- Храмы Греции – известные и не очень
- Храм Зевса Олимпийского
- Храм Посейдона
- Асклепион (Пергам)
- Гекатомпедон
- Герейон (Перахора)
- Драконовы дома
- Храм Аполлона в Бассах
- Храм Аполлона в Дидиме
- Храм Артемиды Гемеры
- Храм Артемиды Эфесской
- Эрехтейон
- Парфенон
- Храм Ники Аптерос
- Храм Геры
- Важность Парфенона
- Кто построил Парфенон?
- Когда был построен Парфенон?
- Дорические колонны
- Метопы
- Парфенон Фриз
- Афина Парфенос
- Название Парфенона имеет интересное происхождение
- Некоторые из ценных артефактов из Парфенона хранятся в Лондоне
- Его разрушили во время Великой Турецкой войны
- Особенности архитектуры Древней Греции
- Принцип строительства городов или греческая мифология и её отражение в архитектуре
- Периоды развития
- Архаичный период
- Ранне-классический период
- Классический период
- Эллинский период
- Основные ордеры древнегреческой архитектуры
- Античный ордер
- Дорический ордер
- Ионический ордер
- Коринфский ордер
- Эгейский период
- Гомеровский период
- Эллинистический период
- Минойская архитектура
- Микенская архитектура
- Общие композиции
- Другие важные архитектурные сооружения Древней Греции
Храмы Греции – известные и не очень
Вся история Греции пронизана мифами и легендами. Разрешить родство богов непросто. Мы знаем самых известных по школе: Зевс, Афина, Посейдон, Аполлон, Эра. Но греки поклонялись другим богам и воздвигали в их честь храмы:
- Места поклонения богу смерти Аиду расположены возле расщелин и глубоких пещер и открыты один раз в год.
- Святилище Асклепия, бога врачевания на востоке Пелопоннеса (4 век до н.э.).
- В честь Деметры, покровительницы земледелия, в городе Элевсин (530 г до н.э.) был построен храм.).
- Культ Афродиты, богини любви, рожденной из морской пены, почитается на острове Родос.
- Храм Артемиды Эфесской, вечно молодой богини охоты и плодородия, оказался в Турции;
- Бог виноделия Дионис особенно почитается на острове Делос.
Спустя столетия христианская вера пришла на греческую землю. Возникли новые святыни, возникли православные храмы. На месте древних храмов возникли церкви и монастыри. Сегодня Греческая Православная Церковь имеет статус государства.
Храм Зевса Олимпийского
Древние храмы Греции красуются на фото и путеводителях. Самый известный был возведен в центре Афин, на горе Олимп. Местные жители хотели, чтобы Громовержец сам смотрел спорт. Так был задуман Храм Зевса в Олимпии, построенный более 600 лет назад.
Древний скульптор Фидий вырезал из дерева фигуру Зевса, покрыл ее розовой слоновой костью, чтобы тело выглядело живым. Землетрясения и войны не пощадили это прекрасное творение. Величественные 17-метровые колонны и руины — это все, что сегодня осталось от храма Зевса Олимпийского.
Храм Посейдона
На южном мысе Эгейского моря греки возвели храм Посейдона в надежде, что могущественный правитель моря будет милосерден к рыбакам и морякам. Описание храма оставил Платон. Он утверждал, что стены и потолок были украшены пластинами из слоновой кости, золота и серебра. По периметру стояли золотые статуи, а сам Посейдон сидел на огромной колеснице в окружении дельфинов и нимф.
Здание простояло несколько веков. Время сохранило стройную наложенную колоннаду, на которой изображены батальные сцены.
Асклепион (Пергам)
Это один из самых известных храмов Перганы. Посвящается Богу исцеления Асклепию. Храм был построен в 4 веке до нашей эры, его несколько раз перестраивали, во время правления римлян к Асклепионе была вымощена широкая дорога, по сторонам которой стояли колонны. Считается, что храм был своеобразной больницей и санаторием для больных. Первые раскопки проводились в 1878 году.
Гекатомпедон
Храм был основан в середине 4 века до нашей эры. Он считается старейшим храмом Афинского Акрополя и является предшественником Парфенона. Гекатомпедон посвящен богине Афине. Руины храма были обнаружены при раскопках в конце 19 века. Сохранились фундаменты двух колонн, множество скульптур фронтальных композиций. Сюжеты заимствованы из мифологии.
