Философия Сократа: кратко и понятно, основные идеи

Биография философа

Сократ — великий мудрец Древней Греции, его последователями были Алкивиад, Платон, Евклид, Ксенофонт. Философия этого мыслителя явилась новым этапом в формировании древних учений, когда все внимание уделялось не миру и природе, а духовным качествам и главной проблеме людей.

Детство и отрочество

По разным данным, Сократ родился в 471–468 гг. До н.э в семье, где его отец Софрониск был скульптором, а мать Фенарет — акушеркой. У философа был брат Патрокл, унаследовавший все имущество своего отца, но Сократ не был нищим.

Об этом говорит тот факт, что он шел на бой со спартанцами в тяжелой военной форме и платить за него могли только состоятельные люди. Можно сделать вывод, что его отец принадлежал к богатым афинским гражданам и хорошо зарабатывал, работая с долотом и другими инструментами.

Сократ 3 раза участвовал в боевых действиях, проявив в бою храбрость. Особенно храбрость воина и мыслителя была проявлена ​​в тот день, когда он смог спасти своего генерала Алкивиада от смерти.

Философ родился в Фаргелионе шестого числа, в «нечистый» день, и это определило его дальнейшую судьбу. Принимая во внимание законы Греции, Сократ стал хранителем основ греческой империи и общества. Впоследствии мыслитель с необходимым рвением проводил общественно-нравственную работу, но без чистого фанатизма отдал жизнь за упорство, честность и собственное мнение.

В юности будущий философ был учеником Конона, Деймона, Архелая, Анаксагора, Зенона, общался с величайшими умами той эпохи. Сократ не оставил ни одной работы, ни одного документального доказательства философии. Сведения о нем, биография, история жизни, идеи и учения до наших дней дошли только из воспоминаний его последователей и современников.

Формирование философских взглядов Сократа

Сократ, великий мудрец древности, основатель своей школы, был по сути скептиком, но он не заставлял других принимать его точку зрения, а особым образом, задавая вопросы, он заставлял каждого выражать свою собственную философию. Сократ был сосредоточен на человеке. Но Сократ считает его нравственным существом. Таким образом, сократовская философия — это этическая антропология. Интересы Сократа были чужды и мифологии, и физике.

Сократу пришлось сказать несколько слов о времени, в котором он жил. Современная афинская демократия потеряла свои простые, строгие и красивые идеалы к первой половине V века до нашей эры. В то время Афины жили в мародерских войнах, а демократия находилась в упадке. Сократ развлекался среди народа, сбивая с толку сторонников демагогического режима своими, казалось бы, простыми вопросами: аристократы считали его обычным гражданином, позволяющим себе много свобод, а демократы опасались его разрушительного разоблачения. Но Сократ был слишком популярен. Пока продолжались его нескончаемые склоки, но в 399 г до н.э власти «демократов» судили философа и вынесли суровый приговор: первый в Афинах смертный приговор за абстрактные идеологические разногласия.

Он занимает видное место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и юридических доктрин. О жизни и творчестве Сократа, одного из величайших философов Древней Греции, известны только произведения его современников и учеников, особенно Платона, поскольку сам Сократ не оставил письменных источников. Но влияние, которое он оказал на развитие человеческих знаний, ощущается и сегодня. Он навсегда вошел в интеллектуальную культуру человечества.

В центре сократовской мысли находится тема человека, проблема жизни и смерти, добра и зла, добродетели и порока, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества.

И беседы Сократа — поучительный и наглядный пример того, как лучше всего ответить на эти извечные вопросы. Переход от натурфилософии к философии морали, связанной с именем Сократа, произошел не сразу. Сначала, как видно из платоновского «Фидона», молодого Сократа охватила истинная страсть к познанию природы, к изучению причин земных и небесных явлений, их происхождения и конца.

