- Спартанский полис
- Возникновение Спарты
- Формирование государства
- Особенности быта
- Политическая система
- Спартанское воспитание
- Вино вместо воды
- Голод
- Плохой пример
- Спартанская община
- Число рабов было в 7 раз выше числа хозяев
- Ликург и Закон
- Древнее божество
- Реальная личность
- Любимец богов
- Начало реформ Ликурга
- Все решают старейшины
- Земля — поровну
- Деньги — это зло
- Общие трапезы
- Женщина должна быть раздетой!
- Любовь — по расписанию и нечасто
- Обоснование нововведений
- Конец жизни
Спартанский полис
Название «Спарта» появилось в Древнем Риме и прижилось в Средние века. Собственные жители называли себя «лакедемонянами», а государство — лакедемонянами. Отсюда знаменитая буква «L» на щитах спартанских воинов. Государство возникло на юге Пелопоннеса в 11 веке до нашей эры. Первоначально здесь жили ахейцы, затем их вытеснили дорийцы. Возможно, это был союз двух племен, отсюда спартанская практика избрания двух царей: Василевса.
Во время завоевания дорийцами южного Пелопоннеса большая часть населения была захвачена. Так образовалась большая социальная группа: илоты, которые были рабами. В распоряжении каждого законного гражданина Спарты было около 10 илотов. Кроме того, илоты выступали для спартанцев «тренировочным элементом”.
Раз в год Спарта объявляла войну своим илотам на день. Во-первых, чтобы напомнить им об их месте и запугать их. Во-вторых, чтобы молодые люди занимались военным делом. И в-третьих, «бей своих, чтобы боялись другие». На этом «странности» (читай — характеристики) не заканчиваются.
Помимо двух королей, власть в стране принадлежала Совету старейшин — Герусия. Было 28 человек старше 60 лет плюс 2 царя. Таково спартанское Политбюро.
Возникновение Спарты
Спартанцы были отрезаны от моря, что образовало их изоляцию, с другой стороны, они были агрессивны по отношению к своим соседям — западной долине Мессенпи, потому что там были плодородные земли.
Лакедемона — древнейшая история Спарты, о которой практически ничего не известно. Раскопки указывают на тесную связь Спарты и Микен. Додориан Спарта — город, восходящий к микенской эпохе.
Согласно легенде, в Спарте жил Василей Менелай, брат Агамемнона, мужа Елены. Есть также история о походе потомков Геракла (Гераклида) на Пелопоннес и завоевании ими Аргоса, Мессении и Лаконики, земель, которые когда-то принадлежали Гераклу. Итак, согласно этой легенде, дорийцы поселились на Пелопоннесе.
Распад отношений между кланами, столкновения с соседями и внутренние распри привели к образованию рабовладельческого государства. Государство в Спарте зародилось рано: в результате завоевания в нем сохранились многие наследие предков.
Важной особенностью спартанской системы является сочетание сильной государственности с общими институтами.
Большинство спартанских обычаев связано с именем законодателя и мудреца Ликурга. Считалось, что в его образе присутствуют черты человека и бога света — Ликурга.
Культ Ликурга распространился на Спарту в 8 веке. В пятом веке. Ликург стал считаться создателем государственного строя в Спарте и был помещен в одну из спартанских королевских семей.
Легенда описывает Ликурга как дядю и воспитателя молодого спартанского царя. Согласно предсказанию Дельфийского оракула, Ликург, как исполнитель воли Божьей, опубликовал ретру.
Ретра — короткие изречения в виде формул, в которых содержатся важные законы (постановления) .
Ликургов Ретра был выражен архаичным лапидарным языком и лег в основу спартанского государства. Ликургу также приписывают проведение земельной реформы, положившей конец земельному неравенству и привилегиям аристократии.
Согласно легенде, Ликург разделил Спарту на 9 (некоторые историки предполагают, что на 10) тысяч равных частей, которые назывались клерами. На каждом участке было равное количество спартиатов — мужчин, составлявших ополчение.
Затем Ликург покинул Спарту, поклявшись гражданами не нарушать принятые им законы. Поэтому он решил, что достиг главной цели своей жизни. После его смерти в Спарте в его честь был построен храм, а сам Ликург был объявлен богом. Впоследствии его имя стало символом идеального лидера, для которого важны справедливость и его Родина.
Спарта всегда оставалась аграрной и аграрной страной.
Спартанская политика определялась спецификой захвата соседних земель. Таким образом, в 8 веке была длительная война с соседями — Мессенией, которую назвали Первой мессенской войной. Это закончилось полным завоеванием Мессинии и порабощением ее народа.
В седьмом веке произошла вторая мессенская война, вызванная тяжелым положением покоренного населения илотов. В этой войне снова победила Спарта.
Во время Мессеникских войн в Спарте сформировалась новая государственная система, которой спартанцы обязаны своей победой. Эта система сопротивлялась Спарте триста лет (VII-IV вв.).
Формирование государства
Среди политики Древней Греции Спарта занимает особое место. Его социальная система и политический режим уникальны и даже загадочны. Причины и обстоятельства формирования конкретных основ общества и его весьма своеобразных традиций до сих пор не выяснены.
Название государства происходит от города, основанного в 10 веке. AVANTI CHRIST NS на левом берегу реки. Евфрат. Во внешних отношениях Спарту называли La Quedemon. По-видимому, в архаический период, до начала VII в. До н.э., спартанская община находилась на стадии военной демократии и развивалась, как и другие дорические племенные образования. У каждого из его трех чресл был свой базилик, национальное собрание и совет старейшин.
