- Краткая биография Платона
- Детство и юность
- Философия и взгляды
- Личная жизнь
- Путешествие
- Платоновская Академия
- Последние годы жизни
- Смерть
- Особенности учения Платона
- Платон: философия, афоризмы
- О принципах устройства бытия
- О душе и познании
- Об идеальном государстве
- Мудрецы-правители
- Защитники-воины
- Каста трудящихся
- Идея сверхчувственного мира
- Любовь и Красота
- Интеллектуальное созерцание и чувственное восприятие
Краткая биография Платона
Платон происходил из богатой аристократической семьи. В возрасте двадцати лет будущий философ заинтересовался идеями Сократа и стал регулярно посещать его беседы. Деятельность Сократа сильно повлияла на молодого человека, и результатом стал его отказ от политической карьеры. При этом, будучи философом, он всю жизнь сталкивался с проблемами государства и законодательства.
Особое место среди идей Платона занимала его теория идей, концепция идеального государства. Идея идеального состояния принадлежит к первой из длинной серии утопий, как и концепция познания как памяти (воспоминания).
Детство и юность
Точный год рождения философа неизвестен. Предполагается, что это произошло в 428 или 427 году до нашей эры. Днем рождения считается 21 мая (7 Фаргелион), в этот день греки отмечали день рождения сына Зевса и титанида Лето — Аполлона.
Также нет конкретной информации о точном месте рождения. Большинство источников называют родным город Афины Платон, однако есть и другой вариант. По его словам, будущий философ родился на острове Эгина, расположенном в Сароническом заливе, а семья Платона переехала в Афины, чтобы дать детям хорошее образование.
Кстати, спорными считаются не только год и место рождения Платона. Считается, что имя философа на самом деле было Аристокл, а Платон — это прозвище, которое философ получил от своего тренера по панкрационированию, борца Аристона Аргосского, из-за его широких плеч («плато» — в переводе с древнегреческого «ларго»). Впервые об этом упомянул покойный античный историк Диоген Лаэртский.
Родители Платона принадлежали к классу аристократов. Отец философа был потомком аттического царя Кодры, а его мать была афинским реформатором Солоном. Со стороны матери у Платона было два дяди: Критий и Кармид, оба члены группы пропартанских правителей «Тридцать тиранов». Помимо Платона, у Аристона и Периктиона (так звали его родителей) были и другие дети: сыновья Главкон и Адимант, а также дочь Потон.
Портрет Платона
Дети получали классическое музыкальное образование — так называлось общее образование, включающее в себя систему эстетического, нравственного и умственного воспитания (названа в честь муз). Учителем Платона в то время был досоциалистический философ Кратил, последователь Гераклита Эфесского. Под его руководством будущий мыслитель изучал литературу, риторику, этику, основы науки и другие дисциплины.
Во время учебы Платон добился лучших результатов в литературе, искусстве и борьбе, позже философ участвовал в Олимпийских играх и Немейских играх.
Детство и юность Платона попали в эпоху после Перикла, когда среди населения были распространены трусость, лень и жадность. Ситуация только усугублялась военным конфликтом между Делианским союзом (во главе с Афинами) и союзом Пелопоннеса (во главе со Спартой).
Памятник Платону
Аристон был политиком, стремившимся улучшить жизнь своих сограждан. Поэтому он хотел, чтобы его сын стал политиком после получения образования, но сам Платон имел совершенно другие взгляды на будущее. Он пробовал себя писать, писать стихи и пьесы.
Однажды, в 408 году до нашей эры, молодой Платон решил отнести написанную им трагедию в местный театр. По дороге я наткнулся на мужчину средних лет, но крепкого. Между ними состоялся разговор, который перевернул жизнь молодого человека с ног на голову, а также начал новую жизнь. Этим человеком был Сократ.
Философия и взгляды
Учение Сократа реформировалось, оно на удивление отличалось от того, что было раньше. В его философии акцент с изучения мира и природы перенесен на изучение человека. Взгляды и высказывания Сократа произвели впечатление на молодого Платона, о чем можно судить по произведениям последнего.
