Гераклит – биография, философия и основные идеи

Что известно о биографии философа?

Достоверным фактом является то, что Гераклит родился в городе Эфес, который находится на территории государства Турция. Считается, что он родился в середине 6 века до нашей эры, около 544-541 годов. Такие выводы были сделаны на основании того, что на 69-й Олимпиаде Гераклит достиг возраста полного расцвета — «акме», то есть около 40 лет.

Он был знатным по происхождению, то есть принадлежал к династии «Василевсов», то есть его предки выполняли функции как государя, так и священника в обществе. Его ближайший предок основал город Эфес, а представители последующих поколений правили городом и управляли двором.

Но еще в юности Гераклит решил посвятить свою жизнь науке и отказался от высоких постов в пользу брата, а сам поселился в храме Артемиды и занялся размышлениями и выводами.

Кстати, это было самое известное в мире, как одно из чудес света, что храм был сожжен в 356 г до н.э неким Эростратом, желавшим получить от потомков славу и вечную память.

Кратко о жизненном пути философа

Достоверных рассказов о жизни философа очень мало. Известно, что он жил в городе Эфес в 544-483 годах до нашей эры. Он происходил из древней семьи. Обладая дворянскими аристократическими корнями, Гераклит в зрелом возрасте отказался от всех возможных привилегий и предпочел жизнь в горах обществу.

Я изучал такие вопросы, как онтология, этика и политология. В отличие от многих философов своего времени, он не придерживался ни одной из существующих школ и течений. В своем учении он был «одинок». Школа Майлза, которую философ критиковал, хоть и не повлияла на его взгляды, но наложила свой отпечаток на мировоззрение. Подробнее об этом — в следующих разделах статьи. У него также не было настоящих учеников, но мудрейшие мыслители от древности до наших дней вплетали его тезисы и мнения в свои идеи.

Расцвет деятельности Гераклита пришелся на период 69-й Олимпиады. Но его учение было преждевременным и не нашло ответа. Возможно, именно поэтому, по мнению некоторых историков, Гераклит уезжает из Эфеса в горы, чтобы самостоятельно развивать свои собственные идеи и возникающие гениальные новаторские концепции. Те краткие факты о мудреце, которые сохранились до наших дней, описывают его как замкнутого человека, с острым умом и критическим отношением ко всему, что он видел и слышал. Заявления Гераклита были подобны стрелам, попадающим прямо в цель. Причем объектом его критики могли стать как односельчане, так и местные власти, и подчиненные им люди. Философ не боялся цензуры и наказания, он был прям как меч и не делал исключений. Возможно, в уже зрелом возрасте его сознание достигло пика, и ему стало невозможно находиться в среде, полностью далекой от своих мнений и знаний, и он этого не понимал. Философа называли «безвестным», и есть две версии почему. Первый — прозвище произошло от того, что мысли мудреца были непонятны его современникам, он называл их запутанными и «темными» соответственно. Вторая теория основана на мировоззрении и настроении философа. Зная, что недоступно для других, Гераклит был замкнутым и постоянно пребывал в меланхолии или саркастическом настроении.

Существует множество мифов о смерти мудреца, ни один из которых не подтвержден и не опровергнут. По одному из существующих мнений, философ был растерзан бродячими собаками, по другим источникам, мудрец умер от водянки, по третьему — он приехал в деревню, приказал намазать себя навозом и умер. Это было слишком необычно для своего времени. То, как люди не понимали его при жизни, он оставался для них загадкой после своей загадочной смерти. Только спустя много веков мысли Гераклита нашли своих почитателей.

Детство и юность

Гераклит родился в городе Эфес (земля, принадлежащая современной Турции). Точная дата рождения философа неизвестна, около 540 г до н.э. Традиционно Гераклит считается потомком правящего семейства Андроклов, по другим источникам, отца философа зовут Геракон или Блосон. В детстве мальчик ничем не отличался от сверстников, играл с другими мальчиками у бабушек (аналог игральных костей).

Но перспектива унаследовать отцовскую власть юношу не обрадовала. По мнению историков, он отказался от права наследования в пользу брата, а сам жил и посвятил себя философским размышлениям в храме богини Артемиды, продолжая периодически играть в кости с детьми.

Сведения о жизни и учении философа Эфеса дошли до наших времен из произведений Диогена, который выступал в качестве биографа античных философов. Диоген в ранних текстах интерпретировал этот поступок как доказательство щедрости Гераклита, а позже назвал его гордостью, высокомерием, высокомерием или даже презрением.