Территория Спарты находилась на юге Пелопоннеса, но постепенно спартанцы завоевали всю Лаконию. Коренные жители, ахейцы, попали под контроль спартанцев. Элита местных жителей нашла общий язык с родовой знати спартанцев, вошла в сообщество победителей. Завоевание Лаконии сопровождалось массовым разграблением коренного населения. Это ускорило распад общинной системы спартанцев, а появление частной собственности на землю и рабов способствовало процессу формирования классов. Косвенно формирование государства подтверждается тем, что деление жителей по половому признаку постепенно сменяется территориальным делением. Есть 5 областей. Спартанские деревни из резиденций племенных общин превратились в своеобразные небольшие административные центры.
Разбогатев, чтобы знать, высшие эшелоны спартанцев и ахейцев превратились в правящий класс, приобретая все новые свойства — в виде земли, скота, денег. Развитие товарно-денежных отношений открыло почву для эксплуатации и порабощения членов общества. Процесс классообразования и государственного строительства здесь мало чем отличался от процессов, подобных тем, которые имели место в Афинах до реформ Солона. Но в Спарте все осложнялось аграрным перенаселением. В седьмом веке. AVANTI CHRIST NS отсутствие плодородной почвы было особенно очевидным.
Начались войны за захват Мессении, расположенной в центре полуострова. После двух мессенских войн под властью Спарты была обнаружена очень большая территория с большим населением. Здесь проживало 200 тысяч рабов-илотов, 32 тысячи периек. Спартанцы — мужчины-воины — их было всего 10 тысяч. Войны, грабежи порабощенных людей обогатили дворянство Спарты, началась борьба между общинами, аристократы стали игнорировать старые обычаи и традиции; Факты незаконности и произвола принимались с размахом. Демос и аристократия разделились и противостояли друг другу. Племенной антагонизм обострил социальную напряженность. Спартанская община оказалась на грани развала. Диагноз его состояния поставил мифический Ликург: «Спарта — больное тело, страдающее от всех болезней»,
Спартанцы в Мессинии поработили население, большая часть которого принадлежала к дорическому народу; Победители и проигравшие говорили на одном языке, у них была одна религия. Находясь в явном меньшинстве, окруженные огромной массой населения, яростно ненавидевшей работорговцев, спартанцы жили в вечном страхе, почти не снимая боевых доспехов, не расставаясь со своим оружием. Отчаявшиеся и простые спартанцы могут пойти на крайние меры. Он знал об этом и, вероятно, предвидел опасность своего физического уничтожения, как и в случае с другими стратегиями ранней тирании. Крайне сложная и опасная ситуация вынудила его в начале 7 века. NEXT CHRIST NS проводят серию радикальных преобразований.
Согласно легенде, испуганные правители Спарты неоднократно обращались за помощью и советом к мудрому Ликургу, который был стражем царя. Ликург уже считался известным юристом, предположительно, он знал Гомера лично, имел репутацию опытного государственного деятеля и блестящего организатора
Особенности быта
К восьмому веку Спарта постепенно завоевала Мессению и установила контроль над большей частью Пелопоннеса. «Культ войны» и образ храброго воина как главного героя все более укоренялись в стране. В то же время страной правил Ликург, один из самых известных правителей. Он закрепил основополагающий принцип Спарты как «общества равных”.
Роскошь и деньги были запрещены, поэтому и простолюдины, и аристократы жили в простых домах, ходили в простой одежде и хорошо ладили с простой едой. Они не могли похвастаться ни драгоценной красивой мебелью, ни драгоценной утварью: все предметы роскоши были запрещены законом, равно как и ввоз иностранных товаров в Спарту. Местные мастера могли производить только самое необходимое.
Обычные монеты были запрещены, а в качестве денег использовались металлические стержни. Чтобы что-то купить, приходилось носить с собой несколько килограммов удочек, и это в случае небольших покупок. Идея состоит в том, что любую крупную сделку нельзя закрыть сразу, а это значит, что никто не может украсть деньги или скрыть роскошь.
Политическая система
Выслушав просьбу правителей Спарты, опытный юрист на всякий случай посетил главный греческий храм в Дельфах, принес соответствующую жертву богам и попросил согласия богов на исправление. Очарованная им, главная жрица Пифии подтвердила, что Ликург «фаворит богов» и даже «больше бог, чем человек». Якобы после такого благословения у Ликурга развеялись все сомнения. Если верить источникам, то Ликург изучал законы критских царей о государственном устройстве. Убедив людей, царей и геронов принять его законы, их автор, по легенде, умер от голода, считая свою задачу выполненной.
Реформы, традиционно приписываемые Ликургу, относятся к первой половине VII века. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. За короткое время Ликург установил образцовый порядок, спас людей от бед и бед; Легенды приписывают ему создание таких основ спартанского общества, которые поражают его своей устойчивостью. Действительно, за четыре столетия (до Пелопоннесской войны) в Спарте не было политических потрясений, бунтов, заговоров. Мелкие интриги между королевскими семьями значения не имеют.
Иностранцы были поражены общественным спокойствием, безопасностью, бесспорным подчинением молодежи старшим, послушанием спартанцев, их краткостью и враждебной секретностью в государственных делах. Их удивили ревностное отношение спартанцев к военной и спортивной деятельности, их замкнутость, равнодушие к науке и искусству. Почему-то правители пытались полностью изолировать государство, своих сограждан от общения с другими политиками и народами. Торговые отношения с другими странами были запрещены еще в шестом веке. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С. Под угрозой смерти спартанцам было запрещено выезжать за пределы своего государства в личных целях. Только военачальники, послы и делегаты могли выезжать за границу.