В 399 г до н.э. Сократа приговорили к смертной казни. Философа обвинили в том, что он не чтит богов, почитаемых жителями города, а вместо того, чтобы распространять новую веру, развращая таким образом людей. Из уважения к прошлым заслугам, включая участие в Пелопоннесской войне, Сократу было разрешено выступить с защитной речью (на основе которой было написано Платоновское «Апология Сократа»), и смертная казнь была приведена в исполнение, выпив яд из чаши.
Казнь Сократа серьезно повлияла на Платона, пробудив в нем яростную ненависть к демократии. После смерти мастера Платон отправляется в путешествие, цель которого — встретиться с другими учеными и обменяться с ними опытом. В течение следующих десяти или пятнадцати лет философ посетил Мегару, Кирену, Финикию и Египет. В этот период ему удалось встретиться и пообщаться с Архито Таранто, с другими учениками Сократа — Евклидом и Теодором, а также с восточными и халдейскими магами. Последнее заставило Платона серьезно заинтересоваться восточной философией.
После долгих странствий Платон прибыл на Сицилию. В планах философа было создание нового государства вместе с местным военачальником Дионисием Старшим (также известным как Сиракузы). Согласно Платону, в новом государстве философы должны править и не пить яд из чаши под крики ликующей толпы. Но задумке не суждено было осуществиться: Дионисий оказался тираном, категорически не любившим идеи Платона.
Платоновская академия
После этого фиаско философ решил вернуться в Афины. Этот город заставил Платона пересмотреть некоторые представления об идеальном государстве. Результатом этих размышлений стала Академия, открытая в 387 г до н.э., учебное заведение, где Платон начал обучать других людей. Так образовался новый религиозно-философский союз.
Школа Платона получила свое название от места, где проводились уроки (парк за пределами Афин), а сама местность названа в честь мифического героя Экадемо. В Платоновской академии студенты изучали математику, философию, естественные науки, астрономию и другие науки. Обучение происходило через диалог — Платон считал, что это лучший способ познать суть вещей.
Преподаватели и ученики Академии жили вместе: этот трюк переняли у Платона последователи Пифагора. Известными учениками Платона были астроном Евдох (который ближе познакомил Платона с восточными учениями и религиями) и философ Аристотель.
Платон и Аристотель
В 366 и 361 годах до нашей эры Платон повторно посещает Сицилию по приглашению своего друга Дионы, правителя Сиракуз и зятя Дионисия Старшего. Дионисио не нравится такой расклад, который красноречиво проясняет убийство Дион. Смерть друга потрясла Платона и вынудила его вернуться в Афины, где философ продолжал свою образовательную деятельность до конца своих дней.
До сих пор не сохранилось ни одного оригинального произведения Платона, но сохранились копии. Самая старая копия работы философа, написанная на египетском папирусе, находится в городе Пемье (160 км к юго-западу от Каира.
Работы Платона составляют Платонический корпус. За сохранность собрания сочинений философа мы должны поблагодарить древнегреческого библиографа Аристофана Византийского. Кстати, именно он первым структурировал произведения Платона, разделив их на трилогии.
Впоследствии перестройка была проведена философом Тразильо ди Менда, придворным астрологом Тиберия Юлия Цезаря Августа. Трасилл сгруппировал сочинения Платона в тетралогию, аналогичное разделение используется и сегодня.
Были и другие попытки структурировать и сгруппировать произведения философа. Популярна версия русского антиквара Алексея Федоровича Лосева. Согласно Лосеву, книги Платона следует разделить на 4 периода: ранний (Критон, Кармид и др.), Переходный (Евтидем, Ион и др.), Зрелый (Тимей, Государство и др.) И поздний («Прочитал» и ». Постзакон»).
Долгое время широкой публике была доступна только одна работа Платона — «Тимей». Положение исправил итальянский философ Марсилио Фичино (1433-1499), который перевел оставшиеся труды философа с древнегреческого на латынь.
Личная жизнь
Философ проповедовал отказ от частной собственности, а также от сообщества жен, мужей и детей. Поэтому выделить у Платона жену невозможно, как невозможно точно назвать его биологических детей.