Благодаря этим чертам характера Гераклит впоследствии стал мизантропом. Следовательно, понимание писаний и философии Гераклита начинается с этих личных качеств. У Гераклита не было ни учителей, ни последователей, кроме Кратила из Афин.

Гераклит часто говорил, что учителя не будут учить студентов мудрости, иначе они будут учить и Ксенофана, и Пифагора. Другая пословица гласит, что Гомер заслуживал преследований и избиений палкой на поэтических конкурсах. Это демонстрирует доминирующие черты характера и личности Гераклита: высокомерие и презрение к людям. Причина такого отношения проста: согласно Гераклиту, эти люди не достигли мудрости.

С юных лет философ считал окружающих людей невежественными и глупыми. Он не принимал участия в беседах других философов, у него было свое мнение обо всем с явным экстремистским предубеждением, о чем свидетельствуют дошедшие до нас выражения философа. Основные идеи философа о том, что источником развития мира является война, также являются подтверждением, и смерть одного существа дает жизнь другому. Позднее меланхоличному Гераклиту противопоставили смеющегося мудреца Демокрита.

Труды Гераклита

Считается, что у великого мудреца было много произведений, но до наших дней дошла только одна: книга «О природе», состоящая из частей «О Боге», «О природе» и «О государстве». Книга сохранилась не целиком, а отдельными частями и отрывками, тем не менее, она смогла передать учение Гераклита.

Из-за фрагментарности книги многие идеи и концепции остались вне поля зрения современной философии. Однако те крупицы, которые у нас есть возможность изучить и понять, несут в себе великую мудрость философа, его тезисы, которые не теряют ни своей ценности, ни своей актуальности.

Личная жизнь

Проблемы Гераклита во взаимоотношениях с обществом, заключающиеся в его презрении к людям, наложили отпечаток на личную жизнь философа. У Гераклита не было жены и детей, так как он провел свою жизнь в храме вечно молодой и невинной богини плодородия Артемиды. У Гераклита как такового тоже не было учеников: проблемы познания мира, которые он затрагивал в своих трудах, были оценены учеными только после смерти философа.

Милетская школа в формировании взглядов философа

Это школа, основанная Фалесом в греческой колонии в Азии, в городе Милет. Его особенность в том, что это была первая философская школа древнего мира. Создан в первой половине шестого века. Основным предметом изучения школы была натурфилософия (изучение естественных физических проблем и сущности). По мнению многих ученых-естественников, именно с этой школы начали свой путь астрономия и математика, биология и география, физика и химия не только в Греции, но и по всему миру. Одним из основных принципов школы была позиция «ничего не получается из ничего». То есть у каждого возникающего существа или явления есть коренная причина. Часто этой причине приписывали божественное происхождение, но это определение не остановило философов в их исследованиях, но помогло продвинуться дальше.

Как мы уже говорили выше, Гераклит не был представителем ни одной из существующих школ. Но с милетской школой, мнения которой он критиковал и не воспринимал, философ вступил в полемику, что нашло отражение в его трудах.

Еще одна особенность школы — восприятие мира как живого и целостного существа. Не было разницы между живыми и мертвыми, все было интересно для науки. По некоторым данным, именно благодаря школе Майлза родился термин «философия», который был впервые произнесен. Любовь к науке, к знаниям была главным стимулом развития для представителей этой компании. Параллельно с ним развивалась школа Гераклита, как ее иногда ошибочно называют. Хотя великий мудрец отрицал эту связь, это совершенно очевидно.

Отшельничество и смерть Гераклита

Однажды философ ушел в горы и стал отшельником. Его пищей были травы и коренья. Некоторые данные указывают на то, что Гераклит умер от водянки, намазавшись навозом в надежде, что его тепло испарит лишнюю жидкость из его тела. Некоторые исследователи склонны рассматривать это как связь с зороастрийскими погребальными традициями, с которыми философ был бы знаком. Другие ученые считают, что Гераклит умер позже и при других обстоятельствах. Точная дата смерти философа неизвестна, но большинство гипотез сходятся в 484-481 гг. До н.э. В 1935 году один из кратеров на видимой стороне Луны был назван в честь Гераклита Эфесского.

У Гераклита Эфесского практически не было последователей; «Гераклиты» в большинстве случаев — это люди, в одностороннем порядке принявшие идеи философа. Самый известный — Кратил, ставший героем одного из диалогов Платона. Доводя мысли Гераклита до абсурда, он утверждал, что о действительности нельзя сказать ничего определенного. В древности идеи Гераклита оказали заметное влияние на учения стоиков, софистов и Платона, а позже и на философскую мысль современности.

