- Биография Сократа
- Внешняя сторона жизни Сократа
- Детство и юность
- Жизнь Сократа
- Личная жизнь
- Софистские высказывания Сократа
- Суд и казнь
- Значение философии Сократа
- Особенности учения
- Диалектический метод Сократа
- Учение о добром и злом
- Этическое учение
- Об истине
- Учение Сократа о Боге
- Политические взгляды Сократа
- Проблема знания и добродетели в философии Сократа
- Цитаты Сократа
- Фото Сократа
Биография Сократа
Сократ родился в нормальной семье в V веке до нашей эры. Его отец работал скульптором, а мать была акушеркой. Будущий философ учился самостоятельно. Мастерство скульптора он перенял у отца. Он собрал молодых людей, желающих получить новые знания. Беседы, проводимые на прогулках, площадях, влияющие на окружающую среду. Выступая учителем, он не брал денег за разговоры, считая недопустимым обмен мудростью. Историю его жизни вели слушатели, ученики и друзья, так как сам он ничего не писал. Философия изложена в трудах Сенафонте и Платона. Но Платон вставляет свои рассуждения в свои записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками разговора.
Личность Сократа привлекательна для его современников. Они сформировали другие школы мысли. Каждый продолжал свое обучение. Его считали основателем новой философии. Он был учителем, примером ясного ума и внутреннего покоя. Его внешняя заурядность опровергала укоренившееся у греков представление о том, что красивая душа только в красивом теле. Нос у мудреца был приплюснут, ноздри широкие и вздернутые.
Он разговаривал с людьми из разных социальных слоев, и каждому старался задать вопрос так, чтобы собеседник правильно понял смысл сказанного. Вопросы заставляли собеседника задуматься. Разговоры с желающими привели его в тюрьму. Его обвинили в антигосударственной деятельности и служении бесу. Демон — это внутренний голос, который побуждает философа рассуждать и думать. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 г до н.э философ пил из чаши, содержащей яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал спорить и философски рассуждать сам с собой.
Внешняя сторона жизни Сократа
Сократ родился в Афинах в 470/469 г и умер в 399 г до н.э., казнен по обвинению в богохульстве, неверии и неуважении к местным богам и развращению юности. Однако за всем этим стояли причины иного характера. Он был сыном резчика по камню и акушерки. Свою школу он не основал, как другие, а преподавал где мог (в гимназиях, на площадях), как светский проповедник, обладал необычайным обаянием и влиянием не только на молодежь, но и на людей разного возраста, что вызвало неприязнь властей и даже неприязнь.
Кажется, что в жизни Сократа можно выделить две фазы. Первый отмечен влиянием на него физиков, в частности Архелая, учения которого были очень похожи на учение Диогена Аполлонийского (где взгляды Анаксимена и Анаксагора эклектически слились воедино). В тот же период он с гневом и негодованием спорил с софистами, с решением предложенных ими проблем. Если все это так, то нам не более странно, что в своей знаменитой комедии «Облака» Аристофан в 423 году показывает Сократа (которому около 46 лет) в образе, не похожем на то, что выводят Платон и Ксенофонт.
Сократ — первый афинский философ (по рождению). Оно пришло из дома Алопека, который был частью афинского полиса и находился в получасе ходьбы от столицы Аттики. Отец Сократа — Софрониск, каменщик, а мать, Финарета, — акушерка. Во время войны Афин со Спартой Сократ доблестно выполнял свой воинский долг. Он участвовал в сражениях трижды, последний раз в битве при Амфиподах в 422 г до н.э., когда спартанцы победили афинян (этим сражением закончился первый период войны, который закончился Никиасским миром в 421 г до н.э.). Во втором периоде этой злополучной для Афин войны Сократ больше не участвовал. Но она тронула его одним из своих трагических событий. В 406 г до н.э афиняне после серии поражений выиграли морское сражение на островах Аргинус, но афинские стратеги из-за шторма не смогли похоронить мертвых. Победителей судили на совете из пятисот человек. Будучи в это время притан буле (олдерменом в совете), Сократ выступал против поспешного суда над всеми стратегами одновременно. Сократ не подчинился, и все восемь стратегов были казнены. Даже поражение Афин в Пелопоннесской войне и последующая тирания тридцати не прошли через Сократа. Однажды, снова будучи пританом, Сократ отказался участвовать в расправах тиранов над честным афинским гражданином.