Путешествие
Историки не до конца установили, куда впервые пошел Платон. Возможно, это был Вавилон или Ассирия. Мудрецы этих стран дали ему знания магии и астрономии. Куда пошел странствующий грек, биографы могут только догадываться. Среди версий — Финикия, Иудея, Египет, несколько городов Северной Африки, где встретились величайшие математики того времени — Теодор и Аристипп. Философ с самого начала брал уроки математики и постепенно стал приближаться к пифагорейцам. Об их влиянии на философию Платона свидетельствует тот факт, что Платон изучал различные символы Космоса и человеческого существования. Пифагорейцы помогли сделать учение философа более ясным, строгим, гармоничным, последовательным и полным. Затем он использовал эти принципы для изучения каждой темы и создания своих теорий.
Платона в путешествии сопровождал Евдокс, прославивший Элладу в области астрономии и географии. Вместе они посетили вышеупомянутые деревни, а затем надолго остановились на Сицилии. Отсюда он направился в Сиракузы, где встретил тирана Диониса. Путешествие длилось до 387 г до н.э.
Из Сиракуз Платон был вынужден бежать, опасаясь преследований тирана. Но грек не вернулся. Он был продан в рабство на острове Эгина, где его купил один из местных жителей. Платона немедленно освободили.
После долгих скитаний философ снова оказался в Афинах, где купил дом с садом. Раньше здесь было языческое святилище, посвященное богине Афине. По легенде, территория была подарена Тесеем академическому герою за особые заслуги. Он приказал посадить здесь оливковые деревья и оборудовать святилище.
Платоновская Академия
Жители Афин вскоре стали называть место, где жил Платон, Академией. Этим названием были названы сады, спортивные залы и рощи. В 385 г до н.э сформировалась философская школа, просуществовавшая до V века нашей эры, то есть до конца античности.
Академия представляла собой ассоциацию мудрецов, служивших Аполлону и различным музам.
Академию также называли музеоном, а ее основателем звали Схоларх. Примечательно, что при его жизни был назначен преемник Платона, который назначил его внуком.
Над входом в Академию была надпись «Не входи в негеометр», что означало, что вход в школу был закрыт для всех, кто не уважал математику и геометрию.
Основными предметами школы были астрономия и математика, уроки проводились по общей и индивидуальной системе. Первый тип обучения подходил для широкой публики, а второй — только для довольно небольшого круга людей, желающих изучать философию.
Студенты Академии жили в гимназии, поэтому им приходилось соблюдать строгий распорядок дня, установленный самим Платоном. Утром студентов разбудил звук будильника, который философ сделал сам. Студенты жили довольно аскетично, как проповедовали пифагорейцы, ели все вместе, много времени проводили в тишине, размышляли, очищали свои мысли.
Занятия в Академии вели Платон, его ученики и выпускники философской школы, успешно окончившие курс. Беседы происходили в саду или в роще, доме, где была оборудована специальная экседра.
Ученики Платонической академии уделяли особое внимание изучению следующих наук:
- Философия;
- Математика;
- Астрономия;
- Литература;
- Ботаника;
- Право (включая законодательство, устройство государств);
- Естественные науки.
Среди учеников Платона были Аристотель, Ликург, Гиперил, Филипп Опунтский, Демосфен.
Последние годы жизни
Когда Платону исполнилось 60, его снова пригласили в Сиракузы, где правил Дионисий Младший. По заверениям Диона, правитель стремился получить новые знания. Платону удалось убедить тирана в том, что тирания — неэффективная форма правления. Это довольно быстро осознал Дионисий Младший.
Из-за сплетен и махинаций врагов Дио был изгнан своим правителем из Сиракуз, а затем переехал в Афины, чтобы жить в Академии Платона. Пожилой философ последовал за своим другом домой.
Еще раз Платон посетил Сиракузы, но в конечном итоге разочаровался в Дионисе, увидев его предательство других. Диона, умершая в 353 г до н.э., осталась на Сицилии. Известие о смерти друга сильно сбило философа, он стал постоянно болеть и находиться в одиночестве. Год и день смерти Платона точно не определены. Считается, что он умер в день своего рождения. Перед смертью он дал своему рабу свободу, приказал составить завещание, согласно которому небольшое имущество философа было роздано друзьям.
