История персонажа
Полифем — одноглазый великан, жестокий монстр, персонаж из «Одиссеи» Гомера. В древнегреческой мифологии образ героя по-разному освещается древними поэтами и писателями. Он показан как глупый великан или как кровожадное детище.
Образ и биография Полифема
Полифем (ударение на последнем слоге) — внебрачный сын одного из трех главных божеств Посейдона. Мать героя — очаровательная морская нимфа Фус. У Посейдона было много детей, зачатых вне брака. Все они были крутыми и некрасивыми на вид.
Великан жил на острове и занимался овцеводством. Однажды я увидел прекрасную Нереиду Галатею и сразу влюбился в нее. Чтобы выразить свои чувства, великан стал играть на флейте, восхваляя красоту возлюбленной.
Но Галатея просто смеялась над нелепыми попытками привлечь его внимание. Его никогда не давали Полифему, иногда только волнами. Галатею интересовал другой мужчина: пастух Акид. Когда он позвал ее на остров, неуловимая Нереида приземлилась.
Сын Фуса и Посейдона, увидев это изображение, пришел в ярость. Не в силах справиться с эмоциями, одноглазый монстр со страшным ревом оторвал кусок камня и бросил его несчастному любовнику. Акид умер мгновенно, и Галатея превратила тело пастуха в реку.
Событие закалило гиганта. В стихотворении Гомера Улисс с командой прибывает на остров, населенный циклопами. Существо, радуясь несчастным гостям, запирает в своей пещере 12 человек. Каннибал съедает члена отряда на обед, и король Итаки понимает, что для его спасения нужен хитрый план.
Улисс вступает в разговор с монстром, представившись «Никто». Выпив вина гиганта, мужчина смотрит на чудовище. Другие существа бросаются кричать. Они спрашивают, кто виноват в трагедии. Услышав слово «никто», они думают, что Полифем над ними смеется, и уходят.
Команда не могла выбраться из пещеры, потому что им нужно было переместить огромный и тяжелый валун. Тогда лукавый царь Итаки приказал всем привязать себя к чреву овцы, чтобы циклопы не нашли их.
Утром ослепленный Полифем начал освобождать стадо из пещеры, но не смог найти беглецов. На борту корабля Улисс выкрикнул настоящее имя монстра. Циклоп, ставший жертвой обмана, просто не мог отпустить короля. Он попросил отца Посейдона послать шторм и разбить корабль.
Полифем и Одиссей
В «Одиссее Гомера» есть целый эпизод, посвященный столкновению Улисса и Полифема.
После окончания Троянской войны Улисс и его люди вернулись на родную Итаку. По пути они посетили множество стран, населенных необычными существами. Однажды корабли Улисса и его спутников высадились на берегах страны циклопов. Команда вошла в большую пещеру, наполненную богатством и едой. Соратники попросили Улисса поскорее взять нужное количество провизии и уйти. Но Улисс с ними не согласился. Он хотел дождаться возвращения хозяина пещеры, думая, что он будет гостеприимным и дружелюбным.
Вечером Полифем вернулся со своей паствой, засыпал вход огромным камнем и вскоре заметил в пещере посторонних. Улисс пошел к Циклопу и попросил его переночевать и поесть. В ответ на это Полифем был не только груб с царем Итаки, но и съел двух своих товарищей. Когда Циклоп заснул, Улисс решил убить его, но вскоре передумал: даже усилиями всей команды было бы невозможно сдвинуть камень, блокирующий выход из пещеры.
Утром Полифем съел еще двух солдат и отправился пасти скот, снова заблокировав выход камнем. Находясь вдали, Улисс нашел огромный клуб циклопов и приказал своим товарищам сделать из него острую ставку. По возвращении Полифем снова съел двух человек, после чего Улисс вышел и угостил великана вином. Пьяный великан спросил, как зовут его пленника, и Улисс ответил, что его зовут «Никто». Когда каннибал заснул, Улисс и его товарищи взяли огромный кол и лишили Циклопа одного глаза. Полифем проснулся от боли и стал звать других Циклопов. Соседи побежали в его пещеру и стали спрашивать, кто обидел Полифема. Он ответил на все вопросы, на которые его никто не обидел. Циклоп решил, что Полифем сошел с ума или напился и разошелся.
Утром Полифему пришлось освободить стадо. Чтобы не дать Улиссу и его команде сбежать с овцой, великан сел на порог пещеры, раскинув руки. Но Улисс обнаружил, как снова обмануть Полифема. С помощью винта царь Итаки привязал весь свой народ к чреву баранов. Полифем, выпустив стадо, нащупал спины животных, но не подумал проверить, не связано ли что-то с их желудками.
Когда корабли достигли достаточного расстояния, царь Итаки хвастливо крикнул Полифему, который фактически ослепил его. Полифем обратился к своему отцу Посейдону, чтобы тот не дал покой хитрому царю на море. Проклятие Полифема сбылось, все последующие события «Одиссеи» связаны с наказаниями, которые мстительный морской бог обрушил на Улисса и его спутников.