Таким образом, Сократ выполнил свои общественные обязанности, которые в условиях древней демократии выполняли все свободные афиняне. Однако Сократ не стремился к активной общественной деятельности. Он вел жизнь философа: жил без претензий, но имел свободное время. Он был очень плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о своих трех детях, которые родились у него поздно. Сократ все свое время посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В отличие от софистов, Сократ не брал денег на образование.
После свержения тирании тридцати и восстановления демократии в Афинах Сократа обвинили в атеизме. Обвинение исходило от трагического поэта Мелет, богатого производителя кожаных изделий Аниты и спикера Ликона. В диалоге Менона Платон рассказывает, что Анито, демократ, изгнанный из Афин тридцатью тиранами и участник их свержения, проявляет крайнюю враждебность к софистам, говоря, что софисты — очевидная смерть и развращение для тех, кто с ними. Когда Сократ, приводя пример обычных детей выдающихся афинян, выражает убеждение, что добродетели нельзя научить. Анит резко прерывает его, после чего Сократ с горечью отмечает, что Анит думает, что он, Сократ, уничтожает людей, подобных софистам. В диалоге «Евтифрон» Сократ рассказывает случайно встреченному Евтифрону, что некий Мелето, внешне молодой и ничтожный человек, написал жалобу на него, Сократа, в которой обвиняет его в развращении юности, изобретении новых богов и ниспровержении старых. Евтифрон успокаивает Сократа. Однако весной 399 г до н.э философ предстал перед гелием — судом присяжных. Мелето выступил в роли обвинителя, заявив, что он клятвенно обвиняет Сократа в том, что он не чтит богов, которых чтит город, а в том, что ввел новые божества, и виновен в развращении молодежи; и наказание за это смерть. Чтобы его обвинение было успешным, Мелету нужно было получить не менее одной пятой голосов сидящих в Хелии. В ответ на обвинение Сократ выступил с защитной речью, в которой опроверг выдвинутые против него обвинения, после чего большинством голосов был признан виновным.
Теперь Сократу пришлось наложить на себя наказание. Он предложил дать ему пожизненный бесплатный обед в Пританее вместе с олимпийскими чемпионами и, в крайнем случае, минутный штраф, после чего присяжные приговорили Сократа к казни с еще большим количеством голосов. Затем Сократ произнес свою третью речь, сказав, что он уже стар (ему тогда было 70 лет) и он не боится смерти, которая является переходом в небытие, или жизни в Аиде, где он встретится с Гомером и другими исключительными людьми. В памяти потомков он, Сократ, навсегда останется мудрецом, а его обвинители пострадают (а на самом деле, согласно Плутарху, они бы повесились). Все три речи Сократа содержатся в «Апологии Сократа» Платона».
Сократа следовало казнить немедленно, но накануне суда корабль с ежегодной религиозной миссией отправился из Афин на остров Делос. До возвращения корабля казни были запрещены обычаем. В ожидании казни Сократу пришлось провести тридцать дней в тюрьме. Накануне, рано утром, Сократ, подкупив тюремщика, пробирается к своему другу Крито, который утверждает, что охранников подкупили и Сократ может сбежать. Сократ отказался, считая, что необходимо подчиняться установленным законам, иначе он бы уже эмигрировал из Афин. И хотя теперь он несправедливо осужден, закон необходимо уважать. Мы узнаем об этом из диалога Платона «Критон». В диалоге Федона Платон рассказывает о последнем дне жизни Сократа. Этот день Сократ провел со своими учениками. Он говорит им, что не боится смерти, потому что был подготовлен к ней со всей своей философией и образом жизни. Ведь само философствование, по его мнению, есть не что иное, как смерть за земную жизнь и подготовка к освобождению бессмертной души от своей смертной телесной оболочки.
