержащим две четверки и четыре двойки. А четные числа, в отличие от нечетных, приносят в этот мир стабильность и стабильность. Ключевые слова, которые можно использовать для характеристики Восьмерки: «высший порядок», «закон», «неизменность», «надежность», «вечность».
Восемь — очень загадочное и мистическое число, связанное с Тайнами Самофракии. Неудивительно, что он символизирует власть над временем. Пифагорейцы изображали Огдоаду двумя переплетенными змеями и полагали, что это отражение Бесконечного. Все в этом мире меняется, но законы Бога остаются неизменными всегда и во все времена: именно эта великая идея содержится в Восьмерке.
9. Девятка (Эннеада) — наибольшее нечетное или квадратное число из Тройки. Пифагорейцы считали Девятку символом нестабильности, недостаточности и несовершенства, поскольку не хватает только одного Единства, чтобы превратиться в Десятку. Суть Эннеад — бесконечность. Для этого числа нет пределов или ограничений, поэтому оно очень непредсказуемо. Вероятно, поэтому в древности считалось, что зло и беспорядок содержатся в Девятке.
Но Энниада также символизирует начало жизни. Возможно, это связано с девятью месяцами развития эмбриона в утробе матери. В общем, значение этого числа ни в коем случае нельзя считать полностью отрицательным. Ребенок рождается несовершенным, но со временем по мере взросления обретает мудрость и высокие моральные качества. Точно так же Девять в конечном итоге обретают недостающего и становятся Десятью.
10. Десять (Десятилетие) — пифагорейцы считали наивысшим и наиболее совершенным из всех чисел, включая все основные математические и геометрические пропорции. Ключевые слова, которые можно охарактеризовать десятью: «идеал», «сила», «гармония», «сила», «абсолютное знание». С мистической точки зрения Десятилетие — это совершенная человеческая душа, прошедшая путь многочисленных перевоплощений и вернувшаяся в Первоисточник.
Пифагорейцы называли Десять совершенной и богоподобной, потому что она включает в себя все числа, но в то же время имеет преимущества перед каждым из них. Десятилетие заключает в себе высшее совершенство, как небесное, так и земное. Для человеческой души она — путь, ведущий к Богу, поэтому любое число, умноженное на десять, становится более могущественным, сильным и добрым.
Что такое настоящая семейная пара?
Когда twoE на самом деле есть twoE, то есть одно само по себе. Это когда вы защипываете один и травмируете другого. И, если один ущипнут, а другой «что тогда», то они не образовали пару. Они объединены, бок о бок, но не одно, а отдельные. А если они расходятся «как корабли в море», то разделение в них ничего не изменит, как и их связь раньше в них ничего не меняла. Точно так же общество, люди, человечество — это единство или обособленность людей, которые их составляют.
Откуда множество?
Из единства: нет единства — нет множества. Как хорошо: много от одного! Пифагорейцы удаляют всю милетскую школу. «Все из одного» — но почему так, Milesi не знают. Все кажется из рога изобилия. И пифагорейцы уже догадываются: монада просто кажется совершенно неопределенной. Неопределенность — это ее определенность, поэтому монада — это определенная неопределенность, из которой возникает определенная неопределенность — диада.
Диада — это определенная монада или монада, которая ограничила свою бесконечность.
Ни монада, ни диада еще не формируют природу Числа. Число просто единица (монада)? Нет. Число — это просто набор (диада)? Даже не. Число — это единство монады и диады — триады.
Пифагорейское учение о вселенной
Пифагор был первым, кто ввел слово «космос» в обиход для обозначения вселенной. Последнему, по мнению философа, были присущи порядок и симметрия, из которых возникла красота. Он учил своих последователей, что познание красоты Вселенной дается только тем, кто держит в порядке свой макрокосм, будучи гармоничным человеком и ведет правильную жизнь.
