Милетская школа: взгляды философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена

Биография Фалеса Милетского

Фалес Милетский. По этой теме мы уже более подробно закончили аннотацию Аристотеля (640-546). — философ Древней Греции, неизменно возглавляющий список «семи мудрецов». Его считают родоначальником философии античности, а созданная им философская школа Майлза, или ионическая, является своего рода отправной точкой для развития всей европейской науки. Метафизика Аристотеля началась именно с Фалеса, а Евдем — с его работ по астрономии и геометрии.

Исторически достоверные данные о жизни Фалеса практически не сохранились до наших дней. В произведениях более поздних античных авторов имеется лишь ряд разрозненных, а иногда и противоречивых упоминаний. Единственная точная дата, которую можно отнести к жизни греческого философа, — это дата предсказанного им затмения — 585 г до н.э. Все остальное, включая даты рождения и смерти, очень приблизительные.

известно, что Фалес — потомок знатного рода, получивший достойное образование. Он жил в Милете. Некоторые источники указывают, что он финикийец или был финикийцем по происхождению. Поскольку он был трейдером, он много путешествовал. Он жил в Фивах в Египте, Мемфисе, много времени проводил со священниками, изучая их мудрость. Считается, что в Египте Фалес приобрел знания в области геометрии, с которыми позже познакомил своих соотечественников. Вернувшись на родину, Фалес создал философскую школу Милета, наиболее известными последователями которой являются Анаксимен и Анаксимандр.

В древности его авторству приписывали прозаические произведения: «О принципах», «В день солнцестояния», «В день равноденствия», «Морская астрология». Эти же имена демонстрируют желание философа найти физическое начало Вселенной. К сожалению, сами произведения не сохранились, до нас дошли только их названия.

Фалес — основатель милетской школы

Древний прародитель многих наук Фалес также является основателем философской школы, получившей впоследствии название «ионической» или «милетской». Второе название происходит от города Милет, в котором родился мыслитель. Город располагался в Малой Азии, на территории современной Турции.

К сожалению, письменных работ философа-основателя не осталось, и даже предполагается, что их, скорее всего, не существовало. Однако Диоген Лаэртий считает, что произведения «В день солнцестояния» и «В дни равноденствий» принадлежат перу Фалеса. Кроме того, античному мыслителю приписывают авторство «Морской астрономии» и «О истоках». Несмотря на это, исследователи сомневаются, что философ оставил какие-либо трактаты.

Учение Фалеса было революционным для того времени. Мыслитель отвергал объяснения явлений природы с помощью мифов и пытался исследовать их с помощью логики и анализа. Фалес считал, что начало всего — вода, которая, по его мнению, бесконечна.

Учеником и последователем Фалеса был Анаксимандр, у которого было собственное видение вселенной, отличное от видения его учителя. По словам Анаксимандра, началом всего была уже не вода, а нечто безграничное. Ученик Анаксимандра, Анаксимен, пришел к выводу, что начало — воздух.

Фалес Милетский — идеи и вклад в науки

Фалес был первым, кто сформулировал идею о том, что все едино и имеет происхождение, в качестве которого он олицетворял воду. По его словам, земля, то есть земля в виде диска, находилась на воде, которая была бесконечной. Природа землетрясений также была связана с водой: они случались при больших волнах. Скорее всего, такая теория возникла в результате анализа и наблюдения: все, что давало жизнь, находилось в жидком состоянии.

Мыслитель пытался понять мировой порядок на уровне законов природы, поэтому его учение часто называют «натурфилософией». Фалес не вызывает сомнений во взаимодействии духовного и материального, хотя и признает, что у всего есть душа. По мнению философа, весь Космос подчиняется божественному разуму.

Фалес был первым, кто предположил, что все имеет материальную основу и поддается изучению и анализу, тем самым став, по сути, родоначальником научного подхода к мироустройству. Первичная субстанция — вода, по Фалесу, была приведена в движение космическим Разумом, имеющим божественную природу. Вода могла потерять жидкую форму при конденсации и стать твердой, а при испарении — воздухом, который в свою очередь мог превратиться в огонь.

Среди наук, которые обязаны своим рождением Фалесу Милетскому, находятся геометрия, астрономия, география, физика и биология. Считается, что древний мыслитель предсказал солнечное затмение в 585 г до н.э. Это предсказание, основанное на определенных знаниях, нанесло серьезный удар по мифической идее мироустройства в целом. Фалес определил пропорции размеров Луны и Солнца относительно их траектории — 1/720. Кроме того, философ научился определять дни солнцестояний и равноденствий, а также создал календарь по аналогии с египетским.

