- История древней Греции
- Начало истории Древней Греции
- Географические условия
- Происхождение и характер греческой политики
- Великая греческая колонизация (в Древней Греции)
- Культура и ремесло
- Олимпийские игры
- Театр
- Спарта
- Афины
- Пелопоннесская война в Древней Греции
- Греко-персидские войны
- Александр Македонский
- Военные походы Александра
- Скульптура и архитектура Древней Греции
- Описание смены архитектурных веяний
- Появление уникальных приемов в вазописи
- Периодизация
- Ранний период
- Период Архаики
- Классический период
- Эллинистический период
- Римский период
- Византийский период
- Ахейский период
- Османский период
- Минойский или Крито-Микенский период
- Особенности гомеровского периода
- Религия и мифология Древней Греции
- Искусство и наука
История древней Греции
У многих словосочетание «Древняя Греция» ассоциируется с древней высокой культурой, мудрыми афинскими философами, отважными спартанскими воинами и величественными храмами. Действительно, Древняя Греция — это не одна, а несколько цивилизаций одновременно, которые развивались и трансформировались на протяжении веков. Среди них:
- С минойской цивилизацией, существовавшей в ранний период развития Древней Греции, связана, например, известная легенда о Тесее и Минотавре, которая, вероятно, имеет под собой некую царскую историческую основу.
- Цивилизация ахейская, именно с этого периода Гомер пишет в своих эпических поэмах «Илиада» и «Одиссея».
- Греческая цивилизация, по сути, период максимального расцвета древнегреческой цивилизации.
Кроме того, территория самой Древней Греции условно делится на три части: северную, среднюю и южную. На юге Греции была воинственная и суровая Спарта, сердце Древней Греции — Афины, расположенные в центральной Греции, на севере — Фессалия и Македония. (Последний, однако, не считался «истинным греком», македонцы были скорее наполовину греками и наполовину варварами, но правда в том, что в истории древней Греции им отводилась значительная роль, но подробнее об этом позже).
Что касается истории Древней Греции, то историки условно делят ее на несколько периодов, поэтому мы подробно рассмотрим основные периоды Древней Греции.
Начало истории Древней Греции
К тому времени, когда греческие племена прибыли на территорию современной Греции, население этих территорий уже достигло высокой степени цивилизованности. В третьем тысячелетии до нашей эры важнейшим центром цивилизации Эгейского бассейна был остров Крит, на котором зародилась самая древняя цивилизация региона — минойская культура, названная в честь легендарного создателя Крита — Миноса. Люди, создавшие эту культуру, прибыли на Крит, вероятно, из Малой Азии в третьем тысячелетии до нашей эры. Помимо острова, они также занимали территорию материковой Греции и других островов Эгейского моря. В этот период, после распада племенных и наследственных структур, которые характеризовали это население, было сформировано государство со столицей Кноссос. Период наибольшего процветания этой страны приходится на первую половину второго тысячелетия до нашей эры. Критяне были прекрасными мореплавателями, поэтому они легко установили торговые контакты с другими островами Эгейского моря, а также с Египтом, Палестиной и Сирией. Созданная ими культура оказала чрезвычайно значительное влияние на аспект греческой культуры и навсегда осталась в сознании греков. Упадок минойской культуры связан с приходом греков.
С начала второго тысячелетия до нашей эры греческие племена, принадлежащие к великой семье индоевропейских народов, начали проникать в современную Грецию. Основными греческими племенами были Иона и Ахай. Точный порядок их путешествия неизвестен. Мы не знаем, были ли они уже отдельными племенами во время путешествия или разделились на них только после переезда в Грецию. Основным центром вновь прибывших были Микены, отсюда и название культуры, созданной ими в этот период: микенская культура. Новые племена освоили многие элементы критской культуры, воспользовавшись достижениями своей цивилизации (письменность, ремесла, мореплавание, культура). Однако они также стали его разрушителями. Между Критом и Микенами возникло соперничество, в результате которого минойская культура была разрушена, а Кнос, как и другие города, был разграблен и разрушен. Из-за землетрясения Крит был значительно ослаблен (около 1700-1600 гг. До н.э.).
Греция и ее население очень хорошо развивались в микенский период. Расцветали торговля и ремесла, развивалось сельское хозяйство. Сформировалась греческая культура. Торговые отношения поддерживались как с далекими Египтом и Сирией, так и с Сицилией. Возникло все больше и больше поселений с ярко выраженным городским характером (Аргос, Афины, Коринф). Главным городом были упомянутые выше Микены. Их возглавил король. Микенское государство имело черты военного положения, направленного на завоевание и экспансию. Это централизованное государство с большим, но эффективным административным аппаратом привело к очень оживленной экспансии. После разрушения Крита ахейцы обратили внимание на Эгейское море и побережье Малой Азии. Они овладели островом Родос, а также Памфилией и Кипром, победив здесь финикийцев. Они основали колонии на завоеванных территориях. Эти успехи были достигнуты, в том числе, благодаря колесницам, запряженным лошадьми, которые давали им преимущество во время битвы.
Власть ахейцев закончилась вторжением другого греческого племени: дорийцев. Они представляли более низкий уровень развития цивилизации, чем ахейцы. Их вторжение означало падение расцветающей микенской культуры. С этого момента в истории Греции (примерно с 1200 по 750 год до нашей эры) начался период, о котором сегодня мало что известно. Вот почему его называют «темным веком».
Историю Древней Греции с 8 века до нашей эры принято делить на три эпохи:
- архаический период — VIII век до н.э
- классический период — 5 век до нашей эры — середина 4 века до нашей эры.
- эллинистический период — середина 4 века до нашей эры.
Географические условия
Греция отличалась от других государств античного мира, а точнее, от Древнего Востока одной очень интересной особенностью. Его цивилизация сформировалась не при наличии поблизости плодородной долины какой-то большой реки.
Ядром древнегреческой цивилизации была южная часть Балканского полуострова в юго-восточной Европе, восточное побережье Эгейского моря и различные острова в его акватории.
Климат в этом регионе был холоднее, чем в Древнем Египте, и из-за гор не хватало плодородных земель, поэтому греки начали активно развивать мореплавание и торговлю с соседями.
В горных районах преобладают пастбища, поэтому развито овцеводство и производство сыров. Виноград хорошо растет в Греции, поэтому древние греки были большими специалистами в области виноделия и керамики, например, в производстве винных кувшинов.
Из-за нехватки плодородных земель Древняя Греция характеризовалась высокой плотностью населения, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки. По мнению историков, в лучшие времена Древнюю Грецию населяли 10% всего населения планеты в то время. Особенно высокая плотность населения наблюдалась в Аттике и Беотии, то есть около Афин, а также на Кипре и Сицилии. Эти острова были колонизированы греками. В недрах материковой и островной части Греции имелись богатые залежи глины, мрамора, меди и железа.
Коринфский перешеек длиной около 6 километров стал своего рода границей между двумя частями материковой Греции. Сам Коринф был крупным торговым центром, а к югу от него находились следующие области: Аркадия, Элида, Лакония, Ахайя и Мессения.
Происхождение и характер греческой политики
Города-государства (города-государства) стали характерной чертой древнегреческой цивилизации. Их происхождение восходит к архаической эпохе. Древнейшие политики обучались в Малой Азии. Основным толчком для их формирования была необходимость защитить себя от возможности вторжения враждебных людей из других областей. В собственно Греции ситуация была иной. Греция — страна, в которой преобладают леса и холмы, и есть несколько районов, пригодных для выращивания (около 25-30% от общей площади). Вырубка лесов также не увеличила посевные площади. Возникшие здесь города изначально были сельскохозяйственными, но уже в восьмом веке они были сильными центрами политической жизни, в которых центр силы находился по всей стране. Часть населения была переселена из сельской местности в города, благодаря чему городские центры были укреплены. Горные хребты, разделявшие территорию Греции на множество небольших участков, означали, что общины, собранные на отдельных землях, развивались отдельно, оставаясь в значительной степени изолированными друг от друга. Это способствовало возникновению многих независимых греческих городов-государств. Экономическое развитие Греции означало, что те города, которые были расположены в восточной Греции, а именно Афины, Спарта и Мегара, заняли наиболее сильные позиции.