Сократ был истинным мыслителем, который в хаотическом беспорядке софизма отделил истинное от ложного, свет от тьмы. Фундамент, на котором он стоит, общий с софистами. И его принцип — это отрицательная сила субъективного, не обусловленного каким-либо внешним объектом, свободного от того ограниченного и детерминированного, которое считается неизменной реальностью непосредственного сознания; более того, он упомянул человека только о себе; более того, по его словам, она имеет в себе критерий реальности. Однако Сократ существенно отличается от софистов тем, что для него этим критерием является не индивидуальное сознание, а всеобщее, сознание истины и добра, тот факт, что он определяет в качестве сущности субъективности рациональное, абсолютное объективное содержание, продиктованное мыслью, но, тем не менее, существующий сам по себе стабильный, существенный актив. Согласно Сократу, софисты вместо того, чтобы учить своих учеников истинному знанию вещей, только смеются над людьми. Например, в разговоре они так или иначе употребляют то или иное слово, сбивают людей с толку, ставят их в глупое положение, все находят смешным.

Согласно Сократу, сомнение — «Я знаю, что ничего не знаю» — должно вести к самопознанию — «Познай себя». Он учил, что только таким индивидуалистическим путем можно прийти к пониманию справедливости, закона, закона, благочестия, добра и зла.

В центре мысли Сократа находится тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, закона и долга, свободы и ответственности, общества. Согласно Плутарху, Сократ считал любое место подходящим для обучения, поскольку весь мир был школой добродетели.

Сократ увидел, что человек внутренне не «пуст». Отсюда знаменитое «Познай себя».

Религиозные взгляды и концепция жизни после смерти

Главной задачей философии Сократ признал разумность религиозно-нравственного мировоззрения.

Он сказал о Боге: «Я не знаю, что это такое; Я знаю, что это не так ». Он определил материю как субстанцию, которая появляется и исчезает; идеи — как неразрывную субстанцию, мысли Бога. Материалисты, изучавшие природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты они подвергали сомнению и высмеивали все предыдущие взгляды, поэтому, согласно Сократу, необходимо обратиться к познанию самого себя, человеческого разума и найти в нем основы религии и морали.

Таким образом, Сократ как идеалист решает главный философский вопрос: первичным для него является разум, совесть, а природа — нечто вторичное и даже не имеющее отношения к делу, не достойное внимания философа. Сомнение послужило Сократу предпосылкой обращения к самому себе, к субъективному разуму, для чего дальнейший путь привел к объективному разуму, к разуму божественному. Высшее проявление божественной заботы о человеке — это человеческий разум. «Они, — сказал Сократ о богах, — наделили нас разумом, с помощью которого мы судим об объектах ощущений и, запечатлевая их в своей памяти, мы узнаем, что и как полезно, и обычно мы изобретаем средства получать удовольствие от того, что полезно, и избегать того, что вредно. Они дали нам возможность общаться, с помощью которой, то есть с помощью слов, мы снабжаем друг друга всем хорошим, устанавливаем общества, устанавливаем законы и мы наслаждаемся государственной жизнью »- Коссиофонте« Воспоминания Сократа».

Человек, говорит Сократ, был бы лишен разума и знания вообще, если бы у него не было, помимо смертного тела, бессмертной души. Именно благодаря божественной душе человек обретает божественное знание: подобное познается подобным.

Человек не видит непосредственно образ Бога в своей земной жизни, но ему достаточно видеть деяния богов. Бог, замечает Сократ, «виден в его великих трудах, но непонятно, как он управляет всем этим». Невидимый также является божественным началом в человеке, его разумной душой, хотя именно он управляет телом и действиями человека. Сократ считал, что в нас царит душа, но мы этого не видим. При всем этом человек не должен презирать невидимое, а, напротив, должен признавать свою работу во внешности и уважать божественную силу ». И поклонение богам должно было осуществляться так, как это было установлено в определенном обществе и в определенной политике. Здесь Сократ придерживался позиции оракула Дельф, что, отвечая на вопрос «Как могут угодить боги?», было обычной практикой насколько это возможно », в меру своих возможностей.

