Милетская школа: основная проблема решавшаяся философами, представители в античной философии

Милетская школа философии — в чем особенности

Школа Майлза — одна из первых школ античной классической философии VI-V веков.

Школа Майлза является частью так называемых досократических натуралистических школ. Его основные представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философ Лосев А.Ф относит школу к направлению ионической натурфилософии. В отличие от Платона и Аристотеля, ионийцы писали на своем родном ионийском диалекте древнегреческого языка. Именно со школой Майлза связано возникновение западной философии.

Школа Милета получила свое название от греческого поселения Милет, который был важным торговым городом. Здесь развивались различные науки и искусства. Здесь формируется отдельное натурфилософское направление, основоположником которого является уроженец Милета Фалес.

Осторожно! Если учитель обнаруживает плагиат в своей работе, серьезных проблем не избежать (вплоть до отчисления). Если вы не можете написать себе, закажите здесь.

Почти все произведения Милези носят название «О природе», что прямо указывает на главный объект изучения и наблюдения философов: природу, космос (как абсолютное единство). Поэтому милези, как и все ранние философы, называются натурфилософами из истории философии.

Идеи милетской школы

Преподавание школы Майлза — это философия, известная в узких кругах как натурфилософия, то есть философия природы, философия природы. Поскольку было мало консолидированных научных знаний, выявленных прямым опытом и определенной методологией, были только некоторые астрономические космологические, космогонические, физические, геометрические учения (в очень незначительной степени), поэтому мудрецы или философы обратили внимание и проанализировали то, что они видят. Чтобы определить все, что видит человек, и весь существующий мир в той мере, в какой это осознавал мудрец, было понятие «Макрокосм». Для определения человека было другое понятие: «Микрокосм».

Очерк

Философы милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, биологии, географии, метеорологии, физики и (возможно) математики. Идеи космогонии, космологии, теологии и физики, которые ранее были широко распространены в мифологии и традиции в абстрактно-символической форме, были переведены Милези на уровень научного интереса. Они ввели первую научную терминологию, впервые начали писать свои произведения прозой.

Исходя из принципа сохранения: «что-то не происходит из ничего», Milesi предполагали единое вечное, бесконечное, «божественное» происхождение видимого разнообразия вещей, источника жизни и существования космоса. Таким образом, на основе разнообразия явлений они увидели своего рода единую власть закона; для Фалеса это вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределенная и неограниченная изначальная субстанция), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно иносказательно, как символ комплекса абстрактных свойств этой изначальной субстанции.)

Школа Майлза видела мир как живое целое; в нем не проводилось фундаментального различия между живыми и мертвыми, умственными и физическими; только малая степень животности (жизни) признается для неодушевленных предметов. Сама анимация («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный тип первозданной субстанции.

Считается, что милетские философы не были материалистами в современном понимании этого слова. «Различие между материей и духом в те дни еще не было установлено, и пока это не будет сделано, нельзя говорить о материалистах в том же смысле, в каком мы говорим о них сейчас».  Как пишет Ф. Х. Кэссиди, первые греческие философы «не знали ни чисто материального принципа, ни чисто идеальной сущности».

С потерей политической независимости Милета (начало V в. До н.э.), отобранной ахеменидскими персами, период расцвета жизни Милета прекращается, и здесь останавливается развитие философии. Однако в других городах Греции учение Милези не только продолжало действовать, но и нашло последователей. Такими были Гиппо Самосский, присоединившийся к учению Фалеса, а также знаменитый Диоген Аполлонийский, последовавший за Анаксименом из ниоткуда. Школа Майлза оказала большое влияние на развитие материалистической мысли в Древней Греции.

Основная проблема, решавшаяся философами

Последователи школы исходили из самого начала: «Ничего не происходит из ничего». Поэтому основная проблема философов — это проблема принципа природы. Философы были уверены: поняв начало, можно объяснить принципы и законы, по которым существует природа.

Они считали, что начало должно быть универсальным, вечным, бесконечным, «божественным» началом, источником существования жизни. Душа в сознании Milesi становится «тонким» и подвижным типом первопричины — сырым материалом.