Герейон (Перахора)
Это святилище, построенное в честь богини Геры. Дата основания — 800 г до н.э. Долгое время, вплоть до 146 г до н.э., Н.С служил религиозным центром. Герионе состоит из двух частей, которые раньше были святилищем богини. Сохранились остатки дороги, фундаменты зданий, построенных в классическом и архаическом периодах. Рядом с портом ветхое локация, недалеко от него: вытянутый алтарь, руины храма. Ученые на основании данных раскопок составили карту Жерайона.
Драконовы дома
На юге греческого острова Эвия были найдены остатки 20 крупных построек. Дома построены методом гипсокартона: массивные каменные блоки укладывались друг на друга без использования цементного раствора. Крышами служили большие каменные плиты. Дата основания домов пока не известна. Считается, что дома были посвящены драконам, созданиям со сверхчеловеческими способностями. Ученые предполагают, что они, возможно, неоднократно менялись. Предполагаемый период — V век до нашей эры.
Храм Аполлона в Бассах
Поселение Басси существовало уже в 8 веке до нашей эры. NS. Предположительно, в те же годы был основан Храм Аполлона. Святилище несколько раз перестраивалось. Храм, сохранившийся до наших дней, был построен в 420 г до н.э. Здание возведено в форме вытянутого периптерума. В основании возвышаются дорические колонны. Размеры святилища небольшие, всего 38,3 м на 14,5 м. Храм хорошо сохранился, в 1836 году проводились серьезные раскопки, в которых принимал участие художник Карл Брюллов.
Храм Аполлона в Дидиме
Это большое здание, сохранившееся со времен античности. Согласно легенде, на месте храма родился Аполлон, сын Зевса. Геродот утверждает, что храм был известен в седьмом веке до нашей эры. Нынешнее святилище, частично сохранившееся, было построено в 330 г до н.э. NS разработан архитектором Пеония ди Эфезо. Храм состоит из внешней и внутренней колоннад, внутри находится двор, укрывший источник пресной воды.
Храм Артемиды Гемеры
Святилище посвящено богине Артемиде. Он был построен на полуострове Пелопенес. Географически он находится в 200 километрах от Афин. Храмовый комплекс находится в руинах. Предположительно руины принадлежат святилищу, построенному в 3 веке до нашей эры, хотя первый храм был возведен на сто лет раньше. Раскопки святилища Артемиды Гемеры начались в 1898-1899 годах австрийскими археологами.
Храм Артемиды Эфесской
Он принадлежит к одному из семи чудес древнего мира. Храм возведен в греческом городе Эфес. Сегодня эта территория принадлежит Турции, святилище находится недалеко от города Сельчук. Первый храм был подожжен Эростратом, затем он был восстановлен, но святилище было разграблено готами. На его месте тогда была построена христианская церковь, которая также была разрушена. Следы чуда света обнаружили британские археологи в 1869 году. Сегодня на ее месте стоит отреставрированная колонна.
Эрехтейон
В конце Золотого века Эллады был построен последний из великих храмов афинского Акрополя — Эрехтейон. Согласно легенде, между богиней Афиной и Посейдоном произошел спор. Чтобы овладеть Атикой, морской царь проткнул скалу трезубцем, где он пробил источник с соленой водой. Афина же выращивала оливковое дерево. Дар греческой богини полюбился эллинам и был признан покровительницей Афин.
Крышу здания над южным портиком поддерживали 6 мраморных кариатид. Один из них был привезен в Великобританию, остальные хранятся в музее Акрополя. Вместо них копии устанавливаются на открытом воздухе.
Ищите горящие предложения в поисковых системах Onlinetours и Travelata. На этих сайтах вы можете мгновенно сравнить предложения от более чем 120 туроператоров. Прочтите секреты поиска самых выгодных туристических предложений.
Парфенон
Самым красивым творением греческих строителей был храм Афины Богородицы — Парфенон. В архитектуре сохранены все черты античного стиля. Здание окружено 50 колоннами и стоит на трехступенчатом основании. Сохранился барельеф над колоннадой длиной 160 м.
Храм почитали после афинского заката. В разное время здание служило христианам, мусульманам, пережило пожары и войны. Сегодня храм внесен в список особо охраняемых объектов и находится под охраной ЮНЕСКО.
Храм Ники Аптерос
Храм Ники Бескрылого изначально был посвящен победоносной Афине. Здание и статуя были возведены в 427 году до нашей эры, когда войны на Пелопоннесе не утихали.
По одной из версий, у богини Победы лишили крыльев, чтобы она не могла покинуть город. Но историки считают, что древний Павсаний, описывая храм, ошибался. Его смущала нетрадиционная одежда Афины без шлема и оружия. Когда ошибка была обнаружена, они составили красивую легенду и оставили двойное имя.
