- Краткая биография
- Детство и юность
- Период путешествий
- Личная жизнь
- Философия и взгляды
- Платоновский мир форм и идей
- Интеллектуальное созерцание и чувственное восприятие
- Представление Души у Платона
- Бессмертие и переселение душ
- Учение о познании и диалектике
- Любовь и Красота
- О принципах устройства бытия
- Смерть
- Государство Платона
- Мудрецы-правители
- Защитники-воины
- Каста трудящихся
- Политика и этика
- Цитаты
Краткая биография
Будущий великий философ родился в 428 году до нашей эры в Афинах в дворянской семье. В юности он дружит с учеником Гераклита — Кратилом, который заражает Платона своими идеями. Поскольку родственники молодого человека занимались политикой, он тоже хотел посвятить себя этому виду деятельности, но судьба распорядилась иначе.
Платон — копия бюста Силаниона, созданная для Платонической академии. Уже в двадцатилетнем возрасте Платон встречает Сократа и становится его учеником. До последних лет жизни своего хозяина он остается верным последователем Сократа и его преданным другом. После смерти мастера и долгих скитаний (Платон бежал из Афин и много путешествовал) философ возвращается и открывает школу, в которой живет и работает до старости. Великий мыслитель умер в 347 году до нашей эры, и эта школа просуществовала много веков.
Важно! Сократ назвал свою школу «Академией» — в честь мифической Академии. Считалось, что древнегреческий герой был похоронен на том месте, где великий мыслитель и его ученики построили свою школу.
Детство и юность
Точный год рождения философа неизвестен. Предполагается, что это произошло в 428 или 427 году до нашей эры. Днем рождения считается 21 мая (7 Фаргелион), в этот день греки отмечали день рождения сына Зевса и титанида Лето — Аполлона.
Также нет конкретной информации о точном месте рождения. Большинство источников называют родным городом Афины Платон, но есть и другой вариант. По его словам, биография будущего философа началась на острове Эгина, расположенном в Сароническом заливе, и семья Платона переехала в Афины, чтобы дать детям хорошее образование.
Кстати, спорными считаются не только год и место рождения Платона. Фактически считается, что имя философа было Аристокл, а Платон — прозвище, которое он получил от тренера панкраций, борца Аристона Аргосского из-за его широких плеч («плато» в переводе с древнегреческого «широкий»)). Об этом впервые упомянул античный историк Диоген Лаэртский.
Родители Платона принадлежали к классу аристократов. Отец философа — потомок аттического царя Кодры, а мать — афинский реформатор Солон. По материнской линии у Платона было два дяди, Критий и Кармид, оба принадлежавшие к группе просартанских правителей «Тридцать тиранов». Помимо Платона, у Аристона и Периктиона (так звали его родители) были и другие дети — сыновья Главкон и Адимант, а также дочь Потон.
Дети получали классическое музыкальное образование — так называли образование, которое включало в систему эстетическое, нравственное и умственное воспитание (названо в честь муз). Платона в то время учил досократический философ Кратил, последователь Гераклита Эфесского. Под его руководством будущий мыслитель изучал литературу, риторику, этику, основы науки и другие дисциплины.
Во время учебы Платон добился лучших результатов в литературе, изобразительном искусстве и борьбе, а позже участвовал в Олимпийских играх и играх Немей.
Детство и юность Платона попали в эпоху постпериклова, когда среди населения распространились трусость, лень и жадность. Ситуацию только усугубил военный конфликт между Делосским союзом и Пелопоннесом.
Политик Аристон пытался улучшить жизнь своих сограждан. Поэтому он хотел, чтобы его сын стал политиком после получения образования, но сам Платон придерживался иных взглядов на будущее. Он пробовал себя писать, писать стихи и пьесы.
В 408 г до н.э молодой Платон решил перенести написанную им трагедию в местный театр. По пути он наткнулся на пожилого, но сильного мужчину. Между ними состоялся разговор, который перевернул жизнь молодого человека с ног на голову, а также начал новую жизнь. Этим человеком был Сократ.