Вклад Фалеса в геометрию трудно переоценить. Он научился измерять высоту египетских пирамид по их тени, показал, что диаметр делит круг пополам, а углы у основания равнобедренного треугольника равны. Кроме того, философ вывел, что пересекающиеся прямые образуют 2 пары равных противоположных углов, и доказал теорему о равенстве двух треугольников, имеющих равные основания и прилегающие к нему углы. Две теоремы в мировой науке называются «теоремами Фалеса». Один о прямом угле треугольника в зависимости от диаметра, а второй о параллельных секущих.

Астрономические представления

Древняя традиция представляет Фалеса как астронома и математика. Например, его современник Гераклит утверждал, что знает Фалеса не как философа, а как талантливого астронома, способного предсказывать солнечные затмения. Но предсказывая затмения, ученый не понимал природы этого явления. Его понимание движения небесных тел было совершенно неверным. Фалес Милетский в своих предсказаниях использовал периодичность затмений, которую открыли жрецы Египта и шумеры.

школа Майлза Фалеса Анаксимандра Анаксимена

Фалесу приписывают открытие закона годового движения Солнца, относящегося к неподвижным планетам, вычисление времени равноденствий и солнцестояний, понимание того, что Луна не светит благодаря собственному свету. Ученый понимал небесные тела как воспаленную землю. Фалес систематически вел календарь и поэтому определил, что год состоит из 365 дней и 12 месяцев, ученый не понимал, что делать с високосным годом, и поместил эти дни в начало года, как это было в Древнем Египте.

философы милетской школы

Математические представления

В геометрической науке Фалес Милетский вывел ряд равенств: треугольники, вертикальные углы, углы при основании равнобедренного треугольника и т.д. Ученый впервые вписал в треугольник обычный круг. Для Древней Греции это было откровением. Но принципиально новым явлением было то, что Фалес начал преподавать математические науки в прямой экспериментальной форме.

Как естествоиспытатель Фалес Милетский стремился понять причину разлива рек, в том числе Нила. Он ошибочно предположил, что реки разливаются под действием пассата, который препятствует движению водных масс и вызывает их скопление. Но, как выяснилось, реки вышли из берегов из-за таяния снега летом и проливных дождей.

Фалес из Милета как ученый

Большинство историков философии считают, что Фалес черпал свои ранние научные знания у азиатских мудрецов Финикии, Египта и Вавилона. Ученые поздней античности также утверждали, что Фалес принес геометрию в Грецию из Египта и философию из Мемфиса.

Мифология

Некоторые до сих пор верят, что взгляды мудреца основаны на греческих или ближневосточных религиозных верованиях. Однако это мнение неверно. Фалес, философия которого в древности считалась ультрасовременной, вскоре отказался от традиций и перестал доверять аргументам, основанным на мифологическом контексте.

Он, вероятно, знал о заверениях Гомера о том, что прародителями космоса были божественные существа, но Фалес никогда не верил, что именно боги организовали или управляли космосом. Изучая теорию воды как изначальную природу всех вещей, Аристотель отметил, что взгляды его предшественника имеют общие характеристики с традиционными верованиями, но это не означает, что древнегреческая философия Фалеса так или иначе зависит от мифологии. Эссе Милета выражало видения не устаревшие и примитивные, а новые, необычные, на основе которых впоследствии возник научный подход к изучению природных явлений. Вот почему Аристотель признал Фалеса основоположником натурфилософии.

древнегреческая философия Фалеса

Доказательная база

Философия Фалеса Милетского

Задолго до появления основных гипотез Фалеса люди начали практиковать примитивную металлургию, поэтому философ прекрасно знал, что тепло может вернуть металл в жидкое состояние. Вода инициирует рациональные изменения гораздо чаще, чем другие элементы, и ее можно наблюдать в любое время в трех состояниях: жидкости, пара и льда. Основное свидетельство, которое Фалес, как мудрец и основатель античной философии, приводил в поддержку своих взглядов, заключался в том, что вода, будучи однажды затвердевшей, может образовывать почву. Город Милет стоял в проливе, где со временем — буквально из воды реки — вырос остров. Сегодня руины некогда процветающего города лежат в десяти километрах от побережья, а этот остров долгое время был частью плодородной равнины. На берегах Тигра, Евфрата и, конечно же, Нила можно было наблюдать похожий образ: вода постепенно лилась на землю, и созерцателям казалось, что земля произошла из жидкости. Фалес, философия которого основывалась на естественных процессах, был убежден в единственном принципе: вода способна создавать и питать весь космос.

Убедительная гипотеза

Фалес как мудрец и основатель античной философии

Точно неизвестно, как сам мыслитель объяснил свою идею всемогущества воды, поскольку его письменные работы не сохранились, и большая часть свидетельств была позже предоставлена ​​Аристотелем. Предполагается, что главным средством убеждения было то, что Фалес, философия которого в то время казалась настоящим прорывом в познании, первым отрицал причастность олимпийских богов к сотворению мира.