Храм Геры
В Олимпии находится одно из старейших зданий на Корфу: храм Геры. Научные хроники утверждают, что здание было построено в 1096 году до нашей эры. Храм не раз перестраивался. По мнению археологов, последние изменения относятся к 600 году нашей эры. В 6 веке сильное землетрясение окончательно разрушило здание, которое так и не было восстановлено.
Сегодня сохранились только каменное основание и нижняя часть колонн. На месте, где когда-то стоял жертвенник, сегодня зажжен священный олимпийский огонь.
Ищите хорошие отели на Hotellook: сайт сравнивает цены различных систем бронирования (в том числе Booking) и находит лучшую. Прочтите наши инструкции, как самостоятельно найти хороший и дешевый отель.
Важность Парфенона
Парфенон был центром религиозной жизни могущественного греческого города-государства Афины, главы Делосского союза. Построенный в V веке до нашей эры, он был символом могущества, богатства и высокой культуры Афин. Это был самый большой и роскошный храм, который когда-либо видела материковая Греция. Сегодня это одно из самых узнаваемых зданий в мире и вечный символ Древней Греции .
Кто построил Парфенон?
Известному греческому государственному деятелю Периклу приписывают разработку и строительство Парфенона как храма Афины — богини мудрости, искусства, литературы и войны, но, возможно, это была не первая попытка построить такой храм.
На месте нынешнего Парфенона когда-то существовало более раннее архитектурное сооружение, известное как Старый Парфенон или Пред-Парфенон. Многие историки считают, что Старый Парфенон был построен в 480 году до нашей эры, когда Персидская империя напала на Афины и разрушила Акрополь. Хотя некоторые эксперты оспаривают эту теорию
Когда был построен Парфенон?
В 447 г до н.э., примерно через 33 года после вторжения персов, Перикл начал строительство Парфенона, чтобы заменить предыдущий храм. Массивное сооружение освятили в 438 г до н.э.
Скульптурные и декоративные работы в Парфеноне продолжались до 432 г до н.э. При строительстве храма было использовано около 13 400 камней, на что в общей сложности было потрачено около 470 талантов серебра (около 500 миллионов рублей в пересчете на сегодняшние деньги).
Дорические колонны
Афинский скульптор Фидий Афинский скульптор Фидий.
Перикл поручил известным греческим архитекторам Иктину и Калликрату и скульптору Фидию спроектировать Парфенон, который стал крупнейшим дорическим храмом своего времени.
Строение имеет прямоугольную форму и построено на фундаменте площадью 7000 квадратных метров, частью которого был известняковый фундамент Старого Парфенона.
Низкие ступени окружали здание со всех сторон, а портик из дорических колонн, установленных на платформе, образует границу вокруг него. Всего 46 внешних и 19 внутренних колонн.
Колонны слегка сужены, чтобы храм был симметричным. Угловые колонны имеют больший диаметр, чем другие колонны. Невероятно, но в Парфеноне отсутствуют прямые линии и прямые углы, что является настоящим подвигом греческой архитектуры.
Метопы
92 резных метопа (квадратные блоки, помещенные между трехканальными блоками) украшают внешние стены Парфенона. Метопы на западной стороне изображают Амазономахию, мифическую битву между амазонками и древними греками, и считается, что они были созданы скульптором Каламисом.
Метопы на восточной стороне показывают Гигантомахию, мифические битвы между богами и гигантами. Большинство метопов на южной стороне изображают Кентавромахию, битву мифических кентавров с лапифами, в то время как метопы на северной стороне представляют Троянскую войну .
Парфенон Фриз
Большая декорированная горизонтальная полоса, называемая фризом, проходит по всей длине стен внутренней камеры (кельи) Парфенона. Фриз выполнен в технике барельефа, т.е скульптурные фигуры немного приподняты над фоном.
Историки считают, что на фризе изображено панафинское шествие к Акрополю или жертвоприношение Пандоры Афине.
На каждом конце Парфенона есть два резных треугольных фронтона. Восточный фронтон олицетворял рождение Афины. На западном фронтоне изображен конфликт между Афиной и Посейдоном из-за Аттики, древнего региона Греции, в который входил город Афины.
Афина Парфенос
Художественное исполнение статуи богини Афины, некогда существовавшей в Парфеноне Художественное исполнение статуи богини Афины, некогда существовавшей в Парфеноне
В святилище Парфенона находилась необычная статуя Афины, известная как Афина Парфенос, созданная Фидием. Статуи больше не существует, но считается, что она была высотой 12 метров.