Похоронили великого грека в Академии, где жители Афин установили памятник Платону.
Смерть
После убийства Дио Сиракузского в 354 г до н.э. Платон вернулся в Афины, где прожил до конца своих дней. В последние дни своей жизни Платон начал работу над новой книгой: «О добре как таковом». Основа работы уже была сформирована, Платон поделился ею со своими учениками. Однако это не предназначалось для переноса мыслей на бумагу.
Платон
В свой день рождения в 348 (или 347) году до нашей эры Платон покинул этот мир по естественным причинам — от старости. Похоронен философ в Керамике, недалеко от Академии. На его надгробии были вырезаны слова:
«Аполлон родил двух сыновей: Эскулапа и Платона. Один лечит тела, а другой — души».
В память о Платоне написаны картины и нарисованы гравюры (фото есть в Интернете). В качестве персонажа философ снялся в фильмах: «Кровь, похоть и смерть» (1948), «Сократ» (1971), «Ночь» (1985), «Вечеринка» (1989). В 2010 году вышел последний на сегодняшний день художественный фильм, в котором появляется Платон: «Смерть Сократа».
Особенности учения Платона
- Философ учился на основе трех фундаментальных субстанций: души, разума и одного. Однако в нем не было четкого определения этих понятий, поэтому исследователи обнаружили, что в некоторых местах оно противоречит самому себе в определениях. Это проявляется также в том, что Платон пытался интерпретировать эти субстанции с разных точек зрения. То же самое относилось и к свойствам, которые приписывались концепциям: часто свойства не только противоречили друг другу, но были взаимоисключающими, несовместимыми. Платон интерпретировал «Единое» как основу бытия и реальности, рассматривая субстанцию как начало. Нет никаких знаков, как и свойств, которые мешают, по Платону, найти свою сущность. Один есть один, без частей, не относится к бытию, поэтому его можно отнести к таким категориям, как «ничто», «бесконечность», «множество». Следовательно, трудно понять, что ты собой представляешь, это нельзя понять, почувствовать, подумать и истолковать.
- Разум понимался Платоном с точки зрения онтологии и эпистемологии. Философ считал, что это одна из первопричин всего, что происходит во Вселенной, на небе или на земле. Разум, по Платону, должен приносить порядок, понимание Вселенной людьми, которые должны с разумной точки зрения интерпретировать явления, звезды, небосвод, небесные тела, живые и неодушевленные. Ум — это рациональность, которая живет своей жизнью, имея способность жить.
- Платон делит душу на две части: мир и личность. Душа мира — это реальная субстанция, которую даже Платон не понимал однозначно. Он считал, что субстанция состоит из элементов: вечной и временной сущности. Функции души — это объединение телесного и идей, поэтому она возникает только тогда, когда этого хочет Демиург, то есть Бог.
Следовательно, онтология Платона основана на сочетании трех объективно существующих идеальных субстанций. Они не имеют ничего общего с тем, что человек думает и делает.
Познание занимало особое место в философии ученого. Платон считал, что нужно познать мир через собственное знание, любить идею, поэтому он отвергал чувства. Источником настоящего, то есть истинного познания, может стать познание, а чувства стимулируют этот процесс. Познать идеи можно только через разум.
Диалектическая концепция Платона постоянно развивалась, что зависело от окружающей среды и мнений, которые исповедовали греки. Ученый считал диалектику отдельной наукой, на которой базируются другие научные направления и методы. Если рассматривать диалектику как метод, то произойдет разделение одного на отдельные части, которые затем можно будет объединить в единое целое. Такое понимание личности еще раз демонстрирует несостоятельность онтологического знания Платона.
Путешествие по разным странам оказало особое влияние на формирование социальной философии Платона, которая впервые во всей Греции систематически представила знания о человеческом обществе и государстве. Исследователи считают, что философ определил эти понятия.