Учение представителей школы Майлза было направлено на понимание космоса как чувственно-материального объекта.

Для них (как и для древности в целом) было свойственно смотреть на мир чисто объективно. То есть правда в том, что мое чувство и видение мира основано не на моем восприятии, а потому, что это так на самом деле.

Милетцы не делают различий между субъективным пониманием реальности и реальностью, какова она есть для себя, последнее поглощается в первую очередь их представлениями. Следовательно, космос Милези — это единство и абсолютный порядок. Но в то же время пространство — это конструкция физических элементов и их материи.

Космос (в смысле школы Майлза) — это абсолют (вечный и неизменный), который проявляется в объективно материальной форме.

Космос предстает в своем чувственно-эмпирическом проявлении — в реальных реальных вещах. Он, по мнению школьников, состоит из материальных элементов, чувственно воспринимаемых. Некоторые представители школы вложили в свои головы отличные элементы.

Фалес считал основным источником составляющую, образующую воду, Анаксимандр — воздух, Анаксимен — свойство воздуха (апейрон). Ключевой элемент каждого философа рассматривался не только как материальная основа, но и как объективная субстанция.

Примечание

Для Milesi характерен монизм, когда все материальное разнообразие сводится к универсальному происхождению.

Милетская школа как предшественница материализма

Общее изменение подхода к пониманию природы как самоходной и с ее первопричиной уже носит материалистический характер. Школа Майлза пытается порвать с мифологическим синкретизмом и религией, показывая, что не боги управляют природой и ее явлениями.

Более того, ученики школы Майлза предлагают рациональный, хотя и не лишенный мистики и мифологии, подход к пониманию окружающей реальности природы.

Примечание

Лосев А.Ф отмечает, что школьное обучение Майлза невозможно свести к наивному эмпиризму.

Для Milesi материя — абстрактная категория для описания универсального. Природа вещей рассматривается как физическая сущность — это фундаментальная неизменная реальность. Более того, представители натурфилософии никогда не отрицали влияние разума или души космоса, а отошли на второй план.

По универсальности и неизменности исходных элементов взгляды школьников близки будущим представлениям об атомах и материи. Однако материя как универсальный элемент наделена у милези некоторой силой, которую они в некоторой степени мифологически описывают как справедливость, борьбу.

Поэтому было бы неправильно называть Милези материалистами в современном понимании материализма. Их материальные принципы все еще были неразрывно связаны с идеалистическими представлениями об Абсолюте

Примечание

Материализм школы Майлза (как и всех философов ранней античности) — первая попытка интуитивного понимания окружающего мира, его основ, законов развития и существования. Поэтому этот материализм весьма условен.

Представители милетской школы

Философская школа Майлза представлена ​​в учениях трех древних философов. Фактически это основатели школы Майлза: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Они также являются наиболее яркими представителями этого направления, возникшего в VII-VI веках до н.э и его отцов.

Фалес Милетский

Фалес - основатель милетской школы
Фалес

Фалес Милетский (VII-VI век до н.э.) был купцом, большую часть жизни провел в путешествиях и был выдающимся ученым и мудрецом. Как один из «семи мудрецов», он предсказал лунное затмение в 585 году до нашей эры. NS и определил высоту пирамиды, анализируя ее падающую тень.

В своей философии он утверждал, что начало всего — вода. Все сделано из воды. Ничто не может жить без воды: вода занимает большую часть суши. Более того, Фалес считал, что у всего есть душа. Все одушевлено, и боги правят вселенной. Фалес определил порядок расположения светил: луны, звезд и солнца.

Геометрия в учении Фалеса

философия древней греции

Во время путешествия в Египет и Вавилон Фалес знакомится с сельским хозяйством, которое в этих краях было довольно развито. Это способствовало формированию его геометрических знаний. Этот мыслитель, по мнению большинства авторов «Античности», не только принимал знания, но и пытался их организовать и вставить в определенную систему. Из него были сформулированы некоторые положения, например, относительно треугольника. Фалес отметил, что углы при основании в равнобедренном треугольнике равны. Кроме того, этот мыслитель, представитель философии Древней Греции, определил условия, при которых треугольники подобны.

