Гераклит – биография, фото, личная жизнь, философия, учение

Что известно о биографии философа?

Достоверным фактом является то, что Гераклит родился в городе Эфес, который находится на территории государства Турция. Считается, что он родился в середине 6 века до нашей эры, около 544-541 годов. Такие выводы были сделаны на основании того, что на 69-й Олимпиаде Гераклит достиг возраста полного расцвета — «акме», то есть около 40 лет.

Он был знатным по происхождению, то есть принадлежал к династии «Василевсов», то есть его предки выполняли функции как государя, так и священника в обществе. Его ближайший предок основал город Эфес, а представители последующих поколений правили городом и управляли двором.

Но еще в юности Гераклит решил посвятить свою жизнь науке и отказался от высоких постов в пользу брата, а сам поселился в храме Артемиды и занялся размышлениями и выводами.

Кстати, это было самое известное в мире, как одно из чудес света, что храм был сожжен в 356 г до н.э неким Эростратом, желавшим получить от потомков славу и вечную память.

Детство и юность

Гераклит родился в городе Эфес (земля, принадлежащая современной Турции). Точная дата рождения философа неизвестна, около 540 г до н.э. Традиционно Гераклит считается потомком правящего семейства Андроклов, по другим источникам, отца философа зовут Геракон или Блосон. В детстве мальчик ничем не отличался от сверстников, играл с другими мальчиками у бабушек (аналог игральных костей).

Но перспектива унаследовать отцовскую власть юношу не обрадовала. По мнению историков, он отказался от права наследования в пользу брата, а сам жил и посвятил себя философским размышлениям в храме богини Артемиды, продолжая периодически играть в кости с детьми.

Сведения о жизни и учении философа Эфеса дошли до наших времен из произведений Диогена, который выступал в качестве биографа античных философов. Диоген в ранних текстах интерпретировал этот поступок как доказательство щедрости Гераклита, а позже назвал его гордостью, высокомерием, высокомерием или даже презрением.

Благодаря этим чертам характера Гераклит впоследствии стал мизантропом. Следовательно, понимание писаний и философии Гераклита начинается с этих личных качеств. У Гераклита не было ни учителей, ни последователей, кроме Кратила из Афин.

Гераклит часто говорил, что учителя не будут учить студентов мудрости, иначе они будут учить и Ксенофана, и Пифагора. Другая пословица гласит, что Гомер заслуживал преследований и избиений палкой на поэтических конкурсах. Это демонстрирует доминирующие черты характера и личности Гераклита: высокомерие и презрение к людям. Причина такого отношения проста: согласно Гераклиту, эти люди не достигли мудрости.

С юных лет философ считал окружающих людей невежественными и глупыми. Он не принимал участия в беседах других философов, у него было свое мнение обо всем с явным экстремистским предубеждением, о чем свидетельствуют дошедшие до нас выражения философа. Основные идеи философа о том, что источником развития мира является война, также являются подтверждением, и смерть одного существа дает жизнь другому. Позднее меланхоличному Гераклиту противопоставили смеющегося мудреца Демокрита.

Кратко о жизненном пути философа

Достоверных рассказов о жизни философа очень мало. Известно, что он жил в городе Эфес в 544-483 годах до нашей эры. Он происходил из древней семьи. Обладая дворянскими аристократическими корнями, Гераклит в зрелом возрасте отказался от всех возможных привилегий и предпочел жизнь в горах обществу.

Я изучал такие вопросы, как онтология, этика и политология. В отличие от многих философов своего времени, он не придерживался ни одной из существующих школ и течений. В своем учении он был «одинок». Школа Майлза, которую философ критиковал, хоть и не повлияла на его взгляды, но наложила свой отпечаток на мировоззрение. Подробнее об этом — в следующих разделах статьи. У него также не было настоящих учеников, но мудрейшие мыслители от древности до наших дней вплетали его тезисы и мнения в свои идеи.