Ю. А. Андреев считает, что Ликург вовсе не совершал переворота, а реформы, приписываемые ему древней традицией, — это длительный прогресс в перестройке общественного строя Дориана. Само законодательство Ли-Курга было бы продуктом коллективного творчества многих или даже многих реформаторов. Основная цель реформ — собрать команду граждан, оказавшихся в критической ситуации после Второй мессенской войны. Это была задача, политическая цель элиты, их социальный стереотип. Со временем это политическое учение воплотилось и приобрело самостоятельное существование в образе Ликурия. История превратилась в легенду. В исторической науке существуют и другие гипотезы о легендарном основателе спартанского государства.
Литургические реформы представляют собой целый комплекс социально-экономических и правовых преобразований. Их антиаристократическая направленность очевидна. После реформ дворянство формально исчезло, как бы растворившись в массе демонстраций.
В соответствии с реформами земля была выделена всем спартанцам, призванным в ополчение (Клэр). Их было около 10 тысяч в Лаконии и Мессинии. Клэр считалась неотъемлемым наследством, и, поскольку земля находилась в государственной собственности, ее нельзя было продать, подарить или зарегистрировать в качестве наследства. Размеры лотов были одинаковыми для всех, что подтверждает экономическую основу «сообщества сверстников». Земельные участки обрабатывали илоты, чьей задачей было поддерживать спартанца и его семью.
Илотию можно рассматривать как особый вид древнего рабства. Особенность правового статуса пилота в том, что он не был оторван от средств производства, он владел собственной фермой, использовал свой скот и оборудование. В его распоряжении осталась часть урожая.
Спартанцы обладали абсолютной властью над илотами, но в то же время создавали определенные условия для материальной заинтересованности в них. Многие ученые классифицировали их как рабов. Ф. Энгельс склонен был считать их старинными крепостными. Спартанцы не вмешивались в хозяйственные дела своих илотов, но последние несли ответственность за несвоевременную уплату естественного налога или дани. Илотова не могли отпустить, продать за пределы государства. Клевер и илоты считались общественной и государственной собственностью. Эта форма экономически и юридически укрепила «сообщество равных», завершила трансформацию политики из сообщества в рабовладельческое государство с учетом специфики Спарты. Образ жизни демки, ее традиции, обычаи стали законом.
Земли, полученные периками, — это ремесленники, купцы. Таких участков было около 30 тысяч. Сроки были бесплатными, но у них не было политических прав. Они платили налоги, подати и во время войны были призваны во вспомогательные части.
Спартанцы во всех отношениях считались равными друг другу, великое отступление Ликурга предусматривало довольно жестокий кодекс поведения от рождения до смерти. Обследовали малышку после рождения. Если у него явные физические недостатки, его могут убить немедленно. Его отцу была назначена казнь.
Дети от 7 лет воспитывались в спортзалах под присмотром наставников и педагогов. Мальчиков содержали в суровых условиях, подвергали жестоким учениям; Основная цель тренировок — развитие выносливости, умения безоговорочно подчиняться. Спали на сухих непокрытых камышах, ходили босиком, были в плаще, плаще и каждый день плавали в холодных ручьях.
Ночью молодые люди устраивали засады на улицах и убивали илотов. Они привыкли к насилию.
Девочки регулярно занимаются гимнастическими упражнениями, чтобы стать здоровыми мамочками. Прыгали как лань, в скорости бега не уступали лошади, научились метать копья и диск. Мальчики и девочки в тренажерных залах обычно ходили голыми, реже — в коротких туниках.
Сами чиновники могли определять будущую супружескую пару: они проводили «половой отбор», целью которого было улучшение «расы» людей. Такой подход преследовал одну цель: иметь хороших воинов. Грамотность и другие науки особого значения не имели. Вместе с детьми спартанцев по возрасту воспитывались люди из низших слоев общества, особенно мофаки — дети от смешанных браков между спартанцем и женщиной.
Из-за вечного недоедания юные спартанцы украли остатки еды со стола взрослого. Обвиняемый в краже был избит за неумение. Спарта — пожалуй, единственная страна, где грабежи и кражи не считались постыдным занятием. Основная цель обучения и воспитания — подготовить будущего воина. По достижении 14-летнего возраста подростки были подвергнуты испытанию (агонии) — зверской порке перед алтарем Артемиды.
Совместное обучение полов привело к раннему браку. Жених, по старинным обычаям, украл невесту, украл ее тайно. Однако это было сделано по обоюдному согласию родителей. Скрывая ее от друзей, будущий муж тайком посетил невесту, переоделся и надел мужской костюм. Когда он снял с нее пояс, символ девственности, невеста фактически стала его женой, но после помолвки она вошла в дом мужа. Юноши приносили жертвы Зевсу и его жене, невеста остригла прядь волос. Перед свадьбой ей пришлось умыться в ванной, а потом на вечеринке. Невеста не должна была давать взаймы. Девочек воспитывали в ожидании от них здорового потомства. Мнение официальных лиц было учтено при заключении брака.
С 20 до 60 лет спартанец считался воинской обязанностью, ему приходилось систематически, почти ежедневно совершенствовать спортивные и боевые навыки. До 30 лет спартанец считался неполноценным, у него не было политических прав, он должен был во всем следовать советам своего опекуна, наставника.