Многогранные интересы Фалеса оказали определенное влияние на дальнейшее развитие его учения. Например, в то время геометрия была настолько развита, что считалась основой научной абстракции. Это нашло отражение во взглядах Фалеса, которые стремились понять самую суть мира.

Основа мира, согласно Фалесу

Основой всего мыслитель считал воду. При этом он понимал это не как олицетворение мифологической силы или конкретной формы, а как текущее и аморфное сосредоточение мысли. «Бесконечная вода», по мнению Фалеса, имеет потенциал для дальнейшего развития. Все остальное рождается через «разрежение» или «сгущение» этой изначальной материи.

Анаксимандр

Анаксимандр - ученик Фалеса
Анаксимандр

Анаксимадр (610–547 гг. До н.э.) был учеником Фалеса и поначалу не принимал воды, а употреблял нечто бесконечное, сверхразумное без границ — Апейрон (от греч. — «Бесконечный»). Апейрон неопределенен. Когда из Апейрона выходят тепло и холод, появляется огненная оболочка, притягивающая к себе воздух, который, накопив достаточно сил, разбивает оболочку и образует три кольца: внутри каждого из них находится частица незначительного огня. Таким образом получается круг луны, круг звезд и круг солнца.

Согласно Анаксимандру, люди произошли из частиц морского дна, отложившихся на протяжении веков, затем высадились и изменили форму. Земля неподвижна и похожа на кусок колонны. Все, что осталось от Апейрона, должно быть наказано. И поэтому ничто не вечно. Когда один мир разрушается, другой возникает из Беспредельности.

Вопрос о Земле и о начале мира

Самым интересным из астрономических видений Анаксимандра является идея о том, что наша планета свободно восходит, что она ничем не связана и не ограничена, поскольку она одинаково удалена отовсюду. Это прототип геоцентрического взгляда на Вселенную. Кроме того, Анаксимандр утверждает, что наша планета находится в постоянном вращательном движении, которое служит источником холода и тепла. Этот мыслитель, как и Фалес, затрагивает вопрос о начале мира. По его словам, в основе и происхождении лежит нечто бесконечное. Анаксимандр не называл это водой или чем-то еще. Он учил, что целое остается неизменным, а его части меняются. Анаксимандр предложил свою арку. В своей философии он отошел от материальной детерминации. Arche характеризуется как нечто неопределенное, безграничное.

Как возникли жизнь на Земле и человек, по мнению Анаксимандра?

философские школы Милетского и Элейского

У Анаксимандра мы находим проблему, которую его учитель обозначает только абстрактно. Это вопрос о том, как зародилась и сложилась жизнь. Анаксимандр пишет, что первые животные нашей планеты родились «в воде». У них был покров из шипов. Повзрослев, животные ушли на материк. Когда крышка сломалась, они жили недолго. Таким образом, Анаксимандр приписывает способность жить определенному типу материи. Такой взгляд был характерен для различных представителей милетской школы. Его можно определить термином «илозоизм» (от греческого слова, означающего «жизнь», «материя»). Согласно Анаксимандру, вся материя живая.

Еще одним проявлением материализма можно считать то, что этот мыслитель относится к ряду животных и людей. По его мнению, человек впервые родился от животного, принадлежащего к другому виду. Таким образом, мысль Анаксимандра углубляет материализм, характеризующий философию представителей милетской школы.

Анаксимен

Анаксимен был учеником Анаксимандра. В целом он придерживался идей своего учителя, но внес некоторые изменения. Во-первых, он попытался объяснить, что такое бесконечное движение всего на Земле, о чем говорили Анаксимандр и Фалес. Вот почему Анаксимен ввел в свои теории тезис о том, что истинное происхождение — воздух. Движение мира сгущает или разжижает воздух, из-за чего появляются различные природные объекты и явления. Более разреженный воздух превращается в огонь, но если вы сгущаете воздух до предельного состояния, вы можете получить землю и камни. Для Анаксимена понятия воздуха, дыхания и души были очень близки. По его словам, дыхание (по сути, циркуляция воздуха) живых существ указывало на то, что у них есть душа.

