Сизиф (миф древней Греции)
В те времена в Греции жил хитрый и причудливый герой по имени Сизиф, сын бога Эола, властелина всех ветров. Никто из смертных не мог сравниться с ним в хитрости и обмане. Что ж, смертные сильны и попали в беду, когда им пришлось иметь дело с Сизифом. Он не боялся даже самого Зевса, всемогущего громовержца. Зевс любил похищать красивых девушек и часто делал это. А потом однажды он похитил красавицу Энгину, одну из 12 дочерей речного бога Асона. Сизиф увидел, как гром унес девушку, и сообщил об этом ее отцу. Он также указал, где это спрятал Зевс. Взамен Сизиф попросил Асона обеспечить водой из его реки новый город Эфир, который он основал в то время. Затем этот город стал называться Коринфом, и Сизиф стал царем Коринфа.
Злой Асон бросился за похитителем. Он затопил водой все места, которые посетил Зевс, ручьи затопили все пещеры и пещеры, поля и луга. Животные умирали, люди спасались от наводнения только на высоких вершинах гор. Асон, конечно, ничего не мог сделать, чтобы навредить Зевсу. Напротив, это только разозлило его. Разгневанный Зевс метнул свои сверкающие молнии, и Асон сдался, вернул речные воды в их русла и снова стал послушным и сговорчивым. Но Сизиф получил еще и от Зевса, потому что гром знал, кто настроил Асона против него.
Зевс призвал богиню смерти Танатос и велел ей отправиться к Сизифу и отвести его в царство мертвых. Танатос спустился на землю и пришел в Коринф во дворец Сизифа. Она нашла его за обедом и предложила следовать за ней.
«Ну-ну, — тут же согласился проницательный Сизиф. «Отпусти меня и передам последнее распоряжение жене и детям.
Танатос согласился дождаться Сизифа, и, пока она оставалась в комнате, Сизиф собрал всех кузнецов в городе и приказал им встать за дверью.
«А теперь пошли, я все сделал», — грустно сказал Сизиф, входя в комнату.
Но как только они вышли за дверь, кузнецы схватили Танатос и заковали ее в крепкие цепи.
прошел год, другой, третий уже на исходе. Аид волновался. Люди перестали умирать, их души больше не попадают в царство мертвых. Он бросился к Зевсу на своей крылатой колеснице и попросил его навести порядок на земле, чтобы все прошло как надо. Чтобы люди не только рождались, но и умирали.
Зевс послал к Сизифу бога войны, жестокого Ареса. Арес освободил Танатоса от цепей и, конечно же, Сизиф стал его первой жертвой. Он вырвал себе душу и забрал в царство мертвых. Но и там умный Сизиф сумел обмануть богов и был единственным из всех смертных, кто вернулся на землю.
Уже тогда, в молодости, когда Сизиф понял, что ему все же нужно отправиться в Аид, он предупредил жену, чтобы она не устраивала для него погребения и приносила жертвы подземным богам. Жена послушалась мужа и ничего не сделала. Аид и Персефона ждали, ждали, когда будут принесены жертвы согласно Сизифу, и не ждали. Тогда Сизиф подошел к Персефоне и сказал ей:
— О великодушная и всемогущая богиня, убеди Аиду отпустить меня на землю. Моя жена нарушила свой священный обет и не приносила никаких жертв вам, бессмертным и всемогущим божествам. Я должен ее строго наказать. Как только я это сделаю, я вернусь сюда. Честно говоря, я даже не хочу отсюда уезжать, поэтому мне здесь понравилось.
Уверенная Персефона поверила в хитрого Сизифа и отпустила его на землю. Он вернулся в свой дворец и стал спокойно жить дома. Время прошло, боги ждут, а Сизиф не возвращается. Зевс послал стремительного Гермеса посмотреть, чем король Коринфа занимается дома и почему не вернулся в подземный мир. Гермес летит к Сизифу, сидит в своем роскошном дворце и весело празднует и даже хвастается всем, что он единственный смертный, которому удалось вернуться из темного царства мертвых. Гермес понял, что упрямый и хвастливый царь не вернется в Аид. Так он сообщил своему отцу Зевсу. Зевс рассердился, он отправил богиню Танатос обратно к Сизифу, и она забрала его с собой, на этот раз навсегда.
