«Миф о Сизифе»: человек абсурда глазами Альбера Камю

Кем был Сизиф?

Древнегреческие авторы довольно часто упоминают Сизифа, но каждый из поэтов приписывает ему особенности его биографии, но все согласны с тем, что это был Сизиф, основатель города Эфира, который впоследствии стал известен как Коринф.

Его женой была красавица Меропа, дочь великой Атланты, которая держала небосвод на своих плечах. Сизиф стал правителем Коринфа не только по решению местных жителей, прославивших своего благодетеля и великого строителя, либо благодаря помощи колдуньи Медеи.

Отцом Сизифа был сам Эол, властелин ветров. Вероятно, от него король унаследовал свой сложный характер. Сизиф отличался хитростью и находчивостью, его легко обмануть для достижения цели.

Древние греки говорили, что благодаря этим качествам он смог собрать в Коринфе неисчислимые богатства, и люди создавали легенды о сокровищах Сизифа. Наверное, во всей стране не было человека более квалифицированного, чем он.

Сизиф (миф древней Греции)

В те времена в Греции жил хитрый и причудливый герой по имени Сизиф, сын бога Эола, властелина всех ветров. Никто из смертных не мог сравниться с ним в хитрости и обмане. Что ж, смертные сильны и попали в беду, когда им пришлось иметь дело с Сизифом. Он не боялся даже самого Зевса, всемогущего громовержца. Зевс любил похищать красивых девушек и часто делал это. А потом однажды он похитил красавицу Энгину, одну из 12 дочерей речного бога Асона. Сизиф увидел, как гром унес девушку, и сообщил об этом ее отцу. Он также указал, где это спрятал Зевс. Взамен Сизиф попросил Асона обеспечить водой из его реки новый город Эфир, который он основал в то время. Затем этот город стал называться Коринфом, и Сизиф стал царем Коринфа.

Злой Асон бросился за похитителем. Он затопил водой все места, которые посетил Зевс, ручьи затопили все пещеры и пещеры, поля и луга. Животные умирали, люди спасались от наводнения только на высоких вершинах гор. Асон, конечно, ничего не мог сделать, чтобы навредить Зевсу. Напротив, это только разозлило его. Разгневанный Зевс метнул свои сверкающие молнии, и Асон сдался, вернул речные воды в их русла и снова стал послушным и сговорчивым. Но Сизиф получил еще и от Зевса, потому что гром знал, кто настроил Асона против него.
Зевс призвал богиню смерти Танатос и велел ей отправиться к Сизифу и отвести его в царство мертвых. Танатос спустился на землю и пришел в Коринф во дворец Сизифа. Она нашла его за обедом и предложила следовать за ней.
«Ну-ну, — тут же согласился проницательный Сизиф. «Отпусти меня и передам последнее распоряжение жене и детям.Сизиф
Танатос согласился дождаться Сизифа, и, пока она оставалась в комнате, Сизиф собрал всех кузнецов в городе и приказал им встать за дверью.
«А теперь пошли, я все сделал», — грустно сказал Сизиф, входя в комнату.
Но как только они вышли за дверь, кузнецы схватили Танатос и заковали ее в крепкие цепи.
прошел год, другой, третий уже на исходе. Аид волновался. Люди перестали умирать, их души больше не попадают в царство мертвых. Он бросился к Зевсу на своей крылатой колеснице и попросил его навести порядок на земле, чтобы все прошло как надо. Чтобы люди не только рождались, но и умирали.
Зевс послал к Сизифу бога войны, жестокого Ареса. Арес освободил Танатоса от цепей и, конечно же, Сизиф стал его первой жертвой. Он вырвал себе душу и забрал в царство мертвых. Но и там умный Сизиф сумел обмануть богов и был единственным из всех смертных, кто вернулся на землю.
Уже тогда, в молодости, когда Сизиф понял, что ему все же нужно отправиться в Аид, он предупредил жену, чтобы она не устраивала для него погребения и приносила жертвы подземным богам. Жена послушалась мужа и ничего не сделала. Аид и Персефона ждали, ждали, когда будут принесены жертвы согласно Сизифу, и не ждали. Тогда Сизиф подошел к Персефоне и сказал ей:
— О великодушная и всемогущая богиня, убеди Аиду отпустить меня на землю. Моя жена нарушила свой священный обет и не приносила никаких жертв вам, бессмертным и всемогущим божествам. Я должен ее строго наказать. Как только я это сделаю, я вернусь сюда. Честно говоря, я даже не хочу отсюда уезжать, поэтому мне здесь понравилось.
Уверенная Персефона поверила в хитрого Сизифа и отпустила его на землю. Он вернулся в свой дворец и стал спокойно жить дома. Время прошло, боги ждут, а Сизиф не возвращается. Зевс послал стремительного Гермеса посмотреть, чем король Коринфа занимается дома и почему не вернулся в подземный мир. Гермес летит к Сизифу, сидит в своем роскошном дворце и весело празднует и даже хвастается всем, что он единственный смертный, которому удалось вернуться из темного царства мертвых. Гермес понял, что упрямый и хвастливый царь не вернется в Аид. Так он сообщил своему отцу Зевсу. Зевс рассердился, он отправил богиню Танатос обратно к Сизифу, и она забрала его с собой, на этот раз навсегда.
Боги не простили Сизифу его упрямства. Они сурово наказали его после смерти. Сизиф постоянно катит огромный камень по высокой крутой горе. Собрав все силы, он скатывает ее и, кажется, вот-вот доберется до вершины, но каждый раз камень разбивается и падает. И снова Сизифу приходится начинать все сначала. Люди этому научились, и с тех пор всякая ерунда и бесконечный труд называется «сизифовым трудом».