Период путешествий
В 399 г до н.э против Сократа был проведен суд, в ходе которого его обвинили в развращении молодого поколения и почитании других богов. Несмотря на блестящую защиту, текст которой написал сам Платон, великий философ был приговорен к смертной казни методом отравления. Долгое время считалось, что причиной смерти стал болиголов, сейчас выдвигаются другие версии.
Разочарованный афинской демократией, Платон покидает свой родной город, едет в Мегару и ему удается принять участие в коринфской войне. Затем его путь лежал в Египет, где он активно общался с местными священниками. Философ также посетил Кирену, встретившись с математиком Теодором, после чего переехал в Италию, где познакомился с пифагорейцами и представителями Зенона и Парменида.
Переехав на соседнюю Сицилию, он попадает в правление тирана Дионисия Старшего, родственник которого Диона была приверженцем учения античного философа. Пробыть здесь надолго из-за сложных отношений с тираном было невозможно, но Платон обнаружил себя человеком, который думал так же, и даже собирался сделать его философом на троне. Этим планам помешало резкое заявление афинянина, стоившее ему свободы: «Не все к лучшему, что только на пользу тирана, если он не отличается добродетелью». За это его продали в рабство, и философ Анникерид позволил ему вернуться на родину, которую он купил философу на свои деньги.
Личная жизнь
Личная жизнь Платона загадочна даже для историков, постепенно восстанавливающих факты его биографии. Философ проповедовал отказ от частной собственности, а также от сообщества жен, мужей и детей. Следовательно, невозможно выделить жену Платона, как невозможно точно назвать его биологических детей.
Официально Платон никогда не был женат. Сам он продвигал концепцию платонической любви, объясняя это чувство уважением и заботой между учениками и учителем, объясняя, что нужно любить не тело человека, а его душу. Он считал эмоции чем-то низким, что нужно уметь держать под контролем.
Философия и взгляды
Учение Сократа реформировалось, оно на удивление отличалось от того, что было раньше. В его философии акцент с изучения мира и природы сместился на человека. Мнения и высказывания Сократа произвели впечатление на молодого Платона, о чем свидетельствуют произведения последнего.
В 399 г до н.э н.э. Сократ был приговорен к смертной казни. Философа обвинили в том, что он не чтит богов, почитаемых жителями города, а вместо того, чтобы распространять новую веру, развращая таким образом людей. Из уважения к прошлым заслугам, включая участие в Пелопоннесской войне, Сократу было разрешено выступить с защитной речью (на основе этого было написано «Апология Сократа» Платона), и смертная казнь была приведена в исполнение, выпив яд из Чаши.
Казнь Сократа сильно повлияла на Платона, вызвав яростную ненависть к демократии. После смерти учителя он отправляется в путешествие, цель которого — познание с другими учеными, обмен опытом с ними и знание диалектических вопросов, лежащих в основе бытия. В течение следующих 10-15 лет философ посетил Мегару, Кирену, Финикию и Египет. В этот период ему удалось встретиться и пообщаться с Архито Таранто, с другими учениками Сократа Евклида и Теодора, а также с восточными и халдейскими магами. Последнее заставило Платона серьезно заинтересоваться восточной философией.
После долгих странствий Платон прибыл на Сицилию. В планах философа было создание нового государства вместе с местным военачальником Дионисием Старшим (также известным как Сиракузы). По словам человека, в новом государстве философы должны править и не пить яд из чаши под крики ликующей толпы. Но идея так и не была реализована: Дионис оказался тираном, категорически не любившим идеи Платона.
Впоследствии философ решил вернуться в Афины. Город заставил Платона пересмотреть некоторые представления об идеальном государстве. Результатом этих размышлений стало открытие в 387 году до нашей эры. NS. Академия — это учебное заведение, где Платон начал обучать других людей. Так образовался новый религиозно-философский союз.
Школа Платона получила свое название от района, где проводились занятия (парк за пределами Афин), а сама местность названа в честь мифического героя Гекадема. В Платоновской академии студенты изучали математику, философию, естественные науки, астрономию и другие науки. Обучение происходило через диалоги: Платон считал, что это лучший способ познать суть вещей.
Один из его диалогов вышел под названием «Пир», он представлен в виде разговора между древними греками, восхваляющими бога Эроса. Философский текст рассказывает о любви, ее видах и знании этого чувства. Центральное место занимают представления Сократа о красоте, суть которых хороша.
