Общественный и государственный строй Древней Спарты

Миф о Спарте

Спарта была столицей Спарты, занимавшей юго-восточную часть полуострова Пелопоннес. Спартанская простота стала пословицей: все в этом государстве было направлено на воспитание идеальных солдат, не заинтересованных ни в чем, кроме войны.

Кажется, все слышали о детях, которых старшие приводили на обследование: здоровых возвращали родителям, слабых бросали в глубокую пропасть. Но это только один из законов Спарты: были и другие, которые должны были превратить общество в конвейер, производящий безупречных воинов. Но работали ли эти законы?

Война и только война

Настоящему спартанцу не стоит отвлекаться на всякую ерунду: например, думать о том, что он будет есть. Обработка земли и разведение скота в Лакедемоне считалось унизительным и вредным для военного дела: что, если была война и спартанец устал?

Откуда берутся хлеб и мясо? Для этого были илоты, положение которых напоминало статус крепостных в России. Илоты были привязаны к участкам земли, и каждый спартанец имел право хотя бы на одно такое назначение. Ни илоты, ни землю нельзя было продавать или покупать: только по наследству или дарению.

С каждого участка помещик получал ежегодно 70 медим (более 300 ведер) зерна себе, 12 медим жене (видимо, спартанцы ели в шесть раз меньше мужчин), а также некоторое количество вина и фруктов. Остальное принадлежало летчику.

Илоты могли получить свободу, но только по решению государства. Их редко отпускали и, конечно же, только из-за их боевой доблести. Новые «крепостные» появились во время войн: например, в 8 веке до нашей эры спартанцы захватили соседнюю Месопотамию и превратили большинство ее жителей в илотов.

Теоретически все кажется гладким: крестьяне пашут, воины дерутся. Однако оврагов в жизни хватало: илоты были недовольны своим положением и регулярно устраивали восстания. Спартанцы боролись с этим как могли — для борьбы с повстанцами была даже специальная тайная полиция. Официально было запрещено убивать илотов, но раз в год против них объявлялась война: таким образом спартанцы, не нарушая закона, уничтожали всех, кто казался им непослушным.

Воспитание мужчин: трусом быть плохо, вором — почетно


Жизнь спартанца началась со знаменитой бездны: дети были тщательно обследованы, и в живых остались только здоровые и крепкие. До семи лет мальчики росли в семье, затем их отвели в закрытую школу, где и началось обучение. Основная цель состояла в том, чтобы обучать солдат, лояльных государству, чтобы мало времени тратилось на чтение и письмо, а всякая ерунда, такая как поэзия или наука, полностью игнорировалась.

Военную службу у спартанцев начинали в 20 лет, в 30 лет мужчина становился полноправным гражданином. Обеды проходили за общим столом: каждый приносил часть еды, полученной от своих илотов, в общий котел. Не должно было быть нищих или богатых: все должны были жить в одном достатке. Исключение составляли цари Спарты: на городских пирушках они могли съесть вдвое больше, чем остальные. Золото и серебро были запрещены: деньги в государстве делались из железа.

Концентрация на военном деле окупилась: спартанцы долгое время были непобедимы. Знаменитая битва при Фермопилах была тому доказательством: после ухода греческих союзников 300 спартанцев успешно отразили все лобовые атаки и были уничтожены только после того, как персы смогли обойти горы и атаковать с двух сторон. Один из спартанцев пришел воевать, будучи слепым: Хелот привел его на поле битвы. Другой, не явившийся из-за болезни, был бойкотирован после возвращения в столицу: с ним никто не разговаривал, но они называли его исключительно «трусливым Аристодемом», пока он не снял стыд со своего имени, героически погиб во время битвы при Plataea.

Ирландский историк Джон Багнелл Бери писал: «Иностранцу из Афин или жителю Милета должно было казаться, что они были перенесены в давно минувший век, когда люди были смелее, лучше и проще, их не баловало богатство и беспокоиться об идеях. Обычный грек считал, что государственное устройство Спарты обладало строгой и простой красотой ». Но было ли это правдой?

Реальность была не такой уж идеальной. Мальчики, которые учились в школах, не просто игнорировали стихи: им, например, запрещали принимать горячие ванны, и поэтому мальчики ходили грязными и неопрятными. Официально поощрялось воровство: детей наказывали только за то, что их поймали — не надо так смущать!

Брак был разрешен с 20 лет, и однополые отношения процветали среди молодежи в школах: это считалось неотъемлемой частью образования настоящего мужчины. Забавный момент: как красота женщины повысила статус ее мужа, так и поведение мальчика повлияло на уважение, с которым относились к его взрослому любовнику. Например, Плутарх утверждает, что спартанец был оштрафован за то, что его молодой партнер каким-то образом кричал от боли во время драки.

Не принадлежащие к себе, заключенные в жесткие рамки правил, спартанцы считали свободу не правом выбора образа жизни, а праздностью — возможностью избежать физического труда, будь то ремесло или культивирование. Им не разрешали путешествовать, и даже иностранцы не хотели въезжать в Спарту: они все равно подкупали идеальных воинов рассказами о своих традициях.