Вечером пришла жена Сантиппо, пришли родственники Сократа, привезли троих его детей. Он поздоровался с ними и прогнал. Затем в присутствии учеников Сократ выпил чашу травяного яда. Согласно Платону, Сократ умер в молчании. Его последними словами была просьба принести петуха в жертву Асклепию. Такие жертвы обычно приносили исцеленные богу медицины. Сократ хотел подчеркнуть этим, что смерть тела есть исцеление души. Легко видеть, что Сократ «Федоновской» имеет иное представление о смерти, чем Сократ из «Апологии». Не удивительно. Сократ Апологии ближе к историческому Сократу. Уже в «Федоне» Платон приписывал Сократу свои самые идеалистические видения, вкладывая в его уста четыре доказательства бессмертия души. Это внешняя сторона жизни и смерти Сократа.
Детство и юность
По разным данным, философ родился в 470–469 годах до нашей эры в греческих Афинах в семье скульптора Софрониска и акушерки Фенареты. У будущего великого мыслителя был старший брат Патрокл, унаследовавший имение отца, но Сократ не остался в бедности.
Об этом можно судить по тому факту, что философ пошел на войну со Спартой в форме хорошо вооруженного воина, и платить ему могли только состоятельные горожане. Отсюда следует, что отец Сократа был богатым гражданином и хорошо зарабатывал, размахивая зубилом и другими инструментами.
Сократ трижды принимал участие в боевых действиях, проявив отвагу и отвагу на поле боя. Прежде всего, отвага философа и воина проявилась в тот день, когда он спас своего полководца Алкивиада от смерти.
Мыслитель родился 6 Фаргелиона, в «нечистый» день, предопределивший его судьбу. По древнегреческим законам Сократ стал хранителем основ афинского общества и государства, причем бесплатно. В дальнейшем философ с должным рвением, но без фанатизма выполнял общественные задачи, поплатившись жизнью за свои убеждения, честность и настойчивость.
В юности Сократ учился у Дамона и Кононе, Зенона, Анаксагора и Архелая, общался с великими умами и мастерами того времени. Он не оставил ни одной книги, ни одного письменного теста на мудрость и философию. Сведения об этом человеке, истории жизни, биографии, философии и идеях известны потомкам только из воспоминаний учеников, современников и последователей. Одним из них был великий Аристотель.
Жизнь Сократа
Сократ жил и преподавал в Афинах, где его слушали многочисленные ученики, самым важным из которых был Платон. Сократ ничего не писал, считая, что только с помощью диалога можно преподавать философские знания. О философии Сократа можно судить только на основании свидетельств Платона, Ксенофонта, Аристотеля. Жизнь Сократа закончилась трагически. Он был казнен по обвинению в представлении новых богов взамен тех, в которых верят греки, и в развращении молодежи. Однако на все это были причины иного характера. Согражданам Сократа не нравилось, что философ учил своих учеников мыслить самостоятельно, критически подходить к общепризнанным мнениям и авторитетам. Он мог раскаяться в суде и получить довольно мягкое наказание. Но он этого не сделал, он начал защищаться. Сократ сказал, что афинский народ подобен толстой кобыле, которая пасется на пастбище и не нуждается в пище, которой уже много, а в оводе, который заставит ее бегать, прыгать, двигаться. Вот он, Сократ, и он был таким оводом для афинского народа. Впоследствии образ овода как символа жалящей совести прошел через всю европейскую культуру.
Однако судьям такой способ защиты не понравился. Большинство из них проголосовало за смертный приговор. Перед приведением приговора в исполнение Сократ был заключен в тюрьму, из которой он мог легко сбежать. Его ученики приходили к нему с различными планами побега, но Сократ отверг все их предложения. Он предпочел принять чашу с ядом, чем, нарушая закон, бежать из своего города. Его последними словами были: «Петухом мы обязаны Асклепию». По обычаю, выздоровевшие греки приносили богу исцеления Асклепию небольшую жертву — чаще всего — петуха. Затем Сократ дал понять, что считает земную жизнь лишь болезнью, а смерть — истинным исцелением.
Личная жизнь
До 37 лет жизнь философа не отличалась громкими событиями. После этого мирный и аполитичный Сократ трижды принимал участие в боевых действиях и показал себя храбрым и отважным воином. В одном бою ему удалось спасти жизнь студента, полководца Алкивиада, разбросав до зубов вооруженных спартанцев дубинкой.