Как и многие другие ионийские мудрецы, пифагорейцы поставили перед собой задачу объяснить, как возникла и устроена Вселенная. Поскольку математика была наукой, которую они внимательно изучали, они подошли к решению этой проблемы ближе, чем их современники.
Согласно Пифагору и его ученикам, центр вселенной — это огонь или монада, равная единице. Этот огонь — первое и самое важное небесное тело. Благодаря ему родились другие небесные тела, порядок в которых поддерживается этой центральной огненной силой. Планеты, находящиеся в бесконечном пространстве, притягиваются к монаде и таким образом приобретают пределы.
Пифагорейцы считали, что десять небесных тел движутся вокруг этого огня в направлении с запада на восток. Те тела, которые находятся ближе всего к огню, называются планетами, а те, что находятся на расстоянии, — неподвижными звездами. Луна, Земля и Солнце являются наиболее удаленными от центра по этой системе.
Ученики пифагорейской школы знали, что Земля каждый день делает круг. Они считали, что, когда Солнце и Земля находятся по одну сторону от центрального огня, в нашем мире наступает день. Когда Солнце и Земля смотрели друг на друга, ночь правила миром. В зависимости от пути Солнца на Земле начинаются несколько сезонов.
Пифагор учил, что не только Земля окружена воздухом, но и другие небесные тела. Это означало, что у них также была флора и фауна.
Гармония сфер
Отдельно стоит пифагорейская теория гармонии сфер. Под этим философ подразумевал музыкальный звук, присущий небесным телам, а также музыкальные и математические законы космической структуры.
Пифагор сказал, что все небесные тела прикреплены к невидимым сферам и вращаются так же, как и они. Каждая звезда имеет свою сферу, первые семь сфер соответствуют семи планетам, а октава — неподвижным звездам. Когда сфера вращается, издается чудесная гармоничная музыка, называемая «гармония сфер».
Пифагорейцы считали, что человеческое ухо невосприимчиво к этой музыке, потому что оно слышит ее с рождения и слишком к ней привыкло.
Числовая природа мира объяснялась гармонией сфер. Пифагор утверждал, что человеческая душа, как и космос, гармонична, поэтому способность слушать музыку небесных сфер может быть исцелением для духа. Последователи мыслителя, например Платон, усложнили это учение. Благодаря им теория пережила древний мир и вошла в средневековые и западноевропейские учения по эстетике музыки.
До наших дней многие поэты и даже астрологи верили в гармонию сфер и посвящали ей свои произведения.
Понятие души в пифагореизме
До Пифагора в греческой философии и религии существовало довольно архаичное убеждение, что человеческая душа является жизненной энергией, после смерти она попадает в темное царство Аида.
Пифагор переосмыслил учение о душе, сделав его более сложным и многогранным. Он придерживался мнения, что душа не является единым целым, а включает в себя: разум, разум и страсть. Однако в учении Пифагора не сохранилось никаких рассуждений о том, как эти части соотносятся друг с другом и как они характеризуются.
Но его идеи о переселении душ (метемпсихоз) сохранились. Согласно Пифагору, тело — это лишь тюрьма для души, которая после смерти физического тела находит новую. В то же время между двумя перерождениями душа также может оказаться в подземном мире. Сам Пифагор утверждал, что провел 207 лет в царствовании Аида. Количество воплощений может быть бесконечным, но результатом этих процессов должен стать катарсис — очищение, во время которого душа постигает свою сущность и обретает память о прошлых жизнях. Чтобы быстро достичь катарсиса, необходимо заниматься наукой и искусством, а также придерживаться строгой экономии. Такие занятия подняли человека над другими людьми и приблизили его к богам.
Поскольку души могут двигаться не только в человеческих телах, но и в телах животных, Пифагор и его ученики придерживались вегетарианства и выступали против кровавых жертвоприношений.
Математика и религия пифагорейцев
Великий Пифагор утверждал, что с помощью математических формул можно выразить не только материальный мир, но и духовный. Согласно его учению, и ангелы, и демоны отражены в законах математики. В своей знаменитой «Священной речи» он назвал Бога числом всех чисел.