Женщины Спарты: целомудренные девы или развратницы?

Женщины в Спарте пользовались значительно большей свободой, чем в Греции, где почтенные матроны были заперты дома под полным контролем своих мужей.

Юные спартанцы тренировались вместе с мальчиками и тоже голыми: бегали, дрались, метали копья. Подобные процедуры вводились ради государства: считалось, что физическое развитие позволит девочкам легко и в больших количествах производить на свет здоровых малышей. Отсутствие одежды не означало гендерного равенства: вид обнаженных женщин должен был пробудить в мужчинах плотские желания и подтолкнуть их к созданию семьи и рождению детей.

«В наготе девушек не было ничего неприличного, они все еще были застенчивы и далеки от соблазна», — писал Плутарх. На самом деле все было иначе: девушки часто вступали в лесбийские отношения. Также бывало, что сын царя не стал наследником, потому что оказалось, что его отцом был другой мужчина. Моральная свобода подпитывалась официальной государственной позицией: в Спарте не видели ничего плохого, если бы пожилой муж приводил любовника в дом для своей жены, чтобы она могла зачать детей.


Аристотель говорил, что в Спарте можно было наложить аскетизм на мужчин, но не на дочерей и жен. «Женщины в Лакедемоне в прямом смысле этого слова ведут упорный образ жизни и предаются роскоши», — написала она. По мнению философа, как и большинство воинственных племен, в Спарте правили представительницы прекрасного пола.

Жители Спарты имели право наследовать земли своих родителей, и, хотя доля дочери составляла лишь половину той, что причиталась сыну, незадолго до падения государства 40% всех участков принадлежали женщинам. Дары, которые женщины Лакедемонии оставили в храме Афины, сохранились: судя по ним, спартанцы могли позволить себе не только жить в роскоши, но и делиться ею. Неудивительно: мужчины должны были посещать Фермопилы, в то время как женщины не воевали, реже умирали и поэтому часто становились единственными наследниками.

Хозяйственные дела спартанцев, как и их мужей, считались ниже их достоинства. Существует легенда о девушке из Спарты, взятой в плен и проданной в рабство. На вопрос, что она умеет, гордая дочь своего народа ответила: «Будь свободной!» И когда он попытался заставить ее работать, она покончила жизнь самоубийством. Так что тяга к роскоши спартанских девушек вполне объяснима: много свободного времени, муж всегда на войне или на тренировках, есть деньги — чем еще заняться, как не радоваться жизни?

Формирование государства

Среди политики Древней Греции Спарта занимает особое место. Его социальная система и политический режим уникальны и даже загадочны. Причины и обстоятельства формирования конкретных основ общества и его весьма своеобразных традиций до сих пор не выяснены.

Название государства происходит от города, основанного в 10 веке. AVANTI CHRIST NS на левом берегу реки. Евфрат. Во внешних отношениях Спарту называли La Quedemon. По-видимому, в архаический период, до начала VII в. До н.э., спартанская община находилась на стадии военной демократии и развивалась, как и другие дорические племенные образования. У каждого из его трех чресл был свой базилик, национальное собрание и совет старейшин.

Территория Спарты находилась на юге Пелопоннеса, но постепенно спартанцы завоевали всю Лаконию. Коренные жители, ахейцы, попали под контроль спартанцев. Элита местных жителей нашла общий язык с родовой знати спартанцев, вошла в сообщество победителей. Завоевание Лаконии сопровождалось массовым разграблением коренного населения. Это ускорило распад общинной системы спартанцев, а появление частной собственности на землю и рабов способствовало процессу формирования классов. Косвенно формирование государства подтверждается тем, что деление жителей по половому признаку постепенно сменяется территориальным делением. Есть 5 областей. Спартанские деревни из резиденций племенных общин превратились в своеобразные небольшие административные центры.

Разбогатев, чтобы знать, высшие эшелоны спартанцев и ахейцев превратились в правящий класс, приобретая все новые свойства — в виде земли, скота, денег. Развитие товарно-денежных отношений открыло почву для эксплуатации и порабощения членов общества. Процесс классообразования и государственного строительства здесь мало чем отличался от процессов, подобных тем, которые имели место в Афинах до реформ Солона. Но в Спарте все осложнялось аграрным перенаселением. В седьмом веке. AVANTI CHRIST NS отсутствие плодородной почвы было особенно очевидным.

Начались войны за захват Мессении, расположенной в центре полуострова. После двух мессенских войн под властью Спарты была обнаружена очень большая территория с большим населением. Здесь проживало 200 тысяч рабов-илотов, 32 тысячи периек. Спартанцы — мужчины-воины — их было всего 10 тысяч. Войны, грабежи порабощенных людей обогатили дворянство Спарты, началась борьба между общинами, аристократы стали игнорировать старые обычаи и традиции; Факты незаконности и произвола принимались с размахом. Демос и аристократия разделились и противостояли друг другу. Племенной антагонизм обострил социальную напряженность. Спартанская община оказалась на грани развала. Диагноз его состояния поставил мифический Ликург: «Спарта — больное тело, страдающее от всех болезней»,

Спартанцы в Мессинии поработили население, большая часть которого принадлежала к дорическому народу; Победители и проигравшие говорили на одном языке, у них была одна религия. Находясь в явном меньшинстве, окруженные огромной массой населения, яростно ненавидевшей работорговцев, спартанцы жили в вечном страхе, почти не снимая боевых доспехов, не расставаясь со своим оружием. Отчаявшиеся и простые спартанцы могут пойти на крайние меры. Он знал об этом и, вероятно, предвидел опасность своего физического уничтожения, как и в случае с другими стратегиями ранней тирании. Крайне сложная и опасная ситуация вынудила его в начале 7 века. NEXT CHRIST NS проводят серию радикальных преобразований.