Он был вырезан из дерева и покрыт слоновой костью и золотом. Историкам известен внешний вид статуи благодаря сохранившимся римским репродукциям.
Статуя Афины изображала полностью вооруженную женщину с щитом из козьей шкуры, известным как эгида. В правой руке он держал пятифутовую статую греческой богини Ники, а в левой — щит, изображающий различные сцены сражений. На его шлеме были два грифона и сфинкс, а за щитом — большая змея.
Название Парфенона имеет интересное происхождение
Название Парфенон происходит от греческого слова παρθενών, что переводится как «место незамужних женщин». Считается, что это имя связано с комнатой внутри Парфенона, хотя историки спорят, какая комната была изобретена Девственницами, которые участвовали в жертвоприношениях богине Афине.
Некоторые из ценных артефактов из Парфенона хранятся в Лондоне
В 1800–1803 годах, когда Греция находилась под властью Османской империи, шотландский аристократ Томас Брюс перевез около половины сохранившихся скульптур Парфенона в Великобританию, заявив, что получил разрешение от османов. Скульптуры сейчас находятся в Британском музее. По этому поводу ведутся жаркие споры: греческое правительство уже много лет призывает вернуть в Парфенон драгоценные скульптуры.
Его разрушили во время Великой Турецкой войны
Война между Османской империей и союзом европейских христианских государств в 1683–1699 годах разрушила Парфенон. Затем он использовался как мечеть, а во время войны османы превратили его в склад боеприпасов. После бомбардировки венецианцами боеприпасы взорвались и серьезно повредили Парфенон и его скульптуры.
Особенности архитектуры Древней Греции
Древнегреческая архитектура отличалась полным соответствием форм, а также их конструктивной основой, составляющей единое целое. Основные конструктивные элементы — каменные блоки, послужившие основой для стен. Такие детали, как колонны, были разработаны с различными профилями, дополнены декоративными деталями и украшены скульптурами.
Древнегреческие мастера довели свои работы до совершенства и изысканности. Несмотря на огромные размеры произведений, сооружения можно определить как настоящие произведения искусства и драгоценности. Это основано на том, что в работе на мастеров не было ничего второстепенного.
Архитектура Древней Греции тесно переплетается с философией того времени, так как в ее основе лежали некие представления о красоте и силе человека, находившегося в полном единстве, а также гармоничном балансе с природной и социальной средой. Поскольку в то время в Греции была высоко развита общественная жизнь, искусство, особенно архитектура, носило ярко выраженный социальный характер.
Архитектура развивалась в двух стилистических направлениях: ионическом и дорическом. Последний стиль наиболее простой, отличается лаконичностью форм. Его главные отличительные черты — простота и стиль. Ионический стиль намного сложнее, поскольку в нем больше деталей. К важнейшим характеристикам относятся легкость пропорций, относительная декоративность, изящество и дифференциация форм.
Тот или иной стиль наиболее ярко выражался в храмах. Как правило, они отличались среди древнеегипетских храмов небольшими размерами, были соизмеримы с человеком. Все службы проходили строго за стенами храма, так как он считался исключительно обителью богов. Как правило, форма храмов была прямоугольной, окруженной колоннами и двускатной крышей. Вход обычно оформлялся треугольным фронтоном. В центре храмового зала стояла статуя божества, которому посвящена та или иная святыня. Существует три основных стиля таких конструкций.
Самым простым является дистиллят, который представляет собой собственно прямоугольную святыню. В этом случае фасадный фасад представляет собой лоджию с центральным проемом. По бокам он огорожен стенами, которые называются антами, а между ними две колонны. Второй стиль — прощение. Он немного похож на главный зал, но отличается тем, что в нем не две колонны, а четыре. И последний стиль — амфипростиль, своего рода двойной простиль, где на переднем и заднем фасадах здания расположены аркады с четырьмя колоннами.
Принцип строительства городов или греческая мифология и её отражение в архитектуре
Архитектурный облик Древней Греции отражает мифы людей, живших на ее территории. В древнегреческой мифологии боги жили на горе Олимп. А у подножия жили обычные люди. (Политические) города строились по тому же принципу).
Периоды развития
Древняя Греция — древняя цивилизация, состоящая из множества разрозненных городов-государств. Он охватывал западное побережье Малой Азии, юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, юг Италии, регион Черного моря и Сицилию.
Древнегреческая архитектура породила множество стилей и стала основой архитектуры эпохи Возрождения. В истории его развития обычно выделяют несколько этапов.