Хотя Сократ сомневался в тех или иных подробностях и деталях традиции наказания и возмездия, в то же время он твердо верил в истинность смысла и природы мифа в целом. Отсутствие бессмертия души, отмечает Сократ, было бы счастливым решением для плохих людей: со смертью души они легко избавятся от своей врожденной порочности. Но душа бессмертна, а значит, ответственность человека за свои действия неизбежна. Поскольку душа бессмертна, согласно Сократу, она одновременно подвержена как совершенству, так и испорченности, в зависимости от земного образа жизни тех, кто принимает ее в своих вечных странствиях из этого мира в потусторонний мир (Гадес) и обратно. «Когда человек умирает, — поясняет Сократ, — его гений, коснувшийся его при жизни, приводит умершего в особое место, где каждый, отбыв наказание, должен собраться, чтобы отправиться в Аид с проводником, которому доверено доставив их отсюда туда. После того, как они встретили там свою судьбу, как и положено, и после того, как они оставались там столько, сколько необходимо, они возвращаются сюда под руководством другого лидера, и это повторяется снова и снова через длительные промежутки времени».

На суде в Аиде души приговариваются к различным суровым наказаниям в соответствии с их земными преступлениями, а добрые дела вознаграждаются в соответствии с их заслугами.

Цель загробной жизни — исправить и очистить душу, чтобы она могла вернуться в земной мир. Когда праведные судьи Аида — цари и мифологические герои (Минос, Радамант, Хак, Триптолем) — считают некоторые души, отягощенные своими действиями в земной жизни, совершенно испорченными и неисправимыми, например, души негодяев.

Личная жизнь

До 38 лет в жизни мыслителя не происходило никаких значительных событий. Позже аполитичный и миролюбивый философ трижды участвовал в боях, проявив себя доблестным воином. В одном из них он спас своего ученика, военачальника Алкивиада, который пропал без вести только с дубиной полностью вооруженных спартанцев.

Совершенный подвиг был затем включен в список его обвинений, поскольку Алкивиад, который через некоторое время пришел к власти в городе, установил диктаторский режим вместо демократии, которую любили афиняне. Сократ не смог отойти от общественной жизни и политической системы, чтобы посвятить себя отшельничеству и философии. Он защищал несправедливо осужденных людей, а затем, насколько это было возможно, выступал против новых диктаторских методов правления.

В преклонном возрасте мыслитель женился на Сантиппе, и от нее родилось трое детей. По легенде, жена не очень ценила большой ум мужа, у нее был очень нелепый характер. Это вполне логично: отец троих детей вообще не принимал участия в семейной жизни, не помогал родственникам, не имел дохода. Самого философа мало что устраивало: он был известен как странный софист, носил рваную одежду и жил на улице, как представлял его Аристофан в своих комических представлениях.

Нелепые обвинения

Несмотря на его незаинтересованность и доброту, Сократу приписывали «развращение молодежи». В те времена в Древней Греции не было школ, и родители передавали свои знания своим детям. Но слава Сократа быстро рассеялась, и молодые люди толпами бросились слушать философа, что вызвало гнев старшего поколения. Зрелые люди считали, что Сократ нарушает основы общества и скомпрометирует молодых людей греховными поступками.
С другой стороны, философа обвиняли в почитании других богов. Что привело к смерти мыслителя. Он говорил об определенном существе, которое есть у каждого человека, и которое всегда рядом, указывая путь и подталкивая к какому-то действию. Теперь это существо назвали бы ангелом-хранителем, но тогда его восприняли агрессивно и назвали божеством, которому поклоняется Сократ.

Суд и казнь

Мы знаем о смерти великого философа из сочинений его учеников. Процесс и последние минуты мыслителя подробно описаны Платоном в «Извинениях Сократа» и Ксенофонтом в «Защите Сократа перед судом». Афиняне обвиняли Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и выступил с речью в свою защиту, отвергнув обвинения. Он не предлагал штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя это было возможно по законам демократических Афин.

Сократ не принял помощи друзей, которые предлагали ему побег или похищение из тюрьмы, но предпочел столкнуться лицом к лицу со своей судьбой. Он верил, что смерть найдет его, куда бы его ни привели друзья, как ему и было суждено. Другие варианты наказания философ рассматривал как признание собственной вины и не мог с ней согласиться. Сократ предпочитал казнь с помощью яда.

Смерть Сократа

Мы также знаем о смерти великого философа благодаря трудам Платона и Ксенофонта. Афиняне обвиняли своих соотечественников в непризнании богов и развращении молодежи.

Сократ отказался защищаться, сказав, что будет защищаться. Он отрицал все предъявленные ему обвинения. Кроме того, он отказался предложить штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя по закону он имел на это полное право.