Согласно легенде, испуганные правители Спарты неоднократно обращались за помощью и советом к мудрому Ликургу, который был стражем царя. Ликург уже считался известным юристом, предположительно, он знал Гомера лично, имел репутацию опытного государственного деятеля и блестящего организатора

Природные условия Спарты

Спарта находилась в южной части Балканского полуострова, который назывался Пелопоннесом. Юг Пелопоннеса был разделен равнинами Лаконии и Мессеника, разделенными хребтом Тайгет.
Лаконская долина, через которую протекал Еврот, составляла основную территорию Спарты. Эта долина была окружена горами на севере и малярийными болотами на юге. Спарта располагалась в центре долины, 30 километров в длину и 10 километров в ширину.

Природные условия Спарты

Его территория была благоприятна для выращивания сельскохозяйственных культур, почвы были плодородными. На территории также были леса с виноградниками и фруктовыми деревьями. Но Лаконская долина была небольшой по размеру и не имела удобных портов.

Возникновение Спарты

Спартанцы были отрезаны от моря, что образовало их изоляцию, с другой стороны, они были агрессивны по отношению к своим соседям — западной долине Мессенпи, потому что там были плодородные земли.
Лакедемона — древнейшая история Спарты, о которой практически ничего не известно. Раскопки указывают на тесную связь Спарты и Микен. Додориан Спарта — город, восходящий к микенской эпохе.

Согласно легенде, в Спарте жил Василей Менелай, брат Агамемнона, мужа Елены. Есть также история о походе потомков Геракла (Гераклида) на Пелопоннес и завоевании ими Аргоса, Мессении и Лаконики, земель, которые когда-то принадлежали Гераклу. Итак, согласно этой легенде, дорийцы поселились на Пелопоннесе.

Распад отношений между кланами, столкновения с соседями и внутренние распри привели к образованию рабовладельческого государства. Государство в Спарте зародилось рано: в результате завоевания в нем сохранились многие наследие предков.
Важной особенностью спартанской системы является сочетание сильной государственности с общими институтами.

Большинство спартанских обычаев связано с именем законодателя и мудреца Ликурга. Считалось, что в его образе присутствуют черты человека и бога света — Ликурга.
Культ Ликурга распространился на Спарту в 8 веке. В пятом веке. Ликург стал считаться создателем государственного строя в Спарте и был помещен в одну из спартанских королевских семей.

Легенда описывает Ликурга как дядю и воспитателя молодого спартанского царя. Согласно предсказанию Дельфийского оракула, Ликург, как исполнитель воли Божьей, опубликовал ретру.

Ликургов Ретра был выражен архаичным лапидарным языком и лег в основу спартанского государства. Ликургу также приписывают проведение земельной реформы, положившей конец земельному неравенству и привилегиям аристократии.

Согласно легенде, Ликург разделил Спарту на 9 (некоторые историки предполагают, что на 10) тысяч равных частей, которые назывались клерами. На каждом участке было равное количество спартиатов — мужчин, составлявших ополчение.
Затем Ликург покинул Спарту, поклявшись гражданами не нарушать принятые им законы. Поэтому он решил, что достиг главной цели своей жизни. После его смерти в Спарте в его честь был построен храм, а сам Ликург был объявлен богом. Впоследствии его имя стало символом идеального лидера, для которого важны справедливость и его Родина.

Спартанская политика определялась спецификой захвата соседних земель. Таким образом, в 8 веке была длительная война с соседями — Мессенией, которую назвали Первой мессенской войной. Это закончилось полным завоеванием Мессинии и порабощением ее народа.

В седьмом веке произошла вторая мессенская война, вызванная тяжелым положением покоренного населения илотов. В этой войне снова победила Спарта.

Во время Мессеникских войн в Спарте сформировалась новая государственная система, которой спартанцы обязаны своей победой. Эта система сопротивлялась Спарте триста лет (VII-IV вв.).

Вторжение дорийцев: рождение Спарты

Дорический полис Спарта возник во времена средневековья Греции. В этот период дорические греки переселились на Пелопоннес и покорили бывшее ахейское население. Согласно легенде, Пелопоннес был разделен между потомками Геркулеса, который возглавил вторжение. Кресфон получил Мессинию, Темен получил Арголиду, а сыновья Аристодема получили Лаконию.