Философия Гераклита Эфесского

Что касается философии Гераклита, то из свидетельств последующих классиков, начиная с Аристотеля, известны некоторые фундаментальные положения его философского учения:

  1. Начало всего сущего и прародитель всей материи — огонь
  2. Гераклит также определил некоторые «периоды мирового пожара», согласно
    что мир Космоса горит, чтобы воскреснуть позже (как
    Феникс)
  3. Самые известные тезисы Гераклита: «Все течет, все меняется» и «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»
  4. Постулат тождества противоположностей
  5. Нарушение закона противоречия (эта доктрина скорее является следствием положений 3 и 4, а не автономным элементом)

Гераклит идентифицирует себя как человека, обладающего определенной истиной, истинным и индивидуальным знанием, так сказать секретом. Истинное знание — это определенный закон устройства мира и его устройства, и самое интересное — это место человека в этом мире. Надо сказать, что абсолютным и фундаментальным критерием этой истины является логос. Чтобы роль модели и логотипов Гераклита стала абсолютно ясной, просто необходимо понять, что это истинное знание (модель) строит мировой порядок вещей, а логотипы здесь действуют как своего рода регулятор и двигатель, который есть элемент, без которого возникновение и дальнейшее расположение или существование чего-либо вообще невозможно.

Если немного углубиться в учение Гераклита, можно понять, что во всей его философии мыслитель придает категории Логоса определенную божественную сущность. То есть логотипы — это не просто мировой закон, регулятор, а фаталистическая и роковая конструкция. Было бы справедливо сказать, что логотипы — это судьба, но… нет! Он также выполняет множество других функций, выходящих за рамки концепции судьбы.

Логос был представлен Гераклитом как некий элемент реальных вещей, непосредственно связанный с главной экзистенциальной и необходимой составляющей философии Гераклита, которая является исходной — огнем.

Противоположности также играют значительную роль в философской систематике Гераклита. В гераклитовском учении существует связь между Богом и парами противоположностей. Бог Гераклит по сути неотличим от логоса, но играет коллективную роль в его философии и в то же время, разграничивая противоположности и связывая все их элементы вместе, тем самым обнаруживает общую согласованную структуру, называемую «единство». В Гераклите, в отличие от Ксенофана, Бог имманентен вещам и поглощает совокупность всех противоположных пар. Гераклит не считал Бога своего рода культом с его систематическими ритуалами и жертвоприношениями.

Диалектика в понимании Гераклита

Идеи и научные выводы Гераклита соответствовали философам ионийской школы, которые считали, что окружающий их мир состоит из четырех элементов, главный из которых — огонь. Следовательно, в учении Гераклита особое место занимает логос — огонь — основополагающий принцип бытия. Это огонь, который одновременно является началом и концом существования; он разгорается или гаснет по мере надобности. В результате любого стихийного бедствия вспыхивает мировой пожар, уничтожающий все живое как на Земле, так и в космосе, но только для зарождения новой жизни в очищенном пространстве.

именно этому философу принадлежит честь использовать слово КОСМОС в его современном смысле: Галактика, Вселенная.

Диалектика Гераклита основана на постоянной связи всего в мире, борьбе и притяжении противоположностей и вечно меняющемся мире.

Мир постоянен и вечен, но в то же время это постоянно меняющаяся борьба всех стихий: огня и воды, земли и воздуха. Это Гераклит утверждает, что все течет, все меняется, а также что нельзя войти в одну и ту же реку дважды.

Противоположности одновременно отталкиваются и сражаются, но они также сходятся: день сменяется ночью, жизнь превращается в смерть, добро и зло циклически меняются в водовороте человеческой жизни. Но у этого постоянного цикла есть границы, ритм и ритм.

Основная сила, управляющая судьбами земли и людей, — это некий вселенский разум, высшие силы и справедливость. Гераклит называл эту субстанцию ​​«ценностью» и отождествлял ее с Логосом — огнем.

Он также считал, что наши чувства постоянно обманывают нас: то, что кажется неподвижным и статичным, незаметно для глаза изменяется и находится в постоянном движении.

Душа в учении Гераклита

Пребывая в вечной меланхолии и ипохондрии, Гераклит оплакивал поведение своих сограждан, упрекая их в неспособности правильно управлять своей жизнью. За это он получил еще одно прозвище «Плачущий».