Боги не простили Сизифу его упрямства. Они сурово наказали его после смерти. Сизиф постоянно катит огромный камень по высокой крутой горе. Собрав все силы, он скатывает ее и, кажется, вот-вот доберется до вершины, но каждый раз камень разбивается и падает. И снова Сизифу приходится начинать все сначала. Люди этому научились, и с тех пор всякая ерунда и бесконечный труд называется «сизифовым трудом».
Кем был Сизиф?
Древнегреческие авторы довольно часто упоминают Сизифа, но каждый из поэтов приписывает ему особенности его биографии, но все согласны с тем, что это был Сизиф, основатель города Эфира, который впоследствии стал известен как Коринф.
Его женой была красавица Меропа, дочь великой Атланты, которая держала небосвод на своих плечах. Сизиф стал правителем Коринфа не только по решению местных жителей, прославивших своего благодетеля и великого строителя, либо благодаря помощи колдуньи Медеи.
Отцом Сизифа был сам Эол, властелин ветров. Вероятно, от него король унаследовал свой сложный характер. Сизиф отличался хитростью и находчивостью, его легко обмануть для достижения цели.
Древние греки говорили, что благодаря этим качествам он смог собрать в Коринфе неисчислимые богатства, и люди создавали легенды о сокровищах Сизифа. Наверное, во всей стране не было человека более квалифицированного, чем он.
Встреча Сизифа с Танатосом
Но, как известно, у каждого смертного свое время, и поэтому однажды к Сизифу пришел мрачный посланник Танатос, который должен был увести его в тот мир. Когда Танатос только подошел к порогу роскошного дома короля, он уже почувствовал, что что-то не так.
Он с любовью принял Бога и, узнав о цели прихода, немедленно согласился следовать за царством мертвых. «Я прошу только об одном», — умолял Сизиф. «Дай мне увидеть мою жену и детей в последний раз». Танатос был тронут смирением короля и поэтому с радостью принял его.
Сизиф вообще не пошел к жене. Он приказал немедленно собрать лучших кузнецов Коринфа. Вместе с ними он вернулся в комнату, где его ждал Танатос. Как только бог поднялся со своего трона, кузнецы накинули на него цепи и крепко связали его. Сизиф не хотел умирать, он старался вечно наслаждаться своим богатством и своей властью.
Танатоса бросили в тюрьму, и из-за его отсутствия на земле люди перестали умирать. Прошел год, затем еще один, и, конечно же, повелитель царства мертвых Аид был удивлен, что новые души не вошли в его мир.
Он пошел к Зевсу, требуя восстановления порядка: люди должны были не только родиться, но и умереть. Громовержец быстро узнал о проступке Сизифа, после чего решил послать к царю грозного Ареса, правителя войны и сражений. Естественно, Аресу удалось освободить его от цепей Танатоса.
Разгневанный пленник немедленно напал на Сизифа. Он взял ее душу и отправил в царство мертвых. Теперь королю точно не избежать смерти. Но вышло иначе.
Второй обман
Рассудительный и проницательный Сизиф заранее предвидел такой сценарий. Понимая, что рано или поздно он все равно последует за правлением Аида, он приказал жене после его смерти не преподносить дары богам, не вспоминать его душу. Итак, Сизиф оказался в потустороннем мире.
В течение нескольких лет бог Аид и его жена Персефона не получали подношений от жены Сизифа, что их беспокоило. Тогда царь умолял отпустить его на день. «Вероятно, эта глупая женщина полностью забыла о своем долге перед богами и мной», — сказал он.
Он «искренне» заверил, что с радостью вернется в мир мертвых, ведь он стал ему дорог. Меня позабавила наивность подпольных властителей: они верили в Сизифа. Хотя, думаю, царь просто умел виртуозно уговаривать и обмануть.