Расцвет деятельности Гераклита пришелся на период 69-й Олимпиады. Но его учение было преждевременным и не нашло ответа. Возможно, именно поэтому, по мнению некоторых историков, Гераклит уезжает из Эфеса в горы, чтобы самостоятельно развивать свои собственные идеи и возникающие гениальные новаторские концепции. Те краткие факты о мудреце, которые сохранились до наших дней, описывают его как замкнутого человека, с острым умом и критическим отношением ко всему, что он видел и слышал. Заявления Гераклита были подобны стрелам, попадающим прямо в цель. Причем объектом его критики могли стать как односельчане, так и местные власти, и подчиненные им люди. Философ не боялся цензуры и наказания, он был прям как меч и не делал исключений. Возможно, в уже зрелом возрасте его сознание достигло пика, и ему стало невозможно находиться в среде, полностью далекой от своих мнений и знаний, и он этого не понимал. Философа называли «безвестным», и есть две версии почему. Первый — прозвище произошло от того, что мысли мудреца были непонятны его современникам, он называл их запутанными и «темными» соответственно. Вторая теория основана на мировоззрении и настроении философа. Зная, что недоступно для других, Гераклит был замкнутым и постоянно пребывал в меланхолии или саркастическом настроении.

Существует множество мифов о смерти мудреца, ни один из которых не подтвержден и не опровергнут. По одному из существующих мнений, философ был растерзан бродячими собаками, по другим источникам, мудрец умер от водянки, по третьему — он приехал в деревню, приказал намазать себя навозом и умер. Это было слишком необычно для своего времени. То, как люди не понимали его при жизни, он оставался для них загадкой после своей загадочной смерти. Только спустя много веков мысли Гераклита нашли своих почитателей.

Труды Гераклита

Считается, что у великого мудреца было много произведений, но до наших дней дошла только одна: книга «О природе», состоящая из частей «О Боге», «О природе» и «О государстве». Книга сохранилась не целиком, а отдельными частями и отрывками, тем не менее, она смогла передать учение Гераклита.

Из-за фрагментарности книги многие идеи и концепции остались вне поля зрения современной философии. Однако те крупицы, которые у нас есть возможность изучить и понять, несут в себе великую мудрость философа, его тезисы, которые не теряют ни своей ценности, ни своей актуальности.

Личная жизнь

Проблемы Гераклита во взаимоотношениях с обществом, заключающиеся в его презрении к людям, наложили отпечаток на личную жизнь философа. У Гераклита не было жены и детей, так как он провел свою жизнь в храме вечно молодой и невинной богини плодородия Артемиды. У Гераклита как такового тоже не было учеников: проблемы познания мира, которые он затрагивал в своих трудах, были оценены учеными только после смерти философа.

Смерть Гераклита

Современников и исследователей Гераклита возмущают не столько образ жизни, мировоззрение и взгляды Гераклита, сколько подробности смерти философа. Согласно легендам, Гераклит умер, измазанный навозом, по другим легендам, его тело съели собаки.

Самым надежным источником информации считается документация Марка Аврелия, который утверждает, что причиной смерти философа стала водянка живота (заболевание, при котором в брюшной полости скапливается лишняя жидкость из-за болезней почек и сердца).

Философия Гераклита Эфесского

Что касается философии Гераклита, то из свидетельств последующих классиков, начиная с Аристотеля, известны некоторые фундаментальные положения его философского учения:

  1. Начало всего сущего и прародитель всей материи — огонь
  2. Гераклит также определил некоторые «периоды мирового пожара», согласно
    что мир Космоса горит, чтобы воскреснуть позже (как
    Феникс)
  3. Самые известные тезисы Гераклита: «Все течет, все меняется» и «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды»
  4. Постулат тождества противоположностей
  5. Нарушение закона противоречия (эта доктрина скорее является следствием положений 3 и 4, а не автономным элементом)

Гераклит идентифицирует себя как человека, обладающего определенной истиной, истинным и индивидуальным знанием, так сказать секретом. Истинное знание — это определенный закон устройства мира и его устройства, и самое интересное — это место человека в этом мире. Надо сказать, что абсолютным и фундаментальным критерием этой истины является логос. Чтобы роль модели и логотипов Гераклита стала абсолютно ясной, просто необходимо понять, что это истинное знание (модель) строит мировой порядок вещей, а логотипы здесь действуют как своего рода регулятор и двигатель, который есть элемент, без которого возникновение и дальнейшее расположение или существование чего-либо вообще невозможно.

Если немного углубиться в учение Гераклита, можно понять, что во всей его философии мыслитель придает категории Логоса определенную божественную сущность. То есть логотипы — это не просто мировой закон, регулятор, а фаталистическая и роковая конструкция. Было бы справедливо сказать, что логотипы — это судьба, но… нет! Он также выполняет множество других функций, выходящих за рамки концепции судьбы.