Позднее в этом предприятии обвиняли Сократа, поскольку Алкивиад, пришедший к власти в Афинах, установил диктатуру вместо любимой греками демократии. Сократ не мог дистанцироваться от политики и жизни общества и отдаться философии и аскетизму. Он несправедливо защищал осужденных, а затем в меру своих возможностей сопротивлялся методам правления пришедших к власти диктаторов.
В преклонном возрасте философ женился на Сантиппе, от которого родилось трое детей. По некоторым слухам, жена Сократа не оценила большого ума мужа и отличалась глупым нравом. Это неудивительно: отец троих детей вообще не участвовал в жизни семьи, денег не зарабатывал, родственникам не помогал. Самого мыслителя устраивало мало: он жил на улице, ходил в рваной одежде и слыл чудаковатым софистом, каким его представлял Аристофан в своих пьесах.
Софистские высказывания Сократа
Начав изучать философию (ее преподавал приехавший в Афины философ Милезио Архелай), Сократ сначала изучал происхождение мира, законы, по которым он жил, то есть оставался в кругу проблем, которые вскоре привлекли ионийские мыслители. Но вскоре он решительно отвернулся от этой проблемы, признав ее непродуктивной и обратился к пониманию совершенно другого человека: человека, его внутренний мир, отношения между людьми, мораль. Сократ был одним из тех, кто обратился к философии «лицом к человеку». Старая поговорка «Познай себя» стала его любимым лозунгом.
Основополагающий для развития греческой мысли во второй половине V века. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. — эпоха, в которой жил Сократ — было движение софистов. Эти философы и ученые-энциклопеды разработали почти исключительно человеческие предметы и дисциплины. Отношения между софистами и Сократом — дело непростое. Современники не видели между ними принципиальной разницы. Например, в пьесе Аристофана «Облака» Сократа выводят и высмеивают как типичного софиста. И по сей день можно найти приговор: Сократ — софист, более того, величайший из софистов.
В самом деле, Сократа нельзя понять иначе, как в контексте софистического движения. Он охватил все ценное, что было в гениях софистов. Я посвятил себя решению собственных проблем. Но я решил эти проблемы совершенно по-другому. Он решительно выступал против основных идей софистов по основным вопросам бытия, постоянно с ними спорил, противостоял им на всем своем жизненном пути.
Софисты, как правило, были богатыми, зажиточными и важными: Сократ, человек с низким доходом, ходил по городу в простой одежде, часто босиком, возможно, подражая простоте повседневной жизни Аристида. Софисты путешествовали из полиса в полис — Сократ почти никогда не покидал родных Афин. Софисты давали уроки по высокой цене в домах богатых молодых горожан — Сократ обычно вел беседы на улицах, в лапах, в спортзалах (спортзалах) и никогда не брал денег у студентов, говоря: «Я никого не учу ничего, мы вместе ищем истину. Софисты много написали: Сократ не оставил после себя никакой работы.
Софисты выступали перед публикой с претенциозными речами, не терпели возражений — Сократ, в отличие от этого монологизма, блестяще разработал метод философского диалога. С серией вопросов, на первый взгляд простых и наивных, но на самом деле самых сложных («Что такое ценность?», «Что такое красота?» И т.д.), Он заставил своего оппонента признать, что его мнение было ошибочным, осознать его собственное невежество. И так он привел собеседника к мысли о необходимости искать истину, без которой человек жить не может.
Суд и казнь
Мы знаем о смерти великого философа из сочинений его учеников. Процесс и последние минуты мыслителя подробно описаны Платоном в «Извинениях Сократа» и Ксенофонтом в «Защите Сократа перед судом». Афиняне обвиняли Сократа в непризнании богов и развращении молодежи. Философ отказался от защитника и выступил с речью в свою защиту, отвергнув обвинения. Он не предлагал штраф в качестве альтернативы наказанию, хотя это было возможно по законам демократических Афин.
Сократ не принял помощи друзей, которые предлагали ему побег или похищение из тюрьмы, но предпочел столкнуться лицом к лицу со своей судьбой. Он верил, что смерть найдет его, куда бы его ни привели друзья, как ему и было суждено. Другие варианты наказания философ рассматривал как признание собственной вины и не мог с ней согласиться. Сократ предпочитал казнь с помощью яда.