Опровержение

Только в 1769 году экспериментатор Антуан Лавуазье развеял веру в то, что вода производит почву. В девятнадцатом веке идея самозарождения материи была опровергнута Луи Пастером.

Основные черты философии Милетской школы

Один из семи мудрецов, Фалес, стал отцом нового направления в философии. Он является основателем школы под названием Милет. Философская школа Майлза, которую мы кратко обсудим в этой статье, была первой, кто отделился от других направлений. Именно в ней сознательно поднимался вопрос об основных принципах существования. Философия этого периода представляет собой совокупность всех форм и типов знаний (как практических, так и теоретических). Но, несмотря на это, основной интерес всех представителей этой школы охватывает весьма специфический круг проблем. Вопрос о сущности мира стоит на первом месте. Ее по-разному решали отдельные представители такого направления, как философская школа Майлза. Однако итог их работы сводится к общему знаменателю. Эти мыслители видят основу мира в определенном материальном принципе.

Материализм в Милетской школе

Философскую школу Майлза можно кратко охарактеризовать следующим образом: она спонтанно тяготеет к материализму. Его представители интуитивно понимали мир как материальный, но при этом вопрос о взаимодействии духовных и материальных начал до сих пор не поднимался. В этот период также появляется наивная диалектика. То есть развитие проявляется во всей своей сложности, противоречивости и разнообразии форм. Представители Майлза с помощью диалектики хотят понять мир в динамике изменения и развития. С помощью материализма они превзошли религиозные и мифологические взгляды других мыслителей. Они дали совершенно материалистический ответ на вопрос об основополагающем принципе мира, хотя такие идеи все еще были наивными.

Геометрия в учении Фалеса

философия древней греции

Во время путешествия в Египет и Вавилон Фалес знакомится с сельским хозяйством, которое в этих краях было довольно развито. Это способствовало формированию его геометрических знаний. Этот мыслитель, по мнению большинства авторов «Античности», не только принимал знания, но и пытался их организовать и вставить в определенную систему. Из него были сформулированы некоторые положения, например, относительно треугольника. Фалес отметил, что углы при основании в равнобедренном треугольнике равны. Кроме того, этот мыслитель, представитель философии Древней Греции, определил условия, при которых треугольники подобны.

Многогранные интересы Фалеса оказали определенное влияние на дальнейшее развитие его учения. Например, в то время геометрия была настолько развита, что считалась основой научной абстракции. Это нашло отражение во взглядах Фалеса, которые стремились понять самую суть мира.

Основа мира, согласно Фалесу

Основой всего мыслитель считал воду. При этом он понимал это не как олицетворение мифологической силы или конкретной формы, а как текущее и аморфное сосредоточение мысли. «Бесконечная вода», по мнению Фалеса, имеет потенциал для дальнейшего развития. Все остальное рождается через «разрежение» или «сгущение» этой изначальной материи.

Вопрос о Земле и о начале мира

Самым интересным из астрономических видений Анаксимандра является идея о том, что наша планета свободно восходит, что она ничем не связана и не ограничена, поскольку она одинаково удалена отовсюду. Это прототип геоцентрического взгляда на Вселенную. Кроме того, Анаксимандр утверждает, что наша планета находится в постоянном вращательном движении, которое служит источником холода и тепла. Этот мыслитель, как и Фалес, затрагивает вопрос о начале мира. По его словам, в основе и происхождении лежит нечто бесконечное. Анаксимандр не называл это водой или чем-то еще. Он учил, что целое остается неизменным, а его части меняются. Анаксимандр предложил свою арку. В своей философии он отошел от материальной детерминации. Arche характеризуется как нечто неопределенное, безграничное.

Как возникли жизнь на Земле и человек, по мнению Анаксимандра?

философские школы Милетского и Элейского

У Анаксимандра мы находим проблему, которую его учитель обозначает только абстрактно. Это вопрос о том, как зародилась и сложилась жизнь. Анаксимандр пишет, что первые животные нашей планеты родились «в воде». У них был покров из шипов. Повзрослев, животные ушли на материк. Когда крышка сломалась, они жили недолго. Таким образом, Анаксимандр приписывает способность жить определенному типу материи. Такой взгляд был характерен для различных представителей милетской школы. Его можно определить термином «илозоизм» (от греческого слова, означающего «жизнь», «материя»). Согласно Анаксимандру, вся материя живая.

Еще одним проявлением материализма можно считать то, что этот мыслитель относится к ряду животных и людей. По его мнению, человек впервые родился от животного, принадлежащего к другому виду. Таким образом, мысль Анаксимандра углубляет материализм, характеризующий философию представителей милетской школы.

 

Оцените статью
Блог о Греции