Логос был представлен Гераклитом как некий элемент реальных вещей, непосредственно связанный с главной экзистенциальной и необходимой составляющей философии Гераклита, которая является исходной — огнем.

Противоположности также играют значительную роль в философской систематике Гераклита. В гераклитовском учении существует связь между Богом и парами противоположностей. Бог Гераклит по сути неотличим от логоса, но играет коллективную роль в его философии и в то же время, разграничивая противоположности и связывая все их элементы вместе, тем самым обнаруживает общую согласованную структуру, называемую «единство». В Гераклите, в отличие от Ксенофана, Бог имманентен вещам и поглощает совокупность всех противоположных пар. Гераклит не считал Бога своего рода культом с его систематическими ритуалами и жертвоприношениями.

Основы философии Гераклита

Древние мудрецы дали миру любовь к мудрости и положили начало многим наукам. Это тоже был Гераклит. Философия как наука обязана своим развитием и происхождением ему.

Основные тезисы философа:

1. Огонь как первоисточник всего. Неизвестно, был ли это огонь в прямом или переносном смысле (огонь как энергия), но именно Гераклит считал его основополагающим принципом сотворения мира.

2. Мир и пространство периодически сгорают от могучего огня, чтобы снова прийти в себя.

3. Понятие потока и циркуляции. Дело в предложении: «Все течет, все меняется». Этот тезис Гераклита гениально прост, но суть изменчивости, течения жизни и времени никому раньше не открывалась.

4. Закон противоположностей. Здесь мы говорим о различии понятий. Например, великий философ упоминает море, которое дает жизнь морским обитателям, но часто приносит смерть людям. В определенном смысле теория относительности Эйнштейна обязана своим рождением этой блестящей идее-прародительнице, которая дошла до нас благодаря великому философу.

К сожалению, в связи с тем, что единственное учение Гераклита дошло до нас лишь фрагментарно, его учения очень трудно интерпретировать, они кажутся совершенно неполными, фрагментарными. По этой причине их постоянно критикуют. Например, Гегель считал их нежизнеспособными. Мы же не в полной мере способны их оценить и воспринять. Остается подумать и восполнить недостающие фрагменты полностью интуитивно, основываясь на предчувствии, традициях и мнениях, господствовавших в Древней Греции во времена великого философа. Хотя он отрицал влияние школ и мыслителей, существовавших до него, невозможно не заметить некоторые сходства, например, с самим Пифагором.

Душа в учении Гераклита

Пребывая в вечной меланхолии и ипохондрии, Гераклит оплакивал поведение своих сограждан, упрекая их в неспособности правильно управлять своей жизнью. За это он получил еще одно прозвище «Плачущий».

Он страдал от беспомощной злобы на человеческую глупость и невежество, нежелание изменить и изменить свою жизнь. Самыми страшными и бесполезными для общества людьми философ считал тех, кто не хочет думать и познавать что-то новое, предпочитает земные богатства богатствам души и знаниям.

Он также считал, что природа — лучший учитель для людей и что каждый может учиться и совершенствоваться с очень небольшими усилиями.

Кроме того, очень интересны размышления философа о состоянии человеческой души. По его словам, невежественные души состоят из пара, они получают влажный пар из воздуха и меняются в зависимости от погоды, поэтому они не имеют своего мнения и легко подвержены влиянию извне. Души подлых и глупых людей состоят из воды, и чем больше воды, тем больше в человеке отрицательных качеств, а души благородных и добрых людей иссушены, они тождественны Логосу — огню и способны излучать свет от внутри.

Взгляды на политику и религию

У Гераклита было свое особое мнение о социальной структуре: он не был ни сторонником демократии, ни тирании. Он считал толпу людей неразумной и влиял на то, чтобы позволить им управлять государством и общественной жизнью.

Считая людей невежественными животными, не желающими улучшать свою жизнь и приобретать новые знания, он сравнил их с домашними животными, которые могут есть из рук человека, если живут с людьми, но дичают, получив желанную свободу.