Последователи Пифагора оценивали различные силы добра и зла в зависимости от их силы и действий с помощью определенных чисел и уравнений. Это говорит о том, что в реальности мы привыкли называть потустороннее, правят те же строгие математические законы нашего физического мира.
Кроме того, пифагорейцы связывали с определенными божествами не только числа, но и геометрические формы и направления (влево и вправо). Следовательно, все нечетные числа и правая часть считались божественными, а четные числа и левая сторона — демоническими. Один соответствовал Аполлону и Прометею, два — Гере и Афродите. Угол треугольника символизировал божественного Кроноса. Угол четырехугольника олицетворял сущность богини Деметры. Додекагон соответствовал всемогущему Зевсу.
В то же время ученики Пифагора подробно и связно описали свойства некоторых богов в соответствии с номерами, которыми были обозначены эти сущности. Самым божественным и духовным числом пифагорейцы называли семь, а самое материальное и мирское — шесть.
Космогонические теории пифагорейцев
Считается, что Пифагор был первым мыслителем, который использовал слово «космос» в его современном значении, что означает весь мир вокруг человека.
Пифагорейцы учили, что космос — это бесконечная пустота, в центре которой находится «огненное единство» (Солнце), порождающее все числа, явления и объекты. Вопреки древней традиции Пифагор поместил Землю не в центр мира, а на его периферию. Это также дало ему основу для предложения теории множественности миров.
Само космос и все небесные тела, включая Землю, имеют сферическую форму, так как из всех геометрических фигур шар является наиболее гармоничным. Лишенные точных астрономических инструментов и основанные только на интуиции и на основах математических знаний, пифагорейцы пришли к удивительно точному выводу: все планеты движутся по орбитам, а размер орбит и скорость движения напрямую зависят от размера планеты небесные тела. Пифагор был первым, кто объяснил смену сезонов и дней вращением Земли вокруг своей оси и ее движением по орбите.
Арифметика
Он разработал таблицу умножения, названную квадратом Пифагора.
Умение абстрагироваться — одно из важных наследий мудреца. С УЧАСТИЕМ
200 г до н.э., известный в Восточной теореме
a² + b² = c², приписываемый Пифагору, вероятно, потому, что он доказал эту теорему несколько раз.
Астрономия
Он провел исследования и математически доказал кривизну поверхности. По аналогии он считал, что планеты тоже круглые. Он приравнял музыку к астрономии. Он играл на лире, духовых и ударных инструментах. Он ввел понятие музыкальной гармонии, сделал музыку предметом науки, связал музыкальные интервалы с числами. Он считал, что музыка лечит.
Философ Филолай 200 лет спустя был вынужден продать Платону три книги учения пифагорейцев. Платон принес это знание человечеству. По образцу школы были созданы Орден тамплиеров, монашеские ордена и масонское братство. Даже сейчас нумерология не понята, ее прославление роли чисел в жизни человека. Видно, что знания придут в будущем. Пифагор по-прежнему интересен людям.
Интересные факты
- интересно, что рождение Пифагора было предсказано Дельфийской Пифией (отсюда и название, потому что «Пифагор» в переводе с греческого означает «предсказанный Пифией»). Отца мальчика предупредили, что его сын родится необычайно одаренным и принесет людям много пользы.
- Многие биографы по-разному описывают жизнь Пифагора. В сочинениях Гераклида, Эфсебия Кесарийского, Диогена, Порфирия есть некоторые разночтения. Согласно трудам последнего, философ либо умер в результате антипифагорейского восстания, либо морил себя голодом в одном из храмов, так как не был удовлетворен результатами своей работы.
- Бытует мнение, что Пифагор был вегетарианцем и лишь изредка позволял себе есть рыбу. Аскетизм во всем — одна из составляющих учения пифагорейской школы философии.