Он страдал от беспомощной злобы на человеческую глупость и невежество, нежелание изменить и изменить свою жизнь. Самыми страшными и бесполезными для общества людьми философ считал тех, кто не хочет думать и познавать что-то новое, предпочитает земные богатства богатствам души и знаниям.

Он также считал, что природа — лучший учитель для людей и что каждый может учиться и совершенствоваться с очень небольшими усилиями.

Кроме того, очень интересны размышления философа о состоянии человеческой души. По его словам, невежественные души состоят из пара, они получают влажный пар из воздуха и меняются в зависимости от погоды, поэтому они не имеют своего мнения и легко подвержены влиянию извне. Души подлых и глупых людей состоят из воды, и чем больше воды, тем больше в человеке отрицательных качеств, а души благородных и добрых людей иссушены, они тождественны Логосу — огню и способны излучать свет от внутри.

Взгляды на политику и религию

У Гераклита было свое особое мнение о социальной структуре: он не был ни сторонником демократии, ни тирании. Он считал толпу людей неразумной и влиял на то, чтобы позволить им управлять государством и общественной жизнью.

Считая людей невежественными животными, не желающими улучшать свою жизнь и приобретать новые знания, он сравнил их с домашними животными, которые могут есть из рук человека, если живут с людьми, но дичают, получив желанную свободу.

Существует легенда, что, когда жители города Эфеса обратились к Гераклиту с просьбой разработать свод справедливых законов, он отказался, сказав, что вы живете плохо, потому что иначе жить нельзя. И он также отказал жителям Афин, а также царю Персии Дарию, не желая покидать свою родину и своих сограждан, которых он по большей части презирал.

Более того, Гераклит считал, что не боги создали этот мир, а главными среди них являются стихия и огонь. Он отвергал существование богов Олимпа и не верил в богов, но ставил природу во главу жизни. При этом философ считал, что ему открыта единственно правильная истина, он получил огненное просветление и преодолел свои недостатки.

Гераклит был уверен в своей уникальности и верил, что его имя будет жить вечно, пока существует человечество благодаря его учениям о Логосе и душе.

Аристократизм Гераклита и его политические взгляды

Предание изображает Гераклита Эфесского как уединенного, антиобщественного мыслителя, аристократа по происхождению и поведению, питавшего ненависть к «толпе». «Он был высокомерен и высокомерен над кем угодно… Ненавидя людей, он удалился и жил в горах, питаясь отходами и травами», — пишет Диоген Лаэртский (IX, 1, 3). А затем обычно цитируют серию его заявлений, призванных показать, с какой «ненавистью, сарказмом и самодовольством этот мрачный и сердитый аристократ нападал на своих современников». Эти заявления на самом деле относятся к фрагментам эфеса. Однако ими дело не ограничивается. Гераклит здесь также является диалектикой: в разумном космосе, подчиненном единственному и мудрому логосу, невежественные, не скрывающие своего невежества, плохо живут и плохо умирают; они упрямы и дерзки — и «наглость должна быть потушена перед огнем» (B 43). Но человеку присуще знание: «мышление является общим для всех» (B 113), и «всем людям присуще знание друг друга и мышление» (B 116). Прислушиваясь к природе и действуя в соответствии с ней, вы можете достичь мудрости, даже если до сих пор она была дана немногим.

Вот фрагмент B 119: «Характер (этос — душевный склад, нрав, привычка) человека — его демон». Конечно, непонятен фрагмент: слишком неоднозначны этос и даймон. Скорее всего, Гераклит Эфесский протестует здесь против мифологической идеи «демона», определяющего судьбу человека, но только сам человек, его достоинства и недостатки определяют его судьбу. Как вскоре после этого скажет Эпикарм, «одежда (тропос) человека для одних — их добрый демон, для других — злой» (DC 23-17). Мы, конечно, не знаем, является ли этот «этос» врожденным и может ли он измениться к лучшему или к худшему. Известно только, что Эфес противопоставляет «лучших» людей всем остальным: «Один для меня десять тысяч, если он лучший» (B 49). Но почему тогда он проповедует свои принципы, произносит речи, убеждает людей в неправильном поведении и «плачет», видя, как плохо живут люди?

Признайте разумом, что управляет «всем и вся» (B 41); не живи по привычке (H 48); если «трудно бороться сердцем: всякое желание куплено ценою души» (B 85), и «не было бы лучше для людей, если бы все их желания исполнились» (B 110), то это следует всячески сдерживать свои желания, сохраняя при этом «душу». Разве не в этих общих для античности принципах поведения закреплены этические указания Гераклита Эфесского?