Преподаватели и ученики Академии жили вместе, этот человек занял место последователей Пифагора. Студентами были астроном Евдох (который ближе познакомил Платона с восточными учениями и религиями) и философ Аристотель.
В 366 и 361 годах до н.э. Платон повторно посещает Сицилию по приглашению друга Дионы, правителя Сиракуз и зятя Дионисия Старшего. Дионисио не нравится такой расклад, который красноречиво проясняет убийство Дион. Смерть друга потрясла Платона и вынудила его вернуться в Афины, где философ продолжал обучать своих последователей до конца своих дней.
Позже, пытаясь создать концепцию, объединяющую человека и пространство, философ пришел к объективному идеализму. В своих произведениях он размышляет о душе, а не о бытии, полагая, что все предметы, окружающие человека, являются результатом сочетания неодушевленной материи, идеи и души. Платон считал, что существует идеальный мир вещей. По его словам, все объекты в этом мире — идеальные образцы, прототипы объектов, которые существуют в реальности.
До сих пор не сохранилось ни одного оригинального произведения Платона, но есть копии. Самая старая копия работы философа, написанная на египетском папирусе, находится в городе Пемье (160 км к юго-западу от Каира.
Работы Платона составляют Платонический корпус. За сохранность собрания сочинений философа мы должны поблагодарить древнегреческого библиографа Аристофана Византийского. Кстати, он первым структурировал произведения Платона, разделив их на трилогии.
Впоследствии перестройка была проведена философом Тразильо ди Менда, придворным астрологом Тиберия Юлия Цезаря Августа. Трасилл сгруппировал сочинения Платона в тетралогию, аналогичное разделение используется и сегодня.
Были и другие попытки структурировать и сгруппировать произведения философа. Популярна версия русского антиквара Алексея Федоровича Лосева. Согласно Лосеву, книги Платона следует разделить на 4 периода: ранний (Критон, Кармид и др.), Переходный (Евтидем, Ион и др.), Зрелый (Тимей, Государство и др.) И поздний («Прочитал» и ». Постзакон»).
Одно время публике была доступна работа Платона «Тимей». Положение исправил итальянский философ Марсилио Фичино (1433–1499), который перевел остальные свои произведения с древнегреческого на латынь.
Платоновский мир форм и идей
Основное место в своем учении Платон отводит размышлениям об эйдосах — идеях. Согласно его философии, Вселенная делится на две части: измерение эйдосов и мир форм (вещей). Идеи — прототипы всего и основа всего, что создано из бесформенной материи. В то же время сама материя не может ничего произвести без движущей силы эйдосов. Измерение эйдоса находится вне пространства и времени, но имеет четкую иерархию, во главе которой стоит идея Добра. Это становится предпосылкой для познания всех других эйдосов и играет важную роль в признании людьми высших ценностей
Интеллектуальное созерцание и чувственное восприятие
Философия для Платона — это что-то вроде созерцания, «созерцания истины». Это сложно назвать чем-то чисто интеллектуальным. Созерцание — это не просто мудрость, а скорее любовь к мудрости. Мир интеллекта и мир чувств разные.
Платоновские различия между интеллектуальным созерцанием и чувственным восприятием объясняются проведением аналогии с визуальным ощущением. Зрение не похоже на другие чувства, поскольку оно требует не только глаза и предмета, но и света. Мы можем ясно видеть только объекты, освещенные солнцем. В период сумерек человек видит нечеткие предметы, а в полной темноте не видит совсем.
Следовательно, мир идей включает в себя те вещи, которые мы видим освещенными солнцем, а мир преходящих вещей — это темный и сумеречный мир. Платон отождествлял человеческий глаз со своей душой, и солнце для него было светом, истиной или добром.
Платон использует миф о пещере, чтобы объяснить свои взгляды. В этом случае он использует миф как аллегорию для представления своей философии. Сравните людей без философии с заключенными в пещере, которые могут видеть только в одном направлении. Они смотрят в одну сторону, пока они связаны, за ними горит огонь, а перед ними стена.
Тени на стене для них являются реальными объектами, но люди понятия не имеют о самих объектах, которые создают эти тени.