Город-государство был для греков сообществом граждан, которые управляли своей страной, не создавая постоянных и отдельных структур государственной власти. Источником власти было собрание всех граждан (в жизни политика не участвовали только мужчины, женщины), составлявших общину. Встреча включала такие решения, как объявление войны и присоединение к миру, назначение и увольнение должностных лиц на ограниченный период. Был сформирован совет, в который входило ограниченное количество членов. Совет был занят подготовкой предложений, которые впоследствии были представлены собранию граждан. В основе всей этой системы лежит глубокое чувство общности. Вы могли принадлежать ей только по рождению. Иностранные граждане не хотели его принимать и не имели гражданских прав. Это была не только гражданская община, но и религиозная. Они поклонялись богам, строили общие храмы. Несомненным плюсом такой организации политики было формирование чувства ответственности за судьбу общины, к которой принадлежал каждый.
Великая греческая колонизация (в Древней Греции)
Это массовое перемещение населения было чрезвычайно важным событием в истории Греции. Его основной причиной было отсутствие земли для возделывания и невозможность прокормить растущее население Греции. Кроме того, VIII век до нашей эры принес с собой ряд проблем с урожаем, которые беспокоили греческую экономику. Плохая экономическая ситуация привела к острым социальным конфликтам. Движение за массовую колонизацию было хорошим способом решить эти проблемы. Кроме того, нельзя забывать о таких причинах, как поиск нового сырья или желание разбогатеть.
Первая колонизация затрагивала регион Сицилии и южной Италии, где формировались плотные группы греческих поселений. Именно поэтому эту местность назвали Великой Грецией. Искья была первой колонией (770 г до н.э.) в городе Халкиде. На Сицилии этот процесс начался в середине восьмого века до нашей эры. Часть территории уже была занята финикийцами, которые основали здесь свои торговые фабрики. Сицилия привлекала греков своим богатством. Между колониями велась торговля и внутренняя политика. Греческие колонии на Сицилии в основном поставляли зерно в Грецию. Колонии начали появляться на восточном побережье Адриатического моря (Аполония и Эпидамнос), откуда греки получали серебро. В устье реки По были основаны две колонии (Адрия и Спина.
Греческая колонизация распространилась намного дальше к западу от Средиземного моря. Греки прибыли сюда в 7 веке до нашей эры. Самые важные колонии: Массалия (Марсель, около 600 г до н.э.), Алалия (Корсика). Жители этих колоний занимались пиратством. Также в далекой Испании была создана колония — Эмпорион, очень важная для добычи меди, серебра и олова.
Густая сеть греческих поселений появилась в Эгейском море и в Пророчестве. Старшим из них был Кизикос. Греков сюда привлекало обилие древесины, из которой строился флот (это были районы с густыми лесами). Смола использовалась для гидроизоляции корпусов кораблей. Климат и форма этих территорий также благоприятствовали развитию сельского хозяйства.
Не менее важным направлением колонизации было восточное направление — это побережье Сирии, Финикии, Палестины и Египта. Поскольку эти области находились под контролем их правителей, у греков было меньше свободы. Они основали поселения, которые пользовались коммерческими привилегиями, их особый статус давал им защиту для частных лиц и коммерции. В Египте была основана колония, имеющая характер торгового порта: Наукратис на Ниле.
Наконец, последним регионом, подвергшимся колонизации, было Черное море, уже во второй половине VIII века до нашей эры здесь были основаны первые поселения, в том числе Синоп (около 770 г до н.э.). В VII веке до нашей эры колонизация захватила западное и северное побережье Черного моря, Милет проявил особую колонизаторскую активность в этой области. Эти районы постепенно превратились в житницу самой Греции.
Основные греческие города, участвующие в наиболее активной колонизации:
- Милет (около 100 колоний в бассейне Черного моря);
- Мегара (Византия, Халкидон, Ираклий);
- Коринф (Корсира, Сиракузы);
- Халкида;
- Спарта (Таранто);
- Фоки;
- Акайя (Сибари, Кротоне).
В 6 веке до нашей эры движение за колонизацию стало прекращаться. Основная причина замедления — конкуренция со стороны Карфагена. Он защищал доступ к западным берегам Сицилии, Африки и Испании. В Италии на первый план вышли этруски. Более того, колонизация достигла своих основных целей. Греческие города значительно обогатились, торговля и ремесленное производство развивались, торговля между колониями и метрополиями процветала. Экономическое развитие усилило политику Греции, население увеличилось, продукты питания для городов в основном обеспечивались колониями. Колонизация расширила границы греческого мира, привела к встрече с другими народами и культурами, что повлияло на менталитет греков и изменило их представление о мире и самих себе.
Культура и ремесло
В Греции Олимпийские игры впервые зародились в 776 году до нашей эры и позже стали частью празднований в честь бога Зевса. В демократическом обществе политик должен был овладеть искусством публичных выступлений. Появляется первый исторический мыслитель по имени Геродот, в ближайшее время его стали называть «отцом истории». Он умел достоверно и честно описывать все исторические события. Греки посетили Дельфийский оракул, который, по легенде, мог рассказать много полезной информации о будущем. Гора Олимп считалась обителью богов и самым святым местом в греческой религии.
Фессалия славилась коневодством благодаря прекрасным и обширным пастбищам. Свою великолепную глиняную посуду греки делали росписью из особой глины, которая при обжиге приобретала красный цвет. В Лидии, а затем и в Афинах начали чеканить первые монеты с изображением совы одной из богинь. В Греции находились серебряные рудники Лаурии, известные месторождениями драгоценных металлов.
Греческие женщины сами ткали большую часть текстиля, чтобы шить белье и одежду для своего дома. Они носили ионическую и дорическую одежду. Во время сбора урожая девушки обдували пшеницу, отделяя ее от плевел.
Олимпийские игры
Спорт был частью всех основных религиозных праздников в Греции. Олимпийские игры в честь Зевса считались главными. Они проводились каждые 4 года и длились 5 дней. Многие олимпийские соревнования, такие как метание копья или борьба, были связаны с военной подготовкой, необходимой каждому мужчине. Во время игр войны были остановлены, чтобы участники со всей страны могли приехать в Олимпию. Победителями игр стали знаменитости.
Женщинам запретили смотреть и участвовать в Олимпийских играх.
Театр
Первые крупные драматические произведения были созданы греками. Поэты исполняли свои песни в Дионисии — праздниках в честь бога Диониса. Постепенно песни становились все длиннее, количество артистов росло, и песни превращались в театральные постановки. Комедии были трех видов: трагедия, комедия и сатира. Было награждено лучшее шоу любого вида. Для театров строили специальные здания, без крыш. Актеры были в масках, и все роли, даже женские, играли мужчины.
Спарта
Спарта располагалась на Пелопоннесе, в его южной части, в долине реки Еврота (между хребтами Парнон и Тайгетос). Эта земля называлась Лаконией. Спартанцы также завоевали близлежащую Мессинию, создав один из крупнейших городов-государств Греции.
Спартанское государство было монархией во главе с двумя королями, всегда принадлежавшими к двум разным династиям. Они контролировали армию во время войны и обладали определенными полномочиями во внутренней политике, включая религиозные службы первосвященников. Нынешнее государственное руководство принадлежало эфорорам — должностные лица избирались на год и осуществляли свои полномочия коллективно — всегда по пять человек каждый. Их полномочия постепенно расширялись. Их опыт включал:
- заботиться о внутреннем порядке государства;
- созвать собрание и представить его выводы;
- администрация судов;
- наблюдение периодов и блоков;
- прием участников из других стран.
Герусия — совет старейшин, который был важным элементом спартанского режима. Правление заседало регулярно и вовремя. Он состоял из 28 спартанских граждан в возрасте не менее 60 лет и обоих монархов.
Политическое участие в Спарте зависело от принадлежности к определенной социальной группе. Спартанское общество было разделено на три строго разделенных группы.
Спартанцы были высшим классом, единственными с полными гражданскими правами. К этому числу принадлежало около 40 000 человек. Главной задачей и занятием была военная служба. Таким образом, они составляли замкнутый слой воинов, и все их образование было подчинено подготовке к профессии солдата. Уже в седьмом веке своей жизни спартанские мальчики стали в известном смысле собственностью государства. Несколько лет они проводили время со сверстниками, а в 12 лет их перевели в казармы. Там они приняли участие в тренировках, в ходе которых особое внимание было уделено развитию физической силы и соревновательного духа. В 20 лет спартанец стал полноправным гражданином. Однако только в возрасте тридцати лет спартанец мог жениться и создавать семью. Даже когда они уже жили в собственных домах, они все равно принадлежали к своей боевой части. Те, кто прошел военную подготовку, получили от государства земельные участки. Они были основой существования спартанской семьи. Сайт нельзя продать или заложить. Старший сын имел право сдавать участок в аренду. Однако спартанцы имели право покупать землю за пределами Спарты. Спартанцы не обрабатывали землю. Зависимые крестьяне, илоты сделали это за них.