Древнегреческая этика напрямую связана с политикой и проходит через нее незаметно. Гераклит, принадлежавший к аристократической семье, был явно враждебен торговой и промышленной олигархии, пришедшей к власти в Эфесе и установившей тиранию — мы знаем имя его современника, тирана Меланкома. А Гераклит противопоставляет человеческое достоинство упрямству богатства. Конечно, это может быть связано только с благородством происхождения и «этосом» мудрости и нравственного совершенства. Его тирады против богатства ефесян — «богатство не оставляет вас, ефесянам, чтобы стыдиться своей подлости» (B 125 a) — сочетаются с осуждением демократического равенства. Это очень похоже на те проклятия богатства и «новизны», которые звучат из уст поэтов-аристократов — Альсео, Теогниса. Но обращение Гераклита Эфесского к закону, за который народ должен бороться «как за свои стены» (B 44), звучит принципиально иначе — если бы только этот закон соответствовал «общему» всемирному закону логоса.

очевидно, что космическая «война» Гераклита Эфесского отразила классовую борьбу, которая постоянно и трагически вспыхивает, а затем угасает в антагонистическом обществе. Но таков закон космоса, таковы справедливость и человеческая правда. Эфесский мыслитель с неумолимой последовательностью проводит диалектическую идею гармонии противоположных принципов, трагический пафос веры в то, что «война» есть истина и необходимость, а логос, судьба и гармония мира.

Рассуждения о природе вещей

Единственный труд Гераклита, который известен ученым — «О природе». Он не сохранился полностью, но достался потомкам в виде около сотни фрагментов-цитат, вошедших в произведения более поздних авторов (Плутарх, Платон, Диоген и др.). Работа состояла из трех частей: о Вселенной, о государстве и о Боге. Гераклит имел склонность говорить метафорически, он часто использовал поэтические образы и аллегории, что часто затрудняло понимание более глубокого смысла его разрозненных цитат и перефразирований. Считается, что лучшая исследовательская работа в этом направлении была опубликована в начале ХХ века в работе немецкого филолога-классика Германа Дильса «Фрагменты досократов».

Единство противоположностей

Единственный Гераклит — это не только тот, кто идет в противоположном направлении, поскольку противоположности свойственны ему самому. Гераклит — это гармония противоположностей. Целое — это не просто одно. Все едино. «Все едино: дивиденды неделимы, рожденный — нерожденный, смертный — бессмертный, лого — вечность, отец — сын, Бог — справедливость». «Связи: целое и не целое, сходящиеся и расходящиеся, согласные и несогласные, и от всего — одно, от одного — все». «Одно и то же в нас: живые и мертвые, бодрствующие и спящие, молодые и старые. В конце концов, изменилось вот что, и наоборот, изменилось вот что. «День есть ночь, зима — лето, война — это мир, изобилие — это голод (все противоположности). «Путь вверх и вниз одинаков».

Поскольку все представляет собой единое целое, состоящее из противоположностей, оно представляет собой состояние их борьбы, в результате которой происходит переход в противоположное состояние. «Холод становится горячим, горячее становится холодным, влажное сухое, сухое влажное». Молодость стареет, жизнь умирает и т.д. Гераклит не только приводит множество примеров, но, судя по трем фрагментам, даже формулирует общий закон: «Противостояние едино, из расходящегося — прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу» отец всего, и все — царь; он определил одних как богов, а других — как людей; одних сделал рабами, других освободил »; вы должны знать, что война универсальна, а правда — это борьба, и что все происходит через борьбу за то, что необходимо.

Но для Гераклита не менее важно, чем борьба, соединение противоположностей, их гармония. Поговорим о самой красивой гармонии, полученной из расходящихся.

Любое слияние — это гармония, а гармония повсюду является результатом временного баланса противостоящих сил.

Он находит прекрасное изображение гармонии в виде лука и лиры: «Они не понимают, как расходящийся прием согласуется с самим собой: возвращение / к себе / гармонии, как лук и лира». Узел сжатия и растяжения образован древнейшим оружием — луком и музыкальным инструментом — лирой. Пока есть гармония, связь напряжения и напряжения, есть единое целое.