Спартанцы носили одинаковую одежду, использовали ту же домашнюю утварь и придерживались обычной формы бороды и усов. В 30 лет спартанец должен был жениться, иначе его избивали женщины (вероятно, незамужние) каждый год во время религиозного праздника. А вот те, у кого было трое, а то и более четверых детей, пользовались особым уважением, получали льготы.
В целом положение женщин в Спарте было относительно высоким. Они не знали многих домашних дел: илоты доставляли еду, детей воспитывало государство. Мужья часто гибли на войне. Женщины соревновались с мужчинами в понимании их внутренних интересов. Благородные жены и вдовы имели достаточную материальную обеспеченность. В их руках в четвертом веке до нашей эры сосредоточено около двух пятых, а в третьем веке. ДО Н.Э. — более половины богатства Спарты. Возможно, этим объясняются обвинения женщин, особенно молодых вдов, в чрезмерной свободе поведения, моральном распутстве, распущенности, безнравственности и нимфомании.
Единство спартанцев обеспечивали совместные обеды (занятия) и групповые занятия спортом. Граждане вносили ежемесячные взносы натурой на общее блюдо. Те, кто не мог внести свой вклад, считались «потерянными» и лишенными политических прав. Простые горожане и короли ели за общим столом, любимое блюдо спартанцев — тушеная чечевица с бычьей кровью. Любая роскошь была обречена. Спартанец мог построить свой дом только с помощью топора, пилы и молотка. Поэтому тот, кто имел надел земли для илотов, постоянно участвовал в общих трапезах (заседаниях) и в работе народного собрания считался полноправным гражданином Спарты. Он должен был знать наизусть самые важные законы (отклонения), действовавшие со времен Ликурия, чтобы безоговорочно им подчиняться. Трусость в бою, неуплата платы за коммунальные обеды, неповиновение чиновникам, как правило, приводили к исключению из семейного положения.
Регулирование жизни спартанцев касалось практически всех сторон не только общественной, но и личной жизни. Война стала их основной профессией. Горожанам запрещалось заниматься ремеслами и торговлей, так как это их бесчестило, это считалось уделом перика. Ввоз иностранной продукции был запрещен. Золотые и серебряные монеты были изъяты из обращения; Вместо этого появилась чисто местная валюта в виде знаменитых железных слитков — оболочки. Консерватизм правителей Спарты, их упорное сопротивление экономическому прогрессу проявились в жестком регулировании личной жизни горожан.
Это был очень специфический социальный порядок, в котором среди граждан царили грубая эгалитаризм и строгий взаимный контроль. Был запрет на предметы роскоши. Спартанцы постоянно проводили военные учения, основанные на безоговорочном повиновении, на суровой воинской дисциплине.
Контакт с внешним миром был практически исключен. Государство было закрыто. Реформы, приписываемые Ликургу, частично достигли своей цели: «сообщество равных» было сохранено; неравенство товаров сдерживалось и ограничивалось (до определенного периода) действенными мерами.
Политика оказывает материальную поддержку бедным и нуждающимся гражданам, без этой поддержки они не смогли бы участвовать в общественных делах. Реформа Ликурга означала преобразование территориально-родовой организации в рабовладельческую политику. В совокупности все эти меры обеспечили стабильность, стабильность государственной политики, единодушие, гражданское единодушие, подчинение меньшинства большинству.
Реформы Ликурга в принципе признали идею равенства, своего рода демократии. Разоблачено богатство граждан. Исключение составляли случаи, когда богатый спартанец содержал скаковых лошадей за свой счет и участвовал в конных соревнованиях.
Пытаясь сохранить иллюзию «всеобщего равенства», государство поддерживало особый психологический климат, в котором абсолютная стандартизация повседневной жизни стала нормой и идеалом: любая расточительность в одежде, еде, домашней утвари, в жилищных условиях и т сурово осужден. Небольшая регламентация хозяйственной и иной деятельности спартанцев, их свободного времени, наличие всевозможных «табу». Власти бесцеремонно вмешивались в частную жизнь граждан и даже в семейные отношения.
В Спарте не было диссидентов, не было социальных конфликтов, политических волнений. Казарменная система, укомплектованная полицией, вероятно, исключала любую возможность открыто выражать недовольство. Не исключено, что при малейшем недовольстве существующим порядком преступник получил жалобу и был казнен.
В отношениях между гражданами в обществе царила общая подозрительность и строгий взаимный контроль. Вмешательство государства во все сферы жизни убило их инициативу и в конечном итоге привело к застою в социально-экономическом развитии Спарты. Такой политический режим очаровал фашистов, сторонников тоталитарной власти.
Внешняя иррациональность социальной структуры Спарты вовсе не означает ее слабость, неэффективность. В Спарте раньше других сфер было четкое разделение по формам собственности, административное деление по регионам, работала замкнутая полукровная система гражданских солдат, была первоклассная армия, эквивалент которой по выучке и духу борьбы был не в Элладе. Прямых свидетельств сильных противоречий в правящем классе нет. Есть основания полагать, что среди спартанских горожан была элитная группа самых выдающихся глав домохозяйств. Спартанских бегунов можно отнести к привилегированному слою. Конные войска и кавалерия пользовались большим уважением не только в Спарте.
Меры по консолидации и объединению граждан, сохранению архаичных обычаев древних времен были продиктованы положением спартанской общины в подавляющей массе порабощенных и зависимых групп населения. Только сплоченность гражданского общества и единый военный коллектив обеспечили господство побежденного населения. Максимальная сплоченность, строгая дисциплина, коллективная практика, общественное образование детей и даже спортивные упражнения в сочетании с примитивным образом жизни, в котором не было театров или других крупных учреждений, были результатом вечного страха перед возможными илотами или периодами восстаний. Систематические избиения, массовые убийства илотов свидетельствовали о том, что террористическая система была основным средством сохранения классового господства спартанцев.