Значение философии Сократа
История помнит Сократа как реформатора теоретической и практической философии. Аристотель отмечал, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивных рассуждений и определений.
Особенности учения
При жизни Сократ не писал своих мыслей, он предпочитал идти к началу и к истине через беседу. Мыслитель считал, что слова теряют смысл при письме и портят память. В нем кратко и ясно описывается философия Сократа: она построена на концепциях добродетели и этики, которым он приписывал честность, отвагу, знания.
Согласно сократовской диалектике, знание — это добродетель. Без понимания сути определения люди не могут быть праведными, мужественными и в то же время творить добро. Только знание позволяет вам стать добродетельным, и это происходит осознанно.
Определение зла, которое было дано философом, противоречиво, вернее, документы о нем в трудах Ксенофонта и Платона, последователей мыслителя. Согласно последнему, Сократ отрицательно относился к злу как к сущности, даже той, которую люди приносят своим врагам.
Противоположные объяснения объясняются спецификой учения, характерной для сократовской философии. Мыслитель общался в основном со своими последователями в форме диалогов, полагая, что таким образом можно достичь истины. Для воина Сократа было естественно поговорить с военачальником Ксенофонтом о битве, обсуждая зло на примере борьбы с врагом.
Платон же был мирным человеком, он вместе с Сократом считал этические нормы в обществе, говоря о туземцах, а также о согражданах и о возможности совершения против них зла.
Диалектический метод Сократа
Согласно Сократу, человек может получить знания об общих понятиях только собственными силами, а не получать их извне в готовом виде. Отсюда желание Сократа помочь человеку в его исследованиях, используя диалектический метод. Суть метода заключается в том, что во время разговоров (диалогов) собеседники вместе ищут истину. Для этого они критически анализируют мнения друг друга и те мнения, которые считаются общепризнанными, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к знанию, которое все признают истинным.
Учение о добром и злом
Правильный и верный выбор происходит исключительно в процессе познания добра и зла, а также поиска своего места в мире. Основная ценность и важность добра и зла заключается в их непосредственном влиянии на личность человека. Именно осознание добродетели способно управлять людьми: тот, кто достиг добра и зла, в будущем будет поступать так, как ему подсказывает знание.
Таким образом, можно сделать вывод, что Сократ изначально не считает человека злом, а также что он добровольно не совершает злые дела. Более того, философ отстаивал тождество блага и полезности, которые, по сути, являются одним и тем же термином. Позже некоторые школы интерпретировали подобные высказывания в духе утилитаризма и даже гедонизма, однако на самом деле Сократ не сводил все к материальной выгоде. Он имел в виду только «истинную», так сказать, возвышенную пользу таких чувств.
Этическое учение
Счастье, по мнению древнегреческого философа, заключается в благоразумном и добродетельном существовании. Поэтому добиться этого могут только люди с высоким уровнем морали. Этика, как говорит Сократ, должна помогать людям становиться нравственными и, следовательно, счастливыми.
Основными добродетелями, по мнению Сократа, были:
- смелость или знание того, как с умом и без страха выйти из опасной ситуации;
- справедливость — понимание того, как действуют законы, как они применяются и соблюдаются людьми. При этом они делятся на письменные (основа государственной власти) и неписаные (данные Богом всему человечеству во всех странах);
- воздержание (или сдержанность во всем) — это означает, что человек должен уметь совладать со своими страстями, а также подчинять все свои стремления разуму.
Он считал невежество источником безнравственности. Таким образом, понятия истины и добра в философии Сократа тождественны и неразделимы.
Таким образом, главным и важнейшим вкладом Сократа в философию было введение особого диалектического метода исследования. Согласно этому подходу, человек думал и получал новые знания только тогда, когда он пытался найти ответ на вопрос, поставленный не только им самим, но и другими людьми. В ходе диалога рассматриваются разные точки зрения, аргументы и, как известно, в споре появляется правда.
Сократ призвал не слишком увлекаться естественными науками, сосредоточившись на гуманитарных областях, поскольку они помогают нам познать себя, нашу деятельность в целом, а также делают людей по-настоящему благородными. Тема философии также направлена на изучение человека, его образа мышления и жизни. Поэтому знаменитая фраза «Познай себя» стала девизом Сократа».