Таким образом, Гераклит очерчивает фундаментальную диалектическую схему движения: поскольку одно разделено на части, стороны, противоположные моменты и все является единством противоположностей, то каждое изменение достигается через борьбу противоположностей, и в то же время происходит переход к противоположному условию. В то же время об изменении этой конкретной вещи можно говорить только при наличии гармонии ее противоположностей. Эта концепция диалектической закономерности сконцентрирована Гераклитом в концепции логоса, порядка всего происходящего в мире. Поэтому неверно, что гармония всегда и везде является положительным и созидательным началом, а борьба — началом исключительно отрицательного и разрушительного начала. Вопреки расхожему мнению, он провозгласил провокационную и парадоксальную идею о том, что «справедливость — это борьба» и что все происходит через борьбу по мере необходимости. Бой разносторонний. Борьба — источник жизни, ее постоянное обновление. Уничтожая старую гармонию (противоположности), он создает новую, которая в то же время является новой борьбой. Борьба вечна. Навсегда и трансляция меняется. Древняя космическая борьба определяет вечную молодость мира.

Логос — универсальный закон мира

Значение термина «логотип». Идея логотипа является центральной частью учения Гераклита и играет ведущую роль в его взглядах. Значение термина «логотип» менялось в зависимости от контекста. Это может означать нечто объективно существующее, согласно которому «все кончено» и субъективное «слово», «мысль» или «утверждение» самого Гераклита, адекватное объективному «логосу» и характеризующее его логос-слово, основанное на объективные логотипы говорят о логотипе как о единице всего. В некоторых других случаях логотип является «универсальным» (универсальной истиной или универсальным порядком), которому нужно следовать, а также божественным законом, на который можно полагаться. Создается впечатление, что для Гераклита слова «война» или «борьба», «гармония» (общение, единство), «мера» являются синонимами слова «логос». Он также использовал «Логос» в смысле слова, славы, доктрины и души.

Неоднозначность термина «логос», понимание которого во фрагментах Гераклита осложнено разнообразием и неопределенностью содержащегося в нем содержания, неизбежно заставляет рассматривать этот термин в контексте его основных идей. Используя неоднозначное значение термина «логотип», Гераклит остается верен себе. «Хотя этот логотип существовал всегда, люди непонятны даже до того, как они его (о нем) и когда они впервые слышат его, потому что, хотя все сделано в соответствии с этим логотипом, они кажутся неосведомленными, когда они идут на такие слова и действия, как я утверждаю, выделяя каждое по своей природе и объясняя, что это такое на самом деле. Ведь без учета того, кого зовут, то, что он делает, — это бодрствование, точно так же, как он забывает, что он делал во сне ».

Объективный и субъективный логотип

Толкование логотипа Гераклита имеет две стороны. С одной стороны, это цель, которую он хочет выразить с помощью этого понятия, или это объективный закон. С другой стороны, выражение этого понятия в мысли передается через слово или иным образом, что соответствует понятию. Согласно Гераклиту, субъективный логотип людей имеет все возможности совпадать с объективным логотипом, но большинство людей из-за тщеславия и мещанства с ним не согласны. Большинство из тех, кто склонен к чувственным удовольствиям и духовному сну, не могут ни слышать, ни говорить. В отличие от большинства, чей субъективный логотип отличается от объективного, логотип-разум лучших людей, в душе которых огненная стихия преобладает над влажной, согласуется с логотипом мира.

Совершенно оригинальным образом Гераклит раскрывает диалектику универсального логотипа и множества вещей, диалектику одного и многих вещей в целом, универсального логотипа, присущего всем вещам, но вместе вне их, идентифицированного и отдельного от них, подобно тому, как смысл дискурса содержится, а не содержится в отдельных словах.

Смысл речи, ее логотип — это нечто уникальное и целое, единое целое, которое ассоциируется со всеми словами, но отличается от слов, взятых по отдельности. То же можно сказать и о мире: пространстве, единство и гармония которого определяется его логотипом.

Образ прорицательницы Сивиллы, использованный Гераклитом, свидетельствует об объективности логотипа, его независимости от человеческого мнения, истинность этого закона передается через его уста бессознательно, независимо, даже от себя. «Жестокие губы Сивиллы говорят мрачно, без украшений, безупречно, ее речь слышна на протяжении тысячелетий, потому что она вызвана божеством». Логос как объективный закон характеризуется самим Гераклитом как единый божественный закон: «.. все человеческие законы питаются одним божеством, которое расширяет свою силу по своему желанию, доминирует над всем и преобладает над всем». Сложнее объяснить вторую сторону этой проблемы: чем выражается понятие права. Фрагмент 28 также говорит о логосе как об истине, истине: «То, что самый опытный (мудрый человек) знает и наблюдает, — это только мнение. И, тем не менее, Правда победит лжецов и лжесвидетелей».