В архаическую эпоху Спарта вела тяжелые войны с другим дорическим полисом, Аргосом. Победы Спарты в Фире и Сепее подорвали могущество Аргоса, и в классические времена этот полис не решался в одиночку сражаться с исконным врагом. Однако Аргос сохранил свою независимость. По словам царя Клеомена I, победителя битвы при Сепее, так что спартанской молодежи было с кем поучиться воевать.

В шестом веке до нашей эры Н.С. Спарта вела тяжелые войны с соседней Аркадией. Лаконцам удалось победить, но политика Аркадии не стала частью спартанского полиса, а стала его более молодыми союзниками. Так были заложены основы Союза Пелопоннеса. Этот союз, возглавляемый Спартой, также включал Элиду, Сикион, Коринф и другие полисы Пелопоннеса. Союзники отправили войска в объединенную армию во главе с королями Спарты.

Общество Спарты состояло из трех социальных групп. Его вершиной были спартиаты во всех отношениях или «равные», потомки дорических завоевателей. Ниже них находились перики, лично свободные, но лишенные политических прав, жители Лаконии и Мессении. Перики имел право заниматься ремеслами, а также должен был служить в спартанской армии наравне с гомешами. Илоты были рабами спартанской общины.

Спартанцы приписывали создание своей политической системы законодателю Ликургу. Но они не могли отделить правду от вымысла в его биографии еще в античности. Скорее всего, Ликургу приписывали комплекс преобразований в спартанском обществе, который проводился на протяжении всей архаической эпохи к середине VI в. До н.э. Н.С преобразовал его в военизированное государство.

Во главе Спарты одновременно правили два короля двух королевских династий. В управлении им помогал совет аристократов, герусия. В нем было 30 членов, и каждому королю было зарезервировано место. Народное собрание в Спарте имело минимум полномочий: оно одобряло только законопроекты о герусии. В VI веке до н.э к ним была добавлена ​​коллегия из 5 эфоров, которая контролировала деятельность королей.

2 (2) .jpg

Мессенские войны: появление илотов

Мессения была завоевана дорийцами в темные века. Сведения о ходе завоевания и образе жизни Дориана Мессения практически отсутствуют. Древние авторы писали, что ахейцы этой области не были порабощены дорийскими завоевателями, но признали их власть.

Мессиния была страной небольших городов и деревень, жители которых осознавали свое культурное единство. Победители Олимпийских игр из этого региона также были обозначены как выходцы из Мессении, а не как особый политик. Продолжительные войны со Спартой должны были только укрепить единство мессенцев.

Первая война между Спартой и Мессенией произошла во второй половине восьмого века до нашей эры. По описанию Эллады Павсанийской, он ходил 19 лет. Это был просто конфликт между двумя государствами, которых поддерживали другие государства Пелопоннеса. Коринф был на стороне Спарты. Арго, Аркадия и Сикион — Мессения.

Мессенцы проиграли войну. По условиям мира они должны были предоставить победителям часть урожая, а также признали свою зависимость от Спарты. Западные города Метона и Пилос сохранили свою независимость. Проявлением зависимости от Спарты, например, является то, что жители Мессении отправляли своих провожающих на похороны королей. После первой войны началась эмиграция мессенцев, особенно аристократии. Они участвовали в создании политики Regius. Потомки изгнанников сохранили свою мессенскую идентичность и после освобождения своей родины в 4 веке до н.э вернулись туда. Священники, служившие в мессенских храмах, бежали в Элевсин.

В первой половине седьмого века. Н.С восстали жители Мессении. Во главе новой войны стоял полководец Аристомена. Его творчество было прославлено его потомками, особенно когда Мессиния снова была освобождена. Позднее авторы подробно описали его действия и подвиги, в которых уже невозможно отличить правду от вымысла.

Повстанцев поддержали другие общины Пелопоннеса — Элида, Аркадия и Арго. Спарта нашла союзников и среди других политиков в регионе. Потомки эмигрантов также присоединились к восстанию.

Война изначально была тяжелой для спартанцев. Но затем они перешли в наступление, и союзники мессенцев покинули их. В решающей битве у Великого рва мессенское ополчение потерпело поражение. После этого самые упорные продолжали вести партизанскую войну: они нападали на владения новых хозяев в Мессинии и в самой Лаконии. Война закончилась осадой мессенских укреплений на горе Ира. Последним защитникам Мессинии разрешили покинуть страну и отправиться к своей союзнице Аркадии.

После Второй мессенской войны государственность этого региона была ликвидирована. Мессения была разделена на земельные владения Спартиатов, и ожидалось, что большая часть населения будет преобразована в илотов или, в редких случаях, в перцев. Жители городов западного побережья переселились в Италию и Сицилию. На их место по очереди поселились жители городов Асина и Науплии, друзья Спарты и разрушенные Аргосом.

Мессенцы сохранили свою идентичность как уникальный народ. Их судьба вызвала сочувствие у других эллинов. Изгнанники также помнили о связи с этим районом своих предков. В 464 г до н.э. Спарта была разрушена мощным землетрясением. Это стало сигналом к ​​мощному восстанию илотов Мессении, вошедшему в историю как Третья Мессеникская война.