Художественные представления
Яркая природа эпизода с Полифемом сделала его одной из любимых тем древнегреческой расписной керамики, чаще всего изображающей слепоту Циклопа и уловку, с которой бегут Одиссей и его люди. Один из таких эпизодов о вазе, изображающей героя, несущего под собой овцу, был использован на греческой почтовой марке 27 драхм в 1983 году.
Свечение было изображено на скульптурах в натуральную величину, включая гигантского Полифема, на скульптурах из Сперлонги, вероятно, сделанных для императора Тиберия. Это может быть интерпретация существующей композиции, которая, по-видимому, была повторена в вариациях в более поздних императорских дворцах Клавдием, Нероном и на вилле Адриана .
Кристофер Вильгельм Экерсберг, Улисс, сбегающий из пещеры Полифема, 1812 год, Художественный музей Принстонского университета
Среди европейских художников по этой теме фламандский Якоб Йорданс нарисовал Улисса, бегущего из пещеры Полифема в 1635 году (см. Галерею ниже), в то время как другие выбрали драматическую сцену, в которой гигантские валуны были брошены в убегающий корабль. На картине Гвидо Рени 1639/40 (см. Ниже) разъяренный гигант бросает валун со скалы, в то время как Улисс и его люди гребут к кораблю далеко внизу. Изображается Полифем, как это часто бывает, с двумя пустыми глазницами и поврежденным глазом, расположенным в центре на лбу. Эта композиция восходит к греческой скульптуре и живописи и воспроизведена в 1802 году «Портрет великана с головой и плечами» Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна (см. Ниже).
Арнольд Бёклин изображает гиганта, стоящего на скалах на берегу и отбрасывающего одного назад, пока люди отчаянно гребут по плавающей волне (см. Ниже), в то время как Полифем стоит на вершине скалы на картине Жана-Леона Жерома 1902 года. Он находится в равновесии, уже бросив камень, который чуть не попадает в корабль. Причина его гнева описана в картине Дж. М. У. Тернера «Улисс, издевающийся над Полифемом» (1829 г.). Здесь корабль плывет вперед, когда солнце вырывается из облаков низко над горизонтом. Сам гигант представляет собой нечеткую форму, едва отличимую от леса и дымной атмосферы высоко над его головой.
Возможное происхождение
Такие сказки, как сказки Гомера о Полифеме, были широко распространены в древнем мире. В 1857 году Вильгельм Гримм составил версии на сербском, румынском, эстонском, финском, русском, немецком и других языках; также известны версии на баскском, саамском, литовском, гасконском, сирийском и кельтском языках. Было идентифицировано более двухсот различных версий примерно из двадцати пяти стран, охватывающих географический регион, простирающийся от Исландии, Ирландии, Англии, Португалии и Африки до Аравии, Турции, России и Кореи. Современные ученые считают, что эти «легенды о Полифеме» сохраняют традиции до Гомера.
Примером такой истории является история из Грузии, Кавказа, в которой рассказывается о нескольких братьях, взятых в плен гигантским одноглазым пастухом по кличке «Одноглазый». После того, как все братья, кроме двух, зажарены и съедены, двое других берут вертел, нагревают его на сильном огне и втыкают в глаз великана. Когда Одноглазый выпустил стадо из загона, он почувствовал, как каждая овца прошла между его ног, но двум братьям удалось убежать, прикрывшись овчиной.
Полифем и Галатея
Фрагмент настенной росписи I века до н.э из спальни виллы Агриппа Постум в Боскотреке, изображающий пейзаж с Галатеей и Полифемом с частью его паствы.
Филоксен из Киферы
Филоксен, написавший более трех столетий после того, как, как считается, был написан Улисс, превратил миф о Полифеме в поэму о Циклопе или Галатеи. Поэма была написана для исполнения в хвалебной форме, от которой сохранились лишь фрагменты, и, возможно, была первой, проявившей женский любовный интерес к циклопу. Объект романтического желания Полифема — морская нимфа по имени Галатея. В стихотворении Полифем не пещера, не чудовищный зверь, как в «Одиссее», но он больше похож на самого Одиссея в своем мировоззрении: у него есть слабости, он знаток литературной критики и понимает людей.
Точная дата создания Циклопа неизвестна, но, должно быть, это было до 388 г до н.э., когда Аристофан пародировал его в своей пьесе «Разбойник (Богатство)»; и, вероятно, после 406 г до н.э., когда Дионисий I стал тираном Сиракуз. Филоксен жил в этом городе и был придворным поэтом Дионисия I. Согласно древним комментаторам, как из-за его резкости в отношении поэзии Диониса, так и из-за конфликта с тираном игрока Авла по имени Галатея, Филоксен был заключен в пещеру и там он сочинил своего «Циклопа» в стиле римского ключа, где персонажи поэмы, Полифем, Улисс и Галатея, должны были представлять Дионисия, Филоксена и игрока на авлосе. Филоксен исполнил свой «Полифем» на цитре, профессиональной лире, требующей большого мастерства. Циклоп, играющий на таком сложном и модном инструменте, был бы довольно неожиданным сопоставлением для аудитории Филоссено.