Спартанский образ жизни был очень суров. Наибольшей ценностью для них были отвага и отвага. Особенно пострадала личная и семейная жизнь спартанцев. Сообщество было приоритетом. Совет старейшин вмешивался даже в семейные дела, связанные с воспитанием ребенка. Материальным благом пренебрегали. Если между спартанцами и существовали экономические различия, то это потому, что в одних семьях было больше детей, чем в других. Золотые и серебряные монеты были запрещены (это для предотвращения индивидуального обогащения и социального неравенства). Некоторые из спартанцев имели привилегию и принадлежали к элите, охранявшей монарха, среди них были лучшие, и посвятили себя различным важным миссиям. Женщины превыше всего ценили моральную стойкость и любовь к Родине. Девочек в основном готовили к материнству, хотя они также участвовали в совместном обучении.
Общественная жизнь в Спарте строго контролировалась государством. Власти ограничивали контакты своих граждан с внешним миром, контролировали иностранцев и удаляли их, если они оказывались опасными или распространяли плохое поведение. Жизнь характеризовалась отсутствием спонтанности. Об этом свидетельствует и то, как говорили спартанцы. Были оценены короткие и четкие заявления (так называемые лаконичные заявления), и не было никаких длинных речей.
Свободные (перики) — были второй из трех основных групп населения. Это были люди, которые пользовались личной свободой, но не имели политических прав. Однако от них требовалось предоставить солдат для спартанской армии (ряд гоплитов). Кроме того, они производили оружие для спартанской армии и снабжали его во время экспедиций. В их районе было строительство общественных зданий, в том числе храмов, все операции, связанные с военными трофеями, а также ремесла и торговля. Это принесло им значительную прибыль. Они были хозяевами своей земли. Хотя у них была довольно ограниченная независимость, поскольку государство стремилось контролировать их коммуны, они не выражали своего неудовольствия (за исключением одного случая, когда они поддержали восстание илотов в Мессинии в 464 г до н. Э.). Спарта дала им стабильность и мирную жизнь. Вот почему они проявили ее преданность.
Самая низкая социальная группа в Спарте — это илоты. У них почти не было прав, с ними обращались как с рабами. Их задачей было возделывать земли, принадлежавшие спартанцам, к которым они имели отношение. Илоты нельзя было освободить или продать. В каком-то смысле они были государственной собственностью. Половина урожая должна была передаваться их хозяевам. Они часто использовались властями для различных общественных и ремесленных работ. От них требовалось абсолютное послушание. Их большое количество и неудовлетворенность ситуацией означали, что они могут стать очень опасными. Многие опасались восстания илотов, поэтому спартанцы старались не вести длительных войн, которые заставили бы их надолго покинуть страну. В Спарте даже была создана особая организация, задачей которой было поимка и уничтожение особо опасных людей с илотов (криптеум).
Афины
Афины значительно отличались от Спарты в политическом, социальном и культурном отношении. Политическая система Афин значительно развивалась на протяжении всей истории этого города.
В самый ранний период своей истории Афины были монархией, управляемой королями. Однако постепенно власть в этом городе перешла к старейшей аттической аристократии — эвпатридам. В Афинах сложилась система, называемая аристократией. Самым важным человеком в стране был архонт, чиновник, срок полномочий которого составлял один год. У него был высший авторитет, и его имя определялось по годам. Помимо архонта, Ареопаг также играл важную роль в качестве совета, к которому позже присоединились бывшие архонты. Этот совет выбрал архонтов.
Поэтому большая часть населения Афин — мелкие фермеры, торговцы и ремесленники — оставалась вне политического влияния. Такое положение вещей вызвало недовольство среди этих слоев и потребовало изменений. Фермеры, столкнувшиеся с ухудшением социально-экономического положения, были особенно заинтересованы в изменении ситуации. Нужен был новый раздел земли. Наконец, монополия аристократии вызвала сопротивление из-за растущей силы и процветания слоя покупателей и предпринимателей, которые, хотя и владели крупной собственностью, не могли участвовать в политике или занимать должности. Следовательно, политические изменения были неизбежны. Они опасались, что растущие беспорядки превратятся в открытый переворот. Изменения положили начало реформам, осуществленным Солоном, избранным Архонтом в 594/593 г до н.э. Одним из его первых и наиболее важных решений было расторжение всех кредитных договоров, заключенных афинскими гражданами. Это привело к восстановлению свободы тем, кто был порабощен долгами. Также введен запрет на выдачу данного вида кредита. Это значительно успокоило общественное недовольство. Другим важным решением было предоставить крестьянам свободу, что, однако, не означало предоставления им гражданства или пахотной земли. Крестьяне покупали только небольшие участки земли и оставались арендаторами. Они больше не были привязаны к обрабатываемой ими земле, они имели право свободно передвигаться по стране, а также выезжать за границу. Однако Солон не осуществил нового раздела территории. Вместо этого он был автором проекта по разделению всего общества на четыре класса. Его критерии были его собственностью. Степень политического участия должна зависеть от принадлежности к той или иной группе.
Солон был создателем афинского законодательства. Он отменил законы, которые Дракон поставил перед ним (остался только закон кровопролития). Судебная процедура была дополнена новым положением: отныне для начала судебного разбирательства требовалось предъявить письменное обвинение. Реформы Солона были чрезвычайно важны и на какое-то время подавляли социальные конфликты, но в конечном итоге не смогли решить насущные социальные проблемы. Между тем проблемы усугубились. Возникли три политические партии: первая состояла из «жителей равнины» (во главе с Ликурджо), вторая — «жителей побережья» (во главе с Мегаклом) и третья — «жителей гор» под руководством Писистрато.
В 561/560 г до н.э произошел государственный переворот Писистрато, в результате которого были разгромлены первые две фракции. Он получил разрешение от собрания на создание собственной боковой гвардии. Однако вскоре он потерял власть после объединения Мегакла и Ликурга. Через некоторое время Писистрат пришел к власти во второй раз, на этот раз благодаря сделке с Megacles. Когда между ними возник конфликт, Писистрат снова потерял власть. Он покинул Аттику, чтобы отправиться в Македонию, где основал колонию. Затем он переехал во Фракию. Там он сильно обогатился, заняв районы, богатые драгоценными минералами. В результате он предпринял новый поход против Аттики и в последний раз захватил власть в этой стране, обрекая всех своих врагов на изгнание. Тиран стоял во главе Афин, и его царство пользовалось симпатией афинян и считалось хорошим. Писистрато не вмешивался в существующую систему, он не менял компетенцию отдельных институтов — собрания и совета. Он просто удостоверился, что эти учреждения были ему лояльны, особенно в Ареопаге. Его также интересовала судьба бедняков: ему приходилось давать ссуды крестьянам и назначать так называемых странствующих судей, чья работа заключалась в защите интересов крестьян. Его правление для Афин было периодом развития и процветания. Город был расширен: тогда был построен Парфенон, большой храм богини Афины на Акрополе и храм Диониса. Начинается строительство Храма Зевса. На агоре появились алтарь, двенадцать богов и фонтан. Строительство фонтана было связано с созданием первого водоема в Афинах, который должен был снабжать город водой.
Писистрато умер естественной смертью в 528/527 году до нашей эры. Он оставил двух сыновей: Гиппия и Гиппарха, которые пришли к власти после него. Однако в 514 году Гиппарх был убит. Это событие привело к усилению тирании и репрессий. Афинская оппозиция достигла соглашения со Спартой, что в конечном итоге привело к свержению тирании. Тогдашним царем Спарты была Клемена I. Вмешательство спартанцев, которые надеялись таким образом укрепить свои позиции против Афин, привело к изгнанию Гиппия, который потерпел поражение.
Период тирании в Афинах значительно ослабил позиции аристократии. Он не разрушал существующие государственные институты и отличался высокой сдержанностью. Таким образом, Афины вернулись в первозданном виде.
Дальнейшие изменения в политической системе Афин, приведшие город к демократии, были внесены Клейстенсом. Однако он не выполнял никаких функций в государстве и своими реформами обращался непосредственно к народному собранию. Эта встреча мгновенно передала предложения Клейстена (508/507 г до н.э.). Их результатом была глубокая реформа всех институтов и появление совершенно новой политической системы.
Во-первых, эти реформы привели к новому административному делению Аттики. Созданы новые территориальные единицы: 10 новых единиц (проявлений). Это были небольшие независимые общины, которые развивались и включали отдельные деревни с прилегающими территориями (небольшие города были объединены) или районы в Афинах. Позже таких территорий было около 150. Каждый гражданин принадлежал к сообществу, и это членство было наследственным, независимо от того, где он жил. При каждой демонстрации составлялся список граждан, в который записывался каждый гражданин старше 18 лет. Демонстрация представляла собой самоуправляемую единицу со своим собранием, официальным (демарш) и местным культом. Каждая демонстрация также отправляла своих представителей в Совет. Они должны были иметь адекватные активы и соответствовать требованиям возрастной переписи.