Сократ также запретил своим друзьям делать за него залог. Он объяснил это тем, что уплата штрафа будет означать признание вины.

Незадолго до его смерти друзья предложили Сократу организовать побег, но он наотрез отказался. Он сказал, что смерть найдет его повсюду, поэтому нет смысла убегать от нее.

Ниже вы можете увидеть знаменитую картину «Смерть Сократа»:

карта-жака-луй-давида-смерть-сократа
Картина Жака Луи Давида «Смерть Сократа»

Мыслитель предпочел казнь, приняв яд. Сократ умер в 399 г до н.э в возрасте около 70 лет. Так умер один из величайших философов в истории человечества.

Философия Сократа: кратко и понятно

Сократ — основоположник классической античной философии. Классика означает образцовый, совершенный, завершенный, то есть тот, которому мы должны следовать, чтобы достичь совершенства. Классическая античная философия зародилась в золотой век рабской демократии, экономически процветающей и с высоким уровнем морали и этики.

Во-первых, Сократ определил специфику философии: философия мыслит в самых общих чертах. Во-вторых, он определил предмет философии: человек. Предметом философии, согласно Сократу, не может быть природа, поскольку мы не можем изменять природные явления или создавать их. Поэтому предметом философии является человек и его действия, а самопознание, самопознание — важнейшая задача. Таким образом, философия приобретает антропологический характер (антропология — наука о человеке).

В соответствии с аргументацией философии, целью философии Сократа считается научить человека быть счастливым в этой жизни. Но человек счастлив, когда он не испытывает никаких физических или душевных мучений, возникающих из-за ошибок, сделанных человеком. Избежать ошибок, по мнению Сократа, можно с помощью истинного знания.

Истинное знание — это:

1. Знание в понятиях 2. Знание, которое является обобщенным 3. Не противоречит сути вещей 4. Ни у кого не вызывает сомнений.

Знания полезны для человека, а польза — это то, чем человек должен быть. Добро — это хорошо, что никому не повредит. Добро — это приносить кому-то добро добровольно, не преследуя корыстных целей. Следовательно, Сократ считает, что истинное знание — это истинное добро, основанное не столько на добре, сколько на добре.

Вторая задача философии, по Сократу, — достижение человеком свободы, содержанием которой должно быть выяснение того, что зависит от человека, а что не зависит от человека, и в этих границах основано на истинном знания, человек действует без ошибок и разочарований.

Единственный способ достичь истинного знания — это метод диалога, в ходе которого истина открывается участникам диалога. Диалектика — это искусство диалога.

Основные положения философии Сократа

С этой точки зрения мораль и знания совпадают; чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как «универсальное», которое служит основой всех личных добродетелей. По мнению Сократа, задачу поиска «универсального» должен облегчить его особый философский метод. Источником идеалистической «диалектики» был «сократический» метод, ставивший своей задачей открытие «истины» посредством разговора, спора, полемики. «В древности диалектика понималась как искусство постижения истины путем выявления противоречий в суждениях оппонента и преодоления этих противоречий.

Сократ, опираясь на элейскую школу (Зенон) и софистов (Протагор), впервые ясно ставит вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом образе мышления.

Основными составляющими «сократического» метода являются: «ирония» и «майевтика» — по форме, «индукция» и «определение» — по содержанию. «Сократический» метод — это, прежде всего, метод вопросов, поставленных последовательно и систематически, с целью привести собеседника к противоречию самому себе, к признанию собственного невежества. Это сократовская «ирония». Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» выявление противоречий в высказываниях собеседника, но и преодоление этих противоречий для достижения «истины”.

Поэтому продолжением и дополнением «иронии» стала «maieutica» — «акушерское искусство» Сократа (намек на профессию его матери). Под этим Сократ имел в виду, что он помогает своим слушателям родиться для новой жизни, к познанию «универсального» как основы истинной морали.

Основная задача «сократического» метода — найти «универсальное» в морали, установить универсальную моральную основу для индивидуальных и частных добродетелей.