Среди основных идей, которые выдвигал Платон относительно государства, стоит отметить следующее:
- Люди создавали страны, потому что это была естественная потребность в объединении. Целью этой формы организации общества было облегчение условий жизни, существования и экономической деятельности.
- Люди пытались полностью удовлетворить свои потребности, а затем начали вовлекать других в решение своих проблем.
- Желание избавиться от нужды — один из основных инструментов, для которого люди начали создавать состояния.
- Между душой человека, государством и космосом существует невидимая связь, поскольку у них общие принципы. В государстве можно найти три принципа, которые соответствуют принципам человеческой души. Он умен, похотлив, яростен, склонен к размышлениям, связан с торговлей и защитой. С самого начала деятельности возникли три феодала: философы-правители, воины-защитники, ремесленники и земледельцы, сыгравшие роль производителей.
- Если каждое из свойств правильно выполняет свои функции, состояние можно интерпретировать как правильное.
Платон признавал существование только трех форм правления: демократии, аристократии и монархии. Он отверг первое, потому что демократический режим Афин убил Сократа, который был учителем философа.
По этой причине Платон до конца своей жизни пытался разработать концепцию того, каким должно быть государство и политическая система. Свои размышления он строил в виде диалогов с Сократом, с которым были написаны «Законы». Эти работы так и не были завершены Платоном.
В то же время философ пытался найти образ праведника, у которого в силу демократии будут извращенные идеи и разум. Избавиться от демократии можно только с помощью философов, которых ученый считал верными и здравомыслящими людьми. Поэтому он считал, что философы должны занимать только самые высокие должности в государстве, чтобы управлять другими.
Рассматривая вопросы, связанные с государством, устройством страны, развитием политической системы, Платон посвятил свой обширный труд «Государству». Некоторые идеи можно найти в трудах «Политик» и «Горгий». В нем также изложена концепция того, как настоящий гражданин может получить образование. Это возможно только в том случае, если общество будет одного класса, что создаст правильную систему распределения материальных благ. О государстве должны заботиться его жители, которые не занимаются торговлей и не владеют частной собственностью.
Но космологические учения Платона, понимавшие Космос и Вселенную как шар, заслуживают особого внимания. Он был создан, значит, он закончен. Космос был создан Демиургом, который наделил мир порядком. У мира есть душа, потому что это живое существо. Расположение души интересно. Это не внутри мира, но оно его окутывает. Душа мира состоит из таких важных элементов, как воздух, земля, вода и огонь. Платон считал эти элементы главными в создании мира, в котором есть как гармония, так и отношения, выраженные в числах. У такой души есть свои знания. Созданный создателем мир способствует появлению множества кругов: звезд (они не закреплены) и планет.
Платон думал об устройстве мира следующим образом:
- Наверху был разум, то есть Демиург.
- Внизу была душа мира и тело мира, которое принято называть Космосом.
Все живые существа — творение Бога, который создает людей с душами. Последние после смерти своих хозяев переселяются в новые тела. Душа нематериальна, бессмертна и поэтому будет существовать вечно. Каждая душа создает демиурга только один раз. Как только оно покидает тело, оно попадает в так называемый мир идей, куда душу возит телега с лошадьми. Один из них — символ зла, а второй — чистота и ясность. Из-за того, что зло тянет колесницу вниз, она падает, и душа снова падает в физическое тело.
Душа Платона, как и все остальное, имеет определенную структуру. В частности, он состоит из вожделения, осуждения и рвения. Это позволяет человеку думать, особенно в процессе понимания и познания истины. Следствием этого является то, что человек постепенно, через внутренние диалоги, решает собственные проблемы, противоречия, находит истину. Без такой логической связи невозможно обрести объективность. Философия Платона утверждает, что человеческое мышление имеет свою диалектику, которая позволяет нам понимать сущность вещей.
Идеи древнегреческого философа смогли развить только мыслители 19 века, которые подняли диалектику на новый уровень. Но его основы были заложены еще в Древней Греции.