Существует легенда, что, когда жители города Эфеса обратились к Гераклиту с просьбой разработать свод справедливых законов, он отказался, сказав, что вы живете плохо, потому что иначе жить нельзя. И он также отказал жителям Афин, а также царю Персии Дарию, не желая покидать свою родину и своих сограждан, которых он по большей части презирал.

Более того, Гераклит считал, что не боги создали этот мир, а главными среди них являются стихия и огонь. Он отвергал существование богов Олимпа и не верил в богов, но ставил природу во главу жизни. При этом философ считал, что ему открыта единственно правильная истина, он получил огненное просветление и преодолел свои недостатки.

Гераклит был уверен в своей уникальности и верил, что его имя будет жить вечно, пока существует человечество благодаря его учениям о Логосе и душе.

Самое известное учение Гераклита

Учение Гераклита, сохранившееся до наших дней, представляет собой трактат «О природе вещей». Он не сохранился полностью, но около двухсот цитат было найдено в трудах Плутарха, Диогена, Дионисия, Платона и Аристотеля. Эта работа состояла из трех основных частей: первая — об устройстве Вселенной, вторая — о системе правления и ее устройстве, а третья — о Боге и душе.

Как упоминалось выше, Гераклит имел склонность выражаться аллегорически, излагать свои выводы в перефразированной форме, довольно запутанной и непонятной для его современников. Вот почему мы не всегда понимаем глубокий смысл его выводов.

Понятие диалектики

Термин «диалектика» пришел к нам, как и многие другие, из древности. Буквально это означает «вести диалог, обсуждать».

Существует множество определений этого понятия, но мы остановимся только на том, в котором работал Гераклит.

Для великого философа концепция диалектики заключалась в учении о вечном становлении и в то же время об изменчивости бытия. Идея Гераклита о вечном потоке кажется нам слишком простой, но на момент ее зарождения она была важным шагом вперед в философии в частности и в науке в целом.

Здесь, конечно же, можно услышать мнение милетской школы и ее представителей. Свободно разработанные Гераклитом в совершенно разных плоскостях, они тем не менее пересекались в своих выводах, хотя были независимыми и получены в результате сугубо личных наблюдений и выводов.

Помимо концепции диалектики, современная наука обязана античному философу еще одной бессмертной концепцией и концепцией, выросшей на ее основе. Это логотип Гераклита — великая идея огня как основополагающего принципа всего.

Древний мудрец представил понятие логоса следующим образом: есть мир и есть огонь (собственно логос). Мир начался с него, и конец его ждет в огне. В Космосе постоянно происходят пожары, из которых рождаются новые миры. Это суждение ничего не звучит? Возможно, люди со знанием астрономии ответят на этот вопрос намного быстрее, чем другие. Вспомните рождение (и в принципе и смерть) звезд в космосе. После взрыва и высвобождения накопленной энергии, а затем сразу же дается рождается новая юная звезда. Возможно, нам, знакомым со школьным курсом астрономии или физики, эта информация не покажется чем-то сверхъестественным. Но вернемся во времена античности. До нашей эры астрономию в школе явно не преподавали, поэтому, узнав процесс рождения звезд, греческий философ смог выработать собственное представление. Если такие знания не объясняются наукой, то с помощью чего Гераклит мог их достичь? Философия никогда не отрицала концепцию интуиции, печально известного шестого чувства — подарка или наказания избранных представителей человеческого рода.

Единство противоположностей

Единственный Гераклит — это не только тот, кто идет в противоположном направлении, поскольку противоположности свойственны ему самому. Гераклит — это гармония противоположностей. Целое — это не просто одно. Все едино. «Все едино: дивиденды неделимы, рожденный — нерожденный, смертный — бессмертный, лого — вечность, отец — сын, Бог — справедливость». «Связи: целое и не целое, сходящиеся и расходящиеся, согласные и несогласные, и от всего — одно, от одного — все». «Одно и то же в нас: живые и мертвые, бодрствующие и спящие, молодые и старые. В конце концов, изменилось вот что, и наоборот, изменилось вот что. «День есть ночь, зима — лето, война — это мир, изобилие — это голод (все противоположности). «Путь вверх и вниз одинаков».