Мятежные настроения мессенцев использовали враги Спарты. Например, во время Пелопоннесской войны афиняне создали форпост на побережье Мессинии, где могли спрятаться бегущие илоты, желающие продолжить борьбу со Спартой.

В 370 г до н.э н.э. Фиванский генерал Эпаминонд освободил Мессинию от спартанского владычества. Спарта долгое время не признавала Мессинию свободной и безуспешно пыталась вернуть ее под свою власть. Потомки ссыльных вернулись на историческую родину.

3 (2) .jpg

Особенности строя Древней Спарты

Спартанская конституция была семейным остатком, смешанным с сильной государственностью. Для граждан Спарты Конституция была демократией, для зависимого населения — олигархией.

Те, кто мог носить оружие, члены боевой фаланги составляли «сообщество равных». Это сообщество было военным сообществом, имевшим коллективную собственность и коллективную рабочую силу. Все члены общины были равны. Общинную землю возделывали илоты (покоренное население).

Структура древней Спарты представляла собой деление на три дорических (родовых) типа. Каждый спартиат принадлежал к какому-то филе. Со временем клановая система начала вытесняться государственной, а клановые подразделения трансформировались в территориальные. Спарта была разделена на 5 об (деревень).

Все спартанские цари принадлежали к двум родам: Агиади и Еврипонтиди. Цари (архагеты) руководили ополчением, выполняли функции священников и вели дела по семейному праву.

Совет старейшин (Эрусия) был высшим политическим органом Спарты.
Герусия состояла из 30 человек, двое из которых были королями, а остальные — герони, избранными народным собранием из наиболее влиятельных семей. Народное собрание (апелла) собиралось раз в месяц для обсуждения войны и мира. Он выбрал членов герусии и эфоров.

Институт эфоров (обсерваторий) восходит к «Долпкург» Спарте. Эфорат изначально был демократическим институтом. Он состоял из 5 человек, избранных народным собранием. Позже, в V-IV веках, они превратились в олигархическую организацию, защищавшую интересы знати и высшего среднего класса.

У спартанских эфоров было много функций:

  • комплект милиции;
  • сопровождение королей в поход;
  • контроль всех действий королей;
  • судебная власть.

В руках спартанских эфоров находилась вся высшая политика Спарты.
Вся система Спарты носила военный характер. Жизнь в мирное время не сильно отличалась от жизни на войне, так как большую часть времени спартанские войны проводились в укрепленном лагере.

Воины Спарты делились на эномоты — поля, на которых они занимались военными упражнениями и гимнастикой. Ночью солдаты вернулись домой к своей семье.

Изображенные на горшке с нуля гимнастические упражнения показаны на картинке.

Особенности системы древней Спарты

На общие корпоративные обеды (sissity) спартанцы приносили из дома приготовленную еду, дома обедали только женщины и дети. Весь распорядок дня спартанцев был построен в интересах общества. Чтобы затруднить торговлю в Спарте, использовались громоздкие железные деньги.

Политическая система

Выслушав просьбу правителей Спарты, опытный юрист на всякий случай посетил главный греческий храм в Дельфах, принес соответствующую жертву богам и попросил согласия богов на исправление. Очарованная им, главная жрица Пифии подтвердила, что Ликург «фаворит богов» и даже «больше бог, чем человек». Якобы после такого благословения у Ликурга развеялись все сомнения. Если верить источникам, то Ликург изучал законы критских царей о государственном устройстве. Убедив людей, царей и геронов принять его законы, их автор, по легенде, умер от голода, считая свою задачу выполненной.

Реформы, традиционно приписываемые Ликургу, относятся к первой половине VII века. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. За короткое время Ликург установил образцовый порядок, спас людей от бед и бед; Легенды приписывают ему создание таких основ спартанского общества, которые поражают его своей устойчивостью. Действительно, за четыре столетия (до Пелопоннесской войны) в Спарте не было политических потрясений, бунтов, заговоров. Мелкие интриги между королевскими семьями значения не имеют.

Иностранцы были поражены общественным спокойствием, безопасностью, бесспорным подчинением молодежи старшим, послушанием спартанцев, их краткостью и враждебной секретностью в государственных делах. Их удивили ревностное отношение спартанцев к военной и спортивной деятельности, их замкнутость, равнодушие к науке и искусству. Почему-то правители пытались полностью изолировать государство, своих сограждан от общения с другими политиками и народами. Торговые отношения с другими странами были запрещены еще в шестом веке. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. Под угрозой смерти спартанцам было запрещено выезжать за пределы своего государства в личных целях. Только военачальники, послы и делегаты могли выезжать за границу.

Ю. А. Андреев считает, что Ликург вовсе не совершал переворота, а реформы, приписываемые ему древней традицией, — это длительный прогресс в перестройке общественного строя Дориана. Само законодательство Ли-Курга было бы продуктом коллективного творчества многих или даже многих реформаторов. Основная цель реформ — собрать команду граждан, оказавшихся в критической ситуации после Второй мессенской войны. Это была задача, политическая цель элиты, их социальный стереотип. Со временем это политическое учение воплотилось и приобрело самостоятельное существование в образе Ликурия. История превратилась в легенду. В исторической науке существуют и другие гипотезы о легендарном основателе спартанского государства.