Платоновская теория идей представляет собой очень важный шаг в развитии философии. Его теория идей — первая теория, которая подчеркивает проблему универсалий (общих понятий). Он сохранился в различных формах до наших дней. Но, по мнению британского философа Б. Рассела, любая попытка разделить мир на части, одна из которых более реальна, чем другая, обречена на провал.
Платон связывал проблему познания с открытым им миром идеальных сущностей (идей). Платон относил знание к памяти (анамнезу) истины, которая всегда жила в душе и которая оживает в нас, когда мы получаем определенный опыт. Душа находится в контакте с миром, извлекая из себя истину. Этот розыгрыш — воспоминание.
В повседневной жизни людям достаточно мнений, убеждений, образов. Математики могут пойти дальше, потому что они используют научные концепции. Но истинное знание может быть достигнуто только философами, которые, отказавшись от разумного, посвящают свою жизнь бескорыстному созерцанию, поднимаясь от идеи к идее к вершине.
После всего сказанного становится ясно, почему Платон так негативно относился к искусству. Согласно Платону, сущность, роль и ценность искусства зависят от истины. Искусство скрывает правду, искусство — это форма ложного, фантастического знания.
Искусство не может улучшить душу человека, оно обманчиво. Искусство может только уменьшить человеческую душу. Поэтому в идеальном состоянии художникам нет места. Платон отрицает внутреннюю ценность искусства, пытается поставить его на службу добру и истине. Для этого философия должна управлять искусством.
Сущность человека может определяться разным порядком природы тела и души. Тело — это своего рода тюрьма для души, поэтому тема побега от всего материального и приземленного — одна из главных причин философии Платона.
Новая жизнь для души может открыться после смерти тела. Хотя душа имеет свое начало, она бессмертна, и ее усилия направлены на то, чтобы стать подобными Богу. Такая ассимиляция может быть доступна только тем, кто смог очистить свое тело и полюбить мудрость. Платон сравнивает человеческую душу с крылатой колесницей, к ней привязаны белые и черные кони (благородные и низкие принципы в человеке), ею руководит кучер (разум).
В своем знаменитом произведении «Государство» Платон говорит о построении идеального государства. Философ делает вывод, что правителями такого государства должны быть философы (мудрецы). Платон также ставит перед собой задачу определить справедливость и предлагает сделать это на примере анализа справедливого государства, а не справедливого человека.
Представление Души у Платона
В сознании человека душа — самая существенная, глубокая и важная идея, которая сосредоточена в самом человеке. Все души уже созданы Великим Творцом на момент сотворения мира, их количество определяется количеством звезд во Вселенной. Это связано с тем, что каждая звезда отвечает за определенную Душу при воплощении на Земле. До земной жизни Душа пребывала в измерении чистых идей, и какую идею она приносит с собой на Землю, зависит от того, какое тело она получит и какие испытания ей суждено пройти. После смерти Душа идет на Страшный суд, по решению которого праведники попадают в Седьмое небо, а грешники уходят в недра земли. После тысячи лет изгнания она снова проходит испытание жизнью, и эта Душа, которая несколько раз подряд воплощается в теле философа или мудреца, заканчивает свои перерождения и награждается божественным миром. Остальное — продолжает приходить на Землю в течение десятков тысяч лет, и не всегда в телах людей.В диалогах «Тимей» и «Федр» описывается, что Душа состоит из трех частей:
- Разумно в голове.
- Волонтер, расположенный в груди и в единении с разумом.
- Страстный, расположенный в животе и обслуживающий низшие инстинкты.
Важно! Согласно Платону, в каждом народе преобладает компонент Души. У греков — разумных, у народов севера — храбрых, у египтян — жажда наживы и лукавства.
Бессмертие и переселение душ
Человеческая душа, считал Платон, близка к идеальному миру, поэтому вечна и совершенна, как все идеи. Тело полностью находится в материальном мире, поэтому оно страдает от недостатков и умирает. Платон верил в переселение душ. По его словам, душа, ушедшая на небеса, в верхний мир, находится там десять тысяч лет, после чего снова возрождается в новом теле.