Эта задача должна быть решена с помощью некой «индукции» и «определения». «Индукция» и «определение» в сократовской диалектике дополняют друг друга. Если «индукция» — это поиск общих добродетелей, в частности, путем их анализа и сравнения, то «определение» — это установление жанров и типов, их соотношение, «подчинение”.

Истина и мораль для Сократа — это одно и то же. «Сократ не делал различия между мудростью и моралью: он признавал человека умным и нравственным, если человек, понимая, что прекрасно и хорошо, руководствовался этим в своих действиях и, наоборот, зная, из чего состоит морально уродливое, избегает Это…

Истинная справедливость, по Сократу, — это знание того, что хорошо и красиво, в то же время полезно для человека, способствует его блаженству, счастью жизни.

Сократ считал три главные добродетели:

1. Умеренность (умение сдерживать страсти)

2. Смелость (умение преодолевать опасности)

3. Справедливость (знание того, как подчиняться божественным и человеческим законам)

Только «благородные люди» могут претендовать на знания.

И «фермеры и другие рабочие далеки от познания самих себя .. в конце концов, они знают только то, что имеет отношение к телу и служит ему…

Следовательно, если самопознание является признаком рациональности, ни один из этих людей не может быть разумным в силу своей профессии «. Сократ был непримиримым врагом афинских масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблемости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели преследовала политическую цель. Он говорит о себе, что заботится о том, чтобы подготовить как можно больше людей, способных заниматься политической деятельностью.

В то же время политическое воспитание афинского гражданина осуществлялось им в направлении, подготовившем восстановление политического господства аристократии, возврат к «заповедям отцов”.

Сократ говорит о мужестве, рассудительности, справедливости, скромности.

Он хотел бы видеть афинских граждан смелыми, но скромными людьми, не требовательными, расчетливыми, верными в отношениях с друзьями, но совсем не с врагами. Гражданин должен верить в богов, приносить им жертвы и вообще выполнять все религиозные обряды, отдавать себя на милость богов и не позволять себе «наглости» изучать мир, небо, планеты. Одним словом, гражданин должен быть кротким, богобоязненным, послушным орудием в руках «благородных лордов”.

Сократ был цельной личностью, для которой его собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшей из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти.

Не отделяя философию от реальности, от всех других аспектов деятельности, она тем более виновата в расчленении самой философии. Его мировоззрение было столь же целостным, земным, жизненным, столь же полным и глубоким выражением духовной жизни.

Общая характеристика учения

Сократ считал, что укрепление общества происходит через глубокое понимание человеческой сущности в целом и человеческих действий в частности. Для него теоретическое и практическое неразделимы. Следовательно, нельзя назвать философом, обладающим мудростью, но лишенным добродетелей с точки зрения поведенческих характеристик и образа жизни.

Таким образом, истинная «мудрость» реализуется в желании соединить знания и добродетель. Поэтому философия сводится не только к теоретическим учениям, но и к практической деятельности. Мудрые люди должны развивать добрые дела, вести правильный образ жизни и побуждать других делать то же самое.

Следует отметить, что Сократ отказывался от изучения явлений природы и космоса, поскольку считал, что люди не могут никак на них влиять и, следовательно, не стоило тратить время на подобные вещи. При этом философ признал важность математических открытий, достижений астрономии, медицины, геометрии и других наук, посоветовав только не слишком увлекаться этими областями, уделяя внимание гуманитарным сферам.

Если говорить о его представлениях о государстве и обществе, то Сократ выступал за правление знати, не вовлекая в такие дела философов и мудрецов. Однако, поскольку он активно отстаивал правду, он был вынужден принять участие в общественной жизни Афин. После установления диктатуры и тирании Сократ изо всех сил осуждал их, а также игнорировал политические события.

Метод Сократа

Наиболее значительным вкладом Сократа в философскую мысль того времени был диалектический метод исследования. Он не учил других каким-либо связным системам знания, но помогал найти истину, задавая ей наводящие вопросы. Вначале Сократ в дискуссии сделал вид, что не знает. Затем философ стал задавать грамотно сформулированные вопросы, заставляя людей думать и рассуждать. Когда приходили к абсурдным или нелепым выводам, Сократ показал, как именно можно разрешить сложившуюся ситуацию и правильно ответить.