- Гомеровский период (середина XII — середина VIII века до н.э.) — новые формы и черты, основанные на предыдущих микенских традициях. Основными постройками были жилые дома и первые храмы из глины, сырца и дерева. В декоре появились первые керамические детали.
- Архаичный (VIII — начало V вв., 480 г до н.э.). С формированием политики появляются новые общественные здания. Храм и площадь перед ним становятся центром городской жизни. В строительстве часто используется камень: известняк и мрамор, облицовка терракотовой плиткой. Возникают разные типы храмов. Преобладает дорический порядок.
- Классика (480 — 330 г до н.э.) — период расцвета. В древнегреческой архитектуре всевозможные заказы активно развиваются и даже композиционно связаны друг с другом. Рождаются первые театры и мюзик-холлы (одейлоны), жилые дома с портиками. Формируется теория улично-квартальной планировки.
- Эллинизм (330 — 180 до н.э.) Строятся театры и общественные здания. Древнегреческий стиль в архитектуре дополнен восточными элементами. Преобладают декоративность, роскошь и пышность. Чаще используется коринфский ордер.
В 180 г. Греция попала под влияние Рима. Империя привлекала в свою столицу лучших ученых и мастеров искусства, позаимствовав у греков некоторые культурные традиции. Таким образом, древнегреческая и римская архитектура имеет много общего, например, в строительстве театров или в системе заказов.
Архаичный период
В древнегреческой архитектуре выделяется период архаики (7 век до н.э. — 590 до н.э.). В этот период народы, населяющие территорию Древней Греции, создавали сооружения, принципы проектирования которых легли в основу последующих построек. Образцы древнегреческой архитектуры архаического периода, сохранившиеся в основном на Апеннинском полуострове, на Сицилии, в Пестуме, Селинунте, Агридженте, Сиракузах. Композицию архаичных архитектурных ансамблей создавали расположенные в ряд здания.
Памятниками архаичной древнегреческой архитектуры были храмы Геры («Базилика») в Пестуме, Афины («Деметра»). Храм Геры («Базилика») сделан из туфа; его особенность заключается в нечетном количестве массивных колонн в конце. Сами колонны утолщаются вниз, создавая ощущение «вздутия». Массивная конструкция сочетается с декоративной резьбой по камню.
Храм Эры в Пестуме. Середина 6 века до нашей эры.
Колонны храма Геры в Пестуме.
Ранне-классический период
Следующий этап развития древнегреческой архитектуры — раннеклассический (590 г до н.э. — 470 г до н.э.). В этот период древнегреческая архитектура обогатилась египетскими и азиатскими элементами, которые соответствовали философии и религиозным убеждениям общества. Конструкции стали менее вытянутыми, пропорции более пропорциональными и менее тяжелыми. В то время при устройстве колоннады стали придерживаться соотношения количества колонн лицевого и бокового фасадов 6:13 или 8:17.
Примером древнегреческой архитектуры переходного периода между поздней архаикой и ранней классикой является храм Афины Афайи на острове Эгина (около 490 г до н.э.). Он имел небольшие размеры, соотношение колонн 6:12. Храм был построен из известняка, его стены были покрыты росписью, фронтоны украшены мраморными скульптурами (сейчас они хранятся в мюнхенской глиптотеке — Münchener Glyptothek).
Храм Селинунт на Сицилии также относится к переходному периоду древнегреческой архитектуры. Он все еще был растянут и имел соотношение столбцов 6:15. Сами колонны производили впечатление массивных и тяжелых. Типичными сооружениями древнегреческой архитектуры ранней классики являются Храм Посейдона в Пестуме и Храм Зевса в Олимпии (конец V века до нашей эры). Устанавливается по трехступенчатой схеме. Он имеет невысокий стилобат (верхняя часть стереобаты представляет собой ступенчатое основание, на котором возведена колоннада), низкие и широкие ступени, соотношение массивных колонн с утолщением в нижней трети — 6:14. Храм построен с учетом особенностей зрительного восприятия. Издали выглядит приземистым. По мере приближения к зданию нарастает ощущение его мощи и величия. Такой метод расчета восприятия объекта по мере его удаления или приближения характерен для архитектуры раннего классицизма в древнегреческой архитектуре.
Храм Посейдона в Пестуме.
Храм Зевса в Олимпии (468 и 456 гг. До н.э.) — работа архитектора Либона, был самым большим храмом на Пелопоннесе (южная часть Балканского полуострова). Храм построен из ракушечника. Соотношение столбиков 6:13. Фронтоны представляли гонку колесниц Пелопа и Эномая, битву греков с кентаврами, а элементы фриза — подвиги Геракла.