Платон не был сторонником равенства, он выступал за построение политической системы, в которой только такие философы, как он, имели право принимать решения — потому что только они могут править справедливо и разумно
Но философу недостаточно простой веры; он должен подтвердить свою теорию логическими доказательствами. И Платон так и поступает: во многих своих сочинениях он приводит подробные аргументы в пользу бессмертия души.
«В любом случае самое главное — это начало» (Платон)
Первое испытание, самое важное, он назвал циклическим. О чем это? Мир состоит из противоположностей, и наличие одной противоположности предполагает существование второй. Поскольку есть сон, есть также бодрствование, поскольку есть смерть, тогда есть также бессмертие. «Если бы все, что связано с жизнью, умерло, а когда оно умерло, оно осталось бы мертвым и не вернулось к жизни, разве не совсем ясно, что в конце концов все станет мертвым, и жизнь исчезнет?» — говорит Платон.
Второй тест — «вспомнить». Платон был уверен, что все важнейшие абстрактные понятия, такие как красота, добро и т.д., изначально заложены в человеческом разуме, бессмертная душа их помнит. Мы их больше не узнаем, мы просто «помним». Третий тест касается двух типов сущностей. Тело принадлежит к видимым смертным субстанциям, душа — к вечным невидимым субстанциям.
«Когда люди вынуждены выбирать между двумя золами, очевидно, что никто не выберет большего, если есть возможность выбрать меньшее» (Платон)
Учение о познании и диалектике
Платон считал, что только через сознательное размышление, применяя философскую диалектику, можно приблизиться к более точной картине объективной реальности. Сама диалектика призвана помочь человеку в детальном анализе, в классификации нечетких чувственных впечатлений и в получении общей концепции из неупорядоченной массы информации. Это помогает разбить общую концепцию на более мелкие упорядоченные типы и структуры. Согласно философии великого мыслителя, идея может храниться в двух или более разных вещах или концепциях, и она действительно существует, потому что никто не может знать несуществующее. Это измерение воспринимаемых идей, которое действительно существует, а мир вещей — его поблекший призрак. Объекты скрывают свою истинную сущность под бесформенной материей, и ничто не способно полностью воплотить сущность идеи, а сама идея является самой сущностью вещей.
Любовь и Красота
Платон в своих трудах сосредоточился на Красоте и важности ее нахождения в мире вокруг него и внутри себя. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа может обратить свой взор на красоту искусства и науки. За этой границей переходите к положительной оценке манер и нравственности, что является лучшим способом подняться в мир высших идей по «золотой лестнице». Будучи жертвой чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, потому что она оживляет воспоминания об идеальном мире, рождая Любовь в сердце. Платон отмечает, что чем меньше в любви телесных и грубых чувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возможностей увидеть духовное Солнце и созерцать истину.
Важно! Именно из этого рассуждения великого философа родилась концепция «Платонической любви”.
О принципах устройства бытия
Философ разделил все существующее на два мира: мир вещей и мир идей. Он считал, что идеи первичны, а объективный мир — их отражением. Итак, на самом деле существуют только идеи, они являются причиной вещей, и их можно понять только рассудком, пониманием. Так он решил главный вопрос философии: что первично: сознание или материя.
Смерть
После убийства Дионы Сиракузской в 354 г до н.э. Платон вернулся в Афины, где прожил до конца своих дней. В последние дни своей жизни он начал работу над новой книгой «О добре как таковом». Платон уже сформулировал основы работы и поделился ею со своими учениками. Однако перенести мысли на бумагу не получилось.
Историки писали, что ученика Сократа никогда не видели смеющимся, когда он ложился спать с томом Аристофана, великого поэта. Несмотря на важность Платона в философии, мало что известно о его повседневной жизни; в диалогах он упоминался лишь изредка, описывая какие-то незначительные события.
В день его рождения в 348 (или 347) году до нашей эры. NS. Платон покинул этот мир по естественным причинам, учитывая его возраст. Существует несколько версий этих событий. По одной из них, мужчина умер на рабочем столе, по другой — на свадьбе. Также одной из причин смерти философа называют вши, но по этому поводу в «Истории философии» Томас Стэнли писал, что люди, распространявшие такие неприятные слухи о Платоне, причинили ему немалый вред.