Поскольку все представляет собой единое целое, состоящее из противоположностей, оно представляет собой состояние их борьбы, в результате которой происходит переход в противоположное состояние. «Холод становится горячим, горячее становится холодным, влажное сухое, сухое влажное». Молодость стареет, жизнь умирает и т.д. Гераклит не только приводит множество примеров, но, судя по трем фрагментам, даже формулирует общий закон: «Противостояние едино, из расходящегося — прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу» отец всего, и все — царь; он определил одних как богов, а других — как людей; одних сделал рабами, других освободил »; вы должны знать, что война универсальна, а правда — это борьба, и что все происходит через борьбу за то, что необходимо.

Но для Гераклита не менее важно, чем борьба, соединение противоположностей, их гармония. Поговорим о самой красивой гармонии, полученной из расходящихся.

Любое слияние — это гармония, а гармония повсюду является результатом временного баланса противостоящих сил.

Он находит прекрасное изображение гармонии в виде лука и лиры: «Они не понимают, как расходящийся прием согласуется с самим собой: возвращение / к себе / гармонии, как лук и лира». Узел сжатия и растяжения образован древнейшим оружием — луком и музыкальным инструментом — лирой. Пока есть гармония, связь напряжения и напряжения, есть единое целое.

Таким образом, Гераклит очерчивает фундаментальную диалектическую схему движения: поскольку одно разделено на части, стороны, противоположные моменты и все является единством противоположностей, то каждое изменение достигается через борьбу противоположностей, и в то же время происходит переход к противоположному условию. В то же время об изменении этой конкретной вещи можно говорить только при наличии гармонии ее противоположностей. Эта концепция диалектической закономерности сконцентрирована Гераклитом в концепции логоса, порядка всего происходящего в мире. Поэтому неверно, что гармония всегда и везде является положительным и созидательным началом, а борьба — началом исключительно отрицательного и разрушительного начала. Вопреки расхожему мнению, он провозгласил провокационную и парадоксальную идею о том, что «справедливость — это борьба» и что все происходит через борьбу по мере необходимости. Бой разносторонний. Борьба — источник жизни, ее постоянное обновление. Уничтожая старую гармонию (противоположности), он создает новую, которая в то же время является новой борьбой. Борьба вечна. Навсегда и трансляция меняется. Древняя космическая борьба определяет вечную молодость мира.

Логос — универсальный закон мира

Значение термина «логотип». Идея логотипа является центральной частью учения Гераклита и играет ведущую роль в его взглядах. Значение термина «логотип» менялось в зависимости от контекста. Это может означать нечто объективно существующее, согласно которому «все кончено» и субъективное «слово», «мысль» или «утверждение» самого Гераклита, адекватное объективному «логосу» и характеризующее его логос-слово, основанное на объективные логотипы говорят о логотипе как о единице всего. В некоторых других случаях логотип является «универсальным» (универсальной истиной или универсальным порядком), которому нужно следовать, а также божественным законом, на который можно полагаться. Создается впечатление, что для Гераклита слова «война» или «борьба», «гармония» (общение, единство), «мера» являются синонимами слова «логос». Он также использовал «Логос» в смысле слова, славы, доктрины и души.

Неоднозначность термина «логос», понимание которого во фрагментах Гераклита осложнено разнообразием и неопределенностью содержащегося в нем содержания, неизбежно заставляет рассматривать этот термин в контексте его основных идей. Используя неоднозначное значение термина «логотип», Гераклит остается верен себе. «Хотя этот логотип существовал всегда, люди непонятны даже до того, как они его (о нем) и когда они впервые слышат его, потому что, хотя все сделано в соответствии с этим логотипом, они кажутся неосведомленными, когда они идут на такие слова и действия, как я утверждаю, выделяя каждое по своей природе и объясняя, что это такое на самом деле. Ведь без учета того, кого зовут, то, что он делает, — это бодрствование, точно так же, как он забывает, что он делал во сне ».

Объективный и субъективный логотип

Толкование логотипа Гераклита имеет две стороны. С одной стороны, это цель, которую он хочет выразить с помощью этого понятия, или это объективный закон. С другой стороны, выражение этого понятия в мысли передается через слово или иным образом, что соответствует понятию. Согласно Гераклиту, субъективный логотип людей имеет все возможности совпадать с объективным логотипом, но большинство людей из-за тщеславия и мещанства с ним не согласны. Большинство из тех, кто склонен к чувственным удовольствиям и духовному сну, не могут ни слышать, ни говорить. В отличие от большинства, чей субъективный логотип отличается от объективного, логотип-разум лучших людей, в душе которых огненная стихия преобладает над влажной, согласуется с логотипом мира.