Фила (община), в свою очередь, была территориальной. Они руководствовались двумя принципами: во-первых, они должны были обеспечить равное влияние всем проживающим в них гражданам и не допускать превосходства аристократии над остальными жителями; во-вторых, площадь каждой территории должна была быть обозначена таким образом, чтобы на ней проживали все социальные группы афинского государства. Община имела право избирать должностных лиц и ежегодно отправлять в Совет пятьсот граждан, избранных для участия в демонстрациях. Таким образом, все граждане Аттики имели своих представителей в Совете XVI века.
Клейстенс долгое время поддерживал существующие институты. Ключевую позицию среди них занимал Совет пятисот. Его задачей было подготовить проекты постановлений к собранию, на котором был всего один голос. Члены Совета председательствовали на заседаниях собрания. Другие полномочия Совета давали ей право контролировать должностных лиц и, в случае необходимости, привлекать их к ответственности. Совет провел предварительный отбор лиц, подавших заявки на должности или членов Совета. Из-за большого количества заседаний Правление не могло собираться с большой частотой. Поэтому использовалась особая дежурная система: представители каждого ряда по очереди исполняли свои обязанности в течение десятой части года, и все принимаемые решения находились под их ответственностью. Эта система также стала основой афинского политического календаря, который включал 10 вопросов в год. Совет пяти сотен также взял на себя некоторые полномочия Ареопага, которые, хотя и не были упразднены, оставались только для контроля функций, которые он должен был выполнять в отношении деятельности других политических органов.
Однако все популярные собрания собирались планомерно. Со времен Клейстена общественность имела решающий голос во всех вопросах. Особенностью встречи была гарантия свободы слова для всех участников. Политики боролись за чужие голоса.
Разделение на проявления и типы также повлияло на структуру канцелярского аппарата. Представители от каждого лагеря вошли в каждый церковный орган. Также был создан колледж из 10 стратегов. Доступ в офисы продолжал зависеть от класса здания.
Согласно традиции, Клейстенс создал процедуры для защиты Афин от тирании, которая была очень распространена в прошлом. Принцип должен был служить этой цели, цель которой заключалась в том, чтобы удалить из афинского сообщества людей, которые угрожают государству и свободе его граждан. Обычно это были люди, занимавшие очень сильные позиции и поддавшиеся искушению попытаться захватить власть. Таким образом, тот, кого считали врагом государства и народа (большинство граждан должны были указать это голосованием), должен был уйти в ссылку на десять лет, но его имущество не было конфисковано; его семья не подвергалась репрессиям. По возвращении он пользовался полными гражданскими и политическими правами.
Следует также отметить, что Клейстенс также способствовал расширению группы граждан. Граждане и многие рабы получили гражданство. Появилась новая социальная группа: текс.
Клейстенс, благодаря проведенным им реформам, стал творцом афинской демократии.
Структура афинского общества складывалась иначе, чем в Спарте. Хотя в Спарте гражданами можно было бы назвать около 20-25 тысяч человек. В Афинах их было около 150 000 человек. Хотя Перикл говорил, что все афиняне имеют одинаковые права и, следовательно, не завидуют друг другу, но не все афинские граждане были равны. Но афинянином могли стать только те, у кого были мать и отец из Афин. Между тем в Афинах проживало много людей, не имевших такого происхождения. Многие из них приехали в Афины в VI веке из других городов, их привлекали богатство Афин и хорошие торговые условия. Полученное ими впоследствии гражданство часто ставится под сомнение.
Кроме того, в Афинах проживали люди без гражданства. Среди них были иностранцы из стран за пределами греческого мира. Конечно, они пользовались личной свободой. Торговля и банковское дело были их основными видами деятельности, но они не могли покупать землю. В обмен на эту свободу экономической деятельности государство заставляло их платить налоги и нести военную службу.
Третью группу составляли рабы. С ними обращались намного тяжелее, чем со свободными людьми, и они выполняли самые разные работы, но в целом это была самая тяжелая работа, чаще всего в карьерах или рудниках серебра и свинца. Кроме того, рабы работали на кожевенных заводах, в строительстве, в металлургических мастерских на мехах, при производстве глины, используемой в керамике. Их сельскохозяйственные работы были относительно редки. Число рабов в Афинах увеличивалось с развитием ремесел, несмотря на то, что цена раба была не низкой. (около 500 драхм или 2 кг серебра для мужчины и около 150 драхм для женщины). Некоторые из рабов были наняты в качестве тюремных охранников или были наняты полицией. Затем они стали государственными рабами.
Пелопоннесская война в Древней Греции
Афины, в 440 г до н.э., хотя они и пытались установить мир в греческом мире, они готовились к войне со Спартой. Для этого, помимо прочего, были собраны деньги в союзной казне. Население аттических деревень было переселено в Афины и порт Пирей. Также предполагалось использовать блокаду Спарты и Коринфского перешейка, чтобы вызвать голод в Спарте. Пропаганда использовалась, чтобы лишить Спарту ее союзников и встать на сторону Афин.
Остров Коркира был первой искрой конфликта между Афинами и Спартой, которые, в свою очередь, продолжали конфликтовать с Коринфом. Поскольку по просьбе Коркиры Афины поддержали этот остров (в 433 г до н.э. Афины и Коркира заключили союз с ограниченной помощью), они автоматически оказались в конфликте с Коринфом. Другим источником конфликта была коринфская колония — Полидея, которая поддерживала торговые отношения с Коринфом, но в то же время признавала суверенитет Афин. Когда Афины попросили разорвать связь с Коринфом, Полидея решила выйти из Морского союза. Афины направили свой флот против нее, а затем Коринф обратился к Спарте, прося ее поддержки. Наконец, последним важным критическим моментом было решение закрыть афинский рынок и порты для товаров, прибывающих из Мегары. Под давлением Коринфа и Мегары Спарта решила использовать свои силы в борьбе против Афин. В Афинах был предъявлен ультиматум: Афины согласились с тем, что все страны морского союза восстановят суверенитет и независимость. Кроме того, Пелопоннесский союз, возглавляемый Спартой, заявил в Афинах о нарушении мирных условий 446 г до н. Э.
Из-за этого между Афинами и Спартой разразилась война, известная также как Пелопоннесская война. Он длился с 430 по 404 год. ДО ХРИСТА. Спарта решила вести войну, чтобы уничтожить врага, полагая, что это помешает афинскому народу продолжить борьбу и, следовательно, сдаться в Афинах. На первом этапе этой войны в 431–421 гг. До н.э армия Спарты и ее союзников организовывали опустошительные набеги на Аттику в течение всего года, особенно во время сбора урожая. После перенаселения Афин, где собирались сельские жители из окрестностей, в 430 году до нашей эры в этом городе разразилась чума. Среди жертв был и сам Перикл. После его смерти афиняне один раз добились успеха, а один раз потерпели поражение. Им удалось захватить Полидеху и около 200 спартанцев. Однако, когда Спарта предложила заключить мир, Афины поставили Спарте условия, которые фактически помешали заключению соглашения. Спартанские войска атаковали Фракию, что ослабило позиции Афин. В 422 г до н.э было временное прекращение огня.
Это было очень хрупкое соглашение. Действительно, ни одна из сторон не была удовлетворена текущим ходом войны. В Афинах сторонником войны со Спартой был Алкивиад, который собрал вокруг себя большую группу сторонников. Афины приобрели бывших союзников Спарты из Пелопоннесского союза, недовольные тяжелым экономическим положением.
Тем временем Сицилия стала важным элементом Пелопоннесской войны. Сиракузы, которые воевали против Ионических государств в 415–413 гг. До н.э., обратились за помощью к Афинам. Для Афин это была хорошая возможность, с одной стороны, захватить богатства Сицилии, а с другой — использовать свое положение на Сицилии, чтобы перекрыть подвоз зерна в города Коринфского перешейка. Афиняне отправились на Сицилию под командованием Алкивиада, но вскоре были отозваны. Алкивиад не вернулся в Афины, а вместо этого отправился к спартанцам. Благодаря его предательству спартанцы смогли отправиться в Аттику. Они разбили афинян на море. На Сицилии афиняне потерпели поражение от сицилийцев, где было убито около шести тысяч афинян.