Руины храма Зевса в Олимпии.
Классический период
Классический период древнегреческой архитектуры (470 г до н.э. — 338 г до н.э.). В этот период продолжалось улучшение стиля. Вместо песчаника использовали мрамор. Здания стали светлее и изящнее. Примерами сооружений классической фазы являются Храм Тесея в Афинах, храм Иллиса (не сохранился) и Храм Аптероса у входа в некрополь Афин.
Эллинский период
Период эллинизма (338 г до н.э. — 180 г до н.э.) в древнегреческой архитектуре развивался под влиянием восточных мотивов. Примером может служить храм Крылатой Афины в Тегее, храм Зевса в городе Немея. В Малой Азии было возведено много богато украшенных зданий, например, памятник королю Мавсолу, храм Афины в городе Приена, храм Феба Дидима в городе Милиет.
Руины храма Крылатой Афины в Теге.
Основные ордеры древнегреческой архитектуры
О великих достижениях инженерной мысли Древней Греции говорить не приходится. В то время сложные конструкции и решения не использовались. Храм того времени можно сравнить с мегалитом, где каменная балка опирается на каменную опору. Величие и характеристики древнегреческой архитектуры заключаются в ее эстетике и декоративности.
Искусство и философия здания помогли воплотить его порядок или композицию элементов в определенном стиле и порядке. В древнегреческой архитектуре было три основных типа порядка:
- дорический;
- ионный;
- коринфский.
Все они имели общий набор элементов, но различались расположением, формой и орнаментом. Поэтому греческий орден включал стереобату, стилобат, антаблемент и карниз. Стереовата представляла собой ступенчатое основание над фундаментом. Далее следовали стилобат или колонны.
Антаблемент представлял собой несущую часть, размещенную на колоннах. Нижняя балка, на которую опирался весь антаблемент, называется архитравом. На нем был фриз — центральная декоративная часть. Верхняя часть антаблемента представляет собой каркас, подвешенный над остальными деталями.
Поначалу элементы древнегреческой архитектуры не смешивались. Ионический антаблемент лежал только на ионной колонне, коринфский — на коринфской. Один стиль на здание. После постройки Иктином и Калликратом Парфенона в V веке до нашей эры ордена стали объединяться и накладываться друг на друга. Это было сделано в определенном порядке: сначала дорический, затем ионический, затем коринфский.
Античный ордер
Искусство древности внесло в архитектуру систему ордеров, которая тысячелетиями использовалась в мировом строительстве.
Витрувий (Vitruvius; I век до н.э.) — римский архитектор и инженер, исследователь.
Древний порядок: представляет собой некоторые правила архитектурной формы строительства здания. Эти правила касаются размеров, пропорций, положения, формы вертикальных и горизонтальных элементов фасада. Определение мандата было дано Витрувием в его труде «Десять книг по архитектуре» — I век до н ордена Древней Греции и Древнего Рима. Прототипом заказов являются столбы, поддерживающие балки перекрытия. В основе конструкции заказов лежат колонны-колонны (несущая часть) и несущие балки — архитрав (несущая часть). Первым древним орденом греческой архитектуры является дорический орден, появившийся до VI века. ДО ХРИСТА на Пелопоннесе. В его состав входят: -стереобат (трехступенчатое основание), -несущие колонны с вертикальными бороздками, -флейты, капитель с абаком (четырехгранная пластина), эхина, напоминающая уплощенную подушку. — Моментальная часть — антаблемент с горизонтальной балкой — архитрав, фриз с пластинами (триглифами) и пластинами, украшенными метопами, каркас. Примером дорического ордена является Храм Геры в Олимпии.
В VI в. До н.э в архитектуре Греции (в Аттике, в Восточном Средиземноморье) появился древний ионический орден, который отличался от дорического ордена большей декоративностью. На основания устанавливались тонкие колонны с пазами, увенчанные капителями с завитками — наложенными завитками, напоминающими бараньи рога (тонкая горизонтальная плита на завитках). На фризы нанесены рельефы, обрамление украшено ионами (объемные, яйцевидные украшения), климитами (каменные листья), бусинками, высеченными в камне. Перемычка состояла из фасций — (полос, подвешенных друг на друга, обычно их было три). Согласно Ветрувиусу (римский архитектор I века нашей эры), ордена воплощали в себе мужской и женский начала, а его гипотезы подтверждались тем, что в дорическом ордере вместо колонн могли быть установлены фигуры атлантов, а в ионном — кариатиды.