Литургические реформы представляют собой целый комплекс социально-экономических и правовых преобразований. Их антиаристократическая направленность очевидна. После реформ дворянство формально исчезло, как бы растворившись в массе демонстраций.

В соответствии с реформами земля была выделена всем спартанцам, призванным в ополчение (Клэр). Их было около 10 тысяч в Лаконии и Мессинии. Клэр считалась неотъемлемым наследством, и, поскольку земля находилась в государственной собственности, ее нельзя было продать, подарить или зарегистрировать в качестве наследства. Размеры лотов были одинаковыми для всех, что подтверждает экономическую основу «сообщества сверстников». Земельные участки обрабатывали илоты, чьей задачей было поддерживать спартанца и его семью.

Илотию можно рассматривать как особый вид древнего рабства. Особенность правового статуса пилота в том, что он не был оторван от средств производства, он владел собственной фермой, использовал свой скот и оборудование. В его распоряжении осталась часть урожая.

Спартанцы обладали абсолютной властью над илотами, но в то же время создавали определенные условия для материальной заинтересованности в них. Многие ученые классифицировали их как рабов. Ф. Энгельс склонен был считать их старинными крепостными. Спартанцы не вмешивались в хозяйственные дела своих илотов, но последние несли ответственность за несвоевременную уплату естественного налога или дани. Илотова не могли отпустить, продать за пределы государства. Клевер и илоты считались общественной и государственной собственностью. Эта форма экономически и юридически укрепила «сообщество равных», завершила трансформацию политики из сообщества в рабовладельческое государство с учетом специфики Спарты. Образ жизни демки, ее традиции, обычаи стали законом.

Спартанское государство и особенности его полисной организации

Земли, полученные периками, — это ремесленники, купцы. Таких участков было около 30 тысяч. Сроки были бесплатными, но у них не было политических прав. Они платили налоги, подати и во время войны были призваны во вспомогательные части.

Спартанцы во всех отношениях считались равными друг другу, великое отступление Ликурга предусматривало довольно жестокий кодекс поведения от рождения до смерти. Обследовали малышку после рождения. Если у него явные физические недостатки, его могут убить немедленно. Его отцу была назначена казнь.

Дети от 7 лет воспитывались в спортзалах под присмотром наставников и педагогов. Мальчиков содержали в суровых условиях, подвергали жестоким учениям; Основная цель тренировок — развитие выносливости, умения безоговорочно подчиняться. Спали на сухих непокрытых камышах, ходили босиком, были в плаще, плаще и каждый день плавали в холодных ручьях.

Ночью молодые люди устраивали засады на улицах и убивали илотов. Они привыкли к насилию.

Девочки регулярно занимаются гимнастическими упражнениями, чтобы стать здоровыми мамочками. Прыгали как лань, в скорости бега не уступали лошади, научились метать копья и диск. Мальчики и девочки в тренажерных залах обычно ходили голыми, реже — в коротких туниках.

Сами чиновники могли определять будущую супружескую пару: они проводили «половой отбор», целью которого было улучшение «расы» людей. Такой подход преследовал одну цель: иметь хороших воинов. Грамотность и другие науки особого значения не имели. Вместе с детьми спартанцев по возрасту воспитывались люди из низших слоев общества, особенно мофаки — дети от смешанных браков между спартанцем и женщиной.

Из-за вечного недоедания юные спартанцы украли остатки еды со стола взрослого. Обвиняемый в краже был избит за неумение. Спарта — пожалуй, единственная страна, где грабежи и кражи не считались постыдным занятием. Основная цель обучения и воспитания — подготовить будущего воина. По достижении 14-летнего возраста подростки были подвергнуты испытанию (агонии) — зверской порке перед алтарем Артемиды.

Совместное обучение полов привело к раннему браку. Жених, по старинным обычаям, украл невесту, украл ее тайно. Однако это было сделано по обоюдному согласию родителей. Скрывая ее от друзей, будущий муж тайком посетил невесту, переоделся и надел мужской костюм. Когда он снял с нее пояс, символ девственности, невеста фактически стала его женой, но после помолвки она вошла в дом мужа. Юноши приносили жертвы Зевсу и его жене, невеста остригла прядь волос. Перед свадьбой ей пришлось умыться в ванной, а потом на вечеринке. Невеста не должна была давать взаймы. Девочек воспитывали в ожидании от них здорового потомства. Мнение официальных лиц было учтено при заключении брака.

С 20 до 60 лет спартанец считался воинской обязанностью, ему приходилось систематически, почти ежедневно совершенствовать спортивные и боевые навыки. До 30 лет спартанец считался неполноценным, у него не было политических прав, он должен был во всем следовать советам своего опекуна, наставника.

Спартанцы носили одинаковую одежду, использовали ту же домашнюю утварь и придерживались обычной формы бороды и усов. В 30 лет спартанец должен был жениться, иначе его избивали женщины (вероятно, незамужние) каждый год во время религиозного праздника. А вот те, у кого было трое, а то и более четверых детей, пользовались особым уважением, получали льготы.

