История персонажа
Полифем — одноглазый великан, жестокий монстр, персонаж из «Одиссеи» Гомера. В древнегреческой мифологии образ героя по-разному освещается древними поэтами и писателями. Он показан как глупый великан или как кровожадное детище.
История создания персонажа
В мифах Древней Греции встречаются необычные существа, олицетворяющие то или иное природное явление. Циклопы считаются рожденными от богов земли и неба, поэтому они отождествляют себя с этими двумя элементами.
По этой причине гиганты изображены в свете молнии. Могущественные сыновья богов славятся своей невероятной силой, которую не могут контролировать даже их родители. Доброму циклопу не было места ни в одной легенде. Традиционно эти герои разрушают и сходят с ума.
Этот образ восходит к авторам древнегреческого эпоса. На самом деле традиция описания одноглазых гигантов в свете жестокости и даже каннибалов сохраняется и современными авторами.
История происхождения могущественных существ восходит к космогоническим легендам. Гайя, богиня земли, родилась из хаоса. Он создал Уран, который стал олицетворением неба. Боги поженились, родив титанов и циклопов. Последний вызвал гнев своего величественного отца своим уродством и нежеланием подчиняться.
Уран бросил троих детей в плен глубоко под землей. Но Гайя страдала от этого, поэтому он попросил младшего сына Кроноса помочь ему освободить братьев. Кронос убил своего отца, преследуя исключительно личные мотивы, после чего началась эпоха противостояния титана и Зевса. Бог грома и молнии победил предателя и приказал освободить детей Урана.
В благодарность за освобождение великаны преподнесли Зевсу дары: молнию и гром. Его братьям, правящим на море и в подземелье, были подарены трезубец и шлем. На этом дружба между ними не закончилась. Одноглазые существа высокого роста и крепкого телосложения с радостью участвовали в военных походах спасителей, всячески помогая богам побеждать.
Писатели Эллады описывали гигантов как глупых и жаждущих человеческой плоти. В некоторых легендах циклопов изображали как единый народ, но чаще в произведениях фигурировал герой-отшельник.
В стихотворении Гомера среда обитания персонажа — пещера, расположенная вдали от людей на острове. У него нет и не может быть семьи, его единственное занятие — овцеводство. Но древнегреческий автор в своей работе не упомянул о способности существа справляться с молнией.
Теокрит описывает чудовище как неразумное существо, страдающее от безответных чувств к нимфе Галатеи. Поэт высмеивает героя, сознательно подвергая его абсурду. У Еврипида ключевой персонаж произведения приобретает сатирические черты, и автор показывает его грубость во всех красках.
Появление циклопов было предопределено тем, что изначально они были связаны с кузнецом. Те, кто работал с металлом, старались защитить глаза от искр. Считается, что появление одноглазых существ было стерто людьми благородной профессии, которые часто носили повязку на глазах, чтобы сохранить зрение.
Имя Полифем означает «красноречие» и «прославление». Гигант оказался популярной фигурой в древнегреческом эпосе, став самым известным циклопом в мифологии.
Образ и биография Полифема
Полифем (ударение на последнем слоге) — внебрачный сын одного из трех главных божеств Посейдона. Мать героя — очаровательная морская нимфа Фус. У Посейдона было много детей, зачатых вне брака. Все они были крутыми и некрасивыми на вид.
Великан жил на острове и занимался овцеводством. Однажды я увидел прекрасную Нереиду Галатею и сразу влюбился в нее. Чтобы выразить свои чувства, великан стал играть на флейте, восхваляя красоту возлюбленной.
Но Галатея просто смеялась над нелепыми попытками привлечь его внимание. Его никогда не давали Полифему, иногда только волнами. Галатею интересовал другой мужчина: пастух Акид. Когда он позвал ее на остров, неуловимая Нереида приземлилась.
Сын Фуса и Посейдона, увидев это изображение, пришел в ярость. Не в силах справиться с эмоциями, одноглазый монстр со страшным ревом оторвал кусок камня и бросил его несчастному любовнику. Акид умер мгновенно, и Галатея превратила тело пастуха в реку.
Событие закалило гиганта. В стихотворении Гомера Улисс с командой прибывает на остров, населенный циклопами. Существо, радуясь несчастным гостям, запирает в своей пещере 12 человек. Каннибал съедает члена отряда на обед, и король Итаки понимает, что для его спасения нужен хитрый план.