Как и его учитель, Анаксимен продолжал изучать астрономию и движение небесных тел. Позднее авторы цитируют цитаты из произведений Анаксимена, в которых обрисовывается довольно поэтическая картина устройства космоса. Мыслитель полагал, что небо представляет собой кристаллическую или ледяную поверхность, в которую звезды вбиты, как гвозди. Он окружает неподвижную Землю, вокруг которой движутся плоская Луна и Солнце.

В отличие от своих предшественников, Анаксимен интересовался причинами некоторых метеорологических явлений. Например, мыслитель объяснил образование снега и града соединением воздуха и воды. Современные исследователи справедливо считают Анаксимена одним из основоположников метеорологии.

Гераклит

Взгляды Гераклита отличались от взглядов Милези. Он попытался найти первопричину мира, и Гераклит начал устанавливать основные характеристики мира, сначала подчеркивая его бесконечное становление. Самая важная черта из всего, что существует, — это движение. Это происходит потому, что все вокруг меняется и нет ничего постоянного.

Самая известная фраза Гераклита: «Все течет, все меняется!»

Это выражение стало крылатым, оно приобрело множество значений и вариаций, основная идея — дважды войти в одну и ту же реку. На первый взгляд может показаться, что река осталась прежней, но на самом деле в ней все изменилось.

Обсуждая вопросы о происхождении мира, Гераклит предложил идею считать огонь главной субстанцией. Огонь как идеальный образ движения: пламя постоянно меняется, сочетая в себе гармонию контрастов. Этот процесс напоминает пламя костра, возникающее в результате чьей-либо смерти.

Жизнь Гераклита связана еще и с тем, что есть идея вечного изменения. Для него это было практически доктриной или, другими словами, теорией слияния противоположностей. По его словам, единство есть, но оно формируется за счет сочетания противоположностей. В непрерывной борьбе противоположности объединяются и становятся источником непрерывного движения — гармонии.

Гераклит в этом контексте превозносил войну: «Война — отец всего и вся, царь; одни решили быть богами, другие — людьми; одних он сделал рабами, других освободил…», «Вы должны знать, что война универсальна а правда — это борьба, и что все происходит через борьбу и по необходимости».

Эти мысли являются началом зарождающейся гегелевской философии, основанной на единстве и борьбе противоположностей. Тогда Г. Гегель соглашался с Гераклитом в отношении большего значения войны.

Бытует мнение, что такое превознесение войны Гераклитом связано с тем, что он довольно пренебрежительно относился к человечеству в целом. Он утверждал, что только силой можно заставить людей делать добрые дела.

Гераклит писал: «Каждое животное направляется кнутом на корму». Хотя однозначно согласиться с мыслителем в этом выражении вряд ли возможно. Однако его высказывание: «Многие знания не учат быть мудрыми, мудрость — это знание причин и причин» имеет полное право на достойное существование.

Другие философские школы Античности

В Древней Греции первые философские школы возникли в первых городах-государствах VII и V веков. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. Наиболее известны следующие:

  • Школа Милези;
  • атомщики;
  • Елейская школа;
  • школа Гераклита Эфесского;
  • пифагорейцы.

Их взгляды имеют общие характеристики:

  • космоцентризм;
  • непротиворечивый (доктринальный) характер их философских учений;
  • одушевленная неодушевленная природа (илозоизм);
  • поиск истока, породившего все вещи;
  • большее внимание философов к объяснению различных явлений окружающей среды.

Философские школы Милези и Элиана сыграли свою роль в развитии этой науки. Многие мыслители впоследствии обращались к трудам своих представителей, развивая свои взгляды или споря с ними. Элеаты, в частности, изучали проблемы познания, рассматривали все существующее как материальное выражение идей (то есть были предшественниками идеализма), делились высшими духовными и чувственными знаниями.

 

Оцените статью
Блог о Греции