Предоставляя илотам экономическую независимость, спартанцы бдительно следили за их настроением, беспощадно пресекая все попытки освободиться в зародыше. В период боевых действий илоты вводились как вспомогательная сила, они получали самое примитивное оружие; по этой причине илоты понесли ужасные потери в столкновении с хорошо вооруженным противником. Это было выгодно спартанцам.
Илоты несколько раз восставали против похитителей. В 465 г до н.э
И все же за работой и поведением Периека постоянно наблюдали спартанские лидеры — аккордеон. Во время войны перики набирались как легковооруженные солдаты. Разница в битве давала некоторые преимущества. Известно, что илоты, записанные в гоплиты и отличившиеся в боях, были освобождены; их называли неодомодом. При наличии бесплатной государственной земли они могли получить земельный участок.
Спарта была не просто консервативным государством. Это был очаг политической реакции Эллады, ее граждане были заражены милитаризмом. Правители Спарты втянули свой народ в грандиозные военные события, которые потребовали огромных ресурсов и людских ресурсов и в конечном итоге привели к быстрому падению спартанского «сообщества равных».
Во второй половине V в. Спарта, опираясь на свою военную мощь, поставила перед собой цель стать гегемоном Эллады. Во время Пелопоннесской войны (431-404 г до н.э.) правители Спарты объявили, что спартанцы ведут войну якобы за освобождение греков от владычества Афин. Побежденные Афины приняли все условия, продиктованные Спартой, включая отмену их демократического режима и организацию государства по образу и подобию Спарты: олигархии. Став победителем, Спарта получила большой вклад. Но результаты победы в Пелопоннесской войне ухудшили его положение. Многие спартанцы погибли. Страна была измучена. Высокомерие и грубость спартанских правителей и военачальников вызвали народное недовольство ненавистью субъектов политики.
Для Спарты победа в Пелопоннесской войне означала конец самоизоляции и начался отказ от общих греческих товарно-денежных отношений. Появились золотые и серебряные монеты. Согласно Плутарху, в этот период всех спартанцев «охватывало желание обогащения, как если бы оно было чем-то благородным и великим». Особенно обогатились военачальники.
Согласно закону Efor Epitade, спартанцы могли продавать, покупать, отдавать, завещать свою Клэр. Число павших, потерявших землю, собственность гипомионов выросло, а количество товарищей на сеансах уменьшилось. Спартанская «община равных» близилась к упадку, ее политическая и социальная структура не выдерживала давления товарно-денежных отношений. Бели в 480 г до н.э было 8 тысяч полных спартанских воинов, тогда в 418 г н.э. — всего 4 тысячи. И в конце четвертого века. ДО ХРИСТА осталось меньше тысячи. Большинство спартанцев погибло, их участки стали объектами купли-продажи. Спарта потеряла независимость, попала под власть персов, затем македонцев, начиная с 146 г до н. Э. Рима.
Спартанское воспитание
Основной целью спартанского воспитания было воспитать из каждого мальчика сильного бесстрашного воина, а из каждой девочки — здоровую мать физически сильных детей. История о том, что в Спарте слабых детей сбросили со скалы, — это миф. Это не подтверждается ни многочисленными источниками, ни археологическими раскопками.
Девочек воспитывали в помещении. Мальчиков, достигших семилетнего возраста, распределили в специальные группы, которые назывались «агелах», то есть «стада». Там они привыкли жить вместе со сверстниками, увлекшись военным делом.
Их домом служили общие бараки. В любое время года спартанские мальчишки ходили босиком, почти не одетыми. Младенцев специально держали из рук в рот, заставляя добывать себе пищу, быть умелыми и двигательными.
Жалко было не воровать, а быть пойманным на воровстве. В документах упоминается история о том, как мальчик украл лису, спрятал под одеждой, но она начала его кусать. Чтобы учитель не знал, он терпел и хранил молчание до самой смерти.
Мало внимания уделяется воспитанию детей. Им нужно было только овладеть письмом и математикой. При этом спартанцев учили говорить кратко и по существу. Впоследствии такое выступление будет называться «лаконичным», в честь лаконичного района, на котором располагалась Спарта.
Вино вместо воды
Младенцев сразу после рождения погружали в вино. Затем их доставили к телу пожилых людей, чтобы оценить их пригодность к жизни. Плач и крики полностью игнорировались.
Спартанцы следовали учению евгеники о селекции, в которой только сильные могли жить, а слабые должны были умирать. Как только ребенок родился, мать окунула его в вино, чтобы посмотреть, насколько он силен. Если ребенок выжил, совет старейшин Спарты проверил ребенка на физические недостатки. Отец ребенка лично взял ребенка к себе, и старшие решали, подходит ли ребенок для обучения и сможет ли он в будущем стать спартанским воином. Если совет находил ребенка неподходящим, его просто сбрасывали с горы Тайгет. Некоторые источники утверждают, что детей тоже вывезли за город и оставили там: либо ждать доброго незнакомца, либо умереть. В Спарте не было места слабым.
Голод
Со дня рождения спартанского ребенка началась его военная подготовка. Когда мальчикам исполнилось семь, они запустили систему тренировок под названием Agoge. Они жили в плохих условиях, вечно недоедали, получали только достаточно пищи, чтобы поддерживать жизнь. Их учили выживать в постоянном голоде. Если ребенка ловили на краже еды, его наказывали очень сурово. Это было необходимо для того, чтобы молодые спартанцы закаляли свой характер и в будущем могли обходиться без еды, находиться в осаде или вести какую-либо вражду. Кроме того, детей учили быть смелыми и остроумными, учили читать и писать.