Улисс вступает в разговор с монстром, представившись «Никто». Выпив вина гиганта, мужчина смотрит на чудовище. Другие существа бросаются кричать. Они спрашивают, кто виноват в трагедии. Услышав слово «никто», они думают, что Полифем над ними смеется, и уходят.
Команда не могла выбраться из пещеры, потому что им нужно было переместить огромный и тяжелый валун. Тогда лукавый царь Итаки приказал всем привязать себя к чреву овцы, чтобы циклопы не нашли их.
Утром ослепленный Полифем начал освобождать стадо из пещеры, но не смог найти беглецов. На борту корабля Улисс выкрикнул настоящее имя монстра. Циклоп, ставший жертвой обмана, просто не мог отпустить короля. Он попросил отца Посейдона послать шторм и разбить корабль.
Полифем у Феокрита
В своих произведениях этот древнегреческий поэт изображает одноглазого гиганта — глупого сына Посейдона и Тусы. Он влюблен в нимфу Галатею и страдает безответными чувствами. Он врывается и умоляет ее быть с ним, но все безуспешно. Феокрит высмеивает великана, неловко показывает его.
Полифем в культуре
Самая известная репродукция, изображающая сцену из древнегреческой легенды, называется «Пейзаж с Полифемом». Художник Николя Пуссен выполнил работу на заказ, взяв за основу сюжет из поэмы Овидия «Метаморфозы».
На картине изображен несчастный одноглазый монстр, оплакивающий любовь к Галатеи. Известно не менее трех экземпляров полотна, оригинал доступен для просмотра в Эрмитаже (Санкт-Петербург).
Старинный сюжет перенял режиссер Анатолий Петров. В 1995 году он выпустил российский анимационный фильм «Полифем, Акид и Галатея», в котором в описание сына Посейдона были включены мифологические представления о жестоком чудовище. Фильм рассчитан на взрослую аудиторию, роль великана озвучил актер Никита Джигурда.
Музыкальные фигуры не перешли от древнегреческого характера. Итальянский композитор Никола Порпора написал произведение, посвященное герою, в 1735 году. Произведение до сих пор ценится не только в театрах Италии, но и во всем мире.
Американский писатель-фантаст Рик Риордан поместил персонажа в литературный цикл о приключениях Перси Джексона и его борьбе с богами, кентаврами и титанами. Нашлось место Полифему во второй части: спектакле «Перси Джексон и море чудовищ». В экранизации 2013 года роль жестокого великана исполнил Роберт Майе.
Музыка
Луи-Николя Клерамбо написал кантату «Полифем», опус 4 около 1700 года. Французский композитор Жан Красус напишет свою последнюю оперу в четырех действиях и пяти сценах на эту тему, основанную на стихотворении Альберта Самена, награжденного премией Concorso Musicale de la Ville de Париж в 1921 году, дебютировавший в Комической опере в 1922 году.
Философия
Для древнего аллегорического Гераклида Циклоп олицетворял «дикий гнев, присущий каждому человеку». По словам философа-неоплатоника Порфирия, человека возбуждает «демон его родного гороскопа». Циклоп родился в пещере, которая, согласно обширным комментариям византийского архиепископа Эстатиуса, является «полостью сердца; потому что именно там рождается гнев — кипение крови в области сердца ». Для философа Хугворта, который следует этим древним интерпретациям, Полифем после посещения мудрости, воплощенной Улиссом (чей второй псевдоним, Метис, означает и «Личность», и «Мудрость»), становится пророком, «Обильным слов». «Это» не упоминается в его высказываниях. «Фактически, его пророчество сбудется: Улисс вернется на Итаку« на арендованной лодке».
Скульптура
- Голова циклопа Полифема, 2 век до н.э., греческая скульптура JC, Музей изящных искусств (Бостон)
- Невероятный Полифем Галатея в руках Ачи, Огюста Оттина (1866 г.), Люксембургский сад (Париж)
Картина
- Acis et Galatée, избегая взгляда Полифема, картина Франсуа Перье, Лувр, копия Musée des beaux-arts de Carcassonne
- Циклоп Полифем готовится раздавить Ачи камнем, фреска Аннибале Карраччи (1560-1609), Палаццо Фарнезе, Рим
Керамика
- Улисс сбегает из пещеры Полифема, висящей под брюхом барана, греческая краснофигурная ваза, около 501 г до н.э., Badisches Landesmuseum Karlsruhe
Сюжет, который вдохновил художника
Полифем был одним из самых известных циклопов. Одноглазый великан был свирепым каннибалом, который жил на острове и вырастил стадо овец.