Как вы понимаете, Сизиф вернулся на землю, но не собирался возвращаться в мир Аида. Напротив, в честь своего чудесного «воскрешения» царь устроил пышный банкет, на который созвал всех друзей и правителей соседних королевств. И только тогда боги потустороннего мира осознали, что их снова обманул умный Сизиф. Но его никто не простил.
Наказание для Сизифа
Разъяренный Танатос ворвался прямо в банкетный зал, в мгновение ока извлек душу короля и отправил ее в царство мертвых. Теперь Сизиф не только умер: его ждало суровое наказание. За все обманы, которые он совершал на земле и под землей, Сизифу пришлось заплатить.
Его тяжелая работа продолжается вечно. Обливаясь потом, напрягая все силы, бывший король Коринфа катит в гору огромный валун. Когда наверху остается совсем немного, камень отрывается и падает с грохотом. И тогда Сизиф вынужден снова повторять свою работу.
С тех пор этот бесцельный и бесконечный труд называется сизифовым. Самым ужасным в наказании царя была не сама трудность его работы, а бессмысленность, превращающая Сизифа в обреченного мученика. Однако он полностью заслужил свое наказание.
Мы до сих пор употребляем выражение «сизифов труд”
Завершая рассказ, я хотел бы попытаться хоть немного оправдать Сизифа. Немногие на его месте легко расстались бы с сытой жизнью посреди богатства и почестей. Кроме того, заслуги короля не были надуманными: он фактически построил город и превратил его в процветающее королевство. Пожалуй, главным наказанием Сизифа стали особые (пусть и «темные») таланты. Царь искренне верил, что легко может обмануть даже всевидящих богов, за которые получил вечное наказание.
Сизиф в эссе Альбера Камю
Если вы когда-либо интересовались абсурдом, то вы знаете, что этот философский взгляд на существование человека состоит в том, что его существо не имеет смысла. И именно с Камю Сизиф становится человеком, который поднялся над бессмысленностью жизни и нашел в ней свою судьбу, а также гордость. Это философский очерк Адбера Камю 1942 года «Миф о Сизифе». Кстати, «Миф о Сизифе» — это программный труд в философии абсурда.
В своей работе Камю пытается ответить на вопрос: «Стоит ли жизнь того, чтобы прожить ее?» — единственный вопрос, по мнению Камю, который имеет значение в философии.
Поскольку боги, наказавшие Сизифа, считали, что тяжелая и бесполезная работа — худшее, что только может быть, Камю видит в Сизифе абсурдного героя, который живет полной жизнью, ненавидит смерть и обречен на бессмысленную работу.
Герой мифов вызывает у писателя огромный интерес, когда тот снова и снова спускается с горы у его ног, чтобы найти катанный камень. Этот момент наиболее трагичен, потому что именно в этот момент Сизиф полностью осознает свое отчаянное положение. Сизиф потерял надежду, но и у него нет судьбы, которую он не мог преодолеть, испытывая к ней презрение.
У Сизифа есть свой камень, который является целым имуществом, и даже самый маленький кусочек которого для него — весь мир. В конце концов Альбер Камю приходит к выводу, что на самом деле «все в порядке» и единственное, что должен сделать Сизиф, — это представить себя счастливым человеком.
необычно и интересно то, что Камю предлагает взглянуть на бесконечное и незначительное творчество Сизифа как на некую метафору жизни современного человека, которую он растрачивает в офисах, конторах, фабричных цехах и других подобных местах. Камю заявил: «Сегодняшний рабочий работает над одним и тем же делом каждый день своей жизни, и эта судьба не менее абсурдна. Но трагично только в те редкие моменты, когда это происходит».
Автор этой статьи не претендует на звание писателя, создающего шедевры, или философа, который может выразить суть проблемы в нескольких предложениях, поэтому не судите его строго за то, что будет сказано ниже.