Встреча Сизифа с Танатосом

Но, как известно, у каждого смертного свое время, и поэтому однажды к Сизифу пришел мрачный посланник Танатос, который должен был увести его в тот мир. Когда Танатос только подошел к порогу роскошного дома короля, он уже почувствовал, что что-то не так.

Он с любовью принял Бога и, узнав о цели прихода, немедленно согласился следовать за царством мертвых. «Я прошу только об одном», — умолял Сизиф. «Дай мне увидеть мою жену и детей в последний раз». Танатос был тронут смирением короля и поэтому с радостью принял его.

Сизиф вообще не пошел к жене. Он приказал немедленно собрать лучших кузнецов Коринфа. Вместе с ними он вернулся в комнату, где его ждал Танатос. Как только бог поднялся со своего трона, кузнецы накинули на него цепи и крепко связали его. Сизиф не хотел умирать, он старался вечно наслаждаться своим богатством и своей властью.

Танатоса бросили в тюрьму, и из-за его отсутствия на земле люди перестали умирать. Прошел год, затем еще один, и, конечно же, повелитель царства мертвых Аид был удивлен, что новые души не вошли в его мир.

Он пошел к Зевсу, требуя восстановления порядка: люди должны были не только родиться, но и умереть. Громовержец быстро узнал о проступке Сизифа, после чего решил послать к царю грозного Ареса, правителя войны и сражений. Естественно, Аресу удалось освободить его от цепей Танатоса.

Разгневанный пленник немедленно напал на Сизифа. Он взял ее душу и отправил в царство мертвых. Теперь королю точно не избежать смерти. Но вышло иначе.

За свою наглость Сизиф был сурово наказан
За свою наглость Сизиф был сурово наказан

Второй обман

Рассудительный и проницательный Сизиф заранее предвидел такой сценарий. Понимая, что рано или поздно он все равно последует за правлением Аида, он приказал жене после его смерти не преподносить дары богам, не вспоминать его душу. Итак, Сизиф оказался в потустороннем мире.

В течение нескольких лет бог Аид и его жена Персефона не получали подношений от жены Сизифа, что их беспокоило. Тогда царь умолял отпустить его на день. «Вероятно, эта глупая женщина полностью забыла о своем долге перед богами и мной», — сказал он.

Он «искренне» заверил, что с радостью вернется в мир мертвых, ведь он стал ему дорог. Меня позабавила наивность подпольных властителей: они верили в Сизифа. Хотя, думаю, царь просто умел виртуозно уговаривать и обмануть.

Как вы понимаете, Сизиф вернулся на землю, но не собирался возвращаться в мир Аида. Напротив, в честь своего чудесного «воскрешения» царь устроил пышный банкет, на который созвал всех друзей и правителей соседних королевств. И только тогда боги потустороннего мира осознали, что их снова обманул умный Сизиф. Но его никто не простил.

Наказание для Сизифа

Разъяренный Танатос ворвался прямо в банкетный зал, в мгновение ока извлек душу короля и отправил ее в царство мертвых. Теперь Сизиф не только умер: его ждало суровое наказание. За все обманы, которые он совершал на земле и под землей, Сизифу пришлось заплатить.

Его тяжелая работа продолжается вечно. Обливаясь потом, напрягая все силы, бывший король Коринфа катит в гору огромный валун. Когда наверху остается совсем немного, камень отрывается и падает с грохотом. И тогда Сизиф вынужден снова повторять свою работу.