Этот метод чрезвычайно важен и интересен, потому что он побуждает человека использовать ум, пробуждает интерес к проблеме, а также помогает интеллектуально развиваться. Примечательно, что Сократ считал свою деятельность похожей на работу своей матери (она была акушеркой): ведь она способствовала рождению не детей в людях, а мыслей.

На каких еще основах строились диалоги Сократа?

  • ирония — во всех его разговорах философ, кажется, тонко издевается над своим оппонентом. Вот почему «Диалоги» Платона полны забавных сцен и веселых ситуаций. Однако Сократ смеется не зря, но для людей, которые слишком уверены в своих знаниях и к тому же чрезвычайно высокомерны. Ирония философа адресована и тем, кто слепо верен традициям, не признает ничего нового;
  • гипотеза — Сократ в своих рассуждениях периодически конструирует гипотезы, пытаясь их доказать или опровергнуть, а не только для того, чтобы спорить и вести полемику, как это делали софисты;
  • определение чрезвычайно важно, потому что прежде чем говорить о чем-либо, необходимо четко определить все используемые термины и понятия, особенно если они неоднозначны. Без этого достичь консенсуса абсолютно невозможно.

Учение о добром и злом

Правильный и верный выбор происходит исключительно в процессе познания добра и зла, а также поиска своего места в мире. Основная ценность и важность добра и зла заключается в их непосредственном влиянии на личность человека. Именно осознание добродетели способно управлять людьми: тот, кто достиг добра и зла, в будущем будет поступать так, как ему подсказывает знание.

Таким образом, можно сделать вывод, что Сократ изначально не считает человека злом, а также что он добровольно не совершает злые дела. Более того, философ отстаивал тождество блага и полезности, которые, по сути, являются одним и тем же термином. Позже некоторые школы интерпретировали подобные высказывания в духе утилитаризма и даже гедонизма, однако на самом деле Сократ не сводил все к материальной выгоде. Он имел в виду только «истинную», так сказать, возвышенную пользу таких чувств.

Этическое учение

Счастье, по мнению древнегреческого философа, заключается в благоразумном и добродетельном существовании. Поэтому добиться этого могут только люди с высоким уровнем морали. Этика, как говорит Сократ, должна помогать людям становиться нравственными и, следовательно, счастливыми.

Основными добродетелями, по мнению Сократа, были:

  • смелость или знание того, как с умом и без страха выйти из опасной ситуации;
  • справедливость — понимание того, как действуют законы, как они применяются и соблюдаются людьми. При этом они делятся на письменные (основа государственной власти) и неписаные (данные Богом всему человечеству во всех странах);
  • воздержание (или сдержанность во всем) — это означает, что человек должен уметь совладать со своими страстями, а также подчинять все свои стремления разуму.

Он считал невежество источником безнравственности. Таким образом, понятия истины и добра в философии Сократа тождественны и неразделимы.

Таким образом, главным и важнейшим вкладом Сократа в философию было введение особого диалектического метода исследования. Согласно этому подходу, человек думал и получал новые знания только тогда, когда он пытался найти ответ на вопрос, поставленный не только им самим, но и другими людьми. В ходе диалога рассматриваются разные точки зрения, аргументы и, как известно, в споре появляется правда.

Сократ призвал не слишком увлекаться естественными науками, сосредоточившись на гуманитарных областях, поскольку они помогают нам познать себя, нашу деятельность в целом, а также делают людей по-настоящему благородными. Тема философии также направлена ​​на изучение человека, его образа мышления и жизни. Поэтому знаменитая фраза «Познай себя» стала девизом Сократа».

Об истине

Мнение окружающих значения не имеет. Побеждает не решение большинства, а решение одного человека.