Филоксен Циклоп также упоминается в разделе «Поэтика» Аристотеля, в котором обсуждаются изображения людей в трагедиях и комедиях, цитируются как Тимоти, так и Филоксен в качестве комических примеров Циклопа.
Аристофан
Сохранился текст последней сохранившейся пьесы Аристофана «Плутос» («Богатство»), почти все хоровые оды в ней отсутствуют. То, что осталось, показывает, как Аристофан (как он в некоторой степени это делает во всех своих пьесах) пародирует современное литературное произведение — в данном случае Циклопа Филоссена. Высмеивая литературные аспекты восхваления Филоксена, Аристофан в то же время комментирует музыкальные события, имевшие место в четвертом веке до нашей эры, развивая темы, которые пронизывают всю комедию. Он также содержит стихи и фразы, взятые непосредственно из Циклопа .
Раб Карио сообщает хору, что его хозяин привел с собой домой бога богатства, и благодаря этому они теперь все станут богатыми. Хор хочет танцевать от радости, поэтому Карио становится главным героем пародии на «Циклопа» Филоссено. Как солист основного хора поет и танцует, Карио воссоздает форму восхваления. Сначала он играет роль Полифема, отводя хору роли овец и козлов, одновременно имитируя звучание лиры: «А теперь я хочу — Третанелло! — подражайте циклопу и раскачивайте ноги взад и вперед, чтобы направлять вас в танце. Но давайте снова и снова будем кричать, дети, песни блеющих овец и вонючих козлов ». Хор, однако, не хочет быть овцами и козлами, они предпочитают быть Улиссом и его людьми и угрожают ослепить Карио (как Улисс, пьяный циклоп) деревянным колом.
Полифем в культуре
Самая известная репродукция, изображающая сцену из древнегреческой легенды, называется «Пейзаж с Полифемом». Художник Николя Пуссен выполнил работу на заказ, взяв за основу сюжет из поэмы Овидия «Метаморфозы».
На картине изображен несчастный одноглазый монстр, оплакивающий любовь к Галатеи. Известно не менее трех экземпляров полотна, оригинал доступен для просмотра в Эрмитаже (Санкт-Петербург).
Старинный сюжет перенял режиссер Анатолий Петров. В 1995 году он выпустил российский анимационный фильм «Полифем, Акид и Галатея», в котором в описание сына Посейдона были включены мифологические представления о жестоком чудовище. Фильм рассчитан на взрослую аудиторию, роль великана озвучил актер Никита Джигурда.
Музыкальные фигуры не перешли от древнегреческого характера. Итальянский композитор Никола Порпора написал произведение, посвященное герою, в 1735 году. Произведение до сих пор ценится не только в театрах Италии, но и во всем мире.
Американский писатель-фантаст Рик Риордан поместил персонажа в литературный цикл о приключениях Перси Джексона и его борьбе с богами, кентаврами и титанами. Нашлось место Полифему во второй части: спектакле «Перси Джексон и море чудовищ». В экранизации 2013 года роль жестокого великана исполнил Роберт Майе.
Музыка
Луи-Николя Клерамбо написал кантату «Полифем», опус 4 около 1700 года. Французский композитор Жан Красус напишет свою последнюю оперу в четырех действиях и пяти сценах на эту тему, основанную на стихотворении Альберта Самена, награжденного премией Concorso Musicale de la Ville de Париж в 1921 году, дебютировавший в Комической опере в 1922 году.
Философия
Для древнего аллегорического Гераклида Циклоп олицетворял «дикий гнев, присущий каждому человеку». По словам философа-неоплатоника Порфирия, человека возбуждает «демон его родного гороскопа». Циклоп родился в пещере, которая, согласно обширным комментариям византийского архиепископа Эстатиуса, является «полостью сердца; потому что именно там рождается гнев — кипение крови в области сердца ». Для философа Хугворта, который следует этим древним интерпретациям, Полифем после посещения мудрости, воплощенной Улиссом (чей второй псевдоним, Метис, означает и «Личность», и «Мудрость»), становится пророком, «Обильным слов». «Это» не упоминается в его высказываниях. «Фактически, его пророчество сбудется: Улисс вернется на Итаку« на арендованной лодке».
Скульптура
- Голова циклопа Полифема, 2 век до н.э., греческая скульптура JC, Музей изящных искусств (Бостон)
- Невероятный Полифем Галатея в руках Ачи, Огюста Оттина (1866 г.), Люксембургский сад (Париж)
Картина
- Acis et Galatée, избегая взгляда Полифема, картина Франсуа Перье, Лувр, копия Musée des beaux-arts de Carcassonne
- Циклоп Полифем готовится раздавить Ачи камнем, фреска Аннибале Карраччи (1560-1609), Палаццо Фарнезе, Рим
Керамика
- Улисс сбегает из пещеры Полифема, висящей под брюхом барана, греческая краснофигурная ваза, около 501 г до н.э., Badisches Landesmuseum Karlsruhe