Полифем — Арнольд Бёклин, 1896 г. (Музей изящных искусств, Бостон) Полифем — Арнольд Бёклин, 1896 г. (Музей изящных искусств, Бостон)
Улиссу и его товарищам «повезло» добраться до этого острова. Путешественники долго скитались и в конце концов были схвачены циклопом. На глазах героя Полифем тут же разорвал и съел многих своих друзей. Остальных он оставил пленниками в своей пещере.
Улисс со своими людьми ослепляет Полифема, ок. 660 г до н.э. Улисс со своими людьми ослепляет Полифема, ок. 660 г до н.э
Одиссей не зря прославился своей находчивостью: он понимал, что Циклоп позаботится обо всем остальном, поэтому решил действовать быстро. Как только каннибал устал и заснул, герой подошел к нему с острым колом и выколол один глаз хозяину пещеры.
Ослепленный Полифем стремится отомстить — Гвидо Рени, 1639-1640 (Капитолийские музеи) Ослепленный Полифем стремится отомстить — Гвидо Рени, 1639-1640 (Капитолийские музеи)
Разъяренный Циклоп, жаждущий мести, остановился у входа в пещеру, чтобы схватить Улисса и его товарищей, когда они попытались выбраться. Но и здесь герою удалось перехитрить великана.
«Одиссей в пещере Полифема» — Якоб Йорданс, первая половина 17 века (Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва) «Одиссей в пещере Полифема» — Якоб Йорданс, первая половина 17 века (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва)
Улисс и его товарищи спрятались в отаре овец, проползая под животными. Слепой Полифем не смог найти своих пленников, поэтому хитрый герой бежал из пещеры вместе со своими товарищами и вскоре покинул ужасный остров.
Йорданс представляет собой самый удивительный момент в истории: Полифем пытается руками прощупать стадо овец и найти пленников. В это время Улисс помогает своим товарищам лучше спрятаться под овцами, чтобы каннибал их не нашел.
Одиссей и Полифем
Греческая терракотовая статуэтка, Полифем лежит и держит поилку. Конец V — начало IV века до н.э., Беотия. Музей изящных искусств, Бостон.
Древние источники
В эпосе Гомера Улисс приземляется на острове Циклопа по пути домой после Троянской войны и, вместе с некоторыми из своих, входит в пещеру, полную припасов. Когда гигант Полифем возвращается домой со своими стадами, он блокирует вход большим камнем и, насмехаясь над своим обычным гостеприимством, съедает двух мужчин. На следующее утро великан убивает и съедает еще двоих и покидает пещеру, чтобы пасти своих овец.
После того, как великан возвращается вечером и съедает двух других мужчин, Улисс предлагает Полифему крепкое неразбавленное вино, которое ему дали ранее по пути. Пьяный и невнимательный, великан спрашивает Улисса, как его зовут, обещая ему подарок для гостя, если тот ответит. Улисс говорит ему «Οὖτις», что означает «никто», и Полифем обещает съесть этого «никого» последним. При этом засыпает пьяным сном. Тем временем Улисс закалил деревянный кол в огне и воткнул его в глаз Полифему. Когда Полифем просит своих гигантских товарищей о помощи, говоря, что «Никто» не причинил ему вреда, они думают, что Полифем подавлен божественной силой, и рекомендуют в качестве ответа молитву.
Утром слепой циклоп отпускает овец на пастбище, ощупывая их спину, чтобы убедиться, что они не сбежали. Однако Улисс и его люди полюбили животных снизу и поэтому уходят. После плавания со своими людьми Улисс с гордостью раскрывает свое настоящее имя — акт высокомерия, который позже доставит ему неприятности. Полифем умоляет своего отца, Посейдона, отомстить и бросает огромные камни в корабль, из которого Улисс едва может спастись.
История снова появляется в более поздней классической литературе. В «Циклопе», пьесе Еврипида 5-го века до нашей эры, хор сатиров предлагает комическое облегчение от ужасной истории о Полифеме, наказанном за свое нечестивое поведение за несоблюдение церемоний гостеприимства. В своем латинском эпосе Вергилий описывает, как Эней наблюдает за слепым Полифемом, когда он ведет свои стада к морю. Они встретили Ахеменида, который рассказывает историю побега Улисса и его людей, оставив его позади. Гигант изображен спускающимся к берегу с «обрезанной сосной» в качестве трости. Достигнув моря, Полифем смывает кровоточащую впадину и болезненно стонет. Ахеменидов доставляют на борт корабля Энея и отправляют в погоню за Полифемом. Его громкий рев разочарования заставляет остальных Циклопов приземлиться, и Эней в страхе отступает.