Об истине
Мнение окружающих значения не имеет. Побеждает не решение большинства, а решение одного человека.
Учение Сократа о Боге
Богословие стало кульминацией философии мудрых. Он утверждает, что люди не могут понять правду, все знает только Бог. Афинский философ не боялся смерти, потому что он не знал, было ли это добром, злом или высшим добром, и сказал, что человек перед лицом смерти может гадать. Вывеска не оставляет его на пути в суд и выходе из зала суда, все происходит как надо. Иначе его бы остановил знак. Боги защищают хорошего человека при жизни и после смерти, заботясь о его делах. Сократ сказал о Боге: «Я знаю, что это, и я знаю, что это такое». Материя по своему определению — это выражение божественных мыслей. Он отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.
Люди сочетают в себе две противоположности: душу и тело, из которых они состоят. Душа стремится познать знания и добродетель, тело стремится найти утешение и основные желания. Разница в целях подразумевает конфликт между разумом и телом. Необходимо заботиться о душе и игнорировать потребности тела. Идеал больше хорошего даже под угрозой для жизни и здоровья.
Моральный облик ума ставит его выше тела. У ума есть универсальная надличностная часть. Эта часть — Вселенский Разум или Бог.
Философ ставил Бога выше признанных греков. Божественное проявляется в душе человека, и в нем сокрыта истина. Бог не человек, а разумный мировой порядок. Мудрость человека не имеет ценности.
Политические взгляды Сократа
Сократовский культ «знания» и «познания» напрямую отразился на политических взглядах философа. В отличие от софистов, которые в большинстве своем были сторонниками демократии, он обнаружил в этой форме правления много недостатков и не боялся их резко критиковать. Его конкретный отказ был вызван непрофессионализмом и некомпетентностью правительства народного полиса. Он сказал: «Глупо выбирать государственных чиновников по бобам (по жребию), в то время как никто не хочет, чтобы из бобов выбирали рулевого, плотника, флейтиста или другую подобную работу, ошибки, в которых они причиняют гораздо меньше вреда чем ошибки в государственной деятельности».
Таким образом, по мнению Сократа, розыгрыш, столь характерный для древних демократий, ошибочен по своей сути. Мыслитель относился к обычным людям с некоторым презрением. Вот как наставлял один из его собеседников: «Вам действительно стыдно за крестьян, сапожников, плотников, кузнецов, крестьян, купцов, рыночных торговцев, которые думают только о том, как купить что-то подешевле и продать дороже? Но все они составляют национальное собрание».
Следовательно, в учении Сократа есть элитарные, даже недемократические элементы. Он симпатизировал спартанскому порядку. Поэтому неудивительно, что представителей аристократической молодежи, внешне столь непохожей на него, тяготел к «босоногому мудрецу». Алкивиад в юности был в близком родстве с Сократом. Но Алкивиад, по крайней мере на словах, был сторонником демократии. Но другой ученик Сократа — Критий, тоже знатный аристократ, потомок древних афинских царей, выступил в роли более откровенного олигарха, решительного противника демоса и ярого поклонника Спарты.
Когда в 404 г до н.э в Афинах к власти пришел олигархический режим «тридцати тиранов» и Крит стал его лидером, новые правители относились к Сократу довольно дружелюбно. Они пытались сделать философа соучастником зверств режима и, по-видимому, также стать «идеологическим знаменем» их движения. Но Сократ решительно отказался сотрудничать с диктатурой и демонстративно не подчинился приказам Крезио. Для любого другого гражданина такое независимое поведение сразу стоило бы головы. Но Сократ остался безнаказанным: олигархи по-прежнему уважали его и щадили.