Сократовская концепция знания и познания

Сократ считал, что знание божественно, и что только знание возвышает человека и сравнивает его с богами. Он считал, что большинство людей не знают знаний и движимы случайными удовольствиями и непостоянными чувствами. «Большинство людей, — сказал Сократ, — думают, что знание не имеет силы и не должно править и господствовать; поэтому они не думают об этом. Несмотря на то, что довольно часто в человеке есть знания, они считают, что им управляет не знание, а что-то еще: иногда страсть, иногда удовольствие, иногда боль, иногда любовь и еще чаще — страх. Они думают о знании как о рабе: каждый тащит его на свою сторону », — говорит Платон. Вопреки этому мнению большинства, Сократ отстаивал принцип всеобщего господства разума — в природе, в отдельном человеке и в человеческом обществе в целом. В природе он проявляется как гармония и решимость во всей Вселенной; в человеке — как владычество разумной души над естественным и неразумным телом; в обществе — как власть рациональных законов и правил, как власть знающего. Игнорирование этого, отклонение от правильного пути, по мнению Сократа, является следствием незнания. В концепции Сократа боги остаются источником всех знаний, но процесс рационализации Сократа радикально меняет статус богов: из мифологических существ они в значительной степени становятся категориями философии и эпистемологии. Высшее проявление божественной заботы о человеке — это человеческий разум. Ксенофонт писал: «Они, — говорит Сократ о богах, — наделили нас разумом, с помощью которого мы судим об объектах чувств и, запечатлевая их в своей памяти, мы узнаем, что и как полезно, и Обычно у нас есть средства наслаждаться тем, что полезно, и избегать того, что вредно. Они дали нам возможность общаться, посредством чего, то есть посредством слов, мы снабжаем друг друга всем хорошим, мы создаем общество, мы принимаем законы и наслаждаемся общественной жизнью».

Но такая философская рационализация богов в условиях господства мифологических представлений обязательно останется поверхностной и ограниченной: философия долгое время сосуществовала с мифом, используя свой арсенал, рационализируя и модифицируя свои идеи. Можно также сказать, что античная философия долгое время была своего рода рационалистически стилизованной мифологией. Об этом свидетельствуют не только взгляды Сократа и его философских предшественников, но и позиция его знаменитого преемника, такого как Платон, в произведениях которого дальнейшая рационализация мифа сопровождается созданием философских мифов.

Истинное знание, согласно Сократу, исходит от Бога и ведет к нему. Таковы условия и пределы возможной и допустимой автономии человеческого знания. Сократ четко сформулировал и единственно правильное, по его мнению, направление человеческих устремлений — познание и действие на основе познания. Сократ подчеркивал, что истинный путь человеческого знания — это понимание божественной мудрости, которая управляет всем.

Эта сократовская концепция знания и знания значительно отличается от широко распространенного в то время традиционного мифологического верования, которое отвергало всю тщетную мудрость богов, и от модной позиции софистов с их скептическим отношением к богам и субъективизацией истины в котором они отрицали объективные критерии человеческого знания и социально-политического поведения.

Значение философии Сократа

История помнит Сократа как реформатора теоретической и практической философии. Аристотель отмечал, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивных рассуждений и определений.

Цитаты Сократа

В его высказываниях сочетаются мудрость и простота. Вот высказывания античного философа:

  1. «Брак — неизбежное зло».
  2. «Выходи замуж. Хорошая жена сделает тебя исключением, плохая жена станет философом».
  3. «Лучше работать без цели, чем бездействие».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья схвачены и приручены любовью и добротой».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите, чтобы есть».

Философия Сократа — это попытка познать себя и других своего времени. Тема человеческой личности впервые стала центральной для всего периода развития философии как науки, которую стали называть «досократической».

Человек становится единственной формой существования. Прошлый период философии был сосредоточен на поиске того, чтобы быть вне человека. Это была коренная революция в развитии мировоззренческих проблем. Сократ был первым, кто задал вопросы об отношениях между субъектом и объектом, духом и природой, мыслью и бытием. Философия рассматривает не разделение понятий между ними, а их отношение друг к другу.

Сократ говорил об объективной природе знания, он придавал значение человеку с точки зрения существа с моралью. Он верил в отношения между духовным и божественным, созерцаемые в бессмертии души. Бог — источник добродетели и справедливости, моральной и неестественной силы, как считалось ранее.

фото 594

Он был приверженцем укрепления и развития этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского исследования Сократа — понять добродетель и следовать ей.

Сократ сказал, что отношения между государством и человеком сравнимы с отношениями между родителями и детьми. Дети обязаны подчиняться своим родителям, а человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не избежал смертного приговора и не сбежал из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец дошел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

 

Оцените статью
Блог о Греции