Совершенно оригинальным образом Гераклит раскрывает диалектику универсального логотипа и множества вещей, диалектику одного и многих вещей в целом, универсального логотипа, присущего всем вещам, но вместе вне их, идентифицированного и отдельного от них, подобно тому, как смысл дискурса содержится, а не содержится в отдельных словах.

Смысл речи, ее логотип — это нечто уникальное и целое, единое целое, которое ассоциируется со всеми словами, но отличается от слов, взятых по отдельности. То же можно сказать и о мире: пространстве, единство и гармония которого определяется его логотипом.

Образ прорицательницы Сивиллы, использованный Гераклитом, свидетельствует об объективности логотипа, его независимости от человеческого мнения, истинность этого закона передается через его уста бессознательно, независимо, даже от себя. «Жестокие губы Сивиллы говорят мрачно, без украшений, безупречно, ее речь слышна на протяжении тысячелетий, потому что она вызвана божеством». Логос как объективный закон характеризуется самим Гераклитом как единый божественный закон: «.. все человеческие законы питаются одним божеством, которое расширяет свою силу по своему желанию, доминирует над всем и преобладает над всем». Сложнее объяснить вторую сторону этой проблемы: чем выражается понятие права. Фрагмент 28 также говорит о логосе как об истине, истине: «То, что самый опытный (мудрый человек) знает и наблюдает, — это только мнение. И, тем не менее, Правда победит лжецов и лжесвидетелей».

Здесь мы видим универсальный объективный смысл истины Логоса, его превосходство над каждой отдельной идеей, даже над самым мудрым человеком, неизбежность победы истины над всяким субъективным мнением, над лжесвидетельством.

Но логотип как истина, однако мудрость уже является категорией разума или знания и свидетельствует о подходе Гераклита к пониманию закона как приемлемого. Отсюда происхождение термина «логос» (разум, слово). Но это только один подход. Категория знаний еще полностью не очерчена. Логос также понимается как разум, как ум, присущий первому огню. «Всем правит Перун», то есть он руководит. Называя Перуна вечным огнем, он также говорит, что «огонь разумен и является причиной контролировать все». Поскольку логотип универсален, всему присущ интеллект.

В концепции и интерпретации логотипа Гераклит имеет множество мифологических пластов. Справедливость всякой рациональности явно гилозойская по своей природе, как и концепция вечно живого огня. Но уже есть некоторая разница между его илозоизмом и илозоизмом мифологических представлений. Выделяется одна сторона концепции универсального оживления и жизнеспособности — рациональность всего — и есть тенденция к естественной интерпретации разума в целом. И сознательно противостоит мифологии. Это явно противоречит религиозным поверьям и обрядам: «Но они напрасны, запятнаны кровью, жертвы хотят очиститься, как будто кто-то, войдя в грязь, хотел омыться грязью… И они молятся этим статуи, как будто кто-то хотел поговорить с домами .. в конце концов, посвящения, принимаемые людьми таинства, не проводятся священным образом. Дионис, ради которого бушуют в вакханалии, тождественен Аиду, то есть ничто. Гераклит склонен интерпретировать разум естественным образом и пробуждает интерес к человеческим знаниям.

Независимо от того, как Гераклит решает вопрос об отношении мысли к чувствам или ощущениям, попытки Гераклита поднять душу в целом до ее материальной основы бесспорны. Он видел такую ​​базу в засушливой и огненной природе. Физика огня в психологии Гераклита развита учением об огненной «психике». В связи с этим Гераклит утверждает, что самая мудрая и лучшая душа — это та, чья природа характеризуется «сухим блеском», и, наоборот, худшие души пьяниц:

Пьяный шатается, и его ведет незрелый молодой человек. Он не замечает, куда идет, потому что душа — это его влияние .

Одним из преимуществ Гераклита является постановка эпистемологической проблемы и попытка адекватно выразить связь между субъективным логотипом, требующим согласованности, с объективным «логотипом» бытия, который носит глубоко противоречивый характер. На пути к согласованию субъективного логотипа с целью древний мыслитель столкнулся с трудностями, которые привели к его оригинальному стилю, парадоксам и всей «метафизической» доктрине логотипа. Споры вокруг вопроса о взаимосвязи последовательного мышления и противоречивого бытия не прекращаются до сегодняшнего дня.