Спартанские девушки также обучались так же, как и мальчики, но с меньшим упором на военную подготовку. Спарта была единственным городом-государством, где женщины получали образование в Древней Греции. Преподавались спорт, гимнастика, музыка, поэзия, военное дело.
Плохой пример
Рабы были постоянной угрозой для богатых спартанцев, поскольку превосходили их численностью. Для предотвращения беспорядков спартанцы разработали различные методы. Действительно, военному обществу Спарты были нужны молодые воины, обладающие самообладанием и железной дисциплиной. А чтобы привить молодым солдатам положительные качества, нужно было показать обратную сторону. Это было похоже на убийство одним выстрелом двух зайцев.
Спартанцы сознательно заставляли своих рабов пить вино, а затем показали своим юношам, насколько пьяный человек глуп и уродлив. Молодым людям сказали, что они никогда не должны выглядеть рабами. Это унизило рабов и показало им их место в социальной иерархии. В 20 лет юный спартанец стал солдатом и прослужил в армии до 60 лет. Этих мальчиков учили сражаться в строю фаланги, где координация и дисциплина были абсолютно необходимы.
Спартанская община
Спартанская община была создана в ходе борьбы с соседними землями между рабовладельческим и союзным населением.
Основным порабощенным населением были илоты — крестьяне, раскрашенные по спартиатскому свечению — группами от десяти до пятнадцати человек. Термин «илот», по мнению одних ученых, означает «плененный», по другим — его происхождение произошло от города Гелос.
Илоты заплатили апофор, естественный оброк. Они также выполняли различные обязанности своих хозяев.
В арендную плату входили ячмень, полба, свинина, вино и масло. Илоты тоже должны были пройти военную службу.
Битва началась с войск илотов, они были отправлены прямо в тыл врагу. Фактическое положение илотов не отличалось от положения рабов. Отношение спартанцев к илотам всегда было очень жестоким. Они могли напоить илотов, а затем показать молодым людям, что может принести пьянство.
Индивидуальная собственность в Спарте не развивалась. Земля принадлежала муниципалитету. Каждый Спартиат, который был членом сообщества равных и членом боевой фаланги гоплитов, получал определенную долю (Клэр) от сообщества с илотами, которые жили на нем. Спартиат не мог ни продать, ни освободить пилота, ни изменить свой вклад.
Другую группу зависимого населения составляли периэки («живущие вокруг») — жители регионов, связанных со Спартой. Это были ремесленники, торговцы и крестьяне. И по сравнению с илотами они были в лучшем положении, хотя не имели политических прав. Перики служил в ополчении и мог владеть землей.
Антагонизм между зависимым населением и хозяевами Спарты был сильнее, чем во всем греческом обществе.
Чтобы предотвратить восстание, спартанцы устроили склепы.
Cryptia — карательные походы на илоты, в ходе которых были уничтожены самые сильные.
Во время склепа эфоры объявили илотам «священную войну». Молодые спартанцы вооружились оружием и ночью напали на поселения илотов, посеяли панику, убили сильнейших и снова скрылись.
Фукидид также описал случаи, когда во время Пелопоннесской войны спартанцы собирали илотов, которые хотели получить освобождение за свои заслуги, возлагали им на головы венки, приносили их в храм, после чего илоты исчезали, и никто их больше не видел.
В истории было много элотических восстаний, в основном происходивших во время войны, когда спартанцы были отвлечены военными действиями. Например, известно о великом восстании илотов во время Второй Мессенской войны.
Несмотря на сильную систему, созданную спартанцами, их порядок был разрушен как снаружи, так и изнутри.
Спарта пыталась подчинить себе другие регионы Пелопоннеса, например Аркадию, но была отвергнута горными племенами Аркадии. Затем Спарта хотела закрепить свою власть через союзы. Например, был создан Союз Пелопоннеса (VI век). Этот союз включал почти все районы Пелопоннеса, а затем и торговый город Коринф. Этот союз был одним из самых крупных и влиятельных греческих союзов.
Битва при Саламине — известное первое крупное морское сражение, которое пролило свет на Афины и переместило экономический центр Греции с материка на море.
Так начался спартанский кризис, который привел к распаду всех институтов древней спартанской системы.
Историки отмечают, что спартанские ордена были широко распространены в городах ок. Крит. Согласно информации, Ликург многое позаимствовал у критян. Таким образом, критяне также покупали рабов и несвободных землевладельцев (кларотов), похожих на илотов, но имевших больше прав. Подобные спартанские и критские порядки соблюдались в Фессалии. Там зависимые люди называли себя пенестиями, платили ренту фессалийцам.
Число рабов было в 7 раз выше числа хозяев
Все слышали о спартанцах, но мало что было известно о других людях, живших бок о бок с ними. Это рабы, которые делали все, что спартанец считал унизительным. В древней Спарте их называли илотами. Они вспахивали поля, убирали дома, готовили, строили, работали ремесленниками, делали вино и другие подобные вещи. На каждого свободного гражданина Спарты приходилось семь илотов. Спартанцы во многом полагались на своих слуг. У некоторых мужчин были дети-рабы, чтобы поддержать свою демографию. Илотов также жестоко и массово убивали, чтобы подавить возможные мысли о восстании.