Здесь мы видим универсальный объективный смысл истины Логоса, его превосходство над каждой отдельной идеей, даже над самым мудрым человеком, неизбежность победы истины над всяким субъективным мнением, над лжесвидетельством.

Но логотип как истина, однако мудрость уже является категорией разума или знания и свидетельствует о подходе Гераклита к пониманию закона как приемлемого. Отсюда происхождение термина «логос» (разум, слово). Но это только один подход. Категория знаний еще полностью не очерчена. Логос также понимается как разум, как ум, присущий первому огню. «Всем правит Перун», то есть он руководит. Называя Перуна вечным огнем, он также говорит, что «огонь разумен и является причиной контролировать все». Поскольку логотип универсален, всему присущ интеллект.

В концепции и интерпретации логотипа Гераклит имеет множество мифологических пластов. Справедливость всякой рациональности явно гилозойская по своей природе, как и концепция вечно живого огня. Но уже есть некоторая разница между его илозоизмом и илозоизмом мифологических представлений. Выделяется одна сторона концепции универсального оживления и жизнеспособности — рациональность всего — и есть тенденция к естественной интерпретации разума в целом. И сознательно противостоит мифологии. Это явно противоречит религиозным поверьям и обрядам: «Но они напрасны, запятнаны кровью, жертвы хотят очиститься, как будто кто-то, войдя в грязь, хотел омыться грязью… И они молятся этим статуи, как будто кто-то хотел поговорить с домами .. в конце концов, посвящения, принимаемые людьми таинства, не проводятся священным образом. Дионис, ради которого бушуют в вакханалии, тождественен Аиду, то есть ничто. Гераклит склонен интерпретировать разум естественным образом и пробуждает интерес к человеческим знаниям.

Независимо от того, как Гераклит решает вопрос об отношении мысли к чувствам или ощущениям, попытки Гераклита поднять душу в целом до ее материальной основы бесспорны. Он видел такую ​​базу в засушливой и огненной природе. Физика огня в психологии Гераклита развита учением об огненной «психике». В связи с этим Гераклит утверждает, что самая мудрая и лучшая душа — это та, чья природа характеризуется «сухим блеском», и, наоборот, худшие души пьяниц:

Пьяный шатается, и его ведет незрелый молодой человек. Он не замечает, куда идет, потому что душа — это его влияние .

Одним из преимуществ Гераклита является постановка эпистемологической проблемы и попытка адекватно выразить связь между субъективным логотипом, требующим согласованности, с объективным «логотипом» бытия, который носит глубоко противоречивый характер. На пути к согласованию субъективного логотипа с целью древний мыслитель столкнулся с трудностями, которые привели к его оригинальному стилю, парадоксам и всей «метафизической» доктрине логотипа. Споры вокруг вопроса о взаимосвязи последовательного мышления и противоречивого бытия не прекращаются до сегодняшнего дня.

Гераклит и влияние его философских идей

Основные положения учения Гераклита

В своем взгляде на мир и его сущность Гераклит продолжает традицию стихийного материализма мыслителей милетской школы — Анаксимена, Анаксимандра, Фалеса, считавших основополагающим принципом мира различные элементы — воду, воздух, апейрон. Гераклит критически относится к их наследию, предлагая следующие тезисы:

  • сущность мира — огонь;
  • огонь — вечно живое существо, обладающее логосом и включенное в круг взаимопревращений с другими элементами;
  • мир непостоянен — ​​он изменчив и в нем ничего не повторяется;
  • существование мира подобно горящему огню: он опускается, и мир «остывает» до состояния пепла, затем восходит, когда мир возрождается в новом пламени.

Выбор Гераклитом огня как фундаментального принципа мира во многом метафоричен. В отличие от натуралистов Милета. По этой теме мы уже закончили более подробно аннотацию милетской школы и ее значение, Гераклит рассматривает огонь не как истинную физическую основу мира, а как общий порядок и его направляющую основание. Огонь нестабилен, его пламя постоянно колеблется и меняет форму, меняется и сама реальность, затухание и зажигание пламени определяют динамику существования мира.

Как источник логоса и жизни огонь присутствует во всех живых существах, особенно в человеке. Согласно Гераклиту, человеческая душа рождается из влаги, ее испарения, а сущность человеческой души — это огонь, но когда душа остывает и снова становится влажной, она умирает. Огонь, Логос — это основной способ познания окружающего мира, хотя Гераклит тоже признавал роль чувственного познания, но тем не менее придавал большее значение рациональному. В то же время Гераклит отмечал, что, хотя все люди наделены душой и логосом, большинство из них не интересуются знаниями, поскольку они поглощены погоней за удовольствиями.