Гераклит и влияние его философских идей

Милетская школа в формировании взглядов философа

Это школа, основанная Фалесом в греческой колонии в Азии, в городе Милет. Его особенность в том, что это была первая философская школа древнего мира. Создан в первой половине шестого века. Основным предметом изучения школы была натурфилософия (изучение естественных физических проблем и сущности). По мнению многих ученых-естественников, именно с этой школы начали свой путь астрономия и математика, биология и география, физика и химия не только в Греции, но и по всему миру. Одним из основных принципов школы была позиция «ничего не получается из ничего». То есть у каждого возникающего существа или явления есть коренная причина. Часто этой причине приписывали божественное происхождение, но это определение не остановило философов в их исследованиях, но помогло продвинуться дальше.

Как мы уже говорили выше, Гераклит не был представителем ни одной из существующих школ. Но с милетской школой, мнения которой он критиковал и не воспринимал, философ вступил в полемику, что нашло отражение в его трудах.

Еще одна особенность школы — восприятие мира как живого и целостного существа. Не было разницы между живыми и мертвыми, все было интересно для науки. По некоторым данным, именно благодаря школе Майлза родился термин «философия», который был впервые произнесен. Любовь к науке, к знаниям была главным стимулом развития для представителей этой компании. Параллельно с ним развивалась школа Гераклита, как ее иногда ошибочно называют. Хотя великий мудрец отрицал эту связь, это совершенно очевидно.

Проблемы познания

Гераклит — один из первых древних философов, от которых произошли тексты по вопросу о знании. Ни Фалес, ни Анаксимандр, ни Анаксимен не имеют претензий по вопросам знания. Оригинальный и наивный материализм милетской школы дополняет Гераклит, поднявший вопрос о природе человеческого знания. Как материалист, Гераклит считал природу объектом человеческого познания.

Из произведений Гераклита, названных, по одним источникам, «О природе», «Музой», по другим, сохранилось около 130 фрагментов. Среди них есть фрагменты, объясняющие природные явления. Они говорят, что солнце такое большое, каким кажется нам, и «если бы не было солнца, была бы ночь, даже если бы были звезды».

Гераклит пытался различить роль чувств и роль мысли в познании истины: природа известна чувствами, но глаза и уши людей с «грубой душой» — плохие свидетели; простое накопление фактов, «много знаний» не делает интеллектуала: требуется разумное знание космоса.

Гераклит был одним из первых, кто обратил внимание на природу человеческого знания. По его словам, знание стремится понять суть, то есть логотипы. Тот, кто этого не понимает, не может ничего понять в развитии мира. Обратите особое внимание на разницу между «много знаний», «много знаний» и истинной мудрости. Многие знания, в отличие от истинной мудрости, не способствуют истинному познанию принципов мира, а разрушают их. Он очень критически относится к ряду мыслителей, таких как Пифагор. «Большое знание не учит разуму, потому что оно научило бы Гесиода и Пифагора, а также Ксенофана и Гекатея». Эти мысли показывают, что Гераклит отвергает поверхностную и отвратительную науку, которая не стремится знать и раскрывать истинные причины и принципы вещей.

Хотя проблема истинного знания не ограничивается вопросом количества накопленных знаний, обладание большим объемом знаний необходимо для философского понимания истинной природы вещей: «Почему философы должны знать много». Гераклит выступал против не только слепого накопления знаний, не пронизанного светом понимания философской мысли. Он также высказался против безрассудного следования традициям, некритического принятия чужих мнений. Во фрагменте 74 он пишет: «Мы должны вести себя как дети наших родителей, то есть как мы были усыновлены». Это означает: мы не должны принимать что-либо некритически, догматично. Единственная мудрость, по Гераклиту, — это «знание мысли, которая управляет всем и везде», то есть логос.

И мир, и проматерия, и логос Гераклита существуют объективно, то есть независимо от сознания человека. Следовательно, диалектика Гераклита также является объективной диалектикой. Это диалектика развития объективно существующего мира. Он подчеркнул важность оценки отношения мира к знаниям. Гераклит подчеркивал, что все состояния и свойства мира всегда взаимосвязаны: «Море наполнено чистейшей и грязнейшей водой: она пригодна и полезна для рыб, а грязная и губительна для человека.»