Но илоты не были совсем бедными, даже если у них не было права голоса. Они могли оставить себе 50% плодов своего труда, жениться и иметь возможность совершать религиозные обряды. Они могли обрабатывать свою землю и зарабатывать достаточно, чтобы считаться зажиточными. Около 6000 илотов собрали достаточно денег, чтобы купить себе свободу в 227 году до нашей эры.
Ликург и Закон
О Ликурге писали различные историки и философы, такие как Геродот, Платон и Плутарх. Он известен как законодатель Спарты и ее отец-основатель. Его законы продвигали три спартанских добродетели: равенство, строгость и военную пригодность. После смерти своего старшего брата Ликург стал царем Спарты, но его способы управления делами вызвали ревность вдовы его старшего брата, которая обвинила Ликурга в его убийстве.
Ликург передал свое королевство племяннику, сыну старшего брата, и покинул Спарту, посвятив свою жизнь путешествию. Спартанцы много просили его вернуться, и в конце концов он сделал это, написав новые законы для Спарты. Он также обратился за помощью к Дельфскому оракулу, который заверил его, что то, что он делает, было очень правильным.
Через некоторое время, когда Ликург был уверен, что его реформы работают идеально, он собрал людей и поклялся ими, что они будут верны Закону до его возвращения. Он сказал, что поедет в Дельфы принести жертву богу Аполлону. Другая версия событий гласит, что он сказал спартанцам, что нужно сделать что-то очень важное, и поэтому он должен отправиться в Дельфы. Ликург уехал и добровольно изгнал себя, в конце концов пожертвовав своей жизнью в Дельфах, голодая. В течение следующих пятисот лет его законы укрепляли Спарту до правления Агиса, когда жадность разрушила страну.
Древнее божество
Дошедшие до нас сведения о жизни Ликурга Спартанского, хотя и многочисленны, часто очень противоречивы. Поэтому существует несколько теорий о его происхождении. Некоторые авторы обычно считают, что имя Ликург означает очень старое и забытое божество. Изначально его почитали как стража закона и закона. А когда в других греческих городах-государствах появились известные законодатели, в Спарте этот бог превратился в сознании людей в законодателя-человека.
Реальная личность
Но есть и другое мнение, согласно которому этот человек был историческим, пользовался божественными почестями, хотя в народной традиции его деятельность приукрашивалась вымыслом. Происхождение Ликурга Спартанского доподлинно неизвестно. Но, по мнению многих античных авторов, этот человек принадлежал к царской семье. Существуют противоречивые сведения о жизни и деятельности Ликурга Спартанского. Их годы установить сложно, но, как правило, речь идет о 9-8 веке до нашей эры. NS.
Плутарх, Геродот, как и другие авторы, приводят несколько списков спартанских царей, согласно которым легендарный законодатель происходил из династии Еврипонтидов. Он считается дядей царя Евнома, его племянником и сыном. Исследователи объясняют такие трудности в генеалогии тем, что у спартанцев были остатки многомужества, при котором два брата могли иметь общую жену.
Любимец богов
Как сказано в биографиях Ликурга Спартанского, он пользовался поддержкой Дельфийского оракула. Оракул назвал его фаворитом богов, сказав, что он больше бог, чем человек. Жрица Аполлона предсказала, что законы, которые будут даны им своему народу, будут лучшими в мире. Вдохновленный таким предсказанием, Ликург решил приступить к преобразованиям.
Однажды он появился в собрании народа. Его сопровождали тридцать вооруженных людей, принадлежавших к наиболее выдающимся гражданам Спарты. По всей видимости, это могли быть старейшины тридцати кланов: они составляли дорический народ.
Сначала Харилай заподозрил, что Ликург вторгается в ее жизнь, и сбежал, спрятавшись в храме Паллады. Но потом он убедился, что дядя не замышляет против него заговор, и стал ему помогать.
Начало реформ Ликурга
По возвращении в Спарту Ликург использовал свой накопленный опыт, передав то, что он нашел интересным, далеким цивилизациям мира, окружавшим Грецию, в форме спартанского государства.
Величайшей из его реформ, всегда соответствующей более поздней интерпретации более ранних исторических свидетельств Плутарха, было создание спартанского законодательного органа, органа, который уравновешивал свою власть с властью двух королей, которые могли править в Спарте в любое время.
Этот законодательный орган с 28 старейшинами, избранными пожизненно в его верхнюю палату и состоящий из всех спартанцев, имеющих право голоса в нижней палате, обеспечивал защиту от абсолютной монархии и защиту прав свободных граждан Спарты.
правда, не следует утверждать, что реформы Ликурга касались только формирования органов, которые уравновешивали бы власть королей. Ведь почти весь характер классической Спарты приписывается проведенным им государственным реформам.
Все решают старейшины
Главным нововведением Ликурга было учреждение совета старейшин — герусии. 30 выдающихся людей старше 60 лет, в прошлом отважных бойцов, талантливых военачальников или священников, принимали все важные решения в государстве. Кому объявить войну, какого царя послать (в Спарте, по преданию, было два короля — из конкурирующих династий Агиади и Еврипонтиди), где в этом году сеять ячмень и где сеять пшеницу, как наказать грабителя национальное богатство и так далее. Без стариков в Лаконии не полетит даже муха. Плутарх отмечает, что именно эти уважаемые седые люди не позволили Спарте скатиться к демократии, то есть подпадать под «власть толпы» или тиранию. Оба, как полагал Ликург, были очень вредны для государства.