Платон: философия, афоризмы
Кто такой Платон в мире философии? Ученые до него изучали видимый мир, воспринимаемый органами чувств. Позже их назвали материалистами. Платон открыл другую реальность: мир идей. Его позиция породила целое направление в философии: объективный идеализм. Платон посвятил свои основные труды пониманию таких проблем:
О принципах устройства бытия
Философ разделил все существующее на два мира: мир вещей и мир идей. Он считал, что идеи первичны, а объективный мир — их отражением. Итак, на самом деле существуют только идеи, они являются причиной вещей, и их можно понять только рассудком, пониманием. Так он решил главный вопрос философии: что первично: сознание или материя.
О душе и познании
Платон обсуждает человеческую душу в диалогах «Тимей» и «Федр». Он считал, что душа тесно связана с миром идей, что она также бестелесна и существует вечно. Из мира чистых идей он переходит в тела. Некоторым душам придется повторять это в течение 10 тысяч лет, после чего они вернутся в свой первоначальный мир.
Платон разделял души на типы. В одном человеке преобладает определенный тип. Согласно его учению, души бывают:
- Разумные (мыслитель считал их высшими).
- Содержит волю и благородные желания.
- Состоит из привлекательности и чувственности.
Платоническое представление о душе воплощается в образе колесницы:
- человек на нем олицетворял рациональное начало;
- черно-белые лошади — благородные качества или чувственные страсти.
Платон тесно связывал процесс познания мира с учением о душе. По его словам, душа видела и знала все в мире идей, в котором она существовала. Но, воплотившись в теле, она все забыла. В «Меноне» ученый описывает познание как память о том, что знала душа. Так человек понимает понятия добра, справедливости, красоты и других моральных принципов.
Философ отводил красоте важную роль, он считал, что именно она оживляет воспоминания об идеальном мире. Созерцая красоту, человек достигает нравственной чистоты, приближается к миру идей.
Красота пробуждает идеальное чувство любви. Платон ценит его тем больше, чем полнее он освобождается от грубого чувственного влечения. Это так называемая «платоническая любовь».
Об идеальном государстве
Платон был первым из философов, представивших системную доктрину государства и общества. Этому посвящены его работы «Stato» и «Leggi».
Объясните появление государства желанием людей объединиться. Это облегчает их существование. Идеальное государство в его понимании состоит из трех уровней:
- Разумный старт очевиден в законодательном поле.
- Сильная воля воплощена во властных структурах.
- Чувственное воплощается в производстве ценностей, в сфере бизнеса.
Этому разделению соответствовали и классы: философы-правители, воины-защитники, производители вещей и продуктов.
Государство могло бы стать идеалом Платона, если бы все свойства соответствовали назначению. Это возможно только при условии правильного воспитания и формирования нравственных качеств граждан, поскольку Платон был уверен:
***
«Никто случайно не становится хорошим человеком».
***
«Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное».
В своем учении Платон называет три возможные формы правления:
- монархия;
- аристократия;
- демократия.
Кроме того, каждая из этих форм может быть законной или незаконной. Следовательно, он считал законной монархию, управляемую просвещенным королем.
Мудрецы-правители
Они не способны на аморальные поступки, обладают высшими знаниями и принимают решения в соответствии с логикой мира идей. С ранних лет правители получают философское образование и учатся править. Эгоистичный интерес искореняется в детстве, и это распространяется и на семейные отношения: собственность и жены являются общими с людьми. Правитель контролирует все — от умственной работы, чтобы распространялись только благородные высшие идеи, до личной жизни каждого члена общества.
Защитники-воины
Особое внимание уделялось воспитанию воинов, которое включало два направления:
- Гимнастика, где научились подавлять свои страсти, отдавая предпочтение воле и разуму;
- Музыкальное, где они учились сдерживать свой гнев, превращая его в чувство гармонии с окружающим миром.
Основная задача — сохранить истинные знания в лице правителя и аристократии и сохранить баланс между крайними кастами.
Каста трудящихся
Платон также называл их продюсерами. Все они другие люди, у них нет Души, и они живут в мире физических потребностей. Все полученные ими материальные блага распределялись между всеми членами общества под контролем справедливого правителя.