Поражение Афин на Сицилии открыло новую фазу войны, известную как Декелианская война. По совету Алкивиада спартанская армия располагалась в 13 км от Афин. Таким образом, была создана некая опора, с которой были нанесены разрушительные атаки на Аттику. В то время в Афинах произошел переворот, который отменил демократию и ограничил число граждан до 5000 человек, оставив только самых богатых. Однако Персия, которая до сих пор казалась незаинтересованной во внутреннем конфликте в Греции, решила воспользоваться этой возможностью и вынудить небольшие города Азии платить должную дань. Сама Спарта решила связаться с Персией, надеясь получить от нее средства на содержание флота, в обмен на которые персы хотели восстановить свое былое влияние.
Между тем Афины все еще находились в политическом кризисе. Ситуация ухудшилась, когда произошло восстание против тиранов. Наконец, в 411 г до н.э в Афинах были восстановлены демократия и мир, но для дальнейших войн больше не было средств. Главный предатель Афин — Алкивиад на этот раз предал спартанцев. В конфликте со спартанцами Алкивиад попытался отправить персидские войска против Спарты. Однако Персия не хотела занимать четкую позицию в этом конфликте. Судьба войны была определена помощью, предложенной новым персидским правителем. При финансовой поддержке спартанцев они получили преимущество на море. Несмотря на некоторые успехи афинян (победа при Аргиноузе), спартанцы были лучше афинян в решающей битве при Геллеспонте. Это произошло в 405 году до нашей эры. Поражение афинского флота, а затем голод, царивший в Афинах, вынудили их сдаться. Спарта вышла победительницей из многолетней войны.
Со многими последствиями грекам пришлось столкнуться в V веке до н.э как в отношениях с персами, так и между собой. Результатом стало изменение политической системы Греции. Положение Афин попало в роль второстепенного государства. Афинский флот был уничтожен, а городские стены разрушены. Афинская морская ассоциация обанкротилась. Война между греческими городами создала огромную пропасть в отношениях и взаимную неприязнь, что сделало невозможным преодоление порядка греческой политики. Все города-государства оставались независимыми политическими образованиями. В армии произошли изменения, гражданская армия постепенно была заменена наемной армией, а военная служба стала профессией. Действительно, долгие войны показали бесполезность гражданской армии.
Греко-персидские войны
Войны Древней Греции. Персы вторглись в Грецию в 490 и 480 годах до нашей эры. Греки пережили разграбление Афин и гибель небольшой спартанской армии, оборонявшей узкий проход в ущелье Фермопил. Несмотря на потери, они все же победили, выиграв битвы при Марафоне, Платеях и морское сражение при Саламине. Афинский лидер убедил правительство создать собственные военные корабли. Греческий флот превратился в мощную силу, главным оружием которой был корабль Трир, который таранил вражеские корабли ниже ватерлинии. Таран обычно делали из бронзы. Триерес уничтожил строй вражеских кораблей, протаранил их и скрылся из виду.
Решающее сражение произошло у острова Саламин и закончилось поражением персидского царя Ксеркса, вторгшегося в Грецию. Персов заманили в ловушку — пролив между Саламином и материком — и они потерпели поражение.
Александр Македонский
Александр Великий (Великий) известен как один из самых блестящих генералов, которых когда-либо знал мир. Он был храбрым воином и прекрасным стратегом. К 323 г до н.э он создал империю, которая простиралась от Греции через Малую Азию до Индии. В боевых походах провел 11 лет, пройдя 32000 км.
Александр родился в 356 г до н.э в Македонии, сопернике Афин. После смерти отца, царя Филиппа II, на престол вступил 20-летний Александр. Его женами были бактрийская знатная женщина Роксана и дочь персидского царя Дария. Он также поощрял своих воинов жениться на персах. Александр унаследовал большую армию закаленных греков и македонцев из сельской местности и завершил дело своего отца, покончив с ненавистными персов. У него был любимый боевой конь Буцефал. Во время походов Александр оставил свой народ на завоеванных землях. Это способствовало широкому распространению греческой культуры и языка и, в конечном итоге, ассимиляции достижений греческой науки и архитектуры последующими цивилизациями.
Военные походы Александра
Завоевав Малую Азию, Александр выиграл битвы с персами при Гранике и Иссе. Повернувшись на юг, он завоевал Финикию, Иудею и Египет, где был принят как фараон. Македонец посетил храм бога Амона в Сиве, где узнал в нем своего сына, а затем победил персов в битве при Гавгамелах. Персидский царь Дарий III бежал после сокрушительного поражения, нанесенного ему Александром Македонским. Вскоре после этого был убит Дарио. После пьяного разгула в Персеполе Александр приказал сжечь дворец, прежде чем переехать в Индию. Затем великий полководец отправился в Индию и снова стал победителем в битве на реке Гидасп, вступив в бой с боевыми слонами царя Поры. Он продолжил свои походы и дальше, но армия была уже истощена.
Скульптура и архитектура Древней Греции
Система заказов использовалась в архитектуре с архаического периода. В архитектуре порядок (лат. — порядок) представлен стоечно-балочной системой. В Греции возникло три типа порядка: ионический, дорический и коринфский.
Строительство древнегреческих храмов основывалось на философском понимании жизни. Таким образом, установленные колонны и вдавленные в нее сверху каменные перекрытия воспринимались как символ борьбы добра и зла.
Афинский Акрополь считается вершиной строительного искусства греков. Жемчужиной этой короны является храм Парфенон, сохранившийся до наших дней. Стоит упомянуть, что чудом греческой мысли был храм Артемиды в Эфесе, считавшийся потерянным чудом света.
Говоря кратко о скульптуре Древней Греции, следует отметить, что здесь преобладает создание состояния обнаженных мужчин и женщин, где подчеркивается красота их тел. Часто героями были боги или известные люди, такие как Геракл или Ахилл. Статуя Зевса в городе Олимпия и Колосс на острове Родос также были чудесами света, не сохранившимися до наших дней.
Описание смены архитектурных веяний
По мере того, как менялись культуры, менялись старые и появлялись новые. Ведь внешний вид и дизайн важных общественных пространств должны соответствовать настроению и характеру компании. И талантливые дизайнеры стремились создать такие архитектурные шедевры, которые соответствовали духу времени. Дорический орден сумел подчеркнуть внутреннюю борьбу с пережитками прошлого и способность двигаться вперед. Поэтому важнейшей чертой архитектуры раннего классицизма была ее строгость и порядок, которые в то же время пересекались с динамизмом и героическим духом греческих городов-государств. Храм Зевса в Олимпии с типичными фронтонными скульптурами того времени стал идеальным примером нового направления в архитектуре. А об особенностях конструкции колонн и сочетании основных и второстепенных деталей можно судить на примере храма Геры, который находился на территории древнего Пестума. Отличительной чертой этого памятника архитектуры, как и других шедевров мастеров-классиков, была внутренняя дисциплина и сосредоточенность. Больше нет ярких контрастов, характерных для архаичных построек. Гармоничное соотношение несущих и несущих частей создает естественный эффект. В эпоху великих классиков Афины считались центром культурной жизни греческих поселений. Поскольку этот город привлекал лучших художников со всей Греции, уникальный дизайн и шедевры Афин стали ярким примером развития классической архитектуры. Лучшим примером достижений архитекторов, скульпторов и художников является Афинский Акрополь, соединивший величественные храмы и другие общественные здания. И расположение памятников в этой части города, и их убранство внушали мысли о свободе, природной гармонии и торжестве красоты. Религиозные постройки Акрополя в дорическом стиле (в частности, храм Парфенона в честь Афины Парферос) включали изысканные элементы ионического ордера. Например, в этих постройках со строгими и сдержанными пропорциями гармонично сочетались изящные детали декора колонн, стилизованные фризы, украшенные скульптурными изображениями исторических событий, фигур людей и божеств. В целом стоит отметить, что Акрополь, построенный в честь древнегреческих богов, одновременно возвышал человеческую природу. Окруженный реалистичными статуями божеств, можно было почувствовать значение основных человеческих добродетелей: героизма, отваги, справедливости. А благодаря своему оптимальному расположению (на крутом холме с крутыми склонами) и развитой системе обороны он также служил убежищем для окружающего населения во время войны. В бурный период поздней классики продолжали появляться новые, уникальные и грандиозные храмы. Строгие дорические элементы теперь соединились в них с деталями совершенно нового коринфского ордера: элегантного и сложного. В то же время появились новые общественные здания, которые способствовали формированию культуры народа, формированию новых идеалов и ценностей (например, театры под открытым небом с оптимальной структурой, концертные залы). Следует отметить, что при строительстве жилых и общественных зданий, а также при возведении храмов греки не только пытались украсить их новыми специфическими элементами, характерными для разных орденов. Начиная со второй половины IV в. Использованы различные композиционные формы и приемы NS. А традиционные восточные детали, которые с этого момента стали укореняться в греческом искусстве, сделали классические шедевры греческой архитектуры еще более роскошными и загадочными.