В целом положение женщин в Спарте было относительно высоким. Они не знали многих домашних дел: илоты доставляли еду, детей воспитывало государство. Мужья часто гибли на войне. Женщины соревновались с мужчинами в понимании их внутренних интересов. Благородные жены и вдовы имели достаточную материальную обеспеченность. В их руках в четвертом веке до нашей эры сосредоточено около двух пятых, а в третьем веке. ДО Н.Э. — более половины богатства Спарты. Возможно, этим объясняются обвинения женщин, особенно молодых вдов, в чрезмерной свободе поведения, моральном распутстве, распущенности, безнравственности и нимфомании.

Единство спартанцев обеспечивали совместные обеды (занятия) и групповые занятия спортом. Граждане вносили ежемесячные взносы натурой на общее блюдо. Те, кто не мог внести свой вклад, считались «потерянными» и лишенными политических прав. Простые горожане и короли ели за общим столом, любимое блюдо спартанцев — тушеная чечевица с бычьей кровью. Любая роскошь была обречена. Спартанец мог построить свой дом только с помощью топора, пилы и молотка. Поэтому тот, кто имел надел земли для илотов, постоянно участвовал в общих трапезах (заседаниях) и в работе народного собрания считался полноправным гражданином Спарты. Он должен был знать наизусть самые важные законы (отклонения), действовавшие со времен Ликурия, чтобы безоговорочно им подчиняться. Трусость в бою, неуплата платы за коммунальные обеды, неповиновение чиновникам, как правило, приводили к исключению из семейного положения.

Регулирование жизни спартанцев касалось практически всех сторон не только общественной, но и личной жизни. Война стала их основной профессией. Горожанам запрещалось заниматься ремеслами и торговлей, так как это их бесчестило, это считалось уделом перика. Ввоз иностранной продукции был запрещен. Золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения; Вместо этого появилась чисто местная валюта в виде знаменитых железных слитков — оболочки. Консерватизм правителей Спарты, их упорное сопротивление экономическому прогрессу проявились в жестком регулировании личной жизни горожан.

Это был очень специфический социальный порядок, в котором среди граждан царили грубая эгалитаризм и строгий взаимный контроль. Был запрет на предметы роскоши. Спартанцы постоянно проводили военные учения, основанные на безоговорочном повиновении, на суровой воинской дисциплине.

Контакт с внешним миром был практически исключен. Государство было закрыто. Реформы, приписываемые Ликургу, частично достигли своей цели: «сообщество равных» было сохранено; неравенство товаров сдерживалось и ограничивалось (до определенного периода) действенными мерами.

Политика оказывает материальную поддержку бедным и нуждающимся гражданам, без этой поддержки они не смогли бы участвовать в общественных делах. Реформа Ликурга означала преобразование территориально-родовой организации в рабовладельческую политику. В совокупности все эти меры обеспечили стабильность, стабильность государственной политики, единодушие, гражданское единодушие, подчинение меньшинства большинству.

Реформы Ликурга в принципе признали идею равенства, своего рода демократии. Разоблачено богатство граждан. Исключение составляли случаи, когда богатый спартанец содержал скаковых лошадей за свой счет и участвовал в конных соревнованиях.

Пытаясь сохранить иллюзию «всеобщего равенства», государство поддерживало особый психологический климат, в котором абсолютная стандартизация повседневной жизни стала нормой и идеалом: любая расточительность в одежде, еде, домашней утвари, в жилищных условиях и т сурово осужден. Небольшая регламентация хозяйственной и иной деятельности спартанцев, их свободного времени, наличие всевозможных «табу». Власти бесцеремонно вмешивались в частную жизнь граждан и даже в семейные отношения.

В Спарте не было диссидентов, не было социальных конфликтов, политических волнений. Казарменная система, укомплектованная полицией, вероятно, исключала любую возможность открыто выражать недовольство. Не исключено, что при малейшем недовольстве существующим порядком преступник получил жалобу и был казнен.

В отношениях между гражданами в обществе царила общая подозрительность и строгий взаимный контроль. Вмешательство государства во все сферы жизни убило их инициативу и в конечном итоге привело к застою в социально-экономическом развитии Спарты. Такой политический режим очаровал фашистов, сторонников тоталитарной власти.

Внешняя иррациональность социальной структуры Спарты вовсе не означает ее слабость, неэффективность. В Спарте раньше других сфер было четкое разделение по формам собственности, административное деление по регионам, работала замкнутая полукровная система гражданских солдат, была первоклассная армия, эквивалент которой по выучке и духу борьбы был не в Элладе. Прямых свидетельств сильных противоречий в правящем классе нет. Есть основания полагать, что среди спартанских горожан была элитная группа самых выдающихся глав домохозяйств. Спартанских бегунов можно отнести к привилегированному слою. Конные войска и кавалерия пользовались большим уважением не только в Спарте.