Важно! Только такое государство может достичь Справедливости, где четко соблюдаются границы между кастами, где каждый класс делает свое дело и не вмешивается в работу людей разного уровня. Уйти из своей касты, переключившись на другую, можно только после прохождения серьезного испытания.
Идея сверхчувственного мира
Платон внес в философию много нового; его основные концепции связаны с идеей сверхчувственного мира. Сверхчувственный мир предстает как некое сверхфизическое пространство, неизвестное натурфилософам.
Сторонники философии природы пытались объяснить причины физической природы: воды, воздуха, земли и т.д. Но им это не удалось. Необходимо было удалить философию из чувственного материала и перейти к рациональным и интеллектуальным объяснениям.
Сверхчувственный план бытия, согласно Платону, включает мир идей (эйдос) или форм. Идеи не существуют как ментальные концепции, которые формируются в сознании человека, они являются независимыми сущностями, которые существуют сами по себе в иерархической системе.
Они основаны на истинном бытии. Аутентичность отождествляется с миром идей. В мире существует множество идей для каждого явления: моральные и эстетические ценности, тела, формулы, математические и геометрические фигуры. Постижимый мир (мир идей) вечен. Чувственный мир находится в пространственно-временном измерении, он характеризуется постоянным движением и генерацией.
Любовь и Красота
Платон в своих трудах сосредоточился на Красоте и важности ее нахождения в мире вокруг него и внутри себя. Созерцая и принимая физическую красоту, Душа может обратить свой взор на красоту искусства и науки. За этой границей переходите к положительной оценке манер и нравственности, что является лучшим способом подняться в мир высших идей по «золотой лестнице». Будучи жертвой чувств и страстей, только благодаря красоте человек может вернуться к добродетели, потому что она оживляет воспоминания об идеальном мире, рождая Любовь в сердце. Платон отмечает, что чем меньше в любви телесных и грубых чувственных влечений, тем больше она ценится. Чем чище и невиннее любовь, тем больше возможностей увидеть духовное Солнце и созерцать истину.
Важно! Именно из этого рассуждения великого философа родилась концепция «Платонической любви”.
Интеллектуальное созерцание и чувственное восприятие
Философия для Платона — это что-то вроде созерцания, «созерцания истины». Это сложно назвать чем-то чисто интеллектуальным. Созерцание — это не просто мудрость, а скорее любовь к мудрости. Мир интеллекта и мир чувств разные.
Платоновские различия между интеллектуальным созерцанием и чувственным восприятием объясняются проведением аналогии с визуальным ощущением. Зрение не похоже на другие чувства, поскольку оно требует не только глаза и предмета, но и света. Мы можем ясно видеть только объекты, освещенные солнцем. В период сумерек человек видит нечеткие предметы, а в полной темноте не видит совсем.
Следовательно, мир идей включает в себя те вещи, которые мы видим освещенными солнцем, а мир преходящих вещей — это темный и сумеречный мир. Платон отождествлял человеческий глаз со своей душой, и солнце для него было светом, истиной или добром.
Платон использует миф о пещере, чтобы объяснить свои взгляды. В этом случае он использует миф как аллегорию для представления своей философии. Сравните людей без философии с заключенными в пещере, которые могут видеть только в одном направлении. Они смотрят в одну сторону, пока они связаны, за ними горит огонь, а перед ними стена.
Тени на стене для них являются реальными объектами, но люди понятия не имеют о самих объектах, которые создают эти тени.
Платоновская теория идей представляет собой очень важный шаг в развитии философии. Его теория идей — первая теория, которая подчеркивает проблему универсалий (общих понятий). Он сохранился в различных формах до наших дней. Но, по мнению британского философа Б. Рассела, любая попытка разделить мир на части, одна из которых более реальна, чем другая, обречена на провал.
Платон связывал проблему познания с открытым им миром идеальных сущностей (идей). Платон относил знание к памяти (анамнезу) истины, которая всегда жила в душе и которая оживает в нас, когда мы получаем определенный опыт. Душа находится в контакте с миром, извлекая из себя истину. Этот розыгрыш — воспоминание.