Появление уникальных приемов в вазописи
Сосудистые живописцы классического периода, как и монументалисты, стремились воссоздать в своих шедеврах серию исторических событий с крупными и второстепенными нюансами. Поэтому возникла потребность в новых методах и решениях. В эпоху раннего классицизма, как и в период архаики, продолжала развиваться техника краснофигурной вазовой живописи, признанная более реалистичной и совершенной, чем чернофигурная живопись. Кроме того, при изучении краснофигурных ваз этого периода было отмечено, что диапазон отображаемых графиков значительно расширяется. Таким образом, на них можно было увидеть целые эпизоды эпических произведений, наполненные особым смыслом. Одновременно совершенствовались художественные приемы передачи важных событий и повседневных сцен. Кроме того, мастера живописи этой эпохи использовали широкую цветовую гамму. Например, некоторые детали отображались белой, черной, красной или желтой краской, что делало сцены более живыми и живыми. Характерно, что вазописцы второй половины V века. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. (т.е конец первой и начало великой классики) попытался передать эмоции и чувства. Иногда персонажи на их изображениях выглядели меланхолично и грустно. Вероятно, это изменение было связано с изменением настроения людей и событий, происходивших в обществе. В искусстве вазописи эпохи позднего классицизма использовались новые природные цвета (голубой, розовый, зеленый), которые в сочетании с рельефными узорами создавали прекрасный эффект естественной гармонии. Еще одним важным достижением считается изменение техники визуализации деталей. Таким образом, вместо ручки во многих случаях теперь использовалась кисть, и элементы больше не казались утонченными, а размытыми, что делало вазы этого периода особенными и уникальными. Также стоит отметить, что в позднеклассических работах все чаще обнаруживаются уникальные детали рельефа. Кроме того, в этот период возникла новая тенденция, впоследствии завоевавшая популярность — использование позолоты.
Периодизация
В исторической науке принято выделять следующие этапы истории Древней Греции — Эллады 11 :
I критско-микенская цивилизация (конец III-II тыс. До н.э.): минойская и микенская цивилизации. Возникновение первых государственных образований. Развитие навигации. Установите торговые и дипломатические контакты с цивилизациями Древнего Востока. Появление оригинальной письменности. Для Крита и материковой Греции на этом этапе различают разные периоды развития, так как на острове Крит, где в то время проживало негреческое население, государство образовалось раньше, чем в Балканской Греции, которая претерпела в конце III тысячелетие до н.э. — завоевание ахейскими греками.
- Минойская цивилизация (Крит):
- Ранний минойский период (XXX-XXIII века до н.э.). Доминирование отношений между кланами, начало освоения металлов, начало промысла, развитие мореплавания, относительно высокий уровень аграрных отношений.
- Среднеминойский период (XXII-XVIII вв. До н.э.). Также известен как «старый» или «ранний» дворцовый период. Возникновение первых государственных образований в разных частях острова. Строительство монументальных дворцовых комплексов в разных регионах Крита. Ранние формы письма.
- Поздний минойский период (17-12 вв. До н.э.). Расцвет минойской цивилизации, объединение Крита, создание морской державы царя Миноса, масштабная коммерческая деятельность Крита в бассейне Эгейского моря, расцвет монументальных построек («новые» дворцы в Кноссе, Маллиа, Феста). Активные контакты с древними восточными государствами. Стихийное бедствие середины 15 века. AVANTI CHRIST NS становится причиной упадка минойской цивилизации, создавшей условия для завоевания Крита ахейцами.
- Цивилизация Эллады (Балканская Греция):
- Первый элладский период (XXX-XXI века до н.э.). Доминирование в Балканской Греции родоплеменных отношений среди догреческого населения. Возникновение первых крупных поселений и пространственных комплексов.
- Среднеэлладский период (20-17 вв. До н.э.). Переселение на юг Балканского полуострова первой волны носителей греческого языка — ахейцев сопровождалось незначительным снижением общего уровня социально-экономического развития Греции. Начало распада родовых отношений у ахейцев.
- Поздний элладский период (16-12 вв. До н.э.) или микенская цивилизация. Возникновение первоклассного общества у ахейцев, формирование продуктивной экономики в сельском хозяйстве, появление ряда государственных образований с центрами в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Фивах и т.д., формирование оригинальной письменности, расцвет микенской культуры. Ахейцы подчиняют себе Крит и уничтожают минойскую цивилизацию. В двенадцатом веке. AVANTI CHRIST NS новая племенная группа вторгается в Грецию: дорийцы, смерть микенского государства.
II Полисный (XI-IV века до н.э.). Этническая консолидация греческого мира. Формирование, расцвет и кризис полисных структур с демократическими и олигархическими формами государства. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.
- Гомеровский период (преполис), «темные века» (11-9 вв. До н.э.). Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство племенных отношений, превращение их в первоклассные классы, формирование уникальных преполи социальных структур.
- Архаическая Греция (VIII-VI век до н.э.). Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Первая греческая тирания. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все производственные отрасли, восстановление экономики. Создание основ товарного производства, распространение частных элементов.
- Классическая Греция (V-IV вв. До н.э.). Расцвет экономики и культуры греческих городов-государств. Возникновение театра и театральных жанров. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъем национального самосознания. Растущий конфликт между типами торговой и ремесленной политики с демократическими формами правления и отсталой аграрной политикой с аристократической структурой, Пелопоннесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости после македонской агрессии.
Эллинистический III (IV-I век до н.э.). Кратковременное утверждение мировой державы Александром Македонским. Возникновение, расцвет и распад греко-восточно-эллинистического государства.
- Ранний эллинистический период (334-281 гг. До н.э.). Походы греко-македонской армии Александра Македонского, короткий период существования его мировой державы и ее распад в ряде эллинистических государств.
- Второй эллинистический период (281-150 гг. До н.э.). Расцвет греко-восточного государства, экономики и культуры.
- Третий эллинистический период (150-30 гг. До н.э.). Кризис и крах эллинистического государства.
Ранний период
Возникновение Древней Греции восходит к глубокой древности, в то время, когда сами древние греки были такими же варварами. Пеласгические племена, населявшие территорию Греции на протяжении 3 тысячелетий до нашей эры. То есть они были изгнаны оттуда пришедшими с севера ахейскими племенами. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены дорическими племенами, находившимися на более низком культурном уровне развития. После гибели ахейской цивилизации начинается так называемый «темный век» древнего мира. Как и другой «темный век», последовавший за крахом Римской империи, он характеризуется упадком культуры и отсутствием письменных источников, которые могут рассказать нам об этом историческом периоде.
Только Гомер пролил свет на это, однако долгое время серьезные историки рассматривали события, описанные в Илиаде о Троянской войне, как просто изобретение поэта, пока кто-то, немецкий археолог Генрих Шлиман, не обнаружил настоящую Трою. Правда, споры по поводу надежности выкопанного им троянца все еще продолжаются, у нас на сайте есть отдельная интересная статья на эту тему, а пока мы возвращаемся к истории Греции.
Период Архаики
это архаический период Древней Греции, характеризующийся новым расцветом греческой цивилизации. Именно в этот период начали появляться греческие города-государства — независимые города-государства, среди которых постепенно возникли Афины, Фивы и Спарта. Афины стали крупнейшим культурным центром Древней Греции; именно здесь позже жили многие выдающиеся философы, ученые и поэты. Кроме того, Афины были оплотом древнегреческой демократии, народной власти («демос» — по-гречески означает «народ», «кратос» — власть) и местом зарождения этой формы правления.
Конечно, древнегреческая демократия отличалась от современной, например, рабы и женщины не могли принимать участие в голосовании и публичных собраниях (это было незадолго до появления феминизма). В конце концов, афинская демократия была именно самой настоящей демократией в ее традиционном понимании, каждый свободный гражданин имел не только право, но и обязанность участвовать в народных собраниях, так называемых экклесиях, в которых все наиболее важные политические и экономические решения были приняты.
Спарта была полной противоположностью Афин, военного государства, где, конечно, не было речи о демократии, Спарта управлялась двумя королями одновременно, один из которых командовал армией и вел военные кампании во главе армия, второй отвечал за экономику в его отсутствие… Каждый спартанец мужского пола был профессиональным воином, который тратил все свое время на улучшение военных возможностей, в результате спартанская армия была сильнейшей в Греции в то время. А подвиг 300 спартанцев, сдерживающих наступление великой персидской армии, уже несколько раз прославлен в искусстве и кино. Экономика Спарты полностью основывалась на рабах — илотов, которые часто поднимали восстания против своих хозяев.