Меры по консолидации и объединению граждан, сохранению архаичных обычаев древних времен были продиктованы положением спартанской общины в подавляющей массе порабощенных и зависимых групп населения. Только сплоченность гражданского общества и единый военный коллектив обеспечили господство побежденного населения. Максимальная сплоченность, строгая дисциплина, коллективная практика, общественное образование детей и даже спортивные упражнения в сочетании с примитивным образом жизни, в котором не было театров или других крупных учреждений, были результатом вечного страха перед возможными илотами или периодами восстаний. Систематические избиения, массовые убийства илотов свидетельствовали о том, что террористическая система была основным средством сохранения классового господства спартанцев.

Предоставляя илотам экономическую независимость, спартанцы бдительно следили за их настроением, беспощадно пресекая все попытки освободиться в зародыше. В период боевых действий илоты вводились как вспомогательная сила, они получали самое примитивное оружие; по этой причине илоты понесли ужасные потери в столкновении с хорошо вооруженным противником. Это было выгодно спартанцам.

Илоты несколько раз восставали против похитителей. В 465 г до н.э

И все же за работой и поведением Периека постоянно наблюдали спартанские лидеры — аккордеон. Во время войны перики набирались как легковооруженные солдаты. Разница в битве давала некоторые преимущества. Известно, что илоты, записанные в гоплиты и отличившиеся в боях, были освобождены; их называли неодомодом. При наличии бесплатной государственной земли они могли получить земельный участок.

Спарта была не просто консервативным государством. Это был очаг политической реакции Эллады, ее граждане были заражены милитаризмом. Правители Спарты втянули свой народ в грандиозные военные события, которые потребовали огромных ресурсов и людских ресурсов и в конечном итоге привели к быстрому падению спартанского «сообщества равных».

Во второй половине V в. Спарта, опираясь на свою военную мощь, поставила перед собой цель стать гегемоном Эллады. Во время Пелопоннесской войны (431-404 г до н.э.) правители Спарты объявили, что спартанцы ведут войну якобы за освобождение греков от владычества Афин. Побежденные Афины приняли все условия, продиктованные Спартой, включая отмену их демократического режима и организацию государства по образу и подобию Спарты: олигархии. Став победителем, Спарта получила большой вклад. Но результаты победы в Пелопоннесской войне ухудшили его положение. Многие спартанцы погибли. Страна была измучена. Высокомерие и грубость спартанских правителей и военачальников вызвали народное недовольство ненавистью субъектов политики.

Для Спарты победа в Пелопоннесской войне означала конец самоизоляции и начался отказ от общих греческих товарно-денежных отношений. Появились золотые и серебряные монеты. Согласно Плутарху, в этот период всех спартанцев «охватывало желание обогащения, как если бы оно было чем-то благородным и великим». Особенно обогатились военачальники.

Согласно закону Efor Epitade, спартанцы могли продавать, покупать, отдавать, завещать свою Клэр. Число павших, потерявших землю, собственность гипомионов выросло, а количество товарищей на сеансах уменьшилось. Спартанская «община равных» близилась к упадку, ее политическая и социальная структура не выдерживала давления товарно-денежных отношений. Бели в 480 г до н.э было 8 тысяч полных спартанских воинов, тогда в 418 г н.э. — всего 4 тысячи. И в конце четвертого века. ДО ХРИСТА осталось меньше тысячи. Большинство спартанцев погибло, их участки стали объектами купли-продажи. Спарта потеряла независимость, попала под власть персов, затем македонцев, начиная с 146 г до н. Э. Рима.

Учреждение эфората и его функции

Согласно Аристотелю, который идеализировал спартанский порядок, царь Феопомп задумал эпоху как орган, уменьшающий власть царя и создававший компромисс между монархом и обществом. Древний автор писал, что, в отличие от герусии, в которую могли входить только аристократы, любой свободный лакедемон мог стать эфором. Скорее всего, это было не так: сначала родственники и ближайшие соратники царя стали эфхорами, и только в классическую эпоху эта должность стала выборной. Основная функция эхората заключалась в выполнении судебных функций, возложенных на короля, пока правитель находился в походе. По мере того, как военные кампании Спарты становились все более частыми и продолжительными, эфорат ускользал из-под контроля правителя и действовал все более и более независимо.

Ефорат состоял из пяти эфоров. Некоторые историки связывают их количество приблизительно с количеством спартанцев (административно-территориальных единиц). Эфоры проводили расследования и судили. Их сила была настолько велика, что они могли подвергать даже королей предварительному аресту. Однако все их действия должны были быть основаны на уважительных причинах и соответствовать определенным процессуальным правилам. Кроме того, эфоры следили за гражданскими сделками и приносили клятвы эфебов (юношей 17-19 лет), когда они вступали во взрослую жизнь.

Реформы Ликурга

В начале своего существования Спарта, расположенная в регионе Лаконии, развивалась как типичный древнегреческий полис. С VI века до нашей эры археологи отмечают сильное обеднение культурного слоя. Именно в этот период Спарта представила реформы, предложенные законодателем Ликургом, имя которого переводится как Волк. Благодаря этим преобразованиям город смог победить близлежащую Месинию и присоединить свои плодородные земли к своему государству.

 

Оцените статью
Блог о Греции