Отрицание и критика идеологии Гераклита

Придворный Гиерона I Эпихар в 470 г до н.э был комиком, который в своих произведениях высмеивал суждения Гераклита. «Человек, взявший взаймы, не обязан возвращать его, потому что он изменился и стал другим человеком, так почему он все еще должен выплачивать долги?» — высмеял Эпихар. Таких «веселых ребят» было много, поэтому сложно судить, было ли это нормальным придворным развлечением или открытой критикой соображений эссе. Эпикаро был саркастичен и ироничен по отношению к мнению греческого мудреца. Более того, Гегель и Хайдеггер критиковали суждения эссе за несовершенство точек зрения, беспорядок и непоследовательность соображений.

Критикуя и высмеивая эссе, мало кто думал и понимал, что сохранившиеся отрывки из Священных Писаний, дошедшие до нашего времени, на самом деле были дополнены и переписаны последователями мудреца, заполнив пробелы своими собственными суждениями и что они не полностью понимаешь учителя. Его учение о диалектике основывалось на двухсторонних явлениях: непостоянстве и неизменности и неадекватно воспринималось современниками, подвергалось различной критике. Ученик Кратило утверждал, что принцип устойчивости игнорировался, но мудрецы элеата: Ксенофан, Парменид и Зенон сосредоточили свой интерес на устойчивости, упрекая Гераклита в преувеличенной роли перемен.

Мысли Гераклита и их место в современной философии

Гераклит активно занимался размышлениями во время 69-х Олимпийских игр, но в то время его знания не были актуальны. Находясь в окружении недоразумений, вдали от своих мнений и знаний, мудрец стал отшельником. Поэтому он покинул Эфес и направился высоко в горы, самостоятельно развивая гениальное предвидение.

Дошедшие до нас трактаты о жизни философа описывают замкнутого человека, остроумного в суждениях и критике всех и вся, целью которого были односельчане и правящая власть. Греческий мудрец не боялся наказания или осуждения, его прямолинейность «срезана с плеча», как кинжал, без исключения. Необычный и неординарный для своего времени человек, который при жизни оставался непонятным и оставил загадку своей смерти, тем не менее столетия спустя нашел круг читателей.

Анализируя вопрос о соответствии между рациональностью и знанием, он считал, что мудрость противоположна всеведению или эрудиции: «Всеведение не учит разум, природа любит прятаться», — сказал он. Одним из первых он различал познание чувственности и рациональности, за что был признан родоначальником эпистемологии. Познание вступает в силу с помощью чувств, но чувства не придают глубокого свойства знанию, известное должно быть проработано умом.

  • Общественные и юридические суждения по эссе основаны на соблюдении закона. «Люди должны бороться не только за городские стены, но и за свои права, и преступления нужно тушить до пожара», — сказал он. Отрицая влияние внешних личностей и школ на свои знания, мнения мудрецов не могли возникнуть из ниоткуда. Современные исследователи предполагают, что он был хорошо знаком с работами Пифагора и Диогена, поскольку написанные им трактаты отражают концепции, введенные в науку этими древнегреческими мудрецами. Фразы и слова Гераклита цитируются по сей день. Вот самые известные и ценные выводы эссе:
  • «Глаза более точные свидетели, чем уши». Достойное открытие и мудрость с выводом об истинном восприятии человеком сути вещей. Помню поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем один раз услышать»;
  • «Исполнившиеся желания человека только усугубляют ситуацию». Человек, который ни к чему не стремится, без развития деградирует. Имея все, что он хочет, человек теряет способность сочувствовать бедным, перестает ценить то, что имеет, принимая все как должное. Через тысячу лет это заключение будет положено в основу его интерпретации британским писателем Оскаром Уайльдом: «Желая наказать нас, Боги исполняют наши молитвы», — говорит он в своем собственном романе «Картина Дориана Грея»;
  • «Знание многому не учит». Суть мудрости — следовать природе;
  • «Рок — это последовательность глубоких причин, порождающих одну причину за другой и бесконечность»;
  • «Знание и понимание мудрейшего мудреца — только его мнение»;
  • «Они подобны глухим, которые, слушая, не воспринимают». Этот вывод выражает всю горечь непонимания окружающих;
  • «Гнев очень трудно бороться». Расплачиваться существованием тем, о чем оно просит.

 

Оцените статью
Блог о Греции