Проблема знания и добродетели в философии Сократа
Согласно легенде, Дельфийская Пифия считала, что Сократ превзошел всех своей мудростью. Философ, убежденный, что правда все еще скрыта от него, был очень удивлен и, чтобы подтвердить свое убеждение, он решил поговорить с теми, кого он считал более мудрыми, чем он. К его еще большему изумлению, эти разговоры показали, что его собеседники так же далеки от понимания истины, хотя и были полны интеллектуальной самоуверенности. Сократу приписывают слова: «По крайней мере, я знаю, что ничего не знаю, а они даже не знают этого». Нерсянц BC Сократ. М., 1984. С. 38 Ведь очищение сознания от излишней самоуверенности — это нулевой цикл познавательного процесса. Умелое выявление противоречий в высказываниях собеседника, определение несостоятельности всех предложенных мнений необходимы, но недостаточны для философского познания. Познавательный процесс должен разрешиться в формулировании положительного знания. Сократ, сын акушерки, называет свой метод майевтикой, искусством помогать знаниям прийти в мир. Таким образом, отрицательный софистический релятивизм и единственный возможный вывод на его основе — знаменитое «Я знаю, что не знаю» Сократа — являются лишь промежуточным продуктом когнитивного процесса. В конечном итоге его необходимо объективировать при формулировании общего определения, которое приближает человека к пониманию природы вещей. Вопрос о соотнесении таких общих определений с определимыми вещами приводит S к формулировке центральной философской проблемы — проблеме соотнесения общих сущностей с частными явлениями. Естественно, эта проблема не была сформулирована явно Сократом, более того, у него еще нет адекватных категориальных средств также для своей описательной фиксации; однако мыслитель затрагивает почти все важные уголки своей интерпретации. Во-первых, Сократ стремится увидеть универсальные основы феноменологической изменчивости: общий закон, лежащий в основе множества различных местных законов, уникальную истину, лежащую в основе разнообразия индивидуальных мнений, мораль как таковую, стоящую за разнообразием моральных идей и т.д. И, наконец, в максимальном напряжении этого намерения увидеть за эмпирической калейдоскопичностью общую, единую, универсальную основу бытия. Можно отметить, что сократическая философия была первой, кто рационально решил одну из центральных философских проблем, которая оставалась в центре внимания до двадцатого века, порождая различные механизмы, начиная от трансцендентального оправдания феномена интерсубъективности и заканчивая с его интерпретацией как гарантией соотнесения субъективных интерпретаций с универсальными конструктами повседневной жизни.
Неслучайно Сократ уделял столько внимания объяснению содержания таких понятий, как «справедливость», «добро», «зло» и так далее. Сократ, как и софисты, всегда был сосредоточен на проблемах человеческой жизни, на ее целях и задачах, на справедливом общественном устройстве. Философия понималась Сократом как знание того, что хорошо, а что плохо. Общий поиск знаний о добре и праве в диалоге с одним или несколькими собеседниками создавал особые этические отношения между людьми, которые собирались вместе не для развлечения или для практических целей, а для поиска истины. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003. С. 72
Цитаты Сократа
В его высказываниях сочетаются мудрость и простота. Вот высказывания античного философа:
- «Брак — неизбежное зло».
- «Выходи замуж. Хорошая жена сделает тебя исключением, плохая жена станет философом».
- «Лучше работать без цели, чем бездействие».
- «Сила не сохраняет дружбу». Друзья схвачены и приручены любовью и добротой».
- «Ешьте, чтобы жить, не живите, чтобы есть».
Философия Сократа — это попытка познать себя и других своего времени. Тема человеческой личности впервые стала центральной для всего периода развития философии как науки, которую стали называть «досократической».
Человек становится единственной формой существования. Прошлый период философии был сосредоточен на поиске того, чтобы быть вне человека. Это была коренная революция в развитии мировоззренческих проблем. Сократ был первым, кто задал вопросы об отношениях между субъектом и объектом, духом и природой, мыслью и бытием. Философия рассматривает не разделение понятий между ними, а их отношение друг к другу.
Сократ говорил об объективной природе знания, он придавал значение человеку с точки зрения существа с моралью. Он верил в отношения между духовным и божественным, созерцаемые в бессмертии души. Бог — источник добродетели и справедливости, моральной и неестественной силы, как считалось ранее.
Он был приверженцем укрепления и развития этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского исследования Сократа — понять добродетель и следовать ей.
Сократ сказал, что отношения между государством и человеком сравнимы с отношениями между родителями и детьми. Дети обязаны подчиняться своим родителям, а человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не избежал смертного приговора и не сбежал из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец дошел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.
Фото Сократа