И я хотел бы сказать, что сравнение творчества Сизифа Альбера Камю с жизнью человека нового мира, несмотря на то, что оно было произведено более полувека назад, очень актуально и сегодня. Миллионы людей проводят свою жизнь в бетонных коробках, пытаясь свести концы с концами, выполняя работу, которая нужна кому-то, но не им, зарабатывая деньги на повседневные и часто сиюминутные нужды. Разве это не работа Сизифа? И разве это не абсурд во всей красе? Есть ли в этом смысл? Многие из нас катят свой «камень» на своей «горе», каждый в своем «Тартаре», и проводят на нем всю свою жизнь. Правильно, ведь такая жизнь кажется тяжелым бременем, постоянно требующим внимания и действий.
Но автор не согласен с тем, что жизнь не имеет смысла. Жизнь дана каждому из нас не зря — у всего в этом мире есть цель, от маленького насекомого до самых высоких и недоступных гор, от незначительного сотрудника до большого начальника — каждый является частью целого. Пусть это звучит слишком идеалистично, но в жизни каждый человек может найти свою судьбу, чтобы не быть абсурдным человеком.
Если вы любите жить, то вы должны стремиться наполнить жизнь яркими красками и эмоциями или хотя бы делать попытки. Если жизнь кажется «пустой тратой времени», то вы можете посвятить ее подготовке к «жизни после». Единственное и самое главное — уметь найти себя, понять, что тебе нравится, в чем твоя душа. И даже если это не поможет, вы можете постоянно наблюдать за своим «камнем», который вы пытаетесь накапливать вверх. Возможно, со временем и для вас в одном миллиметре этого камня будет заключена вся вселенная.
Отец и дед древнегреческих героев
Многим известен миф о Сизифе, краткое содержание которого можно изложить следующим образом. Смертному удалось перехитрить богов, отложить смерть на несколько лет, вернуться после нее в мир живых и жить счастливо еще много лет. Это делает Сизифа поистине равным Богу.
Первый король Коринфа известен также тем, что сын Сизифа, Главк, был растерзан кобылами, после чего превратился в божество, пугающее убегающих лошадей. Внук Сизифа Беллерофонт стал известным героем и самым верным союзником троянцев в войне против греков.
Абсурдное рассуждение
Книга начинается с примечания, что «абсурд, который до сих пор считался заключением, здесь берется за отправную точку». Главный вопрос любой философии — это вопрос о смысле жизни:
Есть только одна действительно серьезная философская проблема: проблема самоубийства. Решение о том, стоит ли жить, отвечает на фундаментальный вопрос философии.
Самоубийца признает, что «жизнь кончилась, она стала непонятной». Но на чем основан его выбор? Решение добровольно отказаться от этой жизни созревает «в тишине сердца». В то же время внешние события являются лишь импульсом, когда «этого немного .. достаточно, чтобы горечь и скука, накопившиеся в сердце самоубийцы, взорвались».
Чтобы понять, что человек может выбрать в данной ситуации, необходимо выявить факторы, толкающие человека на этот поступок. Безразличие мира, осознание собственной смертности, бессмысленность жизни — все это лишь способы проявить чувство абсурда, среди которых, конечно же, скука — главная:
Вставай, трамвай, . работай, обедай, спи; Понедельник, вторник, среда .. все в одном ритме… Но однажды вопрос «почему?» Все начинается с безумной скуки.
Столкнувшись с окружающим миром, разум бессилен найти истину в себе и в мире. Это «столкновение между иррациональностью и бредовым желанием ясности, зов которого звучит в глубинах человеческой души» и есть причина абсурда. Человек хочет быть счастливым и найти смысл жизни, но мир не дает ответа на эти вопросы. У человека есть разум, мир непостижим, а связь между ними — абсурд. Отрицая элемент абсурда в жизни, человек не решает проблему смысла, а лишает себя разумного выбора. Все мыслители перелезли через «стены абсурда», предполагающие уход в религию и надежду на будущее. Автор называет это «философским самоубийством», так как такой подход не решает проблемы.
Вера в Бога не дает «вечной свободы», но человек может быть свободным в своем выборе и действиях. Принимая абсурд, человек не верит и не надеется на будущее. Он освобождает себя в своем желании быть, решая не жить лучше, а как можно больше пережить ее. Смысл жизни в том, чтобы сознательно поддерживать «жизнь абсурда», а не убегать от нее в самоубийстве. Это восстание придает жизни новый смысл и красоту, поскольку «нет более прекрасного зрелища, чем борьба интеллекта с реальностью, превосходящей его».