С тех пор этот бесцельный и бесконечный труд называется сизифовым. Самым ужасным в наказании царя была не сама трудность его работы, а бессмысленность, превращающая Сизифа в обреченного мученика. Однако он полностью заслужил свое наказание.

Мы до сих пор используем выражение «Сизифов труд
Мы до сих пор употребляем выражение «сизифов труд”

Завершая рассказ, я хотел бы попытаться хоть немного оправдать Сизифа. Немногие на его месте легко расстались бы с сытой жизнью посреди богатства и почестей. Кроме того, заслуги короля не были надуманными: он фактически построил город и превратил его в процветающее королевство. Пожалуй, главным наказанием Сизифа стали особые (пусть и «темные») таланты. Царь искренне верил, что легко может обмануть даже всевидящих богов, за которые получил вечное наказание.

История создания и основные темы

Альбер Камю опубликовал «Миф о Сизифе» в 1942 году на французском языке. Книга представляет собой философское эссе из трех частей:

  • «Речь об абсурде».
  • «Человек абсурда».
  • «Абсурдное творчество».

Альбер Камю

Аргументы в работе в основном экзистенциальные, что означает, что они имеют дело со смыслом жизни в контексте нигилистического или атеистического мировоззрения. Своими аргументами Камю по праву занимает значительное место в постмодернизме как отец абсурда и блестящий защитник экзистенциализма. Его «Человек абсурда» — это уникальная версия «Ubermensch» Ницше и антигероические аргументы. Камю учит мужеству и стойкости даже в мрачном отчаянии человеческого существования.

Темы раскрыты в работе:

  • Бесполезность человеческого существования.
  • Человеческое усилие для знания.
  • Мужчина и любовь.

В эссе автор демонстрирует спокойный мир с ошибками, присущими личности и человеческим отношениям. Камю также борется со своим собственным абсурдом, а любовь, как и религия, не предлагает себя как простое решение проблем существования.

Абсурдное рассуждение

Книга начинается с примечания, что «абсурд, который до сих пор считался заключением, здесь берется за отправную точку». Главный вопрос любой философии — это вопрос о смысле жизни:

Есть только одна действительно серьезная философская проблема: проблема самоубийства. Решение о том, стоит ли жить, отвечает на фундаментальный вопрос философии.

Самоубийца признает, что «жизнь кончилась, она стала непонятной». Но на чем основан его выбор? Решение добровольно отказаться от этой жизни созревает «в тишине сердца». В то же время внешние события являются лишь импульсом, когда «этого немного .. достаточно, чтобы горечь и скука, накопившиеся в сердце самоубийцы, взорвались».

Чтобы понять, что человек может выбрать в данной ситуации, необходимо выявить факторы, толкающие человека на этот поступок. Безразличие мира, осознание собственной смертности, бессмысленность жизни — все это лишь способы проявить чувство абсурда, среди которых, конечно же, скука — главная:

Вставай, трамвай, . работай, обедай, спи; Понедельник, вторник, среда .. все в одном ритме… Но однажды вопрос «почему?» Все начинается с безумной скуки.

Столкнувшись с окружающим миром, разум бессилен найти истину в себе и в мире. Это «столкновение между иррациональностью и бредовым желанием ясности, зов которого звучит в глубинах человеческой души» и есть причина абсурда. Человек хочет быть счастливым и найти смысл жизни, но мир не дает ответа на эти вопросы. У человека есть разум, мир непостижим, а связь между ними — абсурд. Отрицая элемент абсурда в жизни, человек не решает проблему смысла, а лишает себя разумного выбора. Все мыслители перелезли через «стены абсурда», предполагающие уход в религию и надежду на будущее. Автор называет это «философским самоубийством», так как такой подход не решает проблемы.

Вера в Бога не дает «вечной свободы», но человек может быть свободным в своем выборе и действиях. Принимая абсурд, человек не верит и не надеется на будущее. Он освобождает себя в своем желании быть, решая не жить лучше, а как можно больше пережить ее. Смысл жизни в том, чтобы сознательно поддерживать «жизнь абсурда», а не убегать от нее в самоубийстве. Это восстание придает жизни новый смысл и красоту, поскольку «нет более прекрасного зрелища, чем борьба интеллекта с реальностью, превосходящей его».