Храм Ионического ордена Эрехтейм. Афины. 421–406
Коринфский орден возник позже (5-4 века до н.э.) и был похож на ионический орден, отличался большим убранством: капитель был украшен рельефными изображениями листьев и плодов аканта.
Древний порядок в искусстве Древнего Рима стал символом порядка и власти. Римские архитекторы чаще всего использовали греческий коринфский орден, а также собственный ордер — составной, соединяющий элементы разных греческих орденов. В римской архитектуре массивные столбы соединены арками, поддерживаемыми полуколоннами, которые несут антаблемент над аркой: эта структура представляет собой целлу, модуль, используемый при строительстве зданий различного назначения. Впервые структура появилась на фасаде здания Государственного архива Римской республики Табулярия — сооружения, построенного на юго-восточном склоне Капитолия (постройка 78 г до н.э.)
Табулярий (tabularium). 78 г до н.э
Из келий формировались постройки различного назначения: триумфальные арки, казармы, склады, рынки и другие общественные постройки. Внешняя стена амфитеатров была основана на этих кельях (Колизей — амфитеатр Флавиев в Риме. Примерно в 80-е годы.).
Колизей. Рим 80-х ГОД ДОМИНИ
С возрождением традиций классика в странах Европы в основном подражала римской античности, которая послужила прообразом эпохи Возрождения, классицизма, ампира. В 19 веке древние ордена Древней Греции активно использовали архитекторы американского неоклассицизма.
Дорический ордер
Основными были древнегреческие дорические и ионические порядки в архитектуре. Дорическая система распространилась в основном на материке и унаследовала микенскую культуру. Ему свойственна монументальность и небольшая тяжесть. Внешний вид ордена выражает спокойное величие и лаконичность.
Дорические колонны невысокие. У них нет основания, а ствол мощный и сужается к вершине. Абака, верхняя часть капители, имеет квадратную форму и опирается на округлую опору (эхину). Флейт, как правило, было двадцать. Архитектор Витрувий сравнил колонны этого ордена с человеком: сильным и трезвым.
Антаблемент ордена всегда содержал архитрав, фриз и карниз. Фриз отделялся от перемычки полкой и состоял из триглифов — вытянутых прямоугольников с каннелюрами, чередующихся с метопами — слегка утопленных квадратных пластин со скульптурными изображениями или без них. На фризах других орденов триглифов с метопами не было.
На триглиф в основном возлагались практические функции. Исследователи предполагают, что это были концы балок, лежащих на стенах святилища. Он имел строго рассчитанные параметры и служил опорой для карниза и стропил. В некоторых старых зданиях пространство между концами триглифа не было заполнено метопами, а оставалось пустым.
Ионический ордер
Система ионических орденов была широко распространена на побережье Малой Азии, в Аттике и на островах. Он находился под влиянием Финикии и Персии Ахемедина. Ярким примером этого стиля был Храм Артемиды в Эфесе и Храм Геры в Самосее.
Ионик ассоциировался с образом женщины. Орден отличался декоративностью, легкостью и изысканностью. Его главной особенностью была капитель, оформленная в виде завитков — симметрично расположенных завитков. Счеты и эхинус были украшены резьбой.
Ионная колонка тоньше и стройнее дорической. Его основание опиралось на квадратную пластину и было украшено выпуклыми и вогнутыми элементами орнаментального кроя. Иногда основание располагалось на барабане, украшенном скульптурной композицией. В Ionic расстояние между колоннами больше, что увеличивает воздушность и изысканность здания.
Антаблемент мог состоять из архитрава и карниза (малоазиатский стиль) или из трех частей, как в дорическом стиле (аттический стиль). Перемычка разделялась на фасции — горизонтальные выступы. Между ним и выступом были небольшие зубчики. Карнизы на карнизах были богато украшены орнаментом.
Коринфский ордер
Коринфский орден редко считается независимым, его часто называют разновидностью ионического ордера. Есть две версии происхождения этого ордена. Более приземленные говорят о заимствовании стиля у египетских колонн, которые были украшены листьями лотоса. По другой версии, орден создал коринфский скульптор. Его вдохновила увиденная корзина с листьями аканта.
Он отличается от ионического в основном высотой и убранством столицы, которую украшают стилизованные листья аканта. Два ряда резных листьев обрамляют верх колонны по кругу. Бока абаки вогнутые и украшены крупными и мелкими спиральными завитками.