Абсурдное творчество
Абсурдный человек должен быть творческим человеком. Только творчество, выражающее истинную свободу, может преодолеть абсурд. Творец прекрасно понимает, что он смертен и что его творения неизбежно обречены на забвение. Художник, например, просто изображает то, что видит и переживает. Он не пытается объяснить мир, зная, «что у творчества нет будущего, что ваши работы рано или поздно будут уничтожены, и он глубиной души верит, что все это не менее важно, чем строить веками — таково трудная мудрость абсурдного мышления ». Творчество — это редкая возможность примирить свое сознание с абсурдностью окружающей действительности. Творец формирует свою судьбу.
Все творчество Достоевского пронизано проблемой абсурда. Его романы ярко описывают мироощущение абсурдного человека. Писателю удалось показать «все мучения абсурдного мира», но русский гений не смог найти выхода из абсурдного тупика. Обращаясь к Богу, Достоевский поднимает только проблему абсурда, но не решает ее. Он пытается дать ответ, но «абсурдная работа, напротив, не дает ответа». Абсурдное творчество — это «бунт, свобода и разнообразие».
Множество вариантов
Сизиф — кто он? Применимо ли к нему выражение «бог Сизиф»? Чем он знаменит? Этот король Коринфа не был олимпийцем, но его отец, владыка всех ветров, Эол, был богом. Матерью была смертная женщина Энарета, которая родила своему мужу, помимо Сизифа, пять сыновей и пять дочерей.
Возможно, такое обилие сестер и братьев сделало будущего короля Коринфа олицетворением хитрости, жестокости, разврата и жадности. В мифе о Сизифе есть несколько вариантов его жизненных поступков и причин сурового наказания, которое он получил после смерти. Его величайшим грехом считалось полное неуважение к богам. Он объяснил смертным все их секреты, и вовсе не бескорыстно.
Под другим ракурсом
Конечно, столь яркий, хотя и неоднозначный образ древнегреческого фольклора не мог не привлечь внимание писателей и художников. В 70-е годы в Театре Сатиры шла комедия о Сизифе, роль в которой блестяще исполнил талантливый Б.М. Тенин, а Ареса — молодой А.Д. Папанов. В этой игре Сизиф предстал храбрым человеком, не боявшимся богов, над которыми постоянно издевался и высмеивал. Но наиболее знаковым является образ этого героя в произведении известного автора «Чумы».
Сизиф Камю — бунтарь, который бросил вызов богам, любит жизнь, полную страстей, и отрекся от богов, сознательно приняв наказание. Он относится к своему камню как к собственности, которая заменила для него весь мир. Он возвышается над абсурдностью осуждаемого.
Значение фразеологизма «Сизифов труд»
Работа Сизифа — тяжелая, бесполезная и постоянно повторяющаяся работа. Стоит отметить, что с помощью этого фразеологизма можно обозначить как физическую напряженную работу, не приносящую результатов, так и умственную рутинную работу.
Фразеологизм «Сизифов труд» может применяться человеком как по отношению к своему делу, так и по отношению к бесплодной тяжелой работе, проделанной другим человеком.
В случае использования выражений по отношению к своему произведению фразеологизм часто выражает возмущение или отчаяние, а если фраза используется для описания действий третьего лица, то таким образом часто выражается сочувствие или осуждение, и иногда даже улыбка.
Отражение в культуре
Образ Сизифа, благодаря своей ясности и точности, часто использовали художники, драматурги, писатели и поэты. Первые драматические произведения появились еще в древности. Сюжет был воплощен и на полотнах живописцев, например, итальянского Тициана.
А известный философ и писатель экзистенциального направления Альбер Камю опубликовал в 1943 году очерк «Миф о Сизифе». Он представляет собой наиболее современный взгляд на этот сюжет в целом. Явная бесполезность творчества героя исследования при детальном рассмотрении, по мнению писателя, по-своему значима. Удовлетворение можно найти и в неудачной работе, заключает Камю.