Фивы, еще один великий город древней Греции, также были важным культурным и экономическим центром с большим политическим влиянием. Власть в Фивах принадлежала группе богатых граждан, так называемых олигархов (да, это обычное слово в нашей повседневной жизни греческого происхождения), которые, с одной стороны, опасались распространения афинской демократии, но с другой стороны. С другой стороны, для них была неприемлема даже суровость спартанского образа жизни. Следовательно, в продолжающихся конфликтах между Афинами и Спартой Фивы поддерживали ту или иную сторону.
Классический период
Классический период Древней Греции характеризуется наивысшим расцветом ее культуры, философии, искусства, именно в этот период такие выдающиеся личности, как Солон и Перикл (выдающиеся политические деятели, укрепившие демократию в Афинах), Фидий (создатель Парфенон в Афинах и многие другие великие сооружения), Эсхил (талантливый драматург, «отец драмы»), Сократ и Платон (мы думаем, что эти философы не нуждаются в представлении).
Однако, с наивысшим развитием культуры в этот период, Древняя Греция также столкнулась с большими испытаниями, а именно с нашествием персов, которые пытались поработить свободолюбивых греков. Столкнувшись с грозным врагом, даже непримиримые соперники, такие как Афины и Спарта, объединились и выступили единым фронтом, пангреческий патриотизм взял верх над местными раздорами. В результате после серии исключительных побед (битва при Марафоне, битва при Фермопилах) над превосходящими силами персов грекам удалось отстоять свою независимость.
правда, после победы над персами в греко-персидских войнах греки снова вернулись к своим прежним ссорам, которые вскоре настолько обострились, что привели к великой Пелепоннесской войне между Афинами и Спартой. С обеих сторон две политики поддержали их союзники, которые длились 30 лет, война закончилась победой Спарты. Правда, особой радости победа никому не принесла, блестящая греческая цивилизация в годы войны снова пришла в упадок и запустение, а сами греческие города во время войны так ослабели, что вскоре энергичный македонский царь Филипп, отец великий завоеватель Александр Македонский, легко покорил всю Грецию.
Что ж, уже его сын, как мы знаем, собрав всех греков, уже напал на саму Персию, и с таким успехом, что достиг своими непобедимыми греческими фалангами до Индии. С этого момента начинается эллинистический период истории Древней Греции.
Эллинистический период
это также заключительный период расцвета греческой цивилизации, момент ее наибольшего зенита, когда могущество (и в то же время культура) греков, благодаря энергии македонца, распространилось от собственно Греции до Греции далекая Индия, где также создавалась уникальная греко-индийская культура, проявившаяся, например, в статуях Будды, выполненных в стиле древнегреческой скульптуры. (такой удивительный культурный синкретизм).
К сожалению, статуя Будды в Бамиане, выполненная в старинном стиле, не сохранилась до наших дней.
После смерти Александра Македонского его огромная империя рухнула так же быстро, как и была завоевана, однако греческое влияние продолжало сохраняться в течение некоторого времени, но со временем постепенно начало приходить в упадок. Ситуация осложнилась вторжением в саму Грецию воинственных племен кельтов-галатов.
И, наконец, с возвышением Рима и появлением римских легионеров на греческой земле наступил окончательный конец греческой цивилизации, которая была полностью поглощена Римской империей. Римляне, как известно, в значительной степени уничтожили греческую культуру и стали достойными преемниками.
Римский период
интересно, что за несколько десятилетий до прихода римских завоевателей греческие правители сами пригласили римских освободителей. Подобно русским князьям, которые «использовали» Золотую Орду во внутренних войнах в качестве военной силы, греки обратились к римским легионерам, за которых, по сути, они заплатили, когда римские войска оккупировали Грецию и Македонию, объявив о создании провинция на их территории, которая должна подчиняться римскому правителю.
Именно римляне стали продолжателями греческой культуры, доведя ее до наших дней. Элементы римской архитектуры, несомненно, несут в себе характер мастеров Древней Греции. Как и большинство великих цивилизаций, римская цивилизация была саморазрушительной из-за праздного образа жизни, коррупции и личных интересов.
Византийский период
После введения Диоклетианом тетрархии в Римскую империю, две половины — западная и восточная — постепенно начали отделяться. Окончательный раздел Римской империи произошел после смерти Феодосия Великого в 395 году, а в 476 году Западная Римская империя вообще прекратила свое существование. Полуостров Пелопоннес и большая часть грекоязычного мира оставались под властью Восточной Римской империи, позже названной Византией. В VII веке на месте епархий были созданы новые территориальные подразделения — темы.
В 1334 г сербы захватили Македонию. В 1345 году сербы также захватили Албанию и Эпир. В 1346 году король сербов Стефан был коронован и получил титул «король и самодержец сербов и греков», а архиепископ Иоанники стал патриархом. В конце 1348 г сербы захватили Этолию, Фессалию и Акарнанию. Единственные территории, которые оставались под властью Византии до окончательного падения империи — в 1453 году деспотия Мореи и Константинополя.
Ахейский период
Около 1400 г до н.э пришли ахейцы и ассимилировались на полуострове Пелопоннес. По поводу их происхождения до сих пор ведутся споры. По одной версии, это греки северной Греции, а по другой — племена, пришедшие из Центральной Европы. В любом случае есть свидетельства того, что именно ахейцы принесли с собой языческий культ богов Олимпа и новые элементы культуры, в результате чего Микены значительно усилили свое влияние и стали самой могущественной державой во всем Средиземноморье. Это был поистине легендарный период (1400–1100 гг. До н.э.), о котором многое стало известно благодаря поэмам Гомера и многочисленным мифам о героях и богах Древней Греции.
Изюминкой истории ахейского периода, несомненно, была Троянская война, послужившая первым шагом к ее забвению. История Елены, подробно описанная Гомером, привела к краху всего греческого мира и началу многолетней войны.
Силы могучей микенской цивилизации были настолько истощены, что не смогли противостоять даже нападениям северных полудиких племен дорийцев, или, как их тогда называли, «круглоголовых». Цивилизация пришла в упадок около 1100 г до н.э.
Османский период
Большая часть Греции была частью Османской империи с 14 века до обретения независимости в 1821 году. Турки впервые появились в Европе в 1354 году. После победы над болгарами в 1371 году и сербами в 1389 году турки двинулись на юг Греции, завоевав Афины в 1458 г. Греки сопротивлялись на Пелопоннесе до 1460 г., Венеция и Генуя сумели удержать несколько островов, но к 1500 г большая часть низменной Греции и островов перешла в руки турок. Турки в основном не занимали горы, поэтому горные районы служили убежищем для греков. Кипр пал в 1571 году, а Венеция правила Критом до 1670 года. Только Ионические острова, находившиеся под властью Венеции, никогда не были оккупированы турками. Но даже без этого это один из ужасных периодов в истории Греции.
Минойский или Крито-Микенский период
Древнейшая греческая цивилизация зародилась на острове Крит. Это была первая культура, появившаяся в Европе. Археологи обнаружили трехэтажные здания, построенные в ту эпоху. Самым известным является Кносский дворец царя Миноса. Именно во время его правления цивилизация достигла своего наибольшего расцвета, поэтому период называется минойским, а критяне — минойцами (подробнее о минойском периоде вы можете узнать здесь).
Кносский дворец царя Миноса
Каждый из найденных и исследованных дворцов имеет уникальные характеристики, но все они имеют общие характеристики. Поэтому минойские дворцы представляли собой монументальные многоэтажные постройки с массивными дворами и колоннами.
Хорошо развитая система водоснабжения и канализации свидетельствует о высоком уровне развития. Минойцы были веселым и артистичным народом. У них было отличное сельское хозяйство. Минойцы не только разводили скот и возделывали сельскохозяйственные культуры, но также выращивали домашних пчел, оливковые деревья и выращивали виноград. Также известно, что минойцы активно охотились на кабанов и птиц. Разнообразие продуктов привело к росту и улучшению здоровья населения Крита. Письмо сыграло важную роль в процветании минойской цивилизации. Самые старые иероглифы, найденные на Крите, принадлежат минойцам. Никто не знает, владели ли местные жители особым языком или заимствовали ли они писания из Месопотамии и Египта. Долгое время иероглифы использовались параллельно с линейным письмом А.
Кроме того, критяне были также исключительными мореплавателями, имея в то время отличный флот. В восточном Средиземноморье минойский флот не имел себе равных: он безоговорочно влиял на все процессы, основывал колонии и боролся с пиратами.