Похоронен философ в Керамике, недалеко от Академии. На его надгробии были вырезаны слова:
«Аполлон, Эскулап и Платон родили двух сыновей. Один лечит тела, а другой — души».
Картины и гравюры написаны в память о Платоне. В качестве персонажа философ появился в фильмах «Кровь, сладострастие и смерть» (1948), «Сократ» (1971), «Нотт» (1985), «Феста» (1989). В 2010 году на экраны вышел художественный фильм «Смерть Сократа», в котором фигурирует Платон.
Государство Платона
Мыслитель в молодости идеализировал кастовую систему Древнего Египта, по сути, был консерватором. Однако Платон превратил все свои социально-реформистские идеи в вымышленное идеальное состояние и назвал его Атлантидой. Совершенство этого состояния, по его мнению, основано на трех уровнях Души, где каждая часть стремится к своей добродетели:
- Разумное — к мудрости;
- Волевая: отвага и отвага;
- Чувственный — к воздержанию.
Когда все эти составляющие находятся в Гармонии, возникает Справедливость, высшее проявление Добра. Идеальное состояние, как и душа, состоит из отдельных классов, работающих на общее благо. Это касты.
Мудрецы-правители
Они не способны на аморальные поступки, обладают высшими знаниями и принимают решения в соответствии с логикой мира идей. С ранних лет правители получают философское образование и учатся править. Эгоистичный интерес искореняется в детстве, и это распространяется и на семейные отношения: собственность и жены являются общими с людьми. Правитель контролирует все — от умственной работы, чтобы распространялись только благородные высшие идеи, до личной жизни каждого члена общества.
Защитники-воины
Особое внимание уделялось воспитанию воинов, которое включало два направления:
- Гимнастика, где научились подавлять свои страсти, отдавая предпочтение воле и разуму;
- Музыкальное, где они учились сдерживать свой гнев, превращая его в чувство гармонии с окружающим миром.
Основная задача — сохранить истинные знания в лице правителя и аристократии и сохранить баланс между крайними кастами.
Каста трудящихся
Платон также называл их продюсерами. Все они другие люди, у них нет Души, и они живут в мире физических потребностей. Все полученные ими материальные блага распределялись между всеми членами общества под контролем справедливого правителя.
Важно! Только такое государство может достичь Справедливости, где четко соблюдаются границы между кастами, где каждый класс делает свое дело и не вмешивается в работу людей разного уровня. Уйти из своей касты, переключившись на другую, можно только после прохождения серьезного испытания.
Политика и этика
Политические взгляды Платона определялись его философией. Он размышлял о лучшей модели государственного устройства для древнегреческого общества, но признал ее непрактичной из-за противоречий между идеалом и реальными требованиями жизни.
Каждой группе людей, по Платону, изначально присуща выбранная профессия: производство материальных благ (крестьяне, ремесленники), война с захватчиками (воины), регулирование отношений (мудрые законодатели). Идеальный баланс между этими классами гарантирует стабильность и процветание государства.
Проблемы этики и взаимоотношений между людьми для Платона являются неотъемлемой частью философии. Нравственность и верность моральному долгу провозглашаются идеалами, заложенными в природе человека.
Этот философ просил очищения от зла, от чрезмерного внимания к материальным ценностям, к освобождению от любого телесного и духовного возрождения. Он противопоставил беспорядок и хаос, связанные с материальной стороной жизни, вечным и истинным законам Вселенной.
Цитаты
«Сократ — мой друг, но правда дороже» (позже эта цитата стала «Платон — мой друг, но правда дороже», авторство которой приписывают Аристотелю, Мартину Лютеру и Сервантесу).
«Когда люди вынуждены выбирать между двумя пороками, очевидно, что никто не выберет большего, если есть возможность выбирать меньшее».
«Какое это будет образование? Однако лучшего, что находили с древних времен, найти сложно. Для тела это гимнастика, для души — музыка».
«Вы можете простить ребенка, который боится темноты. Когда человек боится света, это настоящая трагедия жизни».
«Те, кто достаточно умен, чтобы не вмешиваться в политику, наказаны тем, что ими правят люди глупее их самих».