Отрицание и критика идей Гераклита

В 470 г до н.э комик Эпихарм жил при дворе Гиерона. Во многих своих работах он высмеивал теории Гераклита. «Если человек взял в долг, он может не выплатить, потому что он уже изменился, это совершенно другой человек, поэтому почему он должен платить долги за кого-то еще» — это всего лишь несколько примеров. Их было много, и сейчас уже сложно судить, о чем идет речь: по обычным придворным развлечениям, основанным на насмешках над произведениями Гераклита, или на осмыслении и критике его концепции придворным комиком? И почему Гераклит стал мишенью комических сцен? Взгляды Эпихарма на свои сочинения были довольно саркастичными и ироничными. Но даже за такой ширмой не скрывалось восхищение мудростью великого античного философа.

Сами Гегель и Хайдеггер, используя суждения Гераклита в своих многочисленных трактатах, обвиняли его в несовершенных взглядах, парадоксальности и хаотичности мыслей. Однако, видимо, тот факт, что произведения не сохранились полностью, а то, что есть, было дополнено и переписано наследниками произведения и учениками, которые не могли полностью понять своего учителя, ускользнул от понимания философов, что заставило их восполнить пробелы собственными мыслями, а иногда и предположениями.

Мысли Гераклита и их место в современной философии

Гераклит активно занимался размышлениями во время 69-х Олимпийских игр, но в то время его знания не были актуальны. Находясь в окружении недоразумений, вдали от своих мнений и знаний, мудрец стал отшельником. Поэтому он покинул Эфес и направился высоко в горы, самостоятельно развивая гениальное предвидение.

Дошедшие до нас трактаты о жизни философа описывают замкнутого человека, остроумного в суждениях и критике всех и вся, целью которого были односельчане и правящая власть. Греческий мудрец не боялся наказания или осуждения, его прямолинейность «срезана с плеча», как кинжал, без исключения. Необычный и неординарный для своего времени человек, который при жизни оставался непонятным и оставил загадку своей смерти, тем не менее столетия спустя нашел круг читателей.

Анализируя вопрос о соответствии между рациональностью и знанием, он считал, что мудрость противоположна всеведению или эрудиции: «Всеведение не учит разум, природа любит прятаться», — сказал он. Одним из первых он различал познание чувственности и рациональности, за что был признан родоначальником эпистемологии. Познание вступает в силу с помощью чувств, но чувства не придают глубокого свойства знанию, известное должно быть проработано умом.

  • Общественные и юридические суждения по эссе основаны на соблюдении закона. «Люди должны бороться не только за городские стены, но и за свои права, и преступления нужно тушить до пожара», — сказал он. Отрицая влияние внешних личностей и школ на свои знания, мнения мудрецов не могли возникнуть из ниоткуда. Современные исследователи предполагают, что он был хорошо знаком с работами Пифагора и Диогена, поскольку написанные им трактаты отражают концепции, введенные в науку этими древнегреческими мудрецами. Фразы и слова Гераклита цитируются по сей день. Вот самые известные и ценные выводы эссе:
  • «Глаза более точные свидетели, чем уши». Достойное открытие и мудрость с выводом об истинном восприятии человеком сути вещей. Помню поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем один раз услышать»;
  • «Исполнившиеся желания человека только усугубляют ситуацию». Человек, который ни к чему не стремится, без развития деградирует. Имея все, что он хочет, человек теряет способность сочувствовать бедным, перестает ценить то, что имеет, принимая все как должное. Через тысячу лет это заключение будет положено в основу его интерпретации британским писателем Оскаром Уайльдом: «Желая наказать нас, Боги исполняют наши молитвы», — говорит он в своем собственном романе «Картина Дориана Грея»;
  • «Знание многому не учит». Суть мудрости — следовать природе;
  • «Рок — это последовательность глубоких причин, порождающих одну причину за другой и бесконечность»;
  • «Знание и понимание мудрейшего мудреца — только его мнение»;
  • «Они подобны глухим, которые, слушая, не воспринимают». Этот вывод выражает всю горечь непонимания окружающих;
  • «Гнев очень трудно бороться». Расплачиваться существованием тем, о чем оно просит.

 

Оцените статью
Блог о Греции