Коринфский орден насыщен украшениями больше, чем другие древнегреческие ордена в архитектуре. Из всех трех стилей он считался самым роскошным, изящным и богатым. Ее нежность и изысканность ассоциировались с образом молодой девушки, а листья аканта напоминали локоны. По этой причине порядок часто называют «девичьим».
Эгейский период
В эгейский период происходит зарождение древней культуры, что связано с существованием однодомной и микенской цивилизаций. На Крите, населенном минойцами, первые зачатки государственности и письменности начали развиваться гораздо раньше, чем в материковой Греции.
В XII в. ДО Н.Э. В Грецию вторгаются дорийцы, и микенская цивилизация перестает существовать.
Гомеровский период
В гомеровский период происходит окончательное уничтожение минойской и микенской культур. В обществе преобладают родоплеменные отношения, которые постепенно переходят в классовые отношения, начинают возникать первые города.
Школа неоклассического искусства в Афинах, Греция
Эллинистический период
Сменивший его эллинистический период пришелся на установление мировой власти Александром Великим. Впоследствии, после захвата Греции и Персии римлянами, античная культура продолжала развиваться в пределах Римской империи.
Минойская архитектура
Минойская цивилизация процветала на греческом острове Крит с 27 по 15 век до н.э. Самым известным архитектурным сооружением этого периода является внушительный дворцовый город Кнос, расположенный на холме в окружении соснового леса. Он был разделен на два двора: западное крыло, в котором размещались религиозные и официальные помещения, и восточное крыло, которое служило для внутренних нужд.
Археологи обнаружили почти нетронутые прекрасные фрески Кносса под слоями пепла, что предполагает массивное извержение вулкана Санторини около 1450 г до н.э как причину разрушения минойского города. Фрески ярко окрашены и изображают мирные сцены из повседневной жизни или иллюстрации вечеринок. Эти рисунки в сочетании с тем фактом, что в минойских городах не было укрепительных стен, показывают, что минойцы явно имели добрососедские отношения с другими культурами и не участвовали в войнах.
Другими важными памятниками минойской эпохи на Крите являются дворцовые города Фест и Закрос.
Микенская архитектура
Микенская архитектура, процветавшая с 1600 по 1200 год до нашей эры, сильно отличается от минойской архитектуры. В отличие от минойцев, избравших торговлю вектором развития, микенское общество прогрессировало благодаря культу войны. Микенцы часто участвовали в вооруженных конфликтах, поэтому в их городах были прочные высокие укрепленные стены, называемые Циклопами, поскольку считалось, что только Циклопы могут поднять огромные камни, из которых они были построены.
Циклопические стены в южных стенах Микен
Укрепления Микен и Тиринфа имеют характерные циклопические стены. Типичными для архитектуры микенского периода также являются сводчатые гробницы, где обычно хоронили царя и первосвященников. Самая известная сводчатая гробница — это сокровище Атрея в Микенах, которое считается гробницей царя Агамемнона.
Сокровище Атрея
Общие композиции
В целом композиции общественных зданий и построек довольно разнообразны не только по внешнему виду, но и по функциональности. Но есть общая пространственная техника, которая предпочтительна, например, использование темы перистиля внутреннего двора, которая в разных композициях поддерживает композиционное назначение центрального здания.
Как правило, древние греки использовали балки в своих постройках и храмах. Обычно расстояние между опорами не превышало 10 метров. Системой заказа была особая система стоек и балок. Его использовали не только в оформлении внешних подъездов, но и внутри зданий, в их интерьерах.
Стоит отметить, что Афинский Акрополь — прекрасное сочетание гармонии и равновесия масс.
Кроме того, было продумано взаимодействие между отдельными структурами. Учитывается согласованность в восприятии построек снаружи и внутри комплекса.
Все древнегреческие мастера уделяли большое внимание природным условиям, то есть очень сознательно и с величайшими художественными достижениями старались внедрить свои постройки в окружающий интерьер. Активное использование скульптур, как внутри, так и снаружи, способствует созданию неизгладимого впечатления величественной красоты и гармонии.
Другие важные архитектурные сооружения Древней Греции
В период позднего классицизма появились грандиозные архитектурные сооружения — театры, которые обычно располагались на открытом воздухе.
Сиденья для зрителей снесены по склону холма. Например, в театре Эпидавра было 52 ряда сидячих мест.
Другой тип древних построек — это сооружения, посвященные возвышению определенного человека.
Примером может служить галикарийский мавзолей-гробница правителя Карии Мавсола (ок. 353 г до н.э.)