Земля — поровну
Самая опасная и смелая реформа — «взять все и разделить». Вернувшись из странствий, Ликург приказал уничтожить всю недвижимость, которая была прежде, и снова разделить земли Лаконии поровну. Сопоставьте богатых с бедными. Коммунизм? В некоторой степени да. Перики получили земли за городом, спартанцы — в самой Спарте. Конечно, были волны негодования, но авторитет Ликурга и большинства поддерживавшего его населения полиса уничтожил их в зародыше.
Деньги — это зло
Еще одна «коммунистическая» инициатива. Ликург отменил золотые и серебряные монеты в Спарте. Даже бронзовое кольцо не пустила. Он заменил золото и серебро тяжелыми железными монетами. Настолько огромные, что владельцу большого состояния понадобится настоящий склад для их хранения. А теперь представьте, насколько сложной была задача ограбить такого богатого человека во всех смыслах? Плутарх пишет, что это отбивало у спартанцев одновременно две пагубные страсти: накопление и воровство.
Но был важный нюанс. В то же время отмена обычных денег сильно подорвала внешнюю торговлю Спарты. Ни в ближайшем Аргосе, ни в Коринфе, ни тем более в разоренных Афинах не хотели ничего продавать за железки. Поэтому поток купцов в Спарту постепенно иссяк. Но Ликургу это было нужно. Он боролся с роскошью в своем государстве и, как выясняется, полностью пресек попытки иностранцев навести собственный порядок на земле Лаконии (см. Главу о закрытых границах)
Общие трапезы
Богатые мало что сделали, чтобы оценить денежную реформу. Еще меньше они были довольны «указом» Ликурга об общих трапезах. Как это было раньше? Красиво во всех смыслах. Вы сидите в своем доме, рабы накрывают весь стол аппетитными блюдами, а вы с удовольствием едите жирную утку с овощами и фруктами. А вы поливаете его вином и пьете столько, сколько сможете. Его даже не нужно разбавлять.
После Ликурга все было иначе. Был накрыт большой стол, иногда очень большой, все жители определенного района Спарты, которые одновременно находились в боевой единице, были приглашены и ели одно и то же: еда была довольно простой и, вероятно, немного вкусные. Но наиболее подходит, чтобы быть стройным, подтянутым и поддерживать себя в форме. Даже с вином — вскоре после обеда. В неразбавленном виде его разливали только илотам-полурабам, да и то для того, чтобы показать подрастающему поколению, насколько омерзительны пьяные.
Женщина должна быть раздетой!
Интересные новости из Ликурга в отношении женщин. По мнению царя, они не должны ни в чем уступать мужчинам, они обязаны тренироваться наравне с сильным полом, переносить всевозможные трудности, быть одинаково сильными, умелыми, отважными и так далее. И, как и мужчины, их заставляют соревноваться обнаженными. Отложив в сторону стыд и застенчивость. Помимо прочего, он должен был «зажигать» мужчин, зажигать в них искру похоти. Ликург считал, что это очень важно, но не для мужчин и женщин, их чувства друг к другу не интересовали его так сильно, как может показаться, а для потомков, для будущего Спарты. Для ребенка, рожденного большой страстью, он стал верным сыном своей родины.
Фалангу изобрели в Аргосе, но довели ее до совершенства спартанцы. Фалангу изобрели в Аргосе, но довели ее до совершенства спартанцы.
Любовь — по расписанию и нечасто
В Спарте презирали холостяков. Их могли вообще исключить из политики. Если вы не можете создать семью, то на что вы способны? Они так рассуждали.
Женатый спартанец — другое дело. Слава и честь ему. Он выбрал себе невесту из обнаженных красоток, своих товарищей по гимнастическим упражнениям, после чего приносились жертвы богам, затем следовала общая трапеза, затем влюбленные уходили куда-то в укромное место на соломенной циновке. Поговорив с молодой женой, муж вернулся в бараки (в бараках жили спартанцы, у них не было семейного гнезда в современном понимании), а девушка вернулась к ней. Мы снова встретились через неделю, а то и дольше была разлука. Вы представляете, каково было бы молодой семейной паре? Но такой распорядок, по мнению Ликурга, должен был выдержать неугасимый огонь похоти, что опять-таки важно для потомков.
Обоснование нововведений
Следует отметить, что спартанские институты, которые приписываются реформам Ликурга, были предназначены для придания силы и сплоченности дорическому племени.
Это было им необходимо для того, чтобы они могли оставаться послушными племенам, которые они завоевали в Лаконии, а также взять верх над другими греческими государствами. Это требовало пробуждения и укрепления чувства национального единства среди спартанских граждан.
Этому способствовало введение твердого государственного заказа; установление того же образа жизни, отличного от образа жизни других классов; объединение этого класса в одной местности; повышение его военной мощи за счет строго последовательной дисциплины.
Конец жизни
После проведения реформ спартанский законодатель Ликург, созвав национальное собрание, объявил, что снова поедет в Дельфы. Он решил расспросить оракула об успехе введенных им законов. Королями и членами Герусии он поклялся, что они сохранят эти законы, прежде чем вернуться в Спарту.
Принеся жертву Аполлону, Ликург спросил оракула, и в ответ он почувствовал, что его законы хороши, что Спарта будет могущественной, пока ее жители соблюдают их. Законодатель отправил домой посланника с этим пророчеством. Сам он позже скончался. Одна из версий гласит, что это произошло в Элиде, другая называет Кирром местом его гибели.
Есть и третья, согласно которой Ликург закончил свое земное путешествие на острове Крит, умирая от голода. Он сделал это, чтобы сохранить введенные им законы. Перед смертью он завещал сжечь свое тело, бросив пепел в море.