Минойцы имели огромное влияние за пределами Крита, например, многие изделия ручной работы, привезенные с острова, были найдены в материковой Греции. Минойцы установили торговые отношения, в том числе с Египтом, откуда они принесли архитектурные идеи и папирусы на Крит. Они поддерживали отношения с Сирией и Месопотамией. До сих пор фрески и другие артефакты минойцев продолжают находить в нескольких местах: на Кипре, в Анатолии и даже в Израиле. Все это свидетельствует о высоком уровне организации и стремлении наладить контакты с другими народами.
Однако процветание цивилизации было нарушено стихийным бедствием. Это было сильнейшее извержение вулкана Тира (ныне Санторини). Мощная волна подземных толчков достигла берегов Крита и привела к необратимым последствиям. Остров покрыл облако пепла и вулканической пыли. Были разрушены жилые кварталы и важнейшие здания. Лишь Кносский дворец остался почти нетронутым. Впоследствии здесь возникла династия, которая повлияла на жизнь Крита до прихода микенцев.
После гибели вулкана пришла новая беда. Пришельцы вторглись на остров с севера. В основном это были племена ахейцев и микенцев. Они получили свое название от наиболее изученного центра: цитадели дворца и гробниц Микен (Пелопоннес). Это предки греков. После захвата острова они адаптировали минойский линейный шрифт к потребностям своего языка. Они расселились по всему острову и заимствовали элементы критской (минойской) культуры. Впоследствии Крит стал периферией греческой цивилизации, а ее центр переместился на материк.
Примерно в 1650–1100 годах до нашей эры на материке существует микенская цивилизация, находящаяся под влиянием Крита. Микенцы переняли многие минойские культурные навыки, искусство и, прежде всего, письмо. Однако микенцы гораздо более воинственны, чем минойцы.
Начинается расцвет бронзового века. Основной материал — бронза, она дорогая, потому что в Греции нет ни меди, ни олова, но очень ценятся микенские кинжалы. Микенские правители жили во дворцах, не похожих на критские, а с большими крепостными стенами.
В это время в Греции расположено множество городов: Микены, Аргос, Спарта, Фивы, Афины. На микенских табличках мы читаем имена некоторых божеств, таких как Посейдон, Аполлон, известные позже.
В конце 13 — начале 12 века микенская цивилизация пришла в упадок. Ученые связывают это с изменением климата.
Последним успешным событием микенских царей стала знаменитая Троянская война 1190 г до н.э. Микенцы объединились, выступили в походе в Трою, долгое время осадили город на берегу Дарданелл и взяли его.
Мы знаем о Троянской войне из археологических раскопок, Троянская война в конечном итоге ослабила силы микенских государств, а в 12 веке микенские королевства пали из-за вторжения дорийцев. Дорианцы тоже греки, это следующая волна колонизации.
Особенности гомеровского периода
Цивилизация ахейцев пала под натиском новых дорических племен, завоевавших государства в центральных и южных регионах. Уцелели Афины, куда переселились ахейцы Пелопоннеса. Здесь можно было сохранить высокую культуру и развиваться дальше, а остальная развивающаяся Греция была отвергнута.
Это связано с тем, что дорические племена находились в условиях формирования родового строя. Таким образом, производство, города и политическая система начали быстро меняться. Семейные отношения снова вышли на первый план, поэтому в древнегреческом обществе стали распространяться железные орудия труда и оружие. Изделия из металла и железа вызвали формирование особого сословия — ремесленников, благодаря чему в конце 9 века. ДО ХРИСТА, ремесло в конечном итоге было отделено от земледелия и животноводства. Таким образом, рынок начал формироваться, отдельные города стали специализироваться на производстве только одного вида изделий из железа.
Начали складываться независимые общины во главе с василийцами. Их власть поддерживала дворянство клана, которое усиливало свое влияние за счет землевладения. Население, проживавшее на этих территориях, попало в рабство. Люди пристрастились к богатым несколькими способами:
- В Спарте к зависимым категориям населения относились перики, составляющие основу коренного населения государства; а также илоты — крестьяне Мессинии. У Перики было мало самоуправления, они продолжали заниматься торговлей и различными промыслами. Илоты были собственностью государства, они были прикреплены к земле спартиев — представителей местной знати;
- В Фессалии завоеванное население называлось пенетами;
- На Крите это были клароты.
Рабство в период Гомера также существовало в Афинах, но люди, которые не платили свои долги, становились рабами.
Религия и мифология Древней Греции
У жителей Эллады была своя самобытная религия, которая объединяла культуру, мифологию и искусство в единое целое. Греки считали, что Зевс, сидящий на горе Олимп, был главным богом. Вместе с ним здесь жили еще одиннадцать богов и богинь. Греческая религия, как и мифология, интересна тем, что элладцы представляли своих богов как людей, наделяя их человеческими чертами характера и поведения. У богов были те же чувства, что и у людей, пороки и желания, которые присутствовали в древнем мире.
Мифология формировалась на протяжении нескольких веков и отражала все проблемы, с которыми греки сталкивались в повседневной жизни. Помимо богов, греческая мифология полна персонажей, таких как смертные герои, такие как Ахиллес и Геракл, мифические существа. Теперь это были сатиры, нимфы, чудовища леса и реки, драконы, музы, драконы и ехидны.
Искусство и наука
Жители Древней Греции внесли огромный вклад в развитие театра, живописи и скульптуры. Греческое искусство присутствует почти во всех уголках земного шара. В первую очередь, это храмы и архитектурные стили. Греки возводили храмы в честь богов, чтобы Зевсу и его сторонникам было где жить. Но, в отличие от римлян или более древних египетских, месопотамских, вавилонских цивилизаций, греки построили небольшие храмы (относительно, судя по их размеру), разместив их на акрополе города. Это была самая охраняемая часть поселения. Чтобы храм был виден издалека, его возводили на горе или холме. При строительстве старались использовать два основных материала: известняк и белый мрамор. В каждом храме, как и в любом греческом строении, обязательно были колонны, расположенные в один или два ряда. В классический период искусство строительства храмов достигло своего расцвета. В следующую эпоху — эллинистическую — стали появляться стадионы, спортивные площадки, прогулочные площадки и амфитеатры.
Одновременно со скульптурой развивалась скульптура, которая менялась на протяжении всего периода существования Древней Греции. Если в архаический период на скульптурах людей всегда была одежда, то в эпоху классицизма основное внимание мастеров было сосредоточено на человеческом теле. Было принято изображать физически развитых, сильных и атлетичных людей, подчеркивающих внутреннюю и внешнюю красоту. В эллинизме скульптуры стали носить метафорический характер, преувеличения и великолепие проявились в произведениях искусства, которых раньше не было.
Греки отличались особой техникой росписи, образцы которой практически не сохранились до наших дней. Но рисунки можно увидеть на вазах. Греки использовали два метода рисования предметов, таких как черные и красные фигуры. Для первого характерно использование черной краски для изображения людей и животных. А красная фигура означала полное закрашивание черного фона, фигуры были сделаны красными, а черная краска помогла четко прорисовать детали.
В период проведения винных фестивалей, посвященных богу Дионису, начал формироваться греческий театр. С его зарождением стали активно развиваться музыка и литература. Часто эти направления неотделимы друг от друга, что объединяет литературу и театр в единое целое. В спектаклях было принято использовать специальные маски, которые носили только актеры-мужчины. Женщины в спектаклях не участвовали.
Об особой роли театра в повседневной и общественной жизни Греции свидетельствует большое количество театров и амфитеатров. Ни торжества, ни торжества не обходились без зрелищ. Театр отличался большим разнообразием сюжетов и тематик, жанров. Это были комедии, трагедии, сатиры и иронические шоу на злободневные темы.
Научные знания греков развивались в нескольких областях: философия, математика, астрономия, геометрия, биология, физика, химия, история. Особое место среди знаний занимала философия, занимавшаяся изучением проблем происхождения космоса, планет, человека и поиском ответов на вопросы, касающиеся бессмертия. В Элладе сформировалось несколько школ мысли, ведущими представителями которых были Платон, Аристотель, Сократ, Фалес, Геродот и т.д.
В школах Древней Греции преподавали литературу, грамматику, математику, историю, астрономию, философию. Физическая культура была обязательной, чтобы личность человека развивалась гармонично.
Самое известное наследие греков — Олимпийские игры, которые были созданы, чтобы восхвалять богов и приносить им различные почести. Сначала это были местные соревнования, которые со временем переросли в общегреческие. В соревнованиях приняли участие спортсмены из разных полисов Эллады, стремясь получить статус лучшего спортсмена. Основные соревнования проводились в такой дисциплине, как пятиборье, теперь она присутствует и на Олимпийских играх