Художественные представления
Яркая природа эпизода с Полифемом сделала его одной из любимых тем древнегреческой расписной керамики, чаще всего изображающей слепоту Циклопа и уловку, с которой бегут Одиссей и его люди. Один из таких эпизодов о вазе, изображающей героя, несущего под собой овцу, был использован на греческой почтовой марке 27 драхм в 1983 году.
Свечение было изображено на скульптурах в натуральную величину, включая гигантского Полифема, на скульптурах из Сперлонги, вероятно, сделанных для императора Тиберия. Это может быть интерпретация существующей композиции, которая, по-видимому, была повторена в вариациях в более поздних императорских дворцах Клавдием, Нероном и на вилле Адриана .
Кристофер Вильгельм Экерсберг, Улисс, сбегающий из пещеры Полифема, 1812 год, Художественный музей Принстонского университета
Среди европейских художников по этой теме фламандский Якоб Йорданс нарисовал Улисса, бегущего из пещеры Полифема в 1635 году (см. Галерею ниже), в то время как другие выбрали драматическую сцену, в которой гигантские валуны были брошены в убегающий корабль. На картине Гвидо Рени 1639/40 (см. Ниже) разъяренный гигант бросает валун со скалы, в то время как Улисс и его люди гребут к кораблю далеко внизу. Изображается Полифем, как это часто бывает, с двумя пустыми глазницами и поврежденным глазом, расположенным в центре на лбу. Эта композиция восходит к греческой скульптуре и живописи и воспроизведена в 1802 году «Портрет великана с головой и плечами» Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна (см. Ниже).
Арнольд Бёклин изображает гиганта, стоящего на скалах на берегу и отбрасывающего одного назад, пока люди отчаянно гребут по плавающей волне (см. Ниже), в то время как Полифем стоит на вершине скалы на картине Жана-Леона Жерома 1902 года. Он находится в равновесии, уже бросив камень, который чуть не попадает в корабль. Причина его гнева описана в картине Дж. М. У. Тернера «Улисс, издевающийся над Полифемом» (1829 г.). Здесь корабль плывет вперед, когда солнце вырывается из облаков низко над горизонтом. Сам гигант представляет собой нечеткую форму, едва отличимую от леса и дымной атмосферы высоко над его головой.
Возможное происхождение
Такие сказки, как сказки Гомера о Полифеме, были широко распространены в древнем мире. В 1857 году Вильгельм Гримм составил версии на сербском, румынском, эстонском, финском, русском, немецком и других языках; также известны версии на баскском, саамском, литовском, гасконском, сирийском и кельтском языках. Было идентифицировано более двухсот различных версий примерно из двадцати пяти стран, охватывающих географический регион, простирающийся от Исландии, Ирландии, Англии, Португалии и Африки до Аравии, Турции, России и Кореи. Современные ученые считают, что эти «легенды о Полифеме» сохраняют традиции до Гомера.
Примером такой истории является история из Грузии, Кавказа, в которой рассказывается о нескольких братьях, взятых в плен гигантским одноглазым пастухом по кличке «Одноглазый». После того, как все братья, кроме двух, зажарены и съедены, двое других берут вертел, нагревают его на сильном огне и втыкают в глаз великана. Когда Одноглазый выпустил стадо из загона, он почувствовал, как каждая овца прошла между его ног, но двум братьям удалось убежать, прикрывшись овчиной.
Интересные факты
- Образ циклопа и сцена рытья глаза прослеживаются в мифах многих народов. У славян есть аналог персонажа по имени Лихо Одноглазый.
- В 14 веке на острове Сицилия археологи раскопали останки царя циклопов. Рост абсурдного чудовища составил 9 м. Ученые предположили, что оно стало прообразом мифологического Полифема.
- Итальянские палеонтологи в 2003 году по результатам экспедиции развеяли миф о существовании людей с одним глазом посередине лба. Таким образом, ученые пришли к выводу, что глазница на черепе останков — не что иное, как место для хобота. Это значит, что Полифем из поэмы «Одиссея» вовсе не чудовище, а карликовый слон.
Библиография
- IX век до нашей эры — «Одиссея»
- 408 г до н.э. — «Циклоп»
- II-VIII — «Метаморфозы»
- 2006 — Перси Джексон и море монстров