Отец и дед древнегреческих героев

Многим известен миф о Сизифе, краткое содержание которого можно изложить следующим образом. Смертному удалось перехитрить богов, отложить смерть на несколько лет, вернуться после нее в мир живых и жить счастливо еще много лет. Это делает Сизифа поистине равным Богу.

Первый король Коринфа известен также тем, что сын Сизифа, Главк, был растерзан кобылами, после чего превратился в божество, пугающее убегающих лошадей. Внук Сизифа Беллерофонт стал известным героем и самым верным союзником троянцев в войне против греков.

Под другим ракурсом

Конечно, столь яркий, хотя и неоднозначный образ древнегреческого фольклора не мог не привлечь внимание писателей и художников. В 70-е годы в Театре Сатиры шла комедия о Сизифе, роль в которой блестяще исполнил талантливый Б.М. Тенин, а Ареса — молодой А.Д. Папанов. В этой игре Сизиф предстал храбрым человеком, не боявшимся богов, над которыми постоянно издевался и высмеивал. Но наиболее знаковым является образ этого героя в произведении известного автора «Чумы».

Сизиф Камю — бунтарь, который бросил вызов богам, любит жизнь, полную страстей, и отрекся от богов, сознательно приняв наказание. Он относится к своему камню как к собственности, которая заменила для него весь мир. Он возвышается над абсурдностью осуждаемого.

Абсурдный человек

Что такое человек, принимающий ерунду? Для абсурдного человека характерны следующие признаки:

  • Отрицание абсолютных и моральных ценностей. Это «не означает, что ничего не запрещено. Абсурдность лишь показывает эквивалентность последствий всех действий. Он не рекомендует совершать преступления (это было бы по-детски), но показывает бесполезность раскаяния».
  • Смелость жить в абсурдном мире, отрицая самоубийство. Абсурд «входит в этот мир со своим бунтом, своей ясностью видения. Он разучился надеяться. Ад настоящего наконец стал его царством».
  • Уверенность в себе, при которой «он предпочитает свою смелость и способность судить. Первый учит его вести жизнь, не подлежащую апелляции, довольствоваться тем, что у него есть; второй дает ему представление о его пределах. Уверенный в конечности своей свободы, в отсутствии будущего в своем бунте и в хрупкости совести, он готов продолжать свои действия в то время, которое ему даровала жизнь».
  • Отсутствие религиозной веры и надежды на будущее, в котором «абсурд готов признать, что существует только одна мораль, которая не отделена от Бога: это мораль, навязанная ему свыше. Но абсурдный человек живет без этого бога».

Бесполезность человеческого существования

Главный тезис Камю — это ответ на тщетность жизни. Он утверждает, что человек должен презирать свою судьбу и вмешиваться в капризный характер существования, осознавая свое плохое состояние и продолжая преследовать собственные суетные желания. Эссе содержит аргументы против тех, кто использует религиозную веру вместо объективных знаний.

Религиозный подтекст комментариев Камю можно увидеть в использовании им религиозных терминов. Значение его религиозного настроя в этой работе состоит в том, что он подчеркивает главный тезис эссе. Его предыдущие комментарии завершают этот пункт: «Таким образом, убежденный в полностью человеческом происхождении всего, слепой, жаждущий видеть, тот, кто знает, что у ночи нет конца, все еще в пути. Камень все еще катится».

Человек и любовь

Сизиф в преисподней

Комментарии Камю о романтике краткие, но проницательные. Например, он приводит часть мифа следующим образом: «Говорят, что Сизиф, находясь на грани смерти, неразумно хотел испытать любовь своей жены. Он приказал ей бросить его непогребенное тело в центр городской площади. Сизиф проснулся в подземном мире. И там, раздраженный послушанием, столь противоречащим человеческой любви, он получил от Плутона разрешение вернуться на Землю, чтобы наказать свою жену».

Возможно, самая заметная деталь разочарования Сизифа заключается в том, что в его отношениях с женой нет отрицания или подтверждения любви.

Стремление человека к знаниям

Камю сопоставляет наблюдения о жажде мудрости Сизифа и его предполагаемой профессии вора: «Однако, согласно другой традиции, он имел тенденцию практиковать профессию вора». Вывод Камю по этим двум вопросам изложен в следующей строке: «Я не вижу в этом противоречия». Это иллюстрирует предположение Камю о мудрости как о воровстве.

Конечно, знание чего-либо не отнимает знания у человека, от которого оно было получено, но это грабеж. Когда вы узнаете что-то для себя, вы приобретете силу того, кто скрыл от вас знания. Такое мнение автор проецирует на своего героя.

